kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реки славянской беды» - Каяла и Калка

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить обучающихся с трагическими для русской истории событиями в аспекте первопричин трагедии;

сформировать у учащихся целостное представление о причинах и итогах битв;

- развивать у обучающихся умение выделять главное, проводить причинно- следственные связи, умение работать самостоятельно с историческими документами;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реки славянской беды» - Каяла и Калка»

Тема: «Реки славянской беды» - Каяла и Калка



Цели урока:

- познакомить обучающихся с трагическими для русской истории событиями в аспекте первопричин трагедии;

- сформировать у учащихся целостное представление о причинах и итогах битв;

- развивать у обучающихся умение выделять главное, проводить причинно- следственные связи, умение работать самостоятельно с историческими документами;

воспитывать чувство уважения, патриотизма к собственной истории, умение делать выводы и не совершать ошибки.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с ходом битв;

- подвести учеников к самостоятельному выводу о причинах трагедии;

- на основе рассмотрения причин, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи;

- способствовать формированию умения работать с текстом учебника, историческими документами;

- на основе рассказа, способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории прошлого своего края, недопущении ошибок прошлого.

Формы организации учебной деятельности:

  1. Словесная (беседа, устная монологическая речь);

  2. Наглядная ;

  3. Проблемно-поисковая (работа с историческими источниками);

Формы работы учащихся:

1.Фронтальная.

2.Групповая.

3.Индивидуальная.

Тип урока: комбинированный урок

Форма урока: урок с использованием информационных технологий

Оборудование урока:  мел, доска, учебник, компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагмент «Битва на реке Калка», песня « Святая Русь», раздаточный материал в виде рабочих листов.

Планируемые результаты:

Ученик должен уметь:

- характеризовать общие причины трагедии и варианты недопущения подобных повторов;

- объяснить, почему реки Каялу и Калку называют «Реками славянской беды».

Понятия: монголо – татары, Золотая Орда, патриотизм

План урока



  1. Орг. момент.

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Сообщение темы и задач урока

  4. Изучение нового материала



  1. Битва на реке Каяла.

  2. Битва на реке Калка.



V Закрепление изученного.

VI Подведение итогов, запись домашнего задания.







Структурная карта урока





I Организационный момент

Приветствие.

II Актуализация опорных знаний

Давайте немного вспомним уроки истории. Посмотрите на фотографии и скажите





-Какие племена вы видите?

- Какие факты о жизни и главных занятиях половцев и монголов могут нам рассказать представленные иллюстрации? (ответы детей в виде короткого рассказа из 3-х предложений)

III Сообщение темы и задач урока

Прослушайте эпиграф нашего урока



Ходит горе по всей Руси,

По всей Руси стоит зарево.

Стоит зарево – пожарище.

«Слово о полку Игореве»

Как Вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами разговаривать, чтобы ближе окунуться в эпоху того времени, давайте прослушаем песню:



Я думаю, вы догадались о чем, сегодня пойдет речь, попробуйте поставить задачи к нашему уроку(ответы детей)



IV Изучение нового материала

4.1 Битва на реке Каяла

Работа с раздаточным материалом в группах



В наших местах (в районе современного Славянска) произошло еще одно столкновение русских князей и половцев, дошедшее до сегодняшнего дня в описании знаменитого памятника древнеславянской письменности – « Слово о полку Игореве». Весной 1185 года половецкий хан Кончак пошел на Русь, но был разбит русскими войсками. После победы над Кончаком киевский князь Святослав стал готовить поход вглубь половецких степей. Князем Новгород – Северской земли в то время был Игорь - храбрый воин , не раз воевавший с кочевниками.

Узнав о победах Святослава, Игорь решил один пойти в половецкую землю, чтобы « славу себе добыть». Вместе с Игорем в поход выступили его брат – князь Всеволод, племянник Святослав и сын Владимир.

10 мая 1185 года русские полки переправились через Северский Донец и направились в сторону современного Славянска, где встретились с первым половецким отрядом и успешно разбили его. Русским дружинами была захвачена богатая добыча: золото, оружие.

Ночью праздновали победу, а наутро обнаружили, что окружены вражескими полками – в степь вернулся хан Кончак с огромным войском. Воины князя Игоря, отбиваясь от врага, непрерывно продвигались к Северскому Донцу и 12 мая 1185 года на реке Каяла вступили в неравный бой. Мужественно бились они с кочевниками; три дня продолжалась кровавая схватка. Почти все русское войско было уничтожено. Тяжелораненого Игоря половцы взяли в плен, надеясь получить большой выкуп.

В 1186 году князь Игорь бежал из половецкого. Ему помог половец Лавор, который достал лошадей, лодку и бежал вместе с князем. Одиннадцать дней Игорь и его помощник пробирались по речным камышам и благополучно пришли на русскую землю.

Под впечатлением неизвестный автор создал блестящее поэтическое произведение – « Слово о полку Игореве», в котором осудил княжеские усобицы и призвал к единению Руси и защите Отечества. Благодаря силе поэтического слова река Каяла вызывает не только скорбь и плач, но и чувство торжества от несгибаемого духа русичей.



Задания I группе:

Ссылаясь на документ и маршрут похода русских полков на половцев, охарактеризуйте битву на реке Каяла

Задание II группе:

С какой целью князь Игорь отправился в поход против половцев? Значение похода?

Задание III группы:

Какое отношение имеет памятка древнерусской культуры «Слово о полку Игореве к нашему краю»?

Выступление эксперта группы. Во время выступления – работа в тетради, учащиеся помечают дату, цель и итог похода?

