kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

550 лет- Казахскому ханству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Продолжить изучение причин и условий образования Казахского ханства. Раскрыть его значение для решения исторической судьбы казахского народа.

Познавательно-воспитательная задача:

         Показать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, завоеваний, а благодаря объединению разрозненных казахских племен.

         Оборудование урока: Карты Казахского ханства и Республики Казахстан, портреты Жаныбека, Керея, Асана Кайгы (Асана Печального), различные таблицы, карточки.

         Вид урока: Смешанный (диспут, собеседование, театрализованное представление).

Ход урока:

         Организационный момент.

Вопросы для диспута:

  1. Какие исторические события препятствовали формированию казахского народа?
  2. Как вы думаете, как появилось название «казах»?
  3. Что вы знаете о социальном составе казахского народа?
  4. Что способствовало объединению тюркоязычных племен и родов в единую казахскую народность?
  5. Какие политические явления влияли на увеличение состава казахского народа, на его усиление?

Объяснение новой темы.

     Ханский совет (театрализованное представление).

     Для того, чтобы учащиеся имели представление о внутреннем политико-социальном и экономичном положении первого Казахского ханства, политике и действиях правителей ханства, учитель возьмет в свои помощники роман Ильяса Есенберлина «Кочевники» и организует постановку сценки «Ханский совет».

     Для сценки привлекаются 10-15 учеников. В связи с нехваткой времени достаточно 8-15 минутное представление. Участвуют: хан Жаныбек, Асан Кайгы-жырау, султаны и бии, которые стояли у истоков образования ханства.

     Ханская орда. В центре сидит хан Жаныбек.

     Справа от него – Котан-жырау, слева – Казтуган-жырау. Вокруг батыра, султаны, которые ведут беседу о будущем страны.

     В это время в орду ?ставку хана? входит жигит, приклоняет колени и говорит: «Мой хан, снаружи великий жырау Асан Кайгы сходит со своего Желмая».

         Жаныбек вместе со своим окружением выходит наружу, чтобы с почестями встретить любимца народа. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«550 лет- Казахскому ханству »

ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА


Цели урока: Продолжить изучение причин и условий образования Казахского ханства. Раскрыть его значение для решения исторической судьбы казахского народа.

Познавательно-воспитательная задача:

Показать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, завоеваний, а благодаря объединению разрозненных казахских племен.

Оборудование урока: Карты Казахского ханства и Республики Казахстан, портреты Жаныбека, Керея, Асана Кайгы (Асана Печального), различные таблицы, карточки.

Вид урока: Смешанный (диспут, собеседование, театрализованное представление).

Ход урока:

Организационный момент.

Вопросы для диспута:

  1. Какие исторические события препятствовали формированию казахского народа?

  2. Как вы думаете, как появилось название «казах»?

  3. Что вы знаете о социальном составе казахского народа?

  4. Что способствовало объединению тюркоязычных племен и родов в единую казахскую народность?

  5. Какие политические явления влияли на увеличение состава казахского народа, на его усиление?

Объяснение новой темы.

Ханский совет (театрализованное представление).

Для того, чтобы учащиеся имели представление о внутреннем политико-социальном и экономичном положении первого Казахского ханства, политике и действиях правителей ханства, учитель возьмет в свои помощники роман Ильяса Есенберлина «Кочевники» и организует постановку сценки «Ханский совет».

Для сценки привлекаются 10-15 учеников. В связи с нехваткой времени достаточно 8-15 минутное представление. Участвуют: хан Жаныбек, Асан Кайгы-жырау, султаны и бии, которые стояли у истоков образования ханства.

Ханская орда. В центре сидит хан Жаныбек.

Справа от него – Котан-жырау, слева – Казтуган-жырау. Вокруг батыра, султаны, которые ведут беседу о будущем страны.

В это время в орду Ұставку ханаҚ входит жигит, приклоняет колени и говорит: «Мой хан, снаружи великий жырау Асан Кайгы сходит со своего Желмая».

Жаныбек вместе со своим окружением выходит наружу, чтобы с почестями встретить любимца народа. Жаныбек здоровается с Асаном Кайгы не по-хански, а как младший:

  • Здравствуйте, Асан-ата!

  • Здравствуй, сынок Жаныбек!

По казахскому обычаю они трижды соприкасаются грудью. После того, как расселись в орде, Жаныбек начинает:

  • Доброго вам пути, великий жырау. Издалека ли путь держите?

Асан Кайгы:

  • Для млего Желмая путь не очень долгий, но для его старого хозяина не близкий, - отвечает с улыбкой Асан Кайгы. – Я побывал на земле обетованной, там деревья расцветают дважды в год, зимой поют соловьи. Я еду из Алмалыка, от голубых гор Алатау, где жил когда-то мой дед Майки-би. Там очень много благодеяний Аллаха. Однако, Жаныбек, там много пролилось человеческой крови.

Жаныбек:

  • Ваши слова печальны, жырау!

Асан Кайгы:

  • Кто виноват в том, что наши деды почили в земле? Но самый опасный ветер дует с той стороны гор. (Жырау показывает на Восток).

  • И на этом раз опасность грозит нам с той же стороны. Во всей степи, наверное, не найдется места, чтобы укрыться от нее.

Жаныбек:

  • Великий жырау, что вы нам посоветуете?

Асан Кайгы:

  • Не нужно убегать от опасности. Ее нужно всречать там, где встречали ее наши предки – на земле Жетысу. Там тоже имеются наши города и наши кочевья, пусть знают враги, что мы можем всегда встать против них! Насколько быстрее мы укрепим свою восточную сторону, тем быстрее в степи наступит тишина и мир.

Жаныбек:

  • Как отнесется к нам население Жетысу?

Асан Кайгы:

  • В Жетысу тоже живут родственные нам племена – уйсуны и басымели. 200 лет назад они построили свою столицу – город Алмалык. Объедини казахов и веди борьбу за священную землю наших предков! Если не тебе, так твоим детям эта земля принесет счастье!

Жаныбек:

  • Едва ли потомки Абулхаира дадут нам такую возможность!

Асан Кайгы:

  • Ладно, сегодня они смотрят на нас как не на братьев, а соперников. Со временем они сами окажутся в нашем сегодняшнем положении.

Жаныбек:

  • Пока придет такой день, мы можем стать врагами.

Асан кайгы:

  • Возможно, следующий век окажется светлым, однако сегодня сильные издеваются над слабыми. Поэтому хан Белой Орды Жаныбек, надо быть сильным!

Жаныбек:

  • Но волки тоже сильны!

Асан Кайгы:

  • Волка перевоспитать невозможно. По дороге сюда я посетил мечеть Ходжи Ахмеда Йасауи для прочтения Корана. Но от того, что я увидел там, сердце мое облилось кровью.

Жаныбек:

  • Что такого вы там увидели, великий жырау?

Асан Кайгы:

  • Кочевники-братья привели туда для продажи скот. Правитель города скот этот забрал себе, а кочевников выгнал из города.

Жаныбек:

  • Да, они издавна поступают таким образом.

Казтуган-жырау:

  • В таком случае, где возьмут кочевники материал, ткань для савана умершему?

Жаныбек:

  • Мы все это возбмем Туркестане. Если они не захотят нам продать, мы возьмем силой.

Асан кайгы (глядя задумчиво на Жаныбека):

  • Жаныбек-хан, я в тебе вижу достойного потомка твоего великого деда Урус хана. До сего времени я сомневался в том, что ты свои мечты воплотишь в жизнь. Я одобрил твой уход от Абулхаир хана. Но я не одобрил, что ты оставил Жетысу.

Только теперь я понял, как далеко и глубоко ты думаешь. Конечно, нам очень нужны города, которые нам оставил Урус хан. Нам не нужны ташкентский изюм, хоть он и сладкий. Однако, без городов, в которых можно продавать наш скот, мы далеко не уйдем.

Жаныбек:

  • Туркестан – это священная земли наших предков. Поэтому я не хочу проливать кровь своих братьев. Но если хан Абулхаир не хочет возвращать наши города, то что нам остается делать?! Пока наших сил маловато. В следующем году, когда к нам придут новые силы, с ними можно будет поговорить.

Вам большое спасибо, что высказали свои предложения. Ваши советы мне дали дополнительные силы. Я ваши мудрые предложения никогда не забуду.

Таким образом, уважаемые бии и батыры, ханский совет принимает три решения:

Первое – все казахские племена и роды до одного должны войти в состав Казахского ханства.

Второе – учитывая то, что территории расселения казахских родов и племен огромны, находятся далеко друг от друга, то население разделить на три племенных объединения – жузы. При создании жузов учесть родственные отношения, близость, соседство родов и племен.

Третье – сплоченное Казахские ханство потребует у Абулхаир хана возвращения казахских городов на юге страны.

  • Поддерживаете ли вы эти решения?

  • Да.

  • Правильно.

  • Хорошо.

Жаныбек:

  • Слово за Вами, великий жырау!

Асан Кайгы:

  • Наш предок Майкы-би из уйсунов в эпоху монгольского владения называл нас «казахами». Он поднял знамя казахов по всей степи. Пусть это тамга останется у уйсунов!

Среди всех тюрков бережнее всего сохранил язык в неприкосновенности род рагынов. Глаза – отражение мудрости, гениальности человека. Пусть эта тамга останется у аргынов.

При нашествии врагов первыми вставали на защиту страны кыпчаки. Пусть тамгой кыпчаков станет меч!

Народ:

  • Живи тысячу лет, Асан-ата!

Это представление длится 10-15 минут. Учащиеся получают представление о том времени, информацию о патриотических чувствах народа, политических инициативах для укрепления границ страны, важности принятых ханским советом решений, об историческом диалоге двух великих личностей: Жаныбек хана и Асана Кайгы-жырау. Ученики получают возможность поработать в литературном жанре. Ученики получат понятие о дипломатии. Постановка имеет важное воспитательное значение. Учащиеся узнают, что великие личности – предводители народа и властиотносятся с уважением друг к другу, во время обсуждения приходят к единому решению, хотят вернуть не чьи-то земли, а собственные, хотят быть единым народом. Все это помогает воспитывать учащихся в патриотическом духе.

В процессе работы с учениками в классе, уяснения важной темы для закрепления урока учитель использует различные наглядные пособия: таблицы, карточки, портреты, картины, ребусы и т.д.

Этап закрепления (разноуровневые задания):

  1. Где проходил Ханский совет? Ученикам с хорошей успеваемостью: Что вы знаете о Парламенте? Ученикам со средней успеваемостью: Кто принимал участие в ханском совете?

  2. Ученикам с хорошей успеваемостью: Какие вопросы рассматривались на ханском совете? Ученикам со средней успеваемостью: Что представляют собой Нуринские тамги?

  3. Ученикам с хорошей успеваемостью: Какие стратегическая политическая цель была в стремлении вернуть города? Ученикам со средней успеваемостью: Какие действия предприняло Казахское ханство с целью овладения присырдарьинскими городами?

  4. Ученикам с хорошей успеваемостью: Почему война с ханом Шайбани растянулась на многие годы? Ученикам со средней успеваемостью: Как Казахское ханство присоединило к себе южные города?

  5. В результате возвращения южных городов усилилось ли Казахское ханство?

  6. Какие результаты принесли переговоры с ханом Шайбани?

  7. Знаете ли вы историю появления названий: «казах», «узбек»? Есть ли у них что-то общее?

Оцениваем знания учащихся.

Задание на дом: Внимательно прочитать §36 и ответить на вопросы в конце параграфа.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
550 лет- Казахскому ханству

Автор: Карамулдинова Айнагуль Амангельдиновна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 184951

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Классный час на тему "".Великие сыны казахской степи, посвященное 550-летию Казахского ханства "
    ["seo_title"] => string(107) "klassnyi-chas-na-tiemu-vielikiie-syny-kazakhskoi-stiepi-posviashchiennoie-550-lietiiu-kazakhskogho-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "217161"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433257742"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Классный час «Великие сыны казахской степи», посвященный 550-летию  Казахского ханства."
    ["seo_title"] => string(87) "klassnyichasvielikiiesynykazakhskoistiepiposviashchiennyi550lietiiukazakhskoghokhanstva"
    ["file_id"] => string(6) "279876"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453298352"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "550 лет Казахскому ханству "
    ["seo_title"] => string(31) "550-liet-kazakhskomu-khanstvu-1"
    ["file_id"] => string(6) "186064"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426268969"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Методическая разработка "550 летие-Казахского ханства""
    ["seo_title"] => string(56) "mietodichieskaiarazrabotka550lietiiekazakhskoghokhanstva"
    ["file_id"] => string(6) "306678"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458175764"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация по казахскому языку на тему "550 лет - Казахскому ханству""
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia_po_kazakhskomu_iazyku_na_tiemu_550_liet_kazakhskomu_khanstvu"
    ["file_id"] => string(6) "460768"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1520232728"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства