kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Битва на реке Каяла и Калка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Реки славянской беды» - Каяла и Калка

Цели урока:

- познакомить обучающихся с трагическими для  русской истории событиями в аспекте первопричин трагедии;

- сформировать у учащихся целостное представление о причинах и итогах битв;

- развивать у обучающихся умение выделять главное, проводить причинно- следственные связи, умение работать самостоятельно с историческими документами;

воспитывать чувство уважения, патриотизма к собственной  истории, умение делать выводы и не совершать ошибки.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с ходом битв;

- подвести учеников к самостоятельному выводу о причинах трагедии;

- на основе рассмотрения причин, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи;

- способствовать формированию умения работать с текстом учебника, историческими документами;

- на основе рассказа, способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории прошлого своего края, недопущении ошибок прошлого.

Формы организации учебной деятельности:

  1. Словесная (беседа, устная монологическая речь);
  2. Наглядная ;
  3. Проблемно-поисковая (работа с историческими источниками);

Формы работы учащихся:

1.Фронтальная.

2.Групповая.

3.Индивидуальная.

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: урок с использованием информационных технологий

Оборудование урока:   мел, доска, учебник, компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагмент «Битва на реке Калка»,  песня « Святая Русь»,  раздаточный материал в виде рабочих листов.

Планируемые результаты:

Ученик должен уметь:

- характеризовать общие причины трагедии и варианты недопущения подобных повторов;

- объяснить, почему реки Каялу и Калку называют «Реками славянской беды».

Понятия: монголо – татары, Золотая Орда, патриотизм

План урока

  1.   Орг. момент.
  2.   Актуализация опорных знаний
  3.  Сообщение темы и задач урока
  4.   Изучение нового материала
  5. Битва на реке Каяла.
  6. Битва на реке Калка.

V   Закрепление изученного.

VI Подведение итогов, запись домашнего задания.

 «Реки славянской беды» - Каяла и Калка

Цели урока:

- познакомить обучающихся с трагическими для  русской истории событиями в аспекте первопричин трагедии;

- сформировать у учащихся целостное представление о причинах и итогах битв;

- развивать у обучающихся умение выделять главное, проводить причинно- следственные связи, умение работать самостоятельно с историческими документами;

воспитывать чувство уважения, патриотизма к собственной  истории, умение делать выводы и не совершать ошибки.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с ходом битв;

- подвести учеников к самостоятельному выводу о причинах трагедии;

- на основе рассмотрения причин, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи;

- способствовать формированию умения работать с текстом учебника, историческими документами;

- на основе рассказа, способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории прошлого своего края, недопущении ошибок прошлого.

Формы организации учебной деятельности:

  1. Словесная (беседа, устная монологическая речь);
  2. Наглядная ;
  3. Проблемно-поисковая (работа с историческими источниками);

Формы работы учащихся:

1.Фронтальная.

2.Групповая.

3.Индивидуальная.

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: урок с использованием информационных технологий

Оборудование урока:   мел, доска, учебник, компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагмент «Битва на реке Калка»,  песня « Святая Русь»,  раздаточный материал в виде рабочих листов.

Планируемые результаты:

Ученик должен уметь:

- характеризовать общие причины трагедии и варианты недопущения подобных повторов;

- объяснить, почему реки Каялу и Калку называют «Реками славянской беды».

Понятия: монголо – татары, Золотая Орда, патриотизм

План урока

  1.   Орг. момент.
  2.   Актуализация опорных знаний
  3.  Сообщение темы и задач урока
  4.   Изучение нового материала
  5. Битва на реке Каяла.
  6. Битва на реке Калка.
  7.    Закрепление изученного.
  8.  Подведение итогов, запись домашнего задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Битва на реке Каяла и Калка»


«Реки славянской беды» - Каяла и Калка


Цели урока:

- познакомить обучающихся с трагическими для русской истории событиями в аспекте первопричин трагедии;

- сформировать у учащихся целостное представление о причинах и итогах битв;

- развивать у обучающихся умение выделять главное, проводить причинно- следственные связи, умение работать самостоятельно с историческими документами;

воспитывать чувство уважения, патриотизма к собственной истории, умение делать выводы и не совершать ошибки.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с ходом битв;

- подвести учеников к самостоятельному выводу о причинах трагедии;

- на основе рассмотрения причин, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи;

- способствовать формированию умения работать с текстом учебника, историческими документами;

- на основе рассказа, способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории прошлого своего края, недопущении ошибок прошлого.

Формы организации учебной деятельности:

  1. Словесная (беседа, устная монологическая речь);

  2. Наглядная ;

  3. Проблемно-поисковая (работа с историческими источниками);

Формы работы учащихся:

1.Фронтальная.

2.Групповая.

3.Индивидуальная.

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: урок с использованием информационных технологий

Оборудование урока:  мел, доска, учебник, компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагмент «Битва на реке Калка», песня « Святая Русь», раздаточный материал в виде рабочих листов.

Планируемые результаты:

Ученик должен уметь:

- характеризовать общие причины трагедии и варианты недопущения подобных повторов;

- объяснить, почему реки Каялу и Калку называют «Реками славянской беды».

Понятия: монголо – татары, Золотая Орда, патриотизм

План урока


  1. Орг. момент.

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Сообщение темы и задач урока

  4. Изучение нового материала


  1. Битва на реке Каяла.

  2. Битва на реке Калка.


V Закрепление изученного.

VI Подведение итогов, запись домашнего задания.




Структурная карта урока



I Организационный момент

Приветствие.

II Актуализация опорных знаний

Давайте немного вспомним уроки истории. Посмотрите на фотографии и скажите



-Какие племена вы видите?

- Какие факты о жизни и главных занятиях половцев и монголов могут нам рассказать представленные иллюстрации? (ответы детей в виде короткого рассказа из 3-х предложений)

III Сообщение темы и задач урока

Прослушайте эпиграф нашего урока


Ходит горе по всей Руси,

По всей Руси стоит зарево.

Стоит зарево – пожарище.

«Слово о полку Игореве»

Как Вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами разговаривать, чтобы ближе окунуться в эпоху того времени, давайте прослушаем песню:

Я думаю, вы догадались о чем, сегодня пойдет речь, попробуйте поставить задачи к нашему уроку(ответы детей)


IV Изучение нового материала

4.1 Битва на реке Каяла

Работа с раздаточным материалом в группах


В наших местах (в районе современного Славянска) произошло еще одно столкновение русских князей и половцев, дошедшее до сегодняшнего дня в описании знаменитого памятника древнеславянской письменности – « Слово о полку Игореве». Весной 1185 года половецкий хан Кончак пошел на Русь, но был разбит русскими войсками. После победы над Кончаком киевский князь Святослав стал готовить поход вглубь половецких степей. Князем Новгород – Северской земли в то время был Игорь - храбрый воин , не раз воевавший с кочевниками.

Узнав о победах Святослава, Игорь решил один пойти в половецкую землю, чтобы « славу себе добыть». Вместе с Игорем в поход выступили его брат – князь Всеволод, племянник Святослав и сын Владимир.

10 мая 1185 года русские полки переправились через Северский Донец и направились в сторону современного Славянска, где встретились с первым половецким отрядом и успешно разбили его. Русским дружинами была захвачена богатая добыча: золото, оружие.

Ночью праздновали победу, а наутро обнаружили, что окружены вражескими полками – в степь вернулся хан Кончак с огромным войском. Воины князя Игоря, отбиваясь от врага, непрерывно продвигались к Северскому Донцу и 12 мая 1185 года на реке Каяла вступили в неравный бой. Мужественно бились они с кочевниками; три дня продолжалась кровавая схватка. Почти все русское войско было уничтожено. Тяжелораненого Игоря половцы взяли в плен, надеясь получить большой выкуп.

В 1186 году князь Игорь бежал из половецкого. Ему помог половец Лавор, который достал лошадей, лодку и бежал вместе с князем. Одиннадцать дней Игорь и его помощник пробирались по речным камышам и благополучно пришли на русскую землю.

Под впечатлением неизвестный автор создал блестящее поэтическое произведение – « Слово о полку Игореве», в котором осудил княжеские усобицы и призвал к единению Руси и защите Отечества. Благодаря силе поэтического слова река Каяла вызывает не только скорбь и плач, но и чувство торжества от несгибаемого духа русичей.


Задания I группе:


Ссылаясь на документ и маршрут похода русских полков на половцев, охарактеризуйте битву на реке Каяла


Задание II группе:

С какой целью князь Игорь отправился в поход против половцев? Значение похода?


Задание III группы:


Какое отношение имеет памятка древнерусской культуры «Слово о полку Игореве к нашему краю»?

Выступление эксперта группы. Во время выступления – работа в тетради, учащиеся помечают дату, цель и итог похода?

Как итог данной работы « К чему призывает автор « Слова…? Вопрос всем группам

4.2. Битва на реке Калка

- просмотр видеофрагмента «Битва на реке Калка» https://yandex.ua/video/search

Индивидуальная работа учащихся за просмотренным

- опишите битву на реке Калка в виде плана (5-6 пунктов), проверка задания

Выводы

Посмотрите на парту, у Вас лежат слова, давайте, попробуем собрать главную фразу нашего сегодняшнего урока (клеят на доске)

«Только вместе, объединившись – мы сильны и непобедимы» Только благодаря единению народ непобедим и может защитить свою Родину.

V Закрепление изученного

Теперь, давайте вернемся к главному вопросу урока: «Почему реки Каялу и Калку называют «реками славянской беды»?

- разноуровневые задания

Тест (низкий уровень)

1. О походе новгород – северского князя Игоря 1185 году рассказывает:

А) «Слово о полку Игореве», б) «Повесть временных лет»

2. Битва на реке Каяла произошла:

А) 1223, Б) 1185, В) 983

3) Битва на реке Калка произошла:

А) 1223, Б) 1306, В) 765


Закончите предложения (достаточный уровень)

- Автором поэмы «Слово о полку Игореве» является…..

- Битва на реке Калка произошла……

- Монгольское ого продолжалось до ……

- 12 мая 1185 года битва новгород – северского князя Игоря с ……


Составьте ход битвы на реке Каяла и Калка (высокий уровень)


Проверка задания


Рефлексия


Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки и корзины, ребятам предлагается знания, полученные на уроке, положить в ….

чемодан

Все, что пригодится в дальнейшем

мясорубка

Информацию переработаю


Корзина

Все выброшу


IV Подведение итогов, запись домашнего задания.

Оценивание

Дом. задание: найти материал о монгольском нашествии на Русь, выучить конспект









































Литература


    1. Пестрецов В.В., Кожемяка О.Л. Историческое краеведение.5 кл.: Введение в историю Донецкого края, - ДИППО.- Донецк: Истоки, 2015.- 87с.

    2. Интернет - ресурсы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Битва на реке Каяла и Калка

Автор: Руденко Людмила Леонидовна

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309429

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Промежуточная аттестация по «истории Отечества»"
    ["seo_title"] => string(55) "promiezhutochnaia_attiestatsiia_po_istorii_otiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "471302"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1527511442"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Реки славянской беды» - Каяла и Калка"
    ["seo_title"] => string(38) "rieki_slavianskoi_biedy_kaiala_i_kalka"
    ["file_id"] => string(6) "465528"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1523259681"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства