Цели урока: Продолжить изучение причин и условий образования Казахского ханства. Раскрыть его значение для решения исторической судьбы казахского народа.
Познавательно-воспитательная задача:
Показать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, завоеваний, а благодаря объединению разрозненных казахских племен.
Оборудование урока: Карты Казахского ханства и Республики Казахстан, портреты Жаныбека, Керея, Асана Кайгы (Асана Печального), различные таблицы, карточки.
Вид урока: Смешанный (диспут, собеседование, театрализованное представление).
Ход урока:
Организационный момент.
Вопросы для диспута:
Какие исторические события препятствовали формированию казахского народа?
Как вы думаете, как появилось название «казах»?
Что вы знаете о социальном составе казахского народа?
Что способствовало объединению тюркоязычных племен и родов в единую казахскую народность?
Какие политические явления влияли на увеличение состава казахского народа, на его усиление?
Объяснение новой темы.
Ханский совет (театрализованное представление).
Для того, чтобы учащиеся имели представление о внутреннем политико-социальном и экономичном положении первого Казахского ханства, политике и действиях правителей ханства, учитель возьмет в свои помощники роман Ильяса Есенберлина «Кочевники» и организует постановку сценки «Ханский совет».
Для сценки привлекаются 10-15 учеников. В связи с нехваткой времени достаточно 8-15 минутное представление. Участвуют: хан Жаныбек, Асан Кайгы-жырау, султаны и бии, которые стояли у истоков образования ханства.
Ханская орда. В центре сидит хан Жаныбек.
Справа от него – Котан-жырау, слева – Казтуган-жырау. Вокруг батыра, султаны, которые ведут беседу о будущем страны.
В это время в орду ?ставку хана? входит жигит, приклоняет колени и говорит: «Мой хан, снаружи великий жырау Асан Кайгы сходит со своего Желмая».
Жаныбек вместе со своим окружением выходит наружу, чтобы с почестями встретить любимца народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«550 лет- Казахскому ханству »
ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА
Цели урока: Продолжить изучение причин и условий образования Казахского ханства. Раскрыть его значение для решения исторической судьбы казахского народа.
Познавательно-воспитательная задача:
Показать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, завоеваний, а благодаря объединению разрозненных казахских племен.
Оборудование урока: Карты Казахского ханства и Республики Казахстан, портреты Жаныбека, Керея, Асана Кайгы (Асана Печального), различные таблицы, карточки.
Вид урока: Смешанный (диспут, собеседование, театрализованное представление).
Ход урока:
Организационный момент.
Вопросы для диспута:
Какие исторические события препятствовали формированию казахского народа?
Как вы думаете, как появилось название «казах»?
Что вы знаете о социальном составе казахского народа?
Что способствовало объединению тюркоязычных племен и родов в единую казахскую народность?
Какие политические явления влияли на увеличение состава казахского народа, на его усиление?
Объяснение новой темы.
Ханский совет (театрализованное представление).
Для того, чтобы учащиеся имели представление о внутреннем политико-социальном и экономичном положении первого Казахского ханства, политике и действиях правителей ханства, учитель возьмет в свои помощники роман Ильяса Есенберлина «Кочевники» и организует постановку сценки «Ханский совет».
Для сценки привлекаются 10-15 учеников. В связи с нехваткой времени достаточно 8-15 минутное представление. Участвуют: хан Жаныбек, Асан Кайгы-жырау, султаны и бии, которые стояли у истоков образования ханства.
Ханская орда. В центре сидит хан Жаныбек.
Справа от него – Котан-жырау, слева – Казтуган-жырау. Вокруг батыра, султаны, которые ведут беседу о будущем страны.
В это время в орду Ұставку ханаҚ входит жигит, приклоняет колени и говорит: «Мой хан, снаружи великий жырау Асан Кайгы сходит со своего Желмая».
Жаныбек вместе со своим окружением выходит наружу, чтобы с почестями встретить любимца народа. Жаныбек здоровается с Асаном Кайгы не по-хански, а как младший:
Здравствуйте, Асан-ата!
Здравствуй, сынок Жаныбек!
По казахскому обычаю они трижды соприкасаются грудью. После того, как расселись в орде, Жаныбек начинает:
Доброго вам пути, великий жырау. Издалека ли путь держите?
Асан Кайгы:
Для млего Желмая путь не очень долгий, но для его старого хозяина не близкий, - отвечает с улыбкой Асан Кайгы. – Я побывал на земле обетованной, там деревья расцветают дважды в год, зимой поют соловьи. Я еду из Алмалыка, от голубых гор Алатау, где жил когда-то мой дед Майки-би. Там очень много благодеяний Аллаха. Однако, Жаныбек, там много пролилось человеческой крови.
Жаныбек:
Ваши слова печальны, жырау!
Асан Кайгы:
Кто виноват в том, что наши деды почили в земле? Но самый опасный ветер дует с той стороны гор. (Жырау показывает на Восток).
И на этом раз опасность грозит нам с той же стороны. Во всей степи, наверное, не найдется места, чтобы укрыться от нее.
Жаныбек:
Великий жырау, что вы нам посоветуете?
Асан Кайгы:
Не нужно убегать от опасности. Ее нужно всречать там, где встречали ее наши предки – на земле Жетысу. Там тоже имеются наши города и наши кочевья, пусть знают враги, что мы можем всегда встать против них! Насколько быстрее мы укрепим свою восточную сторону, тем быстрее в степи наступит тишина и мир.
Жаныбек:
Как отнесется к нам население Жетысу?
Асан Кайгы:
В Жетысу тоже живут родственные нам племена – уйсуны и басымели. 200 лет назад они построили свою столицу – город Алмалык. Объедини казахов и веди борьбу за священную землю наших предков! Если не тебе, так твоим детям эта земля принесет счастье!
Жаныбек:
Едва ли потомки Абулхаира дадут нам такую возможность!
Асан Кайгы:
Ладно, сегодня они смотрят на нас как не на братьев, а соперников. Со временем они сами окажутся в нашем сегодняшнем положении.
Жаныбек:
Пока придет такой день, мы можем стать врагами.
Асан кайгы:
Возможно, следующий век окажется светлым, однако сегодня сильные издеваются над слабыми. Поэтому хан Белой Орды Жаныбек, надо быть сильным!
Жаныбек:
Но волки тоже сильны!
Асан Кайгы:
Волка перевоспитать невозможно. По дороге сюда я посетил мечеть Ходжи Ахмеда Йасауи для прочтения Корана. Но от того, что я увидел там, сердце мое облилось кровью.
Жаныбек:
Что такого вы там увидели, великий жырау?
Асан Кайгы:
Кочевники-братья привели туда для продажи скот. Правитель города скот этот забрал себе, а кочевников выгнал из города.
Жаныбек:
Да, они издавна поступают таким образом.
Казтуган-жырау:
В таком случае, где возьмут кочевники материал, ткань для савана умершему?
Жаныбек:
Мы все это возбмем Туркестане. Если они не захотят нам продать, мы возьмем силой.
Асан кайгы (глядя задумчиво на Жаныбека):
Жаныбек-хан, я в тебе вижу достойного потомка твоего великого деда Урус хана. До сего времени я сомневался в том, что ты свои мечты воплотишь в жизнь. Я одобрил твой уход от Абулхаир хана. Но я не одобрил, что ты оставил Жетысу.
Только теперь я понял, как далеко и глубоко ты думаешь. Конечно, нам очень нужны города, которые нам оставил Урус хан. Нам не нужны ташкентский изюм, хоть он и сладкий. Однако, без городов, в которых можно продавать наш скот, мы далеко не уйдем.
Жаныбек:
Туркестан – это священная земли наших предков. Поэтому я не хочу проливать кровь своих братьев. Но если хан Абулхаир не хочет возвращать наши города, то что нам остается делать?! Пока наших сил маловато. В следующем году, когда к нам придут новые силы, с ними можно будет поговорить.
Вам большое спасибо, что высказали свои предложения. Ваши советы мне дали дополнительные силы. Я ваши мудрые предложения никогда не забуду.
Таким образом, уважаемые бии и батыры, ханский совет принимает три решения:
Первое – все казахские племена и роды до одного должны войти в состав Казахского ханства.
Второе – учитывая то, что территории расселения казахских родов и племен огромны, находятся далеко друг от друга, то население разделить на три племенных объединения – жузы. При создании жузов учесть родственные отношения, близость, соседство родов и племен.
Третье – сплоченное Казахские ханство потребует у Абулхаир хана возвращения казахских городов на юге страны.
Поддерживаете ли вы эти решения?
Да.
Правильно.
Хорошо.
Жаныбек:
Слово за Вами, великий жырау!
Асан Кайгы:
Наш предок Майкы-би из уйсунов в эпоху монгольского владения называл нас «казахами». Он поднял знамя казахов по всей степи. Пусть это тамга останется у уйсунов!
Среди всех тюрков бережнее всего сохранил язык в неприкосновенности род рагынов. Глаза – отражение мудрости, гениальности человека. Пусть эта тамга останется у аргынов.
При нашествии врагов первыми вставали на защиту страны кыпчаки. Пусть тамгой кыпчаков станет меч!
Народ:
Живи тысячу лет, Асан-ата!
Это представление длится 10-15 минут. Учащиеся получают представление о том времени, информацию о патриотических чувствах народа, политических инициативах для укрепления границ страны, важности принятых ханским советом решений, об историческом диалоге двух великих личностей: Жаныбек хана и Асана Кайгы-жырау. Ученики получают возможность поработать в литературном жанре. Ученики получат понятие о дипломатии. Постановка имеет важное воспитательное значение. Учащиеся узнают, что великие личности – предводители народа и властиотносятся с уважением друг к другу, во время обсуждения приходят к единому решению, хотят вернуть не чьи-то земли, а собственные, хотят быть единым народом. Все это помогает воспитывать учащихся в патриотическом духе.
В процессе работы с учениками в классе, уяснения важной темы для закрепления урока учитель использует различные наглядные пособия: таблицы, карточки, портреты, картины, ребусы и т.д.
Этап закрепления (разноуровневые задания):
Где проходил Ханский совет? Ученикам с хорошей успеваемостью: Что вы знаете о Парламенте? Ученикам со средней успеваемостью: Кто принимал участие в ханском совете?
Ученикам с хорошей успеваемостью: Какие вопросы рассматривались на ханском совете? Ученикам со средней успеваемостью: Что представляют собой Нуринские тамги?
Ученикам с хорошей успеваемостью: Какие стратегическая политическая цель была в стремлении вернуть города? Ученикам со средней успеваемостью: Какие действия предприняло Казахское ханство с целью овладения присырдарьинскими городами?
Ученикам с хорошей успеваемостью: Почему война с ханом Шайбани растянулась на многие годы? Ученикам со средней успеваемостью: Как Казахское ханство присоединило к себе южные города?
В результате возвращения южных городов усилилось ли Казахское ханство?
Какие результаты принесли переговоры с ханом Шайбани?
Знаете ли вы историю появления названий: «казах», «узбек»? Есть ли у них что-то общее?
Оцениваем знания учащихся.
Задание на дом: Внимательно прочитать §36 и ответить на вопросы в конце параграфа.