Как итог данной работы « К чему призывает автор « Слова…? Вопрос всем группам

4.2. Битва на реке Калка

- просмотр видеофрагмента «Битва на реке Калка» https://yandex.ua/video/search

Индивидуальная работа учащихся за просмотренным

- опишите битву на реке Калка в виде плана (5-6 пунктов), проверка задания

Выводы

Посмотрите на парту, у Вас лежат слова, давайте, попробуем собрать главную фразу нашего сегодняшнего урока (клеят на доске)

«Только вместе, объединившись – мы сильны и непобедимы» Только благодаря единению народ непобедим и может защитить свою Родину.

V Закрепление изученного

Теперь, давайте вернемся к главному вопросу урока: «Почему реки Каялу и Калку называют «реками славянской беды»?

- разноуровневые задания

Тест (низкий уровень)

1. О походе новгород – северского князя Игоря 1185 году рассказывает:

А) «Слово о полку Игореве», б) «Повесть временных лет»

2. Битва на реке Каяла произошла:

А) 1223, Б) 1185, В) 983

3) Битва на реке Калка произошла:

А) 1223, Б) 1306, В) 765



Закончите предложения (достаточный уровень)

- Автором поэмы «Слово о полку Игореве» является…..

- Битва на реке Калка произошла……

- Монгольское ого продолжалось до ……

- 12 мая 1185 года битва новгород – северского князя Игоря с ……



Составьте ход битвы на реке Каяла и Калка (высокий уровень)

Проверка задания

Рефлексия

IV Подведение итогов, запись домашнего задания.

Оценивание

Дом. задание: найти материал о монгольском нашествии на Русь, выучить конспект



















Одна из самых трагических страниц отечественной истории – вторжение монголо-татар. Страстный призыв к русским князьям о необходимости объединения, прозвучавший из уст неизвестного автора «Слова о полку Игореве», увы, так и не был услышан…

 



























Причины монголо-татарского нашествия

 

В XII веке кочевые монгольские племена занимали значительную территорию в центре Азии. В 1206 году съезд монгольской знати – курултай – провозгласил Тимучина великим Каганом и присвоил ему имя Чингисхан. В 1223 году передовые войска монголов во главе с полководцами Джабеем и Субидеем совершили нападение на половцев. Не видя другого выхода, те решили прибегнуть к помощи русских князей. Соединившись, те и другие выступили по направлению к монголам. Дружины переправились через Днепр и двинулись на восток. Сделав вид, что отступают, монголы заманили сводную армию к берегам реки Калки.

 

31 мая 1223 года состоялась решающая битва. Войска коалиции действовали разрозненно. Не прекращались споры князей друг с другом. Некоторые из них вообще не приняли участие в битве. Как следствие – полный разгром. Однако тогда монголы не пошли на Русь, т.к. не имели достаточных сил. В 1227 году Чингисхан умер. Он завещал соплеменникам завоевать весь мир. В 1235 году курултай принял решение начать новый поход в Европу. Его возглавил внук Чингисхана – Батый.

 

Этапы монголо-татарского нашествия

 

В 1236 году, после разорения Волжской Булгарии, монголы двинулись к Дону, на половцев, разбив последних в декабре 1237 года. Затем на их пути встало Рязанское княжество. После шестидневного штурма Рязань пала. Город был разрушен. Отряды Батыя двинулись на север, во Владимир, разорив по пути Коломну и Москву. В феврале 1238 года войска Батыя приступили к осаде Владимира. Великий князь тщетно пытался собрать ополчение для решительного отпора монголам. После четырехдневной осады Владимир был взят штурмом и подожжен. Укрывавшиеся в Успенском соборе города жители и княжеская семья сгорели заживо.

 

Монголы разделились: часть из них подошла к реке Сить, а вторая осадила Торжок. 4 марта 1238 года русские потерпели жестокое поражение на Сити, князь погиб. Монголы двинулись к Новгороду, однако, не дойдя ста верст, повернули. Разоряя города на обратном пути, они встретили неожиданно упорное сопротивление города Козельска, жители которого семь недель отражали монгольские атаки. Все-таки взяв его приступом, хан назвал Козельск «злым городом» и сравнял с землей.

 

Нашествие Батыя на Южную Русь датируется весной 1239 года. В марте пал Переславль. В октябре – Чернигов. В сентябре 1240 года главные силы Батыя осадили Киев, принадлежащий в то время Даниилу Романовичу Галицкому. Киевлянам удалось целых три месяца сдерживать полчища монголов и только ценой огромных потерь те смогли овладеть городом. Уже к весне 1241 года войска Батыя были на пороге Европы. Однако, обескровленные, они вскоре вынуждены были вернуться на Нижнюю Волгу. На новый поход монголы уже не решились. Так Европа смогла вздохнуть с облегчением.

 

Последствия монголо-татарского нашествия

 

Русская же земля лежала в руинах. Города были сожжены и разграблены, жители пленены и уведены в Орду. Многие города после нашествия так и не были восстановлены. В 1243 году Батый организовал на западе монгольской империи Золотую Орду. Захваченные русские земли не вошли в ее состав. Зависимость этих земель от Орды выражалась в том, что над ними нависла обязанность ежегодной выплаты дани. Кроме того, именно золотоордынский хан теперь утверждал русских князей на правление своими ярлыками-грамотами. Таким образом, ордынское владычество установилось над Русью почти на два с половиной столетия.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Реки славянской беды» - Каяла и Калка

Автор: Линник Ирина Анатольевна

Дата: 09.04.2018

Номер свидетельства: 465528

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Битва на реке Каяла и Калка"
    ["seo_title"] => string(30) "bitva-na-riekie-kaiala-i-kalka"
    ["file_id"] => string(6) "309429"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458805432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства