Урок «Борьба Руси с западными завоевателями»
Базовый учебник - История России. С древнейших времен до конца 16 века. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. - 9-е изд. - М.: Просвещение. 2012.
Тип урока - комбинированный.
Цели урока: создать условия для осознания учащимися особенностей
иноземного вторжения через борьбу Руси с западными завоевателями на примере Невской битвы и Ледового побоища.
Задачи урока:
Образовательные: формирование у учащихся представлений о вторжение западных завоевателей и их завоевательной политики, определить роль личности Александра Невского в истории Руси; раскрыть этапы борьбы северорусских земель с крестоносцами и шведами.
Развивающие: продолжить формирование общих и специальных умений: вычленять причинно-следственные связи; делать выводы; работать с картой; работать в группах; выполнять проблемные задания.
Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому нашего народа, сострадание к горю наших предков, переживших ужас вторжения западных завоевателей, чувство гражданского долга, патриотизма.
Предполагаемые результаты урока: активизация познавательной деятельности учащихся; интеллектуальное развитие учащихся; повышение качества учебно-познавательного процесса; психологическая удовлетворенность ребят уроком; сформированное у учащихся представление о необходимости для Руси отпора немецкой и шведской агрессии на северо-западе, формирование у учащихся практических умений и навыков оперировать историческими датами, осознание значения победы русского народа, под предводительством А.Невского, в Невской битве и Ледовом побоище.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания:
Вопросы учителя к ученикам:
A) Какой период истории нашей страны мы изучаем? (Феодальная
раздробленность).
Б) Что такое феодальная раздробленность? (Закономерный этап исторического развития человеческого общества).
B) Дайте характеристику этого этапа развития нашей страны.
(Положительное - рост городов, ремесла, торговли, сохранение единого языка, письменности, религии. Отрицательное - слабая центральная власть, самостоятельность местных князей, боярства, распад государства на отдельные княжества, дробление между наследниками, уязвимость для внешних врагов). Учитель: Как известно русичи, всегда отличались миролюбивым характером. Даже пленных они не превращали в рабов, а принимали их как родичей. Русь в основном сравнивают с крестьянином, мирно пашущим свою землю.
Слайд 1 .Скажите пожалуйста, а насколько мирной была жизнь Руси? Какая опасность, нависла над Русью в первой половине XIII века? (Монголо – татарское нашествие).
Слайд 1.1
Работа обучающихся в группах с источниками.
Задание для 1 группы:
Плано Карпини «История монголов»
«...Если одна область не захочет подать помощь другой /в борьбе против монголов/, то та земля, против которой они [монголы] сражаются, будет разорена, и вместе с теми людьми, которых они заберут в плен, они будут сражаться прочив другой земли, и эти пленники будут первыми в строю. Вели они будут плохо сражаться, то будут ими убиты, а если хороню, то татары удерживают их посулами и льстивыми речами...
И нет, как нам кажется, ни одной области, которая могла бы сама по себе оказать им сопротивление, потому что, как сказано выше, люди собираются на войну со всякой земли державы татар. ...Если христиане хотят сохранить самих себя, свою землю и христианство, то царям, князьям, баронам и правителям земель надлежит собраться воедино и с общего решения послать против них людей на бой, прежде чем они начнут распространяться по земле, так как, раз они начнут рассеиваться по земле, ни один не может соответственно подать помощь другому. Ибо татары толпами отыскивают повсюду людей и убивают, а если кто запрется в крепости, то они ставят вокруг крепости или города для осады их три или четыре тысячи человек... а сами тем не менее рассеиваются по земле и убивают людей...»
Вопросы и задания к документу:
1.Какие ошибки допускали правители земель, покоренных монголо-татарами?
2.Как монголо-татары использовали пленников?
Как монголо-татарам удавалось усиливать свою армию за счет пленников?
Перечислите те приемы, при помощи которых монголо-татарские войска побеждали своих противников.
5. Как, по мнению автора документа, можно было справиться с угрозой монголо-татарского нашествия?
Задание для 2 группы:
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
«В лето 6745 [ 1237 г.|... Пришел безбожный царь Батый на Русскую землю со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И услышал великий князь Юрий... Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам па него пошел. Князь великий Георгий Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем... И послал князь Юрий Рязанский... за братьями своими: за князем Давидом... Муромским, и за князем Глебом... Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями...»
Вопросы и задания к документу:
1 .Найдите на карге упомянутые в тексте русские земли и покажите путь Батыя на Русь,
2.Что предпринял рязанский князь Юрий, узнав об угрозе нападения войск Батыя?
3. К кому обращался за помощью рязанский князь?
Задание для 3 группы:
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
«И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался... Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами... И едва одолели их сильные полки татарские».
Вопросы и задания к документу:
1. Как рязанские люди встретили войска Батыя?
Что можно сказать о соотношении сил рязанцев и монголо-татар?
Чем закончилась битва?
4. Используя текст документа и ранее полученные знания, предположите, почему Рязань была захвачена Батыем.
Рассказ учеников о разгроме Владимирского княжества.
Рассказ учеников о походе ни Новгород.
II.Объяснение нового материала:
Учитель: Единственной свободной территорией в это время оставалась Новгородская земля. А как вы думаете, спокойно ли было в Новгороде? (Опасность нового похода). А только ли от монголов исходила опасность в это время Новгороду? Какие соседи были у Новгорода с запада? (Работа с картой. Ордена - Ливонский и Тевтонский и Швеция). Что такое орден? (Объединение рыцарей). С конца XI века (1095г.) и до конца XIII века (1291г.) под руководством католической церкви проходили крестовые походы. Основу составляли рыцари. Как они назывались? (Крестоносцы).
Слайд 1.2 Учитель: Почему они так назывались? (Нашивали кресты на одежду). Какие ордена Вы знаете? (Госпитальеры, доминиканцы, францисканцы, тамплиеры, ливонский, тевтонский - возник позже всех). Какие цели преследовали крестовые походы? (Обогащение церкви, «освобождение гроба Господня», распространение католичества).
Выведение названия урока
Учитель: Ещё в конце XII (1164г.) века на земли Великого Новгорода стали претендовать шведские рыцари. В1227 году они были разбиты и отброшены войсками князя Ярослава Всеволодовича и только после 1237 года они решились на новый поход против Новгорода.
Слайд 2
Слайд 3
Учитель: В Новгороде в это время княжил 16 летний Александр Ярославич. Он приказал укрепить город и усилил наблюдение за устьем реки Невы.
Слайд 4 Рассказ учителя о Невской битве.
Слайд 5 Ученики получают рабочие листы (затем их можно вклеить в тетрадь). Заполняем первую часть таблицы.
№ | Вопросы для сравнения | Невская битва | Ледовое побоище |
1 | Дата сражения | | |
2 | Захватчики | | |
3 | Цели захватчиков | | |
4 | Итоги сражения | | |
5 | Историческое значение | | |
Учитель: Проверяем: сравните свою таблицу в паре, с соседями по парте. А теперь проверяем в классе.
III. Физминитка:
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок всё тише, тише, Деревцо всё выше, выше.
Учитель: После разгрома шведов Александр из-за разногласия с богатыми горожанами Новгорода был вынужден уехать из города и жить в Переславле-Залеском. Разгром шведов не остановил немецких завоевателей. В1240 году крестоносцами были захвачены - Изборск, Псков и Копорье. Митрополит и народное вече уговорили Александра вернуться.
Слайд 6 и 7
Учитель: Сравниваем вооружение русских воинов и крестоносцев. На ваш взгляд чьё вооружение удобней, более эффективно? (ответы учеников). В 1241-42 освободил Псков, штурмом взял Копорье. Но основные события развернулись весной 1242года.
Слайд 8. Рассказ учителя о ледовом побоище.
Слайд 9 Заполняем вторую часть таблицы.
Слайд 10-фильм
Слайд 11. Религиозная и ордынская политика Александра Невского.
Дважды Римский папа присылал послов к Александру невскому. Присланные послы призывали к борьбе с монголо-татарами и приглашали послушать их учение о «законе Божьем». Александр Невский им отвечал: «От Адама до потопа, от Рождества Христова до страдании и воскрешения Господня - обо всём этом хорошо знаем, и от вас учения не приемлем».
В 1243 году- Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского поехал а Орду и великими дарами и получил ярлык- разрешение на Великое княжение. А через 6 лет уже сам Александр Ярославич был вынужден стоять перед ханом на коленях и выпрашивать милости. Поездки в Орду стали регулярными. Из-за дружбы с Ордой Александр рассорился со своим братом Андреем, который хотел вести независимую от Орды политику.
«... Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели единственную цель — сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа» Вернадский Георгий Владимирович (1887-1973), историк.
Слайд 12. Учитель: В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, а также заложил основы для взаимоотношений с Золотой Ордой.
Четыре с небольшим десятка лет жизни Александра Невского — это исключительные по важности для Руси события, в которых многое определилось его талантом полководца, администратора и дипломата.
Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. При участии его сына Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое распространение в более позднее время широко известной (сохранилось 15 редакций). Как полководец, Александр Невский, по праву может почитаться великим, за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, с малыми силами побеждал сильнейших и в действиях своих сочетал военную гениальность с личной отвагой. Но есть нечто, что делает ему особую честь: в ту мрачную эпоху беспрестанных междоусобных войн меч его ни разу не обагрился русской кровью, и имя его не запятнано участием ни в одной усобице. Может быть, именно это, подсознательно запечатлевшись в народной памяти, и создало ему такую добрую славу.
Слайд 13
Учитель: В1724 г. Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего
великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадтского мира со Швецией.
Слайд 14
Учитель: В1725 г. императрица Екатерина I учредила орден Александра
Невского — одну из высших наград России, существовавших до 1917 г.
Слайд 15 - Корин А. Невский
Слайд 16
Слайд 17 - памятник 1993г. Во время Великой Отечественной войны в 1942 г. был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие \ личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.
IV. Закрепление: написание синквейна (если есть время) или ЦОР. Повторительно-обобщающая беседа по вопросам:
Почему русские сумели победить рыцарей?
В чем заключается полководческий талант Александра Невского?
V.Рефлексия:
A) Сегодня на уроке я узнал(а)
Б) Больше всего мне запомнилось....
B) Что показалось сложным, а что далось легко?
Г) Что вызвало особый интерес?
Д) О чем захотелось узнать дополнительно?
VI. Домашнее задание: параграф 13, написать синквейн (если это не сделали на уроке).
VII. Подведение итогов.
Синквейн – своеобразное стихотворение - миниатюра. В переводе означает пятистрочье. Алгоритм написания синквейна:
1-я строка Кто? Что? 1существительное
2-я строка Какой? 2 прилагательных
3-я строка Что делает? 3 глагола
4-я строка Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов
5-я строка Кто? Что? (новое прочтение темы) 1 существительное