kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Англия в XVI веке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок путешествия поможет создать представление об эпохе XVI-XVII века.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Англия в XVI веке»

МБОУ «Школа № 138 г.Донецка»

Учитель истории Богданова Татьяна Васильевна

Англия в XVI – XVII вв.


Задачи урока: показать развитие Англии XVI – XVII вв., её своеобразие и

противоречивость, обусловленные началом нового времени.

Уметь анализировать и обобщать исторические явления и

события, определять их содержание, причины и значение.


Термины и понятия: огораживания, мануфактура, капиталистические отношения, парламент, Реформация, пуритане, пресвитериане, индепенденты, «новые дворяне», английская церковь, кавалеры, круглоголовые, протекторат, революция.


Оборудование: иллюстрации, карта, учебные картины «Английская мануфактура XVI вв.», «Ремесленная мастерская», «Казнь короля Карла I»


Тип урока: урок-путешествие, изучение нового материала.


Ход урока

Задание: Почему в то время, когда в других странах ещё господствовал феодализм, в Англии развивалось капиталистическое хозяйство?

Определить, какие черты присущие Англии XIII – XIV вв. Прослеживаются в XVII в.?

Определить, какие черты были присущи и Англии и другим странам в XVI- XVII вв.?


Давайте поближе познакомимся с этой страной. Для этого мы мысленно совершили путешествие по Британским островам во времена правления Елизаветы I (Элизабет) (1558 – 1603 г.), или в «елизаветинское время» как говорили тогда и позднее (рис.1).

Представьте, что нашими попутчиками будут французский дворянин-католик, голландский владелец суконной мануфактуры и московский боярин, которые впервые посещают Британские острова. Что на ваш взгляд можно удивить их в Англии, а что – напомнить их родину во время путешествия по незнакомой стране?

Если у вас есть желание, нарисуйте путешественников и отдельные фрагменты путешествия.

Для любого иностранца Англия второй половины XVI в начиналась в одном из портов, например, в Лондоне, численность которого достигала 200 тыс. человек. Ежедневно в английскую столицу приходило до 6 тыс. человек из деревень. Лондонский порт, хотя и не настолько велик, как Амстердамский, но через него проходит в 10 раз больше грузов, чем через остальные порты Англии, вместе взятые. Больше всего в порту тюков с неокрашенной шерстью, которая затем отправляется в Голландию. Голландцы тщательно оберегают секреты крошения.

В порту все говорят о предстоящей войне с Испанией, соперницей Англии на морях. Испания мечтает наказать Англию и ее королеву за действия английских моряков и пиратов, находившихся на службе у королевы, нередко, подобно Хоукинсу, Дрейку, получавших дворянские титулы и государственные должности. Помимо перца, вин и бахромы, в некоторых английских портах торговали дворянами из Испании. За каждого хорошо одетого испанца, сулящего богатый выкуп, посредники платили до 100 фунтов.

Пройдемся по улицам Лондона. Центр экономической жизни Лондон Сити. Здесь находятся крупнейшие банки, биржи конторы торговых и финансовых компаний. Вестминстер – район Лондона, где живут короли, и заседает парламент, где обитает английская аристократия и высшее духовенство. Лорды имели большое количество земли, нередко занимались торговлей, промышленной деятельностью, они возглавляли компании, владели угольными копями. Лорды заседали в высшей палате парламента – палате лордов. Посетим предместье Лондона Саутворк. Это рай для артистов и других деятелей искусства. Здесь имеется не менее 10 театров (в Париже – только один), в том числе и шекспировский «Глобус».

Лондонский “ Средний класс ”- городские собственники живут в кирпичных домах с дымоходами. Их дома выделяются на фоне деревянных и глиняных хижин простонародья - поденщиков и грузчиков, подмастерьев, чернорабочих.

Зайдем в ремесленную мастерскую учебная картина “В мастерской ремесленника ”рис. 6 . От хозяина узнаем, что не он, и даже не ремесленный цех, а правительство установило, что в мастерской должно быть не более двух станков, что подмастерье должно учиться у мастера не менее 7 лет.

(Предположите, к каким последствиям это могло привести).

Браки между детьми землевладельцев и богатых ремесленников; купцов и аристократов - дело обычное, так же, как и совместная деятельность их отцов в парламенте.

Почти у каждой церкви сидят нищие, бездомные, бродяги, калеки. Эти обездоленные люди, как правило, некогда были крестьянами, которых помещики согнали с земель во время огораживаний рис. 7.

Если нищий 40 дней живет у стен данной церкви, имеет законное право на получение денежной помощи от прихода.



Ещё в XIV веке одежда человека могла рассказать о своем хозяине. Но во второй половине XVI в. различия в одежде соблюдались не всегда рис. 8.

П о одежде и образу жизни англичан условно можно было разделить на джентльменов и простонародье. Джентльмены обеспечивали свою жизнь, не прибегая к физическому труду.

В предместьях Лондона и даже на север простираются поля “ новых дворян ”рис.9. Как правило, они наживали свои капиталы на торговле, королевской службе, пиратстве, а затем на них приобрели земли. Нередко эти земли доставались им в ходе Реформации. Новые собственники не были связанны обычаем с жившими здесь крестьянами. Поэтому именно на этих землях легко проводились огораживания. “ Новые дворяне ” либо сами вели хозяйство с целью получения прибыли от продажи овечьей шерсти, либо сдавали землю арендаторам.

В домах мелких земельных собственников стояли ткацкие станки. В установленное время приходил купец, раздавал сырье и за плату получал готовую ткань. Купцу приходилось обходить десятки домов, т.к. собрать всех рабочих в одну мастерскую он не имел права. Английская мануфактура была преимущественно разбросана по многим крестьянским дворам, потому и получила название рассеянная мануфактура. Но кое-где, появлялись и централизованные мануфактуры. Такие как вы видите на учебной картине “Английская мануфактура 16 века”. Зайдём в одну из них. Обширное длинное помещение прядильной мастерской (описание даётся с опорой на памятке в сборнике “ Организация труда школьников”.Это часть большой мануфактуры. Здесь трудятся десятки прядильщиц. От зари до зари они вращают деревянное колесо ручной прялки. В прядильне мало света и воздуха. Прядильщицы работают по 16 часов в сутки. В мастерской применяется и детский труд. Он выгоден предпринимателю, так как дети и подростки получают гораздо меньшую заработную плату, чем взрослые рабочие. Двух таких ребятишек мы видим на картине. Изнуренные подростки едва волокут большую корзину с шерстью. По сухому проходу шествует владелец мануфактуры и приказчик. Из прядильни он перейдет в другое помещение, где работают ткачи, а оттуда в красильню.

На основе содержания картин “Английская мануфактура”, “В мастерской оружейника” (Определите, почему на мануфактуре производительность труда была выше, чем в ремесленном производстве?)

Чем дальше на север тем реже попадаются капиталистические помещичьи хозяйства и мануфактуры; большинство землевладельцев лендлордов - ведут хозяйство по старинке, заставляя крестьян выполнять те повинности, которые были установлены их предками.

Мы видим, что в английской деревне произошли единственные изменения со времён средневековья. Земля поменяла своих владельцев, т.к. она давалась не столько за службу, сколько приобреталась в частную собственность за деньги или путём насильственного захвата у крестьян.

Хозяйство служило источником прибыли, велось передовыми методами, было тесно связано с рынком, т.е. являлось капиталистическим. Мы видим, что в английской деревне произошли существенные изменения со времен средневековья. Земля поменяла своих владельцев, так как она давалась не столько за службу, сколько приобреталась в частную собственность за деньги или путём насильственного захвата у крестьян.

Хозяйство служило источником прибыли, велось передовыми методами, было тесно связано с рынком, т.е. являлось капиталистическим.

Мы на севере Англии, у границ Шотландии. Здесь на протяжении двух столетий идет кровопролитная война между кланами, (родовыми общинами), возглавляемыми местной аристократией. Широко применяется кровная месть. В отличие от Англии, королевская власть в Шотландии очень слабая. Ездить по дорогам Шотландии отважится разве что только самый дерзкий смельчак.

Началом Реформации в Англии принято считать 1534 году, когда Генрих VIII Тьюдор (1509-1547) объявил о том, что становится главой церкви в Англии и порывает с Папой Римским. Такая церковь получила название англиканской. Однако уже при Елизавете I сторонники Реформации требовали очищения английской церкви от остатков католицизма. Их называли пуританами. Пуритане ненавидели католиков. Среди них выделялись просвитериане, которые мечтали о том, чтобы церковь управлялась не королем, а собранием священников – пресвитеров. Пресвитериане в своих церквях не имели алтарей, икон, свечей. Главным в богослужении они считали не молитву, а проповедь пресвитера. Пресвитерианская церковь упрочилась в Шотландии. Помимо пресвитериан, пуританами были члены многочисленных сект протестантизма. Они считали, что каждая община верующих должна быть самостоятельна и независима в религиозных делах. Их называли инденендентами . Пресвитерианство в Англии было распространено среди торгово-промышленных слоёв и нового дворянства, а инденендество - среди сельских и городских низов.

Елизавета I сменила на королевском престоле фанатичную католичку Марию, прозванную за жестокое избиение протестантов Кровавой. Мария была женой Филиппа II испанского. Она восстановила в Англии католицизм, но это продолжалось всего 5 лет. Елизавета I возобновила протестантизм и запретила иезуитам въезд в страну. Католики должны были уплачивать высокие налоги. Переход в католицизм приравнивался к государственной измене.

Н ижняя палата парламента - Палата общин состояла из 90 рыцарей и 372 горожан. Среди горожан было много новых дворян. Религиозные и общественно-политические интересы в Англии второй половины ХVI века тесно переплелись. Протестантская Англия широко распахивала двери перед богатыми французскими гугенотами и фламандскими протестантами. Гибель «Непобедимой армады » (1588) и победа Англии в войне с Испанией означали для неё не только сохранение национальной независимости и протестантской веры, но и начало будущего господства на морях.

Проверка выполнения заданий.

Работа над терминами и понятиями.

Домашнее задание §7,8,9.

Составьте описание путешествия от имени одного из ваших попутчиков. Могли ли Ваши попутчики дать одинаковое описание путешествия?

Давайте поразмышляем: Английский король ГенрихVIII(1509-1547) приказывал вешать на одной виселице католика, за то, что он имеет Папу Римского , и кальвиниста, за то, что тот отрицает святость богослужения. Кем по своим религиозным убеждениям был Генрих VIII?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Англия в XVI веке

Автор: Богданова Татьяна Васильевна

Дата: 27.05.2022

Номер свидетельства: 608173

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Урок по теме "Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе" "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-po-tiemie-usilieniie-korolievskoi-vlasti-v-xvi-xvii-vv-absoliutizm-v-ievropie"
    ["file_id"] => string(6) "244654"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445968533"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов в условиях творческой  образовательной среды"
    ["seo_title"] => string(114) "razvitiie-inoiazychnoi-kommunikativnoi-kompietientsii-studientov-v-usloviiakh-tvorchieskoi-obrazovatiel-noi-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "249356"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446889654"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Распространение английского языка за пределы Англии"
    ["seo_title"] => string(59) "rasprostranieniie-anghliiskogho-iazyka-za-priediely-anghlii"
    ["file_id"] => string(6) "250287"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447066791"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Презентация "История новогодних игрушек" "
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-istoriia-novoghodnikh-ighrushiek"
    ["file_id"] => string(6) "225597"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439792223"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Итоговая контрольная работа по Новой истории. 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(55) "itoghovaia-kontrol-naia-rabota-po-novoi-istorii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132907"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1416420725"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства