Просмотр содержимого документа
«Тест по истории "Средние века" »
Раннее средневековье-Период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи, длился около пяти веков (приблизительно с 500 по 1000 гг). В эпоху раннего Средневековья произошло великое переселение народов: появились племена викингов, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове, образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы.
Запечатлённая на знаменитом гобелене из Байебитва при Гастингсе — судьбоносное для истории Англии сражение, в котором норманны одержали победу над англо-саксами
Основная статья: Высокое средневековье
Период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Эпоха высокого средневековья сменила раннее средневековье и предшествовала позднему средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.
В высокое средневековье начинает активно процветать Европа. Приход в Скандинавиюхристианства. Распад Каролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Организация христианами крестовых походов с целью отвоевания у сельджуковПалестины. Развиваются и богатеют города (смотри статью Средневековый город). Очень активно развивается культура. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке.
В Восточной Европе эпоха высокого средневековья ознаменована расцветом Древнерусского государства и появлением на исторической сцене Польши и Великого княжества Литовского. Нашествие монголов в XIII веке нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.
Основная статья: Позднее средневековье
Позднему средневековью предшествовало высокое средневековье, а последующий период называется новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы позднего средневековья. Если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи великих географических открытий. Позднее средневековье называют также эпохой Возрождения.
Около 1300 года период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как великий голод 1315—1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведёнными монголо-татарским нашествием и Столетней войной. Для России позднее средневековье начинается монголо-татарским игом, с окончанием которого на политическую арену выходит Русское царство.
Крестовые походы
Одной из определяющих черт эпохи высокого средневековья были крестовые походы, организованные христианами с целью отвоевания у сельджуковПалестины. Крестовые походы оказывали мощнейшее влияние на все слои средневекового общества — от возглавлявших эти походы королей и императоров до простых крестьян, чьи хозяева проводили долгие годы в сражениях на Востоке. Расцвет идеи крестовых походов пришёлся на XII век, когда после первого крестового похода на отвоёванных территориях образовалось христианское государство — Иерусалимское королевство. В XIII веке и позже христиане предпринимали несколько крестовых походов против других христиан, а также против некоторых язычников, исповедовавших другие, нехристианские религии.
Столетняя война
Столетняя война
Серия военных конфликтов между Англией и её союзниками с одной стороны и Францией и её союзниками с другой, длившихся примерно с 1337 по 1453 годы. Поводом к этим конфликтам были притязания на французский престол английской королевской династии Плантагенетов, стремящейся вернуть территории на континенте, ранее принадлежавшие английским королям. Плантагенеты также были связаны узами родства с французской династией Капетингов. Франция в свою очередь стремилась вытеснить англичан из Гиени, которая была закреплена за ними Парижским договором 1259 года. Несмотря на начальные успехи, Англия так и не добилась своей цели в войне, а в результате войны на континенте у неё остался только порт Кале, который она удерживала до 1558 года.
Завоевания Османской империи
Расширение и падение Османской империи (1300—1923)
На протяжении 6-ти веков, с XI по XVI, Османская империя завоёвывала всё новые и новые территории. В 1453 году турки взяли Константинополь, тем самым захватив всю Византийскую империю. В 1459 была завоёвана вся Сербия (кроме Белграда, взятого в 1521 году) и обращена в османский пашалык. В 1460 году завоёвано Афинское герцогство и вслед за ним почти вся Греция, за исключением некоторых приморских городов, оставшихся во власти Венеции. В 1462 завоёваны остров Лесбос и Валахия, в 1463 — Босния. В 1483 Турция покорила Герцеговину. Балканский полуостров полностью оказался в руках султана. В 1517 году турки взяли Каир. В конце XV века турки захватили Крым, полностью овладев Чёрным морем и торговыми путями через него, Валахию и Молдавию. Под их властью оказались Закавказье, Передняя Азия и Северная Африка. Алжир заняли турки-пираты. В 1534 году был завоёван Багдад. В конце XVI века завоевания прекратились. Армия стала распадаться, так как воины превратили свои участки в наследственное владение и уклонялись от службы. Начался упадок Османской империи.
Европа в Средние века, кратко говоря, была продуктом мира варваров (германских племен) и Западной Римской империи. Эти две силы определили ее будущий облик. Соседями европейцев были византийцы, население древнерусских княжеств и арабы-мусульмане. С ближайшими странами и государствами жители Европы поддерживали разные отношения. Самое большое влияние на все аспекты жизни европейских стран оказали арабские государства и Византия. История средневековой Европы начинается с падения Западной Римской империи, с V века и продолжается до XVI – XVII столетий. Раннее средневековье в Европе характеризуется постоянными войнами. Варварские племена, разрушив Римскую империю, принялись создавать свои государства англов, франков и другие. Они вели ожесточенные войны друг с другом за территории. В 800 году Карлу Великому удается ценой многочисленных завоевательных походов подчинить себе многие народы, и создать Франкскую империю. Распавшись после смерти Карла через 43 года, она вновь была воссоздана в 10 веке германскими королями. Европа в Средние века, кратко говоря, сильно отставала в культурном развитии от соседей, более развитых Византии и Арабского халифата. На развитии культуры сказывались многочисленные войны и неспокойная жизнь в течение долгих лет. Но постепенно начинается возрождение искусства. Появляются новые литературные жанры, такие, как рыцарский роман. В архитектуре возникают два новых стиля – романский и готический, развивается скульптура и музыка. С XI века в Европе наступает время Крестовых походов. Позднее начинается процесс вытеснения арабов из Испании. В XI – XII веках появляются первые города, которые быстро растут. Рост городов приводит к возникновению новых видов зданий – ратуши, банков, складов. Европа в позднем средневековье создает культуру эпохи Возрождения, высочайший уровень которой можно сравнить разве что с античным миром. Что касается социально-экономического развития Европы в Средние века, то сначала в ней существовал феодальный строй. Его главными отличительными признаками было наличие крупных землевладельцев (феодалов) и крестьян, которые землю обрабатывали. Господствовало натуральное хозяйство. Средние века, существовавшие более тысячи лет, оказали огромное влияние на Новое время. В этот период произошли те кардинальные изменения, которые и определили будущий облик мира.
1. Краткая история крестовых походов Энциклопедия «Кругосвет». 2001 1.1. Общая часть
Крестовые походы (1095–1291) — это ряд военных походов на Ближний Восток, предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом в истории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слои западноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принимавшие обет крестоносца, имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жажда приключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами. Крестоносцы нашивали на одежду красные нагрудные кресты; при возвращении из похода знаки креста нашивались на спину. Благодаря легендам Крестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарского духа и отваги. Однако рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах изобилуют преувеличениями сверх всякой меры. Кроме того, в них упускается из виду тот «малозначительный» исторический факт, что, несмотря на проявленные крестоносцами доблесть и геройство, а также воззвания и посулы римских пап и уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободить Святую Землю. Крестовые походы привели лишь к тому, что мусульмане стали бесспорными властителями Палестины. 1.2. Причины Крестовых походов
Начало Крестовым походам было положено папами, которые номинально считались предводителями всех предприятий такого рода. Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, кто подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела. Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия (а во многих случаях они играли существеннейшую роль), воины Христовы были уверены в том, что сражаются за правое дело. 1.2.1. Завоевания турок-сельджуков
Непосредственной причиной Крестовых походов явился рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии. Выходцы из Средней Азии, в начале века сельджуки проникли в подвластные арабам области, где их вначале использовали как наемников. Постепенно, однако, они делались все более самостоятельными, завоевав в 1040-е годы Иран, а в 1055 году Багдад. Затем сельджуки стали расширять границы своих владений на запад, ведя наступление главным образом на Византийскую империю. Решающее поражение византийцев при Манцикерте в 1071 позволило сельджукам выйти к берегам Эгейского моря, покорить Сирию и Палестину и в 1078 (указывают и другие даты) взять Иерусалим. Угроза со стороны мусульман заставила византийского императора обратиться за помощью к западным христианам. Падение Иерусалима чрезвычайно обеспокоило христианский мир. 1.2.2. Религиозные мотивы
Завоевания турков-сельджуков совпали по времени с общим религиозным возрождением в Западной Европе в X — XI вв., которое во многом было инициировано деятельностью бенедиктинского монастыря Клюни в Бургундии, основанного в 910 г. герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым. Благодаря усилиям ряда настоятелей, настойчиво призывавших к очищению церкви и к духовному преображению христианского мира, аббатство стало весьма влиятельной силой в духовной жизни Европы. Одновременно в XI в. возросло число паломничеств в Святую Землю. «Неверного турку» изображали как осквернителя святынь, варвара-язычника, чье присутствие на Святой Земле нетерпимо для Бога и человека. Кроме того, сельджуки создали непосредственную угрозу христианской Византийской империи. 1.2.3. Экономические стимулы
Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж — все это, полагали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележе отцовских земель («майорат» — от major — главный, старший). Приняв участие в Крестовом походе, они уже могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья.
Крестьянам Крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев.
По чисто экономическим мотивам в Крестовых походах были заинтересованы европейские города. На протяжении нескольких веков итальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцы вытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря. Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов Крестовые походы означали лишь перенос военных действий из Западного Средиземноморья в Восточное. 1.3. Начало Крестовых походов
1.3.1. Клермонский собор 1095 г.
Начало Крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095 г. папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы и многие заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, мешающих церкви и клиру. 26 ноября, когда собор уже завершил работу, Урбан обратился к огромной аудитории, насчитывавшей, вероятно, несколько тысяч представителей высшей знати и клириков, и призвал начать войну против неверных мусульман, с тем чтобы освободить Святую Землю. В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому сложившему в нем голову — место в раю.
Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свой пыл на богоугодное дело. Он дал понять, что Крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы — все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается. Ответом на речь явились крики слушателей: «Deus vult!» («Бог того хочет!»). Слова эти стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут же дали обет, что отправятся на войну. 1.3.2. Первые крестоносцы
Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей Западной Европе. Архиепископы и епископы (наиболее активным среди них был Адемар де Пюи, взявший на себя духовное и практическое руководство подготовкой похода) призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вроде Петра Пустынника и Вальтера Голяка*, донесли слова папы и до крестьян. Нередко проповедники возбуждали в крестьянах такой религиозный пыл, что их не могли удержать ни хозяева, ни местные священники: они тысячами срывались с места и отправлялись в путь без припасов и снаряжения, не имея ни малейшего представления о дальности и тяготах пути, в наивной уверенности, что Бог и предводители позаботятся как о том, чтобы они не заблудились, так и о хлебе насущном. Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая, что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как поборникам святого дела. Однако местные жители встречали их прохладно или вовсе презрительно, и тогда западные крестьяне принялись за грабежи. Во многих местах между византийцами и ордами с запада разыгрывались настоящие сражения. Те же, кому удалось добраться до Константинополя, вовсе не были желанными гостями византийского императора Алексея и его подданных. Город временно селил их вне городской черты, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию, где с ними в скором времени расправлялись турки.
* — Не совсем верное прозвище рыцаря — предводителя Первого Крестового похода. Правильно не Вальтер Голяк, а Готье Неимущий (Gautier Sans Avoir), либо (другое имя) — Вальтер Без-Гроша (Walter the Pennyless). (Прим. выполнившего окончательную редакцию.) 1.4. Первый Крестовый поход (1096-1099)
1.4.1. Краткая хроника
Сам Первый Крестовый поход начался в 1096. В нем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своим главнокомандующим. Тремя основными маршрутами, по суше и по морю, они прибывали в Константинополь в течение 1096 и 1097. Поход возглавили бароны-феодалы, в том числе герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский и князь Боэмунд Тарентский. Формально они со своими армиями подчинялись папскому легату, но фактически игнорировали его указания и действовали самостоятельно. Крестоносцы, двигавшиеся по суше, отбирали у местного населения еду и фураж, осадили и разграбили несколько византийских городов, неоднократно завязывали стычки с византийскими войсками. Присутствие в столице и вокруг нее 30-тысячного войска, требовавшего крова и пищи, создавало сложности для императора и жителей Константинополя. Между горожанами и крестоносцами то и дело вспыхивали ожесточенные конфликты; одновременно обострялись разногласия между императором и военачальниками крестоносцев. Отношения между императором и рыцарями продолжали ухудшаться по мере продвижения христиан на восток. Крестоносцы подозревали, что византийские проводники намеренно заманивают их в засады.
Армия оказалась совершенно не готовой к внезапным набегам вражеской конницы, которая успевала скрыться, прежде чем рыцарская тяжелая кавалерия бросалась в погоню. Нехватка пищи и воды усугубляла тяготы похода. Колодцы, встречавшиеся по пути, часто были отравлены мусульманами. Те, кто перенес эти тяжелейшие испытания, были вознаграждены первой победой, когда в июне 1098 была осаждена и взята Антиохия. Здесь, согласно некоторым свидетельствам, один из крестоносцев обнаружил святыню — копье, которым римский воин пронзил бок распятого Христа. Сообщается, что это открытие чрезвычайно вдохновило христиан и в немалой степени способствовало их дальнейшим победам. Ожесточенная война длилась еще год, и 15 июля 1099, после продолжавшейся немногим больше месяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население, мусульман и иудеев, мечу. 1.4.2. Иерусалимское королевство
Правление. Королем Иерусалима был после долгих споров избран Готфрид Бульонский, который, правда, в отличие от своих не столь скромных и менее религиозных преемников, избрал непритязательный титул «защитника Гроба Господня». Готфриду и его преемникам досталась в управление держава, объединенная лишь номинально. Она состояла из четырех государств: графства Эдесского, княжества Антиохийского, графства Триполи и собственно Иерусалимского королевства. Король Иерусалима располагал в отношении прочих трех довольно условными правами, поскольку их правители утвердились там еще до него, так что свою вассальную присягу королю они исполняли (если исполняли) лишь в случае возникновения военной угрозы. Многие государи водили дружбу с арабами и византийцами, невзирая на то, что такая их политика ослабляла позиции королевства в целом. Кроме того, власть короля была значительно ограничена церковью: поскольку Крестовые походы проводились под эгидой церкви и номинально возглавлялись папским легатом, высшее духовное лицо на Святой Земле, патриарх Иерусалимский, был здесь чрезвычайно влиятельной фигурой.
Население. Население королевства отличалось большим разнообразием. Помимо евреев, здесь присутствовало множество других наций: арабы, турки, сирийцы, армяне, греки и др. Большинство крестоносцев составляли выходцы из Англии, Германии, Франции и Италии. Поскольку французов было больше, крестоносцев собирательно называли франками.
Прибрежные города. В этом время получили развитие по крайней мере десять важных центров коммерции и торговли. Среди них можно назвать Бейрут, Акку, Сидон и Яффу. В соответствии с привилегиями или пожалованиями полномочий итальянские купцы учредили в прибрежных городах собственную администрацию. Обыкновенно они имели здесь собственных консулов (глав администрации) и судей, обзаводились своей монетой и системой мер и весов. Их законодательные уложения распространялись и на местное население. Как правило, итальянцы вносили от имени горожан подати иерусалимскому королю или его наместникам, но в повседневной деятельности пользовались полной независимостью. Под резиденции и склады итальянцев отводились специальные кварталы, а поблизости от города они заводили сады и огороды, чтобы иметь свежие фрукты и овощи. Как и многие рыцари, итальянские купцы водили дружбу с мусульманами, разумеется, в целях получения барыша. Некоторые зашли так далеко, что даже помещали на монетах изречения из Корана.
Духовно-рыцарские ордены. Костяк армии крестоносцев образовывали два рыцарских ордена — рыцари-храмовники (тамплиеры) и рыцари cв. Иоанна (иоанниты или госпитальеры). В них входили преимущественно низшие слои феодальной знати и младшие отпрыски аристократических семейств. Первоначально эти ордены были созданы для защиты храмов, святынь, ведущих к ним дорог и паломников; предусматривалось также создание больниц и забота о больных и раненых. Поскольку ордены госпитальеров и тамплиеров ставили наряду с военными религиозные и благотворительные цели, их члены вместе с воинской присягой давали монашеские обеты. Ордены смогли пополнять свои ряды в Западной Европе и получать финансовую помощь от тех христиан, кто не смог принять участие в Крестовом походе, но жаждал помочь святому делу. За счет таких взносов тамплиеры в XII — XIII вв. по существу превратились в мощный банкирский дом, осуществлявший финансовое поСредничество между Иерусалимом и Западной Европой. Они субсидировали религиозные и торговые предприятия на Святой Земле и давали здесь ссуды феодальной знати и купцам, с тем чтобы получить их уже в Европе. 1.5. Второй Крестовый поход (1147–1149)
Когда в 1144 г. Эдесса была захвачена мусульманским правителем Мосула Зенги и известие об этом достигло Западной Европы, глава монашеского ордена цистерцианцев Бернар Клервоский убедил германского императора Конрада III (правил в 1138–1152) и короля Франции Людовика VII (правил в 1137–1180) предпринять новый Крестовый поход. На этот раз папа Евгений III выпустил в 1145 г. специальную буллу о Крестовых походах, в которой имелись точно сформулированные положения, гарантировавшие семьям крестоносцев и их имуществу защиту церкви. Силы, которые удалось привлечь к участию в походе, были огромны, однако из-за отсутствия взаимодействия и продуманного плана кампании поход завершился полным провалом. Более того, он дал повод королю Сицилии Рожеру II совершить набеги на византийские владения в Греции и на островах Эгейского моря. 1.6. Третий Крестовый поход (1187–1192)
Если христианские военачальники постоянно пребывали в раздорах, то мусульмане под началом султана Салах ад-Дина объединились в государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Салах-ад-дин легко разбил разобщенных христиан, в 1187 взял Иерусалим и установил контроль над всей Святой Землей, за исключением нескольких прибрежных городов. Третий Крестовый поход возглавили император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (правил в 1152–1190), французский король Филипп II Август (правил в 1180–1223) и английский король Ричард I Львиное Сердце (правил в 1189–1199). Германский император утонул в Малой Азии при переправе через реку, и лишь немногие из его воинов достигли Святой Земли. Два других монарха, соперничавших в Европе, перенесли свои раздоры на Святую Землю. Филипп II Август под предлогом болезни возвратился в Европу, чтобы постараться в отсутствие Ричарда I отобрать у него герцогство Нормандское.
Ричард Львиное Сердце остался единственным вождем Крестового похода. Совершенные им здесь подвиги породили легенды, окружившие его имя ореолом славы. Ричард отвоевал у мусульман Акку и Яффу и заключил с Салах-ад-дином договор о беспрепятственном допуске паломников в Иерусалим и к некоторым другим святыням, но большего ему добиться не удалось. Иерусалим и бывшее Иерусалимское королевство остались под властью мусульман. Самым весомым и долговременным достижением Ричарда в этом походе явилось завоевание им в 1191 Кипра, где в результате возникло самостоятельное Кипрское королевство, просуществовавшее до 1489. 1.7. Четвертый Крестовый поход (1202–1204)
В объявленный папой Иннокентием III Четвертый Крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы. Перипетии этого похода изложены в книге французского военачальника и историка Жоффруа Виллардуэна «Завоевание Константинополя » — первой пространной хронике во французской литературе. По первоначальной договоренности венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой Земли и обеспечить их оружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венецию прибыло только 12 тыс., которые в силу своей малочисленности не могли оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложили французам, чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план — использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину — был на время отложен. Узнав о планах венецианцев, папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 объединенная армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила.
После этого венецианцы предложили французам еще раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела. Отыскался и благовидный предлог: крестоносцы могли рассчитывать, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя и вернули Исааку трон. Однако вопрос о выплате обещанного вознаграждения повис в воздухе, а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию растаяли. Тогда крестоносцы захватили Константинополь и грабили его в течение трех дней начиная с 13 апреля 1204. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский.
Просуществовавшая до 1261 г. империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы. Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех, но до Святой Земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды — он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под свое покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола. 1.8. Крестовый поход детей (1212)
Пожалуй, самая трагическая из попыток возвратить Святую Землю. В религиозное движение, зародившееся во Франции и в Германии, были вовлечены тысячи крестьянских детей, которые были убеждены, что их невинность и вера свершат то, чего не смогли добиться взрослые силой оружия. Религиозный пыл подростков подогревали родители и приходские священники. Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, но пресечь его не смогли. Несколько тысяч французских детей (возможно, до 30.000) под предводительством пастушка Этьена из Клуа близ Вандома (ему явился Христос и вручил письмо для передачи королю) прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли. Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные пять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство.
Тысячи немецких детей (по оценкам, до 20.000), возглавляемые десятилетним Николасом из Кельна, пешком направились в Италию. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дошли до Рима и Генуи. Власти отправили детей назад, и на обратном пути почти все они погибли. Имеется и другая версия этих событий. Согласно ей, французские дети и взрослые, во главе которых стоял Этьен, первым делом прибыли в Париж и просили короля Филиппа II Августа снарядить Крестовый поход, однако королю удалось уговорить их разойтись по домам. Немецкие же дети под началом Николаса дошли до Майнца, здесь некоторых уговорили вернуться, но наиболее упорные продолжили путь в Италию. Часть прибыла в Венецию, другие в Геную, а небольшая группа дошла до Рима, где папа Иннокентий освободил их от обета. Некоторые же дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, б'ольшая часть детей исчезла без следа. Возможно, в связи с этими событиями в Германии возникла знаменитая легенда о крысолове из Гаммельна. Новейшие исторические исследования ставят под сомнение как масштабы этого похода, так и сам его факт в той версии, как он обычно преподносится. Высказывается предположение, что под «Крестовым походом детей» на самом деле имеется в виду движение собравшихся в Крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу уже в Италии. 1.9. Пятый Крестовый поход (1217–1221)
На 4-м Латеранском соборе в 1215 г. папа Иннокентий III объявил новый Крестовый поход (иногда его рассматривают в качестве продолжения Четвертого похода, и тогда последующая нумерация смещается). Выступление было намечено на 1217 г., его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) II и др. В Палестине военные действия шли вяло, однако в 1218 г., когда прибыли новые подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря. Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на Дамиетту, но папский легат Пелагий, ожидавший подхода с востока легендарного христианского «царя Давида», не дал на это согласия. В 1221 г. крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление. 1.10. Шестой Крестовый поход (1228–1229)
Этот Крестовый поход, иногда его называют «дипломатическим», возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он (в обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманской борьбе) получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акки. В 1229 г. Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 г. город был вновь завоеван мусульманами. 1.11. Седьмой Крестовый поход (1248–1250)
Его возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за свое освобождение огромный выкуп. 1.12. Восьмой Крестовый поход (1270)
Не вняв предостережениям советников, Людовик IX вновь пошел войной на арабов. На сей раз он направил удар на Тунис в Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270). С его смертью завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю. Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акку в 1291 г. Однако в Средние века понятие «Крестовый поход» применялось к различного рода религиозным войнам католиков против тех, кого они считали врагами истинной веры или церкви, эту веру воплощавшей, в том числе к Реконкисте — продолжавшемуся семь столетий отвоеванию Пиренейского полуострова у мусульман. 1.13. Итоги Крестовых походов
Хотя Крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни. 1.13.1. Византийская империя
Возможно, Крестовые походы действительно отсрочили турецкое завоевание Византии, однако они не смогли предотвратить падение Константинополя в 1453 г. Византийская империя длительное время находилась в состоянии упадка. Ее окончательная гибель означала появление турок на европейской политической сцене. Разорение Константинополя крестоносцами в 1204 г. и венецианская торговая монополия нанесли империи смертельный удар, от которого она не смогла оправиться даже после своего возрождения в 1261 г. 1.13.2. Торговля
Самую большую выгоду из Крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья. Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши — шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах. 1.13.3. Феодализм и церковь
В Крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений. Влияние Крестовых походов на авторитет церкви оказалось противоречивым. Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то Четвертый Крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами. 1.13.4. Культура
Когда-то было принято считать, что именно Крестовые походы подвели Европу к Возрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинству историков завышенной. Что они несомненно дали человеку Средневековья, так это более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия. Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений, большей частью на старофранцузском языке.
Среди них встречаются подлинно великие произведения, как, например, «История священной войны » («Estoire de la guerre sainte »), описывающая подвиги Ричарда Львиное Сердце, или предположительно сложенная в Сирии «Песнь об Антиохии » («Le chanson d'Antioche »), посвященная Первому Крестовому походу. Новый художественный материал, рожденный Крестовыми походами, проникал и в древние легенды. Так, получили продолжение раннеСредневековые циклы о Карле Великом и короле Артуре. Крестовые походы стимулировали также развитие историографии. «Завоевание Константинополя » Виллардуэна остается самым авторитетным источником для изучения Четвертого Крестового похода. Лучшим Средневековым произведением в жанре биографии многие считают жизнеописание короля Людовика IX, созданное Жаном де Жуанвилем. Одной из самых значительных Средневековых хроник стала написанная по-латыни книга архиепископа Вильгельма Тирского «История деяний в заморских землях » («Historia rerum in partibus transmarinis gestarum »), живо и достоверно воссоздающая историю Иерусалимского королевства с 1144 по 1184 гг. (год смерти автора).