kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этнополитические процессы в Казахстане.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

     Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: древние родственные признаки между народностями, этнические изменения у народов Казахстана в средние века, формирование этнополитической общности в Казахстане.  

     Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,

     Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этнополитические процессы в Казахстане.»

Поурочный план-конспект урока.



Дата:_____________

Класс: 7-й класс

Предмет: История Казахстана

Тема : Этнополитические процессы в Казахстане.

Цель:

Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: древние родственные признаки между народностями, этнические изменения у народов Казахстана в средние века, формирование этнополитической общности в Казахстане.

Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,

Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.

Оборудование: карта, доска, учебник

Содержательная часть урока:


  1. Этапы урока

Этап урока

Время

Что делают ученики

Что делает учитель

Организационный

1-3 минут

Уяснение порядка и темпа совместной работы.

Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.

Проверка домашнего задания

15-17 минут

Ответы на вопросы учителя

Контроль усвоения учащимися домашнего задания

Подготовка к усвоению нового материала

1-2 минуты

Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.

Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся

Усвоение новых знаний

15-20 минут

Создание опорного конспекта

Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы

Закрепление новых знаний

1-3 минуты

Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний

Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)

Информация о домашнем задании, инструктаж

1-3 минуты

Запись в дневник

(при необходимости в тетрадь)

При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания

Времени всего

45 минут





















2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.



Проверка домашнего задания

Устный индивидуальный опрос.

  • Какие события негативно повлияли на развитие хозяйства народов, населявших Казахстан? Назовите основные виды хозяйствования, получивших большое распространение в XIII-XV веках. Назовите направления форм хозяйствования.

  • Какие три вида скотоводства получили большое распространение на территории Казахстана? Как можно охарактеризовать вид скотоводства от природно-климатических условий? Расскажите отдельно о кочевом, полукочевом и оседлом видах скотоводства. Какие виды скота была наиболее распространены в Казахстане? Где разводили крупный рогатый скот?

  • Какую особенность имело земледелие в Казахстане? Назовите основной вид земледелия на юге Казахстана. Какие города и районами были основными центрами поливного земледелия? Какие сельскохозяйственный культуры выращивались в Казахстане?

  • Чем было вызвано развитие ремесел в Казахстане? Назовите основные изделия ремесел. Какие ремесла были наиболее популярными в Казахстане? Чем характеризуется развитие гончарного дела в Казахстане? Назовите основные изделия гончаров. Что вы знаете о цеховой организации гончаров Казахстана?

  • Какие археологические источники доказывают вывод о развитии в Казахстане кузнечного дела? Назовите основные изделия кузнецов Казахстана. Какие методы и технические приемы работы использовали в своем труде ювелиры? Перечислите основные украшения, изготовляемых ювелирными мастерами.

  • Какие еще виды ремесел были популярны в городах? Назовите основные изделия, которые производили стеклодувы, обработчики камня и кости.

  • Назовите основные формы торговли. В каких маршрутах происходила торговля в Казахстане? Что обменивали кочевники и горожане при обменной форме торговли в Казахстане? Перечислите города, через которые шла торговля с городами Средней Азии, Китая и России.







Подготовка к усвоению нового материала.

К середине XV века на территории Казахстана окончательно сформировалась совокупность единых черт у народов, населявших Казахстан. Все народы обладали схожими внешними признаками, веди одинаковый образ жизни, занимались схожими видами хозяйства, а также говорили на одном языке. Но самое главное, что объединяло все эти рода и племена – единое самосознание, то есть понимание того, что происходят они от одних и тех же родственников, и по сути своей, являются народностями схожими. Таки образом, к середине XV века окончательно сложился казахский народ, имеющий в числе своих предков многочисленные племена андроновцев, саков, тюрков, кыпчаков и многих других.


Новая тема.

Древние родственные признаки.

Этнос, т.е. народ (племя, народность, нация) – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая не только общими внешним и чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры, включая язык, и психики, а также сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп, т.е. самосознанием, закрепленным в самоназвании, т.е. этнониме.


ФОРМИРОВАНИЕ

НАРОДА

ИЗУЧАЮТ

Археологи, антропологи, этнографы, филологи и другие ученые

УЧАСТВУЮТ

Многие десятки и сотни народов – андроновцы, саки, сарматы, уйсуны и др.







По предположениям ученых, в эпоху бронзы Казахстан населяли племена европеоидного типа. Лишь с вторжением в земли Казахстана племен гуннов и слияния их с местными племенами саков, сарматов и уйсунов в облике местных жителей появляются монголоидные черты.


Этапы формирования казахской народности

Истоки образования казахской народности восходит к глубокой древности, начиная с середины II тыс. до. н. э. и завершается в ХV- XVI вв. с образованием Казахского ханства.

Основные этапы формирования казахской народности:

  • Древний (сакский ) период (II тыс. до н.э. – V в.н.э.) эпоха разложения первобытнообщинного строя — это племена андроновской культуры, племенные союзы саков, сарматов, усунней и кангюев. Эти ираноязычные племена принадлежали европеоидному типу населения.

  • Раннесредневековый (тюркский) период (VI-Х вв.) — эпоха связана с массовым переселением хунну и тюрков на территории Казахстана с середины I тыс.н.э. Образование древнетюркских государств способствовали постепенной монголизации антропологического типа и распространению тюркских языков. Крупные тюркоязычные племена — тюрки, тюргеши, карлуки, огузы, усуни, канглы и др. Становление и укрепление раннефеодальных общественных отношений, общие формы хозяйства и культуры, утверждение тюркского языка как основного среди населения способствовали объединительным тенденциям в этнических процессах.

  • Средневековый (кыпчакский) период (Х - н. XIII вв.) — эпоха объединения этно-политическими и хозяйственно-территориальными связями многих этнических групп региона, входившее в состав Кыпчакского государства, занимавшего всю территорию современного Казахстана, кроме Семиречья., Это тюркоязычные племена — кыпчаки, кимаки, найманы, кереиты, уйсуны, канглы, карлуки, огузы, аргыны и др. На основе кыпчакского языка сформировался современный казахский язык. К началу ХIII в. в условиях многоукладного хозяйства кочевого, полукочевого и оседлого земледелия и городской культуры, упрочения государственного образования с большей или меньшей степенью стабильности, сложения языковой, культурно-бытовой общности происходила этническая консолидация населения.

  • Монгольское нашествие притормозило процесс сложения казахской народности. Была истреблена, уведена в рабство, втянута в завоевательные походы Чингизидов и таким образом перемещена за пределы Казахстана значительная часть населения. Оставшаяся часть тюркоязычных племен Казахстана оказалось разъединенной между улусами Джучи, Чагатая, Угэдея. Разрушение экономики привело к разрыву хозяйственных связей, что тормозило этническое сплочение. Добавились новые этнические группы монгольские роды и племена. Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе местного населения.

  • Позднее средневековье (ХIV-ХV вв.) — эпоха восстановления этнических процессов и консолидации тюркоязычных и оттюркизированных монгольских племен в составе государств — Ак Орда, Могулистан, Ханство Абулхаира и Ногайской Орды. Этнические народы этих государств был в основном идентичны. Важным условием слияния племен в народность является развитие хозяйства и хозяйственных связей. Создавался единый экономический регион с устойчивыми связями населения, как в хозяйственном, так и в этнокультурном, этнополитическом, устанавливались бытовые контакты не только между представителями близкородственных этносов, но и других этнических групп. Закрепились характерные особенности тюркского языка. Населению был присущ единый антропологический тип, идентичный казахам последующего времени.

  • Позднее средневековье (XV-XVI вв.) — эпоха завершения процесса формирования казахской народности. Образование Казахского ханства ускорил длительный и сложный путь сложения единой народности, под именем «казахи». В начале XVI в. этническую основу казахской народности составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков, усуней, канглов, хунну, тюрков, карлуков, кимаков, кыпчаков до аргынов, кереев, конуратов, жалаиров, дулатов и многих других, живших в разное время на территории Казахстана.


Закрепление новых знаний. Вопросы для повторения и закрепления по новой теме.

  • Что такое этнос? Дайте определение. Ученые каких специальностей изучают порядок формирования народов?

  • Какие народности принимали участие в формировании казахского народа? Назовите расу, к которой, в эпоху бронзового века, относились жители Казахстана. Из-за какого события во внешнем облике стали преобладать монголоидные черты?

  • Назовите основные этапы формирования казахской народности. Когда были сформированы все необходимые признаки для складывания единой народности Казахстана? Каким событием был прерван этот процесс?


Информация о домашнем задании.

2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Этнополитические процессы в Казахстане.

Автор: Зулкарнаева Нагима Амангельдиновна

Дата: 19.03.2016

Номер свидетельства: 307754

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Тема: Завершение процесса становления казахского народа. "
    ["seo_title"] => string(65) "tiema-zaviershieniie-protsiessa-stanovlieniia-kazakhskogho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "109585"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404795629"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока "Образование казахского народа" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-obrazovaniie-kazakhskogho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "218160"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433681572"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "«Казахское ханство в  XV века  -  XVII века»"
    ["seo_title"] => string(42) "kazakhskoie-khanstvo-v-xv-vieka-xvii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "269094"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450765994"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) ""Хош келді?, Наурыз!" "
    ["seo_title"] => string(20) "khosh-kieldin-nauryz"
    ["file_id"] => string(6) "189143"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426829956"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства