kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Абай Кунанбаев – великий мыслитель, основатель казахской письменной литературы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соответствии с программой и ВГОС. Целями урока являются - сформировать  знания об основных фактах биографии Абая; развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой:   справочной, мемуарной, документальной,   анализировать их,  продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; вызвать уважение и интерес к произведениям Абая, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник, познакомить с его трудами, в которых  поэт призывает к справедливости, честности, порядочности. использованы методы -

  1. Словесный – рассказ
  2. Наглядный - презентация
  3. приемы критического мышления:  «Кластер», «Мозговой штурм», «Пятистишье», «Метод помет»
  4. Частично-поисковый метод
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Абай Кунанбаев – великий мыслитель, основатель казахской письменной литературы». »

Класс: 8 «А,Б»

Предмет: Истории Казахстана

Тема: «Абай Кунанбаев – великий мыслитель, основатель казахской письменной литературы».

«Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев.

Ни в раннем, ни в позднем периоде истории

 казахов не известно имя поэта,

превосходящего его по величию духа».

Ахмет Байтурсынов

Цели урока: 

Образовательная –   сформировать  знания об основных фактах биографии Абая;

Развивающая -  развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой:   справочной, мемуарной, документальной,   анализировать их,  продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы;

Воспитательная - вызвать уважение и интерес к произведениям Абая, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник, познакомить с его трудами, в которых  поэт призывает к справедливости, честности, порядочности;

Сверхзадача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала

Методы:  

  1. Словесный – рассказ

  2. Наглядный - презентация

  3. приемы критического мышления:  «Кластер», «Мозговой штурм», «Пятистишье», «Метод помет»

  4. Частично-поисковый метод

Основные понятия: поэт, философ, медресе, слова-назидания

Методы контроля: фронтальный опрос

Тип урока: комбинированный

Оборудование: 

  1. Презентация, включающая в себя: портреты Абая, рисунки, основные даты биографии, имена, связанные с судьбой Абая, иллюстративный материал, рассказывающий о жизни поэта

  2. слова -назидания

План урока

  1. детство Абая

  2. творчество

  3. произведения

Мотивационный блок: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что мы знаем об Абае?»

анализируя их ответы, выход на тему урока

Информационно - аналитический блок.

Изучение материала  начинаем с анализа цитаты Жамбыла:    

Что это? Абая ли это портрет?

Могущества слава и песни расцвет!

Умом и отвагою равно велик,

Какой же с Абаем сравнится поэт?

Величье акына он гордо вознес,

Грядущего славным примером возрос.

Аргын и найман удивились ему,

Словам, уподобленным яркости звезд.

Течением мысли, как море, глубок...

А сердце мне шепчет: «Он был одинок...»

Без радости, но с душой непреклонной,

С досадою гений из мира ушел.

Как характеризуют эти цитаты поэта?

Ход урока:

  1. Организационный момент. Введение в педагогическую проблему.  Постановка  целей и задач урока

  2. Проверка домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность ученика


  1. Вопросы по домашнему заданию. Какие термины вызвали затруднения? 

  2. Решение тестов по карточкам

  3. Историческая дуэль. (3 человека), 2 человек соревнуются, третий-секундант

Закрепление по теме, итог, выводы

Рассказ о жизни Чокана


3. Изложение нового материала



3.1 Применение метода критического мышления, направленный на развитие аналитического мышления:  Слайд №  2   «Кластер»

Каких ученый мы уже знаем?

Работа на доске

Абай

В тетради записывают тему урока


3.3 Работа с интерактивной доской.

Развитие аналитического мышления, устной речи учащихся

  Слайд № 3    Анализа цитаты

  Что это? Абая ли это портрет?

Могущества слава и песни расцвет!

Умом и отвагою равно велик,

Какой же с Абаем сравнится поэт?

Величье акына он гордо вознес,

Грядущего славным примером возрос.

Аргын и найман удивились ему,

Словам, уподобленным яркости звезд.

Течением мысли, как море, глубок...

А сердце мне шепчет: «Он был одинок...»

Без радости, но с душой непреклонной,

С досадою гений из мира ушел.

Читают, анализируют

 


  1.  Словесный метод- рассказ.  

Внимание на слайд № 4. Портрет, годы жизни

казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы.  Настоящее имя — Ибрагим   но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»),   закрепилось за ним на всю жизнь.

Какие  слова показались незнакомыми?

Слайд № 5, 6   (карта Казахстана)

3. 5 Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Семипалатинской области (по нынешнему административному делению Восточно-Казахстанская область) в семье крупного феодала Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева).

3.6 Слайд- 7 

Особую роль сыграла в воспитании мальчика его бабушка - Зере

 3. 7 Слайд № 8

Начатое в раннем детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием.

3. 8. Слайд № 9

Абаем создано 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер» 45). Абай был талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, И. Гете и Дж. Байрона.

3. 9 Слайд № 10

3. 10 Слайд № 11

3. 11 Слайд № 12

Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «Простое слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара соз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему — делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления. Известны три перевода на русский язык этого творения Абая. Первые сделаны в советский период: в 1970 году казахским писателем Сатимжаном Санбаевым под названием «Слова назидания», в 1979 году Виктором Шкловским и в 1990 году земляком Абая, родом из Семея, проживающим ныне в Лондоне писателем Роланом Сейсенбаевым. Им с Кларой Серикбаевой была сделана новая редакция перевода поэмы. Она получила название «Книга слов». Этот перевод символичен, как преемственность поколений, к тому же Сейсенбаев выпустил «Книгу слов» вместе с «Записками забытого» Шакарима стотысячными тиражами за свой счёт

3.12. Работа со словами. Какие наставления вам запомнились больше всего, почему?

3. 13 Итог.  Абай Кунанбаев оказал огромное влияние на нарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Так, руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации.

Слайд № 13. анализ цитаты. Проанализируйте и докажите, что Абай- действительно не превзойденный поэт.  

«Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов не известно имя поэта, превосходящего его по величию духа».Ахмет Байтурсынов

 

Запись в тетради

Запись в тетради

Работа с учебником, ответы на вопросы.

Работа с литературой, анализ


4. Закрепление материала



Слайд № 13

4. 1  Ответы на вопросы

  1. Кто был Абай Кунанбаев?

  2. Когда и где родился Абай?

  3. Назовите настоящее имя Абая

  4. Назовите родителей Абая

  5. Где получил начальное образование Абай?

  6. Произведение чьих поэтов читал Абай?

  7. В каком году  и где открылась первая публичная библиотека, которую посещал Абай?

  8. Сколько произведений создано Абаем?

  9. К чему Абай призывал в своих произведениях?

  10. Произведения чьих поэтов и писателей Абай переводил на казахский язык?

  11. В каком году умирает Абай?


Ответы на вопросы, с помощью учебника  и тетради

5. Объяснение домашнего задания



 СЛАЙД № 14

  • 37, вопросы, проанализировать слова, назидания  

  • 1 ряд  – 4, 15

  • 2 ряд   -  18, 29

  • 3 ряд  -   32, 44

        



6. Рефлексия



Слайд №  15

              СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ, ЧТО…

        СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ТАК И НЕ ПОНЯЛ, ЧТО…..



6. Выставление оценок за урок





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Абай Кунанбаев – великий мыслитель, основатель казахской письменной литературы».

Автор: Жетенова Мейрамгуль Булатовна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Нить притяжения" Мотивы лирики русских поэтов в творчестве Абая"
    ["seo_title"] => string(70) "nit-pritiazhieniia-motivy-liriki-russkikh-poetov-v-tvorchiestvie-abaia"
    ["file_id"] => string(6) "255442"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447935775"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект внеклассного мероприятия, посвященного 550-летию Казахского ханства "По страницам нашей истории" "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-posviashchiennogho-550-lietiiu-kazakhskogho-khanstva-po-stranitsam-nashiei-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "203326"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429458638"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Внеклассное мероприятие, посвященное 550-летию образования Казахского ханства Тема: «По страницам нашей Родины»"
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_posviashchiennoie_550_lietiiu_obrazovaniia_kazakhsk"
    ["file_id"] => string(6) "387999"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1486299377"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства