№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Этап мотивации к учебной деятельности Микроцель: выработка на личностного значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»): Демонстрация ЭОР Слайд № 1
– По названию §4 предположите, о каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами сегодня говорить? – Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве. |
Рассматривают слайд №1
– О скотоводстве и земледелии.
Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства.
| 3
|
2 | Этап актуализации и пробного учебного действия Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | - А как вы думаете всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство?
Слайд № 2
– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как произошло зарождение земледелия и скотоводства. | Выдвигают версии: - Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота» - А почему на смену этим занятиям пришли другие? ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: А почему возникли «земледелие» и «скотоводство»? | 2
|
3 | Этап выявления места и причины затруднения Микроцель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Как вы думаете легко ли было перейти первобытным людям к новым занятиям?
Слайд № 3 | Выдвигают версии: - Легко – они быстро всему учились - Трудно, потому что у них были примитивные орудия труда Рассматривают картины, называют, что в них общее – родовая община и чем различаются: используют лук, стрелы, приручили собаку | 3
|
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации. | Создание плана проекта: 1.А для чего же люди изобрели лук, приручили собаку? 2. А как можно было этот процесс усовершенствовать? 3.А какие орудия труда они использовали? Давайте обратимся к учебнику стр.20 – Мальчики читают «Приручение животных» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству. – А девочки в это время читают «Мотыжное земледелие» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию. – Давайте проверим, что у нас получилось. – Слушаем мальчиков. Фиксирует на доске: От охоты к скотоводству. Всегда есть запасы еды.
|
- Облегчился процесс добывания пищи. - Использовать орудия труда.
3–4 минуты читают текст, выполняют задание индивидуально,самостоятельно.
Причина. – Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили. Последствие. – Так зародилось скотоводство. | 10
|
| | – Теперь послушаем девочек. Фиксирует на доске: От собирательства – к земледелию.
| Причина. – Догадались, вместо того чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, выращивать их рядом с домом. Последствие. – Научились обрабатывать землю. Так зародилось земледелие. | |
5 | Этап реализации построенного проекта Микроцель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение | – Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство. – Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей. Слайды № 4-10
Фиксирует на доске: Переход к оседлому образу жизни |
Работают над заданиями слайдов
– В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани. | 10
|
|
| – Из пункта 4 прочитайте третий абзац, выделите причины расселения земледельческих общин.
Фиксирует на доске: Родовые общины племя | – Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно. – Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз – племя. | |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия. | Слайды № 11 -13 – Рассмотрите схему на слайде. Используя условные обозначения, объясните, кто стоял во главе племени? – Кто его избирал и с кем он должен был советоваться?
– Дочитайте п. 4 до конца, выясните последствия расселения земледельческих племён. – Какой вывод по проблеме мы можем сделать? | – Вождь. – Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин. – Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием. – Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель.– Люди уходили в другие места в поисках новых земель. – Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Люди стали уходить на другие земли, образуя союзы племён. Общаясь с местными жителями, они заимствовали друг у друга не только способы ведения хозяйства, но и различные слова. Так на разных территориях стали образовываться общности племён, которые одинаково вели хозяйство, говорили на одном языке. | 3
|
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Микроцель: выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха | – По карте на стр 7 определите, где зародилось земледелие. Предлагает выполнить задания 13 из Рабочей тетради на с. 13
| Выполняют задания, применяя знания в новой ситуации
| 4
|
8 | Этап включения в систему знаний и повторения Микроцель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Слайды № 14-15 Применяем новые знания: - Сравните управление в родовой общине и племени.
– Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?
|
Выполняют задание устно, называют общие черты и черты различия.
Высказывают своё мнение с точки зрения нравственных ценностей. | 3
|
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Микроцель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Предлагаю вам выполнить творческое задание – СИНКВЕЙН Учащимся раздаются карточки- памятки Слайды № 16 - 19 - подведем итоги: Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно(5) Кто допускал ошибки, но сам их исправлял (4) Есть в нашем классе ребята, которые не выполнили задания? - запишите домашнее задание: §4, самостоятельно изучить п.5 «Духи, идолы и жертвы», составить синквейн по этому вопросу.
| - выполняют задания в тетради
- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки.
- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) | 7
|