kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экономика России в первой четверти XVIII века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в системе развивающего обучения в 7 классе "Экономика России в первой четверти XVIII века". Учитель последовательно ставит перед учениками вопросы, ответы на которые они ищут самостоятельно, используя имеющиеся источники информации. На уроке мы пытаемся дать оценку с позиций нравственности и государственности тех успехов, которые были достигнуты в правление Петра I. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экономика России в первой четверти XVIII века. »

Учитель истории МБОУ СОШ № 25 Темрюкского района Краснодарского края Чепурина Лариса Борисовна



Урок в системе развивающего обучения в 7 классе

Экономика России в первой четверти XVIII в.

Цели и задачи урока:

- формирование оценки с позиций нравственности и государственности тех успехов, которые были достигнуты в правление Петра I;

- определение причин народного недовольства в период экономического подъема;

- совершенствование навыков самостоятельной работы с историческими документами, понятиями, картой.

Оборудование: карта «Россия в первой половине XVIII в.», учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России. Конец XVI – XVIII век» для общеобразовательных учреждений, раздаточный материал (разноуровневые задания по социально-экономическому развитию), таблицы «Экономическое развитие России к началу XVIII в. и к 1725г.»; «Народные восстания в эпоху Петра I» (пишутся на доске).

Ход урока.

1. Вводно-мотивационная часть, выявление противоречия и постановка учебной задачи.

Вопросы для вводной беседы:

1. Экономика выполняет определенную функцию в государстве. Какую? (Усиление могущества государства, обеспечение населения необходимыми товарами.)

2. Какие условия способствуют росту экономики? (Льготное налогообложение, вложение средств частных лиц и государства.)

3. Каким образом взаимосвязаны экономика и уровень благосостояния населения? (Уровень благосостояния населения зависит от уровня развития экономики.)

Теперь проанализируем две таблицы.

Таблица 1. Экономическое развитие России к началу XVIIIв. и к 1725г.


К началу XVIIIв.

К 1725г.


около 30

около 200

Выплавка чугуна (тыс. пудов)

150

800

Торговый оборот (млн. руб.)

Ввоз преобладал над вывозом

Ввоз – 2,1

вывоз – 4,2



Таблица 2. Народные восстания в эпоху Петра I.

Когда

Где

Кто участвовал

1705 – 1706 гг.

Астрахань и окрестности

Стрельцы, зажиточные горожане и беднота

1707 – 1707 гг.

Донской край и прилегающие территории

Казаки и крестьяне

1705 – 1711 гг.

Башкирия

Башкиры и другие нерусские народы Урала и Поволжья



Данные двух таблиц противоречат друг другу: экономика страны растет, а чем-то недовольный народ бунтует, причем восстают представители разных податных сословий. Таким образом возникает вопрос, который формулирует задачу урока: почему экономический подъем при Петре I сопровождается народными восстаниями?

2. Организация учебной деятельности.

Учитель последовательно ставит перед учениками вопросы, ответы на которые они ищут самостоятельно, используя имеющиеся источники информации.

1. Благодаря чему в первой четверти XVIIIв. наблюдался быстрый рост крупной мануфактурной промышленности?

Используя учебник, ребята приходят к выводу, что рост крупной промышленности происходит благодаря усилиям государства. Оно само вкладывало средства в развитие мануфактур и поощряло предпринимателей, предоставляя им разные льготы. На мануфактурах повсеместно использовался труд крепостных, приписанных к предприятиям.

2. Какие мануфактуры создавались при Петре I и почему?

Работая с картой, ученики делают вывод, что создавались преимущественно мануфактуры, обеспечивавшие военные нужды государства (сейчас это называется военно-промышленным комплексом). Полотняные и суконные мануфактуры тоже выпускали продукцию для армии, в частности, обмундирование. Мануфактуры этого времени выпускали товары прежде всего для удовлетворения нужд государства, а не народа. По карте определяем местонахождение мануфактур.

3. Как и почему изменилась налоговая система?

Работа с текстом учебника. Ученики выясняют, что при Петре Великом был осуществлен переход от подворного налогообложения к подушной подати, что способствовало росту самих налогов и значительному пополнению государственной казны.

4. Почему народ не слагал песен, прославлявших победы и дела Петра I?

Вопрос имеет итоговый характер и выводит на учебную задачу урока. Учащиеся, обобщая сделанные выводы, отмечают, что народ не слагал песен, прославлявших победы Петра I, потому что преобразования легли тяжким бременем на плечи народа и повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу дела Петра были чужды, многие видели в нем виновника своих бед. Часто это недовольство выливалось в открытую борьбу против царя-реформатора.

В конце урока пытаемся дать оценку с позиций нравственности и государственности тех успехов, которые были достигнуты в правление Петра.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Экономика России в первой четверти XVIII века.

Автор: Чепурина Лариса Борисовна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII века"
    ["seo_title"] => string(67) "ekonomichieskoie-razvitiie-rossii-v-piervoi-chietvierti-xviii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "253436"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447597831"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  по истории. 7 класс (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(66) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istorii-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130785"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415987955"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Обобщающий урок  по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого». "
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-obrazovaniie-rossiiskoi-impierii-epokha-pietra-vielikogho"
    ["file_id"] => string(6) "186872"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426428862"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Презентация «Экономика России в первой четверти XVIII века» (История России, 7 класс) "
    ["seo_title"] => string(90) "priezientatsiia-ekonomika-rossii-v-piervoi-chietvierti-xviii-vieka-istoriia-rossii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "134274"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416727547"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочий лист по теме "Экономика России в первой четверти XVIII века"."
    ["seo_title"] => string(68) "rabochii_list_po_teme_ekonomika_rossii_v_pervoi_chetverti_xviii_veka"
    ["file_id"] => string(6) "620511"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1671109426"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства