kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

5 класс тема "Охотники и собиратели" урок по истории Древнего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Урок по теме "Охотники и собиратели" изучается в программе 5 класса истории Древнего мира в первом полугодии.Урок соответствует программе ФГОС второго  поколения. Учитель ставит следующие цели и задачи: познакомить с расселением  древнего человека .Описать портрет древнего человека ,чем занимается ,объяснить причины появления религиозных верований. Тип урока: ознакомление с новым материалом. Задачи: личностные- воспитать чувства взаимодействия с историей. Метапредметные-развивать речь через понятийный аппарат.Предметные-формы организации: индивидуальная работа,коллективная работа в парах. Изучаемые понятия:собирательство ,охота,душа ,стадо. Технологическая карта урока: 1.Организационный момент-приветствие учителя.Проветствие готовности к уроку.2.Проверка домашнего задания.3.Актуализация опорных знаний: на экране-презентацительно я где даны понятия .Учащиеся поочерёдно читают понятия и записывают предложения в тетрадь.На основе понятий они задают друг другу вопрос.4.Создание  проблемной ситуации:по рисунку учабника на странице 7,8 сравните древнего человека.5.Мотивация.6.Самостоятельно читают текст учебника и отвечают на вопросы.Первичное закрепление нового материала у доски.Итог урока.Инструктаж по выполнению домашнего задания.Учащиеся не только учатся работать в парах .но и активно развивают знания и умения.На  данном  уроке  учитель стремится чтобы работали все дети достаточно активно.Можно моделировать урок ,используя не только презентацию ,но и дидактический материал-карточки . Именно от учителя, будет зависеть качество  и новизна урока. Урок интересен также тем ,что он расчитан на учащихся с различным восприятием учебного материала :зрительное восприятие и слуховое ,где учащиеся не только видят ,но и слышат и активно работают в коллективе. Так как данный урок -это первичное ознакомление с материалом ,другой урок мы можем построить по аналогии и закрепить полученные знания. Главная задача учителя будет заключатся не только в "передачи"знаний и умений ,а именно умения активизации творчества учащихся.Урок поможет социализироватся в жизни ,воспитает толерантность и положительные качества личности.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«5 класс тема "Охотники и собиратели" урок по истории Древнего мира »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Первые земледельцы и скотоводы»



ФИО: Рязанцева Елена Владимировна


Место работы: МКОУ Мезиновская сош


Должность: учитель истории и обществознания


Предмет: история


Класс: 5


Тема и номер урока в теме:

Тема 2 «Первобытные земледельцы и скотоводы», урок 1.


Базовый учебник: «История Древнего мира», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая- 15-еиздание- М.: Просвещение, 2008


  1. Цели урока:

- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: земледелие, скотоводство, оседлость, ткачество, племя, совет старейшин, народное собрание.

- воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

9. Задачи:

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

-метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

  3. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный ПК, презентация «Первобытные земледельцы и скотоводы»(частично использована prezent_istvseob_5kl_ur6), рабочие тетради с печатной основой, карточки с заданиями для индивидуальной работы












  1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин.)


1

2

3

4

5

1

Этап мотивации к учебной деятельности Микроцель: выработка на личностного значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.


Создает условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»):

Демонстрация ЭОР Слайд № 1



– По названию §4 предположите, о каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами сегодня говорить?

– Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве.







Рассматривают слайд №1



– О скотоводстве и земледелии.





Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства.




3






















2


Этап актуализации и пробного учебного действия Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- А как вы думаете всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство?









Слайд № 2



– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как произошло зарождение земледелия и скотоводства.

Выдвигают версии:

- Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота»

- А почему на смену этим занятиям пришли другие?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

А почему возникли «земледелие» и «скотоводство»?

2




















3

Этап выявления места и причины затруднения Микроцель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.


- Как вы думаете легко ли было перейти первобытным людям к новым занятиям?







Слайд № 3


Выдвигают версии:

- Легко – они быстро всему учились

- Трудно, потому что у них были примитивные орудия труда

Рассматривают картины, называют, что в них общееродовая община

и чем различаются: используют лук, стрелы, приручили собаку

3












4

Этап построения проекта выхода из затруднения Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.


Создание плана проекта:

1.А для чего же люди изобрели лук, приручили собаку?

2. А как можно было этот процесс усовершенствовать?

3.А какие орудия труда они использовали? Давайте обратимся к учебнику стр.20

– Мальчики читают «Приручение животных» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству.

– А девочки в это время читают «Мотыжное земледелие» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.

– Давайте проверим, что у нас получилось.

– Слушаем мальчиков.

Фиксирует на доске:

От охоты к скотоводству. Всегда есть запасы еды.








- Облегчился процесс добывания пищи.

- Использовать орудия труда.



3–4 минуты читают текст,

выполняют задание индивидуально,самостоятельно.







Причина.

– Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили.

Последствие.

– Так зародилось скотоводство.

10


































– Теперь послушаем девочек.

Фиксирует на доске:

От собирательства – к земледелию.









Причина.

– Догадались, вместо того чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, выращивать их рядом с домом.

Последствие.

– Научились обрабатывать землю.

Так зародилось земледелие.


5

Этап реализации построенного проекта

Микроцель: построение учащимися нового способа действий
и формирование умений его применять при решении задачи,
вызвавшей затруднение


– Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство.

– Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей.

Слайды № 4-10





Фиксирует на доске:

Переход к оседлому образу жизни








Работают над заданиями слайдов



– В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани.

10




















































– Из пункта 4 прочитайте третий абзац, выделите причины расселения земледельческих общин.



Фиксирует на доске:

Родовые общины племя


– Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно.

– Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз – племя.


6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия.

Слайды № 11 -13

– Рассмотрите схему на слайде. Используя условные обозначения, объясните, кто стоял во главе племени?

– Кто его избирал и с кем он должен был советоваться?



– Дочитайте п. 4 до конца, выясните последствия расселения земледельческих племён.

– Какой вывод по проблеме мы можем сделать?

– Вождь.

– Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин.

– Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием.

– Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель.– Люди уходили в другие места в поисках новых земель.

– Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Люди стали уходить на другие земли, образуя союзы племён. Общаясь с местными жителями, они заимствовали друг у друга не только способы ведения хозяйства, но и различные слова. Так на разных территориях стали образовываться общности племён, которые одинаково вели хозяйство, говорили на одном языке.


3






























7

Этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону

Микроцель: выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений по
эталону; создание ситуации успеха

– По карте на стр 7 определите, где зародилось земледелие.

Предлагает выполнить задания 13 из Рабочей тетради на с. 13










Выполняют задания, применяя знания в новой ситуации












4
















8

Этап включения в систему знаний
и повторения

Микроцель: включение нового способа действий в
систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.


Слайды № 14-15

Применяем новые знания:

- Сравните управление в родовой общине и племени.





– Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?










Выполняют задание устно, называют общие черты и черты различия.



Высказывают своё мнение с точки

зрения нравственных ценностей.

3




















9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Микроцель: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности, осознание метода построения и границ
применения нового способа действия.


- Предлагаю вам выполнить творческое задание – СИНКВЕЙН Учащимся раздаются карточки- памятки

Слайды № 16 - 19

- подведем итоги:

  • Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно(5)

  • Кто допускал ошибки, но сам их исправлял (4)

  • Есть в нашем классе ребята, которые не выполнили задания?

- запишите домашнее задание: §4, самостоятельно изучить п.5 «Духи, идолы и жертвы», составить синквейн по этому вопросу.






- выполняют задания в тетради







- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки.





- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)


7

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
5 класс тема "Охотники и собиратели" урок по истории Древнего мира

Автор: Рязанцева Елена Владимировна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130826

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по истории Древнего мира "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-istorii-drievniegho-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "153338"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420994595"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "рабочая программа по  всеобщей истории 5 класс "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-vsieobshchiei-istorii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234522"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443460522"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Родовые общины охотников и собирателей"
    ["seo_title"] => string(44) "rodovye_obshchiny_okhotnikov_i_sobiratelei_2"
    ["file_id"] => string(6) "635386"
    ["category_seo"] => string(21) "vseobshchaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1691522329"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по истории Казахстана 6 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-po-istorii-kazakhstana-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "180743"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425230777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства