Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: древние родственные признаки между народностями, этнические изменения у народов Казахстана в средние века, формирование этнополитической общности в Казахстане.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательная содействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Этнополитические процессы в Казахстане.»
Поурочный план-конспект урока.
Дата:_____________
Класс: 7-й класс
Предмет: История Казахстана
Тема : Этнополитические процессы в Казахстане.
Цель:
Обучающая обеспечить усвоение следующих основых знаний, понятий и фактов, входящих в содержание темы урока: древние родственные признаки между народностями, этнические изменения у народов Казахстана в средние века, формирование этнополитической общности в Казахстане.
Развивающая в целях развития у учащихся умения выделить главное, основное в изучаемом материале продолжить обучению навыкам составления схем и планов, формулированию выводов и контрольных вопросов,
Воспитательнаясодействовать в ходе урока формиррованию мирововозренческих понятий развития природы и общества.
Оборудование: карта, доска, учебник
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Этап урока
Время
Что делают ученики
Что делает учитель
Организационный
1-3 минут
Уяснение порядка и темпа совместной работы.
Приветствие, контроль присутствия учащихся на уроке, определение порядка и темпа совместной работы.
Проверка домашнего задания
15-17 минут
Ответы на вопросы учителя
Контроль усвоения учащимися домашнего задания
Подготовка к усвоению нового материала
1-2 минуты
Усвоение положения в Центральной Азии после распада Тюркского каганата.
Объяснение значения тюрков и перечисление тюркоговорящих народов. Руководство и управление деятельностью учащихся
Усвоение новых знаний
15-20 минут
Создание опорного конспекта
Объяснение нового материала с упором на составление плана-схемы темы
Закрепление новых знаний
1-3 минуты
Ответы на вопросы учителя, определение уровня первоначального усвоения, при необходимости – коррекция знаний
Вопросы на усвоение по объясненному материалу (при необходимости – объяснение моментов, вызывающих трудности в усвоении)
Информация о домашнем задании, инструктаж
1-3 минуты
Запись в дневник
(при необходимости в тетрадь)
При необходимости – возможные варианты выполнения домашнего задания
Времени всего
45 минут
2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Устный индивидуальный опрос.
Какие события негативно повлияли на развитие хозяйства народов, населявших Казахстан? Назовите основные виды хозяйствования, получивших большое распространение в XIII-XV веках. Назовите направления форм хозяйствования.
Какие три вида скотоводства получили большое распространение на территории Казахстана? Как можно охарактеризовать вид скотоводства от природно-климатических условий? Расскажите отдельно о кочевом, полукочевом и оседлом видах скотоводства. Какие виды скота была наиболее распространены в Казахстане? Где разводили крупный рогатый скот?
Какую особенность имело земледелие в Казахстане? Назовите основной вид земледелия на юге Казахстана. Какие города и районами были основными центрами поливного земледелия? Какие сельскохозяйственный культуры выращивались в Казахстане?
Чем было вызвано развитие ремесел в Казахстане? Назовите основные изделия ремесел. Какие ремесла были наиболее популярными в Казахстане? Чем характеризуется развитие гончарного дела в Казахстане? Назовите основные изделия гончаров. Что вы знаете о цеховой организации гончаров Казахстана?
Какие археологические источники доказывают вывод о развитии в Казахстане кузнечного дела? Назовите основные изделия кузнецов Казахстана. Какие методы и технические приемы работы использовали в своем труде ювелиры? Перечислите основные украшения, изготовляемых ювелирными мастерами.
Какие еще виды ремесел были популярны в городах? Назовите основные изделия, которые производили стеклодувы, обработчики камня и кости.
Назовите основные формы торговли. В каких маршрутах происходила торговля в Казахстане? Что обменивали кочевники и горожане при обменной форме торговли в Казахстане? Перечислите города, через которые шла торговля с городами Средней Азии, Китая и России.
Подготовка к усвоению нового материала.
К середине XV века на территории Казахстана окончательно сформировалась совокупность единых черт у народов, населявших Казахстан. Все народы обладали схожими внешними признаками, веди одинаковый образ жизни, занимались схожими видами хозяйства, а также говорили на одном языке. Но самое главное, что объединяло все эти рода и племена – единое самосознание, то есть понимание того, что происходят они от одних и тех же родственников, и по сути своей, являются народностями схожими. Таки образом, к середине XV века окончательно сложился казахский народ, имеющий в числе своих предков многочисленные племена андроновцев, саков, тюрков, кыпчаков и многих других.
Новая тема.
Древние родственные признаки.
Этнос, т.е. народ (племя, народность, нация) – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая не только общими внешним и чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры, включая язык, и психики, а также сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп, т.е. самосознанием, закрепленным в самоназвании, т.е. этнониме.
ФОРМИРОВАНИЕ
НАРОДА
ИЗУЧАЮТ
Археологи, антропологи, этнографы, филологи и другие ученые
УЧАСТВУЮТ
Многие десятки и сотни народов – андроновцы, саки, сарматы, уйсуны и др.
По предположениям ученых, в эпоху бронзы Казахстан населяли племена европеоидного типа. Лишь с вторжением в земли Казахстана племен гуннов и слияния их с местными племенами саков, сарматов и уйсунов в облике местных жителей появляются монголоидные черты.
Этапы формирования казахской народности
Истоки образования казахской народности восходит к глубокой древности, начиная с середины II тыс. до. н. э. и завершается в ХV- XVI вв. с образованием Казахского ханства.
Основные этапы формирования казахской народности:
Древний (сакский ) период (II тыс. до н.э. – V в.н.э.) эпоха разложения первобытнообщинного строя — это племена андроновской культуры, племенные союзы саков, сарматов, усунней и кангюев. Эти ираноязычные племена принадлежали европеоидному типу населения.
Раннесредневековый (тюркский) период (VI-Х вв.) — эпоха связана с массовым переселением хунну и тюрков на территории Казахстана с середины I тыс.н.э. Образование древнетюркских государств способствовали постепенной монголизации антропологического типа и распространению тюркских языков. Крупные тюркоязычные племена — тюрки, тюргеши, карлуки, огузы, усуни, канглы и др. Становление и укрепление раннефеодальных общественных отношений, общие формы хозяйства и культуры, утверждение тюркского языка как основного среди населения способствовали объединительным тенденциям в этнических процессах.
Средневековый (кыпчакский) период (Х - н. XIII вв.) — эпоха объединения этно-политическими и хозяйственно-территориальными связями многих этнических групп региона, входившее в состав Кыпчакского государства, занимавшего всю территорию современного Казахстана, кроме Семиречья., Это тюркоязычные племена — кыпчаки, кимаки, найманы, кереиты, уйсуны, канглы, карлуки, огузы, аргыны и др. На основе кыпчакского языка сформировался современный казахский язык. К началу ХIII в. в условиях многоукладного хозяйства кочевого, полукочевого и оседлого земледелия и городской культуры, упрочения государственного образования с большей или меньшей степенью стабильности, сложения языковой, культурно-бытовой общности происходила этническая консолидация населения.
Монгольское нашествие притормозило процесс сложения казахской народности. Была истреблена, уведена в рабство, втянута в завоевательные походы Чингизидов и таким образом перемещена за пределы Казахстана значительная часть населения. Оставшаяся часть тюркоязычных племен Казахстана оказалось разъединенной между улусами Джучи, Чагатая, Угэдея. Разрушение экономики привело к разрыву хозяйственных связей, что тормозило этническое сплочение. Добавились новые этнические группы монгольские роды и племена. Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе местного населения.
Позднее средневековье (ХIV-ХV вв.) — эпоха восстановления этнических процессов и консолидации тюркоязычных и оттюркизированных монгольских племен в составе государств — Ак Орда, Могулистан, Ханство Абулхаира и Ногайской Орды. Этнические народы этих государств был в основном идентичны. Важным условием слияния племен в народность является развитие хозяйства и хозяйственных связей. Создавался единый экономический регион с устойчивыми связями населения, как в хозяйственном, так и в этнокультурном, этнополитическом, устанавливались бытовые контакты не только между представителями близкородственных этносов, но и других этнических групп. Закрепились характерные особенности тюркского языка. Населению был присущ единый антропологический тип, идентичный казахам последующего времени.
Позднее средневековье (XV-XVI вв.) — эпоха завершения процесса формирования казахской народности. Образование Казахского ханства ускорил длительный и сложный путь сложения единой народности, под именем «казахи». В начале XVI в. этническую основу казахской народности составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков, усуней, канглов, хунну, тюрков, карлуков, кимаков, кыпчаков до аргынов, кереев, конуратов, жалаиров, дулатов и многих других, живших в разное время на территории Казахстана.
Закрепление новых знаний.Вопросы для повторения и закрепления по новой теме.
Что такое этнос? Дайте определение. Ученые каких специальностей изучают порядок формирования народов?
Какие народности принимали участие в формировании казахского народа? Назовите расу, к которой, в эпоху бронзового века, относились жители Казахстана. Из-за какого события во внешнем облике стали преобладать монголоидные черты?
Назовите основные этапы формирования казахской народности. Когда были сформированы все необходимые признаки для складывания единой народности Казахстана? Каким событием был прерван этот процесс?