Урок в системе развивающего обучения в 7 классе "Экономика России в первой четверти XVIII века". Учитель последовательно ставит перед учениками вопросы, ответы на которые они ищут самостоятельно, используя имеющиеся источники информации. На уроке мы пытаемся дать оценку с позиций нравственности и государственности тех успехов, которые были достигнуты в правление Петра I.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экономика России в первой четверти XVIII века. »
Учитель истории МБОУ СОШ № 25 Темрюкского района Краснодарского края Чепурина Лариса Борисовна
Урок в системе развивающего обучения в 7 классе
Экономика России в первой четверти XVIII в.
Цели и задачи урока:
- формирование оценки с позиций нравственности и государственности тех успехов, которые были достигнуты в правление Петра I;
- определение причин народного недовольства в период экономического подъема;
- совершенствование навыков самостоятельной работы с историческими документами, понятиями, картой.
Оборудование: карта «Россия в первой половине XVIII в.», учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России. Конец XVI – XVIII век» для общеобразовательных учреждений, раздаточный материал (разноуровневые задания по социально-экономическому развитию), таблицы «Экономическое развитие России к началу XVIII в. и к 1725г.»; «Народные восстания в эпоху Петра I» (пишутся на доске).
Ход урока.
1. Вводно-мотивационная часть, выявление противоречия и постановка учебной задачи.
Вопросы для вводной беседы:
1. Экономика выполняет определенную функцию в государстве. Какую? (Усиление могущества государства, обеспечение населения необходимыми товарами.)
2. Какие условия способствуют росту экономики? (Льготное налогообложение, вложение средств частных лиц и государства.)
3. Каким образом взаимосвязаны экономика и уровень благосостояния населения? (Уровень благосостояния населения зависит от уровня развития экономики.)
Теперь проанализируем две таблицы.
Таблица 1. Экономическое развитие России к началу XVIIIв. и к 1725г.
К началу XVIIIв.
К 1725г.
около 30
около 200
Выплавка чугуна (тыс. пудов)
150
800
Торговый оборот (млн. руб.)
Ввоз преобладал над вывозом
Ввоз – 2,1
вывоз – 4,2
Таблица 2. Народные восстания в эпоху Петра I.
Когда
Где
Кто участвовал
1705 – 1706 гг.
Астрахань и окрестности
Стрельцы, зажиточные горожане и беднота
1707 – 1707 гг.
Донской край и прилегающие территории
Казаки и крестьяне
1705 – 1711 гг.
Башкирия
Башкиры и другие нерусские народы Урала и Поволжья
Данные двух таблиц противоречат друг другу: экономика страны растет, а чем-то недовольный народ бунтует, причем восстают представители разных податных сословий. Таким образом возникает вопрос, который формулирует задачу урока: почему экономический подъем при Петре I сопровождается народными восстаниями?
2. Организация учебной деятельности.
Учитель последовательно ставит перед учениками вопросы, ответы на которые они ищут самостоятельно, используя имеющиеся источники информации.
1. Благодаря чему в первой четверти XVIIIв. наблюдался быстрый рост крупной мануфактурной промышленности?
Используя учебник, ребята приходят к выводу, что рост крупной промышленности происходит благодаря усилиям государства. Оно само вкладывало средства в развитие мануфактур и поощряло предпринимателей, предоставляя им разные льготы. На мануфактурах повсеместно использовался труд крепостных, приписанных к предприятиям.
2. Какие мануфактуры создавались при Петре I и почему?
Работая с картой, ученики делают вывод, что создавались преимущественно мануфактуры, обеспечивавшие военные нужды государства (сейчас это называется военно-промышленным комплексом). Полотняные и суконные мануфактуры тоже выпускали продукцию для армии, в частности, обмундирование. Мануфактуры этого времени выпускали товары прежде всего для удовлетворения нужд государства, а не народа. По карте определяем местонахождение мануфактур.
3. Как и почему изменилась налоговая система?
Работа с текстом учебника. Ученики выясняют, что при Петре Великом был осуществлен переход от подворного налогообложения к подушной подати, что способствовало росту самих налогов и значительному пополнению государственной казны.
4. Почему народ не слагал песен, прославлявших победы и дела Петра I?
Вопрос имеет итоговый характер и выводит на учебную задачу урока. Учащиеся, обобщая сделанные выводы, отмечают, что народ не слагал песен, прославлявших победы Петра I, потому что преобразования легли тяжким бременем на плечи народа и повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу дела Петра были чужды, многие видели в нем виновника своих бед. Часто это недовольство выливалось в открытую борьбу против царя-реформатора.
В конце урока пытаемся дать оценку с позиций нравственности и государственности тех успехов, которые были достигнуты в правление Петра.