Нестандартный урок- проповедь по технологии личностно-ориентированного обучения. Цель:выяснить причины возникновения, распространения фашистской идеологии в Западной Европе, развивать умение оперировать ранее полученными фактами, воспитание отрицательного отношения к фашизму.
Введение (что такое фашизм, характерные черты)
Причины возникновения фашизма в Западной Европе
а) Б.Мусолини. Идеология этапов фашизма
б) А. Гитлер. Идеология Германского фашизма
4. Генезис германского фашизма
а) приход фашизма к власти в Германии
б) аппарат насилия
в) политика геноцида
На уроке учитель вместе с учащимися с помощью групповой работы "пишут" книгу о том, почему стало возможным существование фашистских государств в Европе, учащиеся узнают характерные черты фашизма, формируется неприязнь к насилию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Фашизм в межвоенный период" »
Тема урока: Фашизм в межвоенный период
Тип урока: урок-проповедь (нестандартный)
Технология: личностно-ориентированное обучение
Оборудование: карта Западной Европы 1924-39 гг, карточки, схемы
Цели урока:
выяснить причины возникновения, становления, распространения фашизма в Западной Европе;
изучить идеологические принципы фашизма;
развить умение оперировать ранее полученными фактами;
воспитать отрицательное отношение к фашизму;
научить ребят быть не безучастными к чужой судьбе, объяснить каким пагубным может быть не безучастными к чужой судьбе, объяснить каким пагубным может быть равнодушие и принцип невмешательства;
воспитать уважительное отношение к борцам-антифашистам.
План изучения нового материала:
Введение (что такое фашизм, характерные черты)
Причины возникновения фашизма в Западной Европе
а) Б.Мусолини. Идеология этапов фашизма
б) А. Гитлер. Идеология Германского фашизма
4. Генезис германского фашизма
а) приход фашизма к власти в Германии
б) аппарат насилия
в) политика геноцида
Заключение.
Главный вопрос урока: Почему стало возможным существование фашистского государства в самом центре Европы?
I Введение:
Сегодня на уроке мы попытаемся создать книгу о том, почему стало возможным возникновение и процветание фашистского государства в центре Европы, почему стало возможным унижение и уничтожение человека человеком в таком глобальном масштабе, о жесткости и милосердии, бесчинствах фашизма и противостоянии отважных сердец безусловному злу.
Я хочу начать нашу книгу с эпиграфа: «Бойтесь равнодушных, ибо это с их молчаливого согласия совершаются самые жестокие преступления!»
Пусть пункты плана нашего сегодняшнего урока станут возможными главами нашей книги. Слово за слово, идею за идеей мы будем сравнивать, проводить анализ, работать с документами, делать выводы.
Каждая книга начинается с введения. Я позволю себе его написать, а продолжать нашу книгу мы будем вместе.
Давайте вспомним, когда появился фашизм ?
Ответ: в марте 1919 г. в Италии.
Что же предшествовало этому событию?
1918 г- закончилась первая мировая война. Она принесла народам Европы много бедствий и страданий: 10 млн. погибших, 20 млн. – инвалидов и раненых. Люди были потрясены кровопролитной войной. Мировая экономика впала в послевоенный кризис. Безработица, нищета доводили людей до крайности, они были готовы поверить каждому, кто предложит мирное и безбедное существование, каждому, кто на их взгляд может обеспечить стабильность и процветание. Германия оказалась в составе полного экономического хаоса. Совсем истощились запасы топлива, сырья. Сельское хозяйство пришло в упадок. В стране начались эпидемии, голод. Длительная война, дороговизна уничтожила личные сбережения граждан.
По Версальскому договору Германия была признана единственным виновником. 1 м.в. – это воспринимается немцами как вопиющая несправедливость.
Массовое сознание немецкого общества было заражено идеями болезненного реваншизма и воинственного политического экстремизма.
Поражение германии многие немцы объясняют происками марксистов-коммунистов и евреев. Созданная в 1919 гг Версальско-Вашингтонская система мирных договоров оказалась слишком однобокой и непрочной.
Вопрос № 1
Вспомните причины непрочности Версальско-Вашингтонской системы
Ответы:
Тяжесть послевоенного устройства легла на побежденные народы (например Германия должна быть выплатить)132 млрд. марок репарации, что такое репарация)
Возникновение государств с большим количеством национальных меньшинств
Подъем антиколониального движения
Шовинизм (что такое?)
Изоляция Сов. России
Вопрос № 2
Какие 2 лагеря сформированы в мире?
Ответ: Большевистский и капиталистический.
Именно в этих условиях на политической арене появляется послевоенный кризис. Причины возникновения фашизма, его характерные черты. А теперь выясним что такое фашизм? Его характерные черты?
1 группа
Глава I
Слово фашизм итальянского происхождения. Оно означает «пучок, связка, объединение» В конце XIX века на Сицилии действовал антипомещичьи крестьянские организации, эмблемой которых был пучок стеблей растений.
Смысл эмблемы заключается в том, что если один стебель сломать легко, то пучок сломать трудно, и, следовательно, для успеха борьбы необходимо единение. Этим термином после 1 м.в. воспользовались вооруженные боевые отряды, которые стали называться фаши ди комбатименто. (боевые союзы). Фашитсты ввели военизированную форму: черные рубашки, особые отряды – легионы и древнеримское приветствие- вмах протянутой вперед прямой руки.
Фашизм- открытая территориальная диктатура, направленная на подавление всех демократических свобод и общественных движений.
Характерные черты:
Национализм и расизм;
Неприятие демократии;
Стремление создать тоталитарное государство;
Преклонение перед насилием;
Тоталитаризм;
Демагогия, милитаризм.
Причины
экономические социальные
кризисы 1929-33 гг - разочарование населения
резкое обнищания населения в демократических ценностях
крушение прежней - безработица молодежи
экономической системы - ослабление центр. вл.
Вопрос: Сформулируйте главные причины возникновения фашизма?
острое недовольство большинства народа своим положением и социальной ролью. Готовность примкнуть к любому политическому течению, обещавшему найти выход из создавшейся ситуации
болезнь демократии и кризис существования политической системы. Недоверие к властям, стремление к сильной власти кризис массового сознания.
2 группа
Глава II
Идеология фашизма
Теперь попытаемся проследить процесс становления фашизма в Италии и Германии. Для лучшего понимания данного процесса, следует рассмотреть биографии и особенности личностей лидеров фашистов –Бенито Муссолини и Адольфа. Проведем сравнительный анализ итальянских и немецких систем.
Доклады о Муссолини и Гитлере.
Вопросы к докладам:
Какие черты личности Муссолини вы выделили?
Как повлиял его характер на политическую карьеру?
Как вы считаете, что наложило отпечаток на формирование личности Адольфа Гитлера?
Как его личные черты повлияли на проводимую им политику?
Работа с таблицей «Сравнение фашистских режимов в Германии и Италии»
Таким образом, мы определили особенности политики фашистских государств в Италии и Германии и сделали вывод, что политика Гитлера была более реакционной, расширение территорий носило более глобальный характер. Расовая дискриминация и политика геноцида – характерные черты гитлеровского режима.
Девиз Муссолини - «Все для государства, ничего против государства, никого вне государства!»
Девиз Гитлера – «Deuetch aus uber Alles!», т.е. «германия превыше всего!»
На основании выше изложенного следует отметить, что вторая фашистская волна пришлась на период мирового экономического кризиса 1929-33 годов. Она уже захлестнула многие государства и к концу 1939 г. в 23 странах мира существовали движения фашистского типа. В 1922 г. они пришли к власти в Италии, в 1922 году – в Португалии, в 1933 году в Германии. в 1936-1939 году в Испании. В самом центре Европы, под самым носом крупнейших демократических держав (Англия, Франция, США) устанавливается и развивается диктаторский режим.
Подумайте и ответьте на вопрос – Почему это стало возможным?
Ответы детей:
* США проводили политику «невмешательства» в европейские дела;
* Англия и Франция – «политику умиротворения» агрессора («спасти мир
любой ценой»)
* Лига Наций поддерживала идею «мира»
Можно ли назвать политику «невмешательства и умиротворения» – равнодушием?
Ответы детей:
*они продемонстрировали свою слабость, готовность идти на уступки и впредь, а для агрессоров обещания ничего не значили.
Слова У.Черчилля «Англия должна была выбирать между войной и позором. Её министры выбрали позор, чтобы затем получить и войну»
На Нюрнбергском процессе прозвучали слова: « В 1923 году хватило бы семи полицейских, дабы разделаться с гитлеровским маскарадом в Мюнхене. Через 10 лет с этим справились бы 700 хорошо вооруженных солдат рейхсвера. Но прошло чуть больше 20 лет после мюнхенского путча, и потребовалось пожертвовать 70 миллионами человек из разных стран мира, чтобы покончить с Гитлером»
Со 2 августа 1933 года Гитлер получает всю полноту власти – пост президента и рейхсканцлера пожизненно. Вот тут-то начинается настоящее расовое безумие!
Работа с документами (каждой группе дается документ, после знакомства дети отвечают на вопросы по этому документу):
1 группа: - Закон о гражданстве в Рейхе (1935)
- Дополнения к закону о гражданстве
Вопросы:
Какие гражданские права нарушают параграфы данного документа
Что такое человеческое достоинство, учитывается ли это понятие в документе?
Что вы можете сказать о национальной политике фашистов в Германии?
Стихотворение Курта Штейнигера «Сонеты еврейской девушки» стр. 373
2 группа: - онемечив. Восточных территорий
1. Какие общечеловеческие права нарушает данный документ?
2. Какая судьба ожидала представителей «низших» рас
3. выскажите свое мнение к расовому политическому фашизму
3 группа: Записка Гитлера об эвтаназии
На какие категории Гитлер делит жителей рейха? На каком основании?
Какой нравственный выбор стоял перед рядовыми немцами и рядовыми врагами?
А как бы поступили вы?
Стихотворение Иоганнеса Бехера «Где была Германия?» стр. 27
Массовые территории сопровождается гонениями интеллигенции.
Ее лучшие представители вынуждены были эмигрировать из страны. Тот, кто не успел это сделать, оказался в застенках гестапо. Города Германии были озарены кострами из книг великих писателей и ученых. Страну захлестывают волны кровавых еврейских разгромов зверство и варварство фашизма ужасали весь мир.
Заключение книги -напишу я.
Учмтель: Мы рассмотрели становление и развитие фашизма М.С. Горбочев сказал: «Как известно- история не переигрывается, но уроки из нее мы должны извлекать»