kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Смута. Контрольная работа.10 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текущий контроль знаний по теме: Смута. 10 класс. В форме и по материалам ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Смута. Контрольная работа.10 класс.»

Проверочная работа « Смутное время».


Вариант № 1.


№1. Что из названного относится к причинам Смутного времени:

А) недовольство крестьян введением рекрутской повинности;

Б) пресечение династии Рюриковичей;

Г) введение правила Юрьева дня.


№2. Кто из бояр был избран царём в 1598 году после кончины Фёдора Ивановича:

А) Фёдор Романов;

Б) Фёдор Мстиславский;

В) Василий Шуйский;

Г) Борис Годунов.


№3. Что из перечисленного не относится к политике Бориса Годунова:

А) борьба с сильными боярскими группировками;

Б) восстановление Юрьева дня;

В) отмена податных привилегий Церкви;

Г) продажа хлеба из собственных житниц по заниженным ценам в годы голода;

Д) введение новых налогов.

Е) указ о признании свободными холопов, изгнанных из дворов во время голода.


№4. Что из перечисленного относится к политике Лжедмитрия I:

А) предоставление польскому королю обещанных земель;

Б) подтверждение полномочий Боярской думы;

В) разрешение полякам на строительство католических храмов в России;

Г) борьба с взяточничеством;

Д) подготовка похода на Крымское ханство;

Е) освобождение холопов от зависимости, в которую они попали в голодные годы.


№5. С какими событиями Смуты связаны следующие личности:

Григорий Сунбулов, Истома Пашков, князь Телятевский?


№6. Объясните понятия, появившиеся в период Смуты: пятая деньга, «тушинский вор», семибоярщина.


№7. Соотнесите имя и характеристику:

1) Патриарх Филарет; 2) Патриарх Гермоген; 3) Патриарх Иов;

А) русский святой, духовный вдохновитель патриотического движения, сторонник православного царя, проклявший бояр, присягнувших польскому царевичу;

Б) патриарх при тушинском воре, сторонник приглашения на русский престол польского царевича Владислава, отец будущего русского царя;

В) сторонник Бориса Годунова, первый патриарх России, организовавший его избрание царём.


№8. Соотнесите дату и событие:

1) 1598; 2) 1612; 3) 1613; 4) 1606;

А) освобождение Москвы;

Б) избрание Земским собором Михаила Фёдоровича Романова на царство;

В) начало Смуты;

Г) начало движения Болотникова.

№ 9.Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те имя пра­ви­те­ля, осу­ще­ствив­ше­го поход, обо­зна­чен­ный на схеме стрел­ка­ми.

№ 10. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

Какие суж­де­ния о про­из­ве­де­нии рус­ско­го ис­кус­ства, изоб­ражённом на фо­то­гра­фии, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны

 

1) в на­сто­я­щее время дан­ный порт­рет хра­нит­ся в Эр­ми­та­же

2) на фо­то­гра­фии изоб­ра­же­на пар­су­на царя Ивана Гроз­но­го

3) дан­ное изоб­ра­же­ние вы­пол­ня­ло роль иконы в одном из кремлёвских хра­мов

4) дан­ная форма жи­во­пи­си по­лу­чи­ла ак­тив­ное раз­ви­тие в Рос­сии XVII в.

5) порт­рет­ная жи­во­пись в форме пар­сун про­су­ще­ство­ва­ла в Рос­сии до XIX в.

О каком со­бы­тии идёт речь в до­ку­мен­те? В каком году оно про­изо­шло и чем было вы­зва­но?

К ка­ко­му пе­ри­о­ду от­но­сит­ся цар­ство­ва­ние Бо­ри­са Го­ду­но­ва? Ука­жи­те хро­но­ло­ги­че­ские рамки его цар­ство­ва­ния. В чем со­сто­я­ла осо­бен­ность его во­ца­ре­ния?


№11.К ка­ко­му пе­ри­о­ду от­но­сит­ся цар­ство­ва­ние Бо­ри­са Го­ду­но­ва? Ука­жи­те хро­но­ло­ги­че­ские рамки его цар­ство­ва­ния. В чем со­сто­я­ла осо­бен­ность его во­ца­ре­ния?

##«В усерд­ной любви к граж­дан­ско­му об­ра­зо­ва­нию Борис пре­взо­шел всех древ­ней­ших вен­це­нос­цев Рос­сии, имев на­ме­ре­ние за­ве­сти школы и даже уни­вер­си­те­ты, чтобы учить мо­ло­дых рос­си­ян язы­кам ев­ро­пей­ским и на­у­кам: в 1600 году он по­сы­лал в Гер­ма­нию немца Иоган­на Кра­ме­ра, упол­но­мо­чив его ис­кать там и при­вез­ти в Моск­ву про­фес­со­ров и док­то­ров… Сие важ­ное на­ме­ре­ние не ис­пол­ни­лось, как пишут, от силь­ных воз­ра­же­ний ду­хо­вен­ства… Но оста­вив мысль за­во­дить уни­вер­си­те­ты в Рос­сии, царь по­слал 18 мо­ло­дых

бо­яр­ских людей в Лон­дон, в Любек и во Фран­цию учить­ся язы­кам ино­зем­ным, так же как мо­ло­дые ан­гли­ча­не и фран­цу­зы ез­ди­ли тогда в Моск­ву учить­ся рус­ско­му… он звал к себе из Ан­глии, Гол­лан­дии, Гер­ма­нии не толь­ко ле­ка­рей, ху­дож­ни­ков, ре­мес­лен­ни­ков, но и людей чи­нов­ных в служ­бу.

Он не был, но бывал ти­ра­ном; не безум­ство­вал, но зло­дей­ство­вал, по­доб­но Иоан­ну, устра­няя сов­мест­ни­ков или казня не­доб­ро­же­ла­те­лей. Если Го­ду­нов на время бла­го­устро­ил дер­жа­ву, на время воз­вы­сил ее во мне­нии Ев­ро­пы, то не он ли вверг­нул Рос­сию в без­дну зло­по­лу­чия почти не­слы­хан­но­го – пре­дал в до­бы­чу ляхам и бро­дя­гам, на­звал сонм мсти­те­лей и са­мо­зван­цев ис­треб­ле­ни­ем древ­не­го пле­ме­ни цар­ско­го? Не он ли на­ко­нец, более со­дей­ство­вал уни­что­же­нию пре­сто­ла, вос­сев на нем свя­то­убий­цею?»

№ 12.По­ря­док на­зна­че­ния на долж­но­сти в Мос­ков­ском го­су­дар­стве в XV—XVII вв. по знат­но­сти рода и важ­но­сти долж­но­стей, за­ни­ма­е­мых пред­ка­ми, на­зы­вал­ся _______.

№ 13.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и по­ня­ти­я­ми. В ответ за­пи­ши­те по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ

 

ПО­НЯ­ТИЯ

А) зем­ле­дель­цы, за­клю­чив­шие с хо­зя­и­ном земли до­го­вор на вы­пол­не­ние работ

Б) сво­бод­ные или за­ви­си­мые зем­ле­дель­цы, ос­нов­ная масса на­се­ле­ния Древ­ней Руси

В) люди, на­хо­див­ши­е­ся в пол­ной за­ви­си­мо­сти от хо­зя­и­на земли

Г) зем­ле­дель­цы, взяв­шие ссуду

 

1) смер­ды

2) хо­ло­пы

3) за­ку­пы

4) тиуны

5) ря­до­ви­чи

6) по­ме­щи­ки

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 































































Проверочная работа № 6. « Смутное время». 10 кл.


Вариант № 2


№1. Что из названного относится к причинам Смутного времени:

А) введение правила Юрьева дня.

Б) введение рекрутской повинности;

В) отсутствие законных претендентов на русский престол;

Г) окончательное закрепощение крестьян.


№2. Что из перечисленного не относится к политике Бориса Годунова:

А) отмена недоимок по налогам простых людей;

Б) борьба с взяточничеством;

В) поощрение торговли, расширение льгот купцов;

Г) введение новых налогов для государственных крестьян;

Д) расширение каменного строительства в Москве, содействие развитию образования и книгопечатания;

Е) изгнание из Москвы беженцев, наводнивших её в годы голода.


№3. Что из перечисленного относится к политике Лжедмитрия I:

А) возвращение из опалы бояр и дьяков;

Б) попытки освобождения от польских и казацких наёмников;

В) успешный поход против Крымского ханства;

Г) передача польскому королю ряда русских земель;

Д) требование возвращения России западных земель, захваченных Речью Посполитой;

Е) увеличение сроков урочных лет при признании свободными крестьян, бежавших от господ в голодные годы.


№4. Почему восстание И. Болотникова можно назвать гражданской войной? Какие силы участвовали в ней и с какими целями?


№5. Объясните понятия, появившиеся в период смуты: «боярские перелёты», «прелестные грамоты», ярославское стояние.


№6. Соотнесите имя и характеристику:

1) М. В. Скопин-Шуйский; 2)Д. М. Пожарский; 3) К. З. Минин; 4) В. В. Голицын;

А) Лидер движения за возрождение Российского государства, организатор хозяйства, финансов армии, участник освобождения Москвы от поляков;

б) один из членов Боярской думы, вошедший в правительство, прозванное семибоярщиной;

в) талантливый полководец, освободивший Троице-Сергиев монастырь от польской осады, длившейся более года.

г) смелый и опытный военачальник, возглавивший II ополчение и освобождение Москвы от поляков.


№ 7. Установите хронологическую последовательность событий Смутного времени:

А) правление Василия Шуйского; Б) правление Лжедмитрия I;

В) правление Бориса Годунова; Г) Семибоярщина;


№8. Кого из исторических личностей можно назвать народными героями и защитниками Отечества:

А) И. Болотникова; б) Дм. Пожарского; в) И. Заруцкого; г) Ф. И. Мстиславского;

д) И. Сусанина; е) К. Минина; ж) Д. Трубецкого

№ 12. Важ­ный в ис­то­рии Рос­сии про­цесс, ха­рак­те­ри­зу­е­мый по­ня­ти­я­ми «Юрьев день», «уроч­ные лета», «бес­сроч­ный сыск бег­лых кре­стьян», на­зы­ва­ет­ся ______________ кре­стьян.

№ 9.Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой от­ра­же­ны на карте.

№ 10.Какие суж­де­ния о дан­ной поч­то­вой марке яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Дан­ная марка вы­пу­ще­на в пе­ри­од пе­ре­строй­ки в СССР.

2) На марке изоб­ра­же­но вен­ча­ние на цар­ство мо­нар­ха, порт­рет ко­то­ро­го помещён в цен­тре марки.

3) Цар­ство­ва­ние мо­нар­ха, изоб­ражённого на марке, от­ли­ча­лось миром и от­сут­стви­ем кро­во­про­ли­тия внут­ри стра­ны.

4) В пе­ри­од прав­ле­ния мо­нар­ха, изоб­ражённого на марке, к Рос­сии было при­со­еди­не­но Аст­ра­хан­ское хан­ство.

5) Со­вре­мен­ни­ком мо­нар­ха, изоб­ражённого на марке, был A. Л. Ордин-На­що­кин.

 

За­да­ние 18 № 9

11. Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка В. О. Клю­чев­ско­го

« ... Поч­вой для нее по­слу­жи­ло тя­гост­ное на­стро­е­ние на­ро­да, вы­не­сен­ное на­ро­дом из цар­ство­ва­ния Гроз­но­го и уси­лен­ное прав­ле­ни­ем Бо­ри­са Го­ду­но­ва. Повод к Смуте дан был пре­се­че­ни­ем ди­на­стии и сле­до­вав­ши­ми затем по­пыт­ка­ми ее вос­ста­нов­ле­ния в лице са­мо­зван­ства. Ко­рен­ны­ми при­чи­на­ми Смуты на­доб­но при­знать на­род­ный взгляд на от­но­ше­ние ста­рой ди­на­стии к Мос­ков­ско­му го­су­дар­ству, ме­шав­шей осво­ить­ся с мыс­лью о вы­бор­ном царе, и потом самый строй го­су­дар­ства с его тя­же­лым тяг­ло­вым ос­но­ва­ни­ем ...Смуте со­дей­ство­ва­ли и дру­гие об­сто­я­тель­ства: образ дей­ствий пра­ви­те­лей, ста­но­вив­ших­ся во главе го­су­дар­ства после царя Фе­до­ра, кон­сти­ту­ци­он­ные стрем­ле­ния бо­яр­ства, шед­шие враз­рез с ха­рак­те­ром мос­ков­ской вер­хов­ной вла­сти и с на­род­ным взгля­дом; бо­яр­ские опалы, голод, мор, об­ласт­ная рознь, вме­ша­тель­ства ка­за­ков... Конец Смуте был по­ло­жен вступ­ле­ни­ем на пре­стол царя, став­ше­го ро­до­на­чаль­ни­ком новой ди­на­стии: это было бли­жай­шее след­ствие Смуты».

 

К ка­ко­му пе­ри­о­ду (веку, века) рос­сий­ской ис­то­рии от­но­сят­ся со­бы­тия, опи­сы­ва­е­мые в от­рыв­ке? Что имел в виду ис­то­рик, го­во­ря о пре­се­че­нии ди­на­стии и вы­бор­ном царе?

№ 13. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между опре­де­ле­ни­я­ми и по­ня­ти­я­ми.

 

ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ

 

ПО­НЯ­ТИЯ

А) плата, взи­мав­ша­я­ся с кре­стья­ни­на при пе­ре­хо­де от од­но­го вла­дель­ца к дру­го­му

Б) земли, да­ва­е­мые Ива­ном Гроз­ным в лич­ное поль­зо­ва­ние слу­жи­лым людям на усло­ви­ях служ­бы го­су­да­рю

В) годы, в ко­то­рые за­пре­щал­ся пе­ре­ход кре­стьян от од­но­го фе­о­да­ла к дру­го­му в Юрьев день

Г) часть земли, вы­де­лен­ная Ива­ном Гроз­ным в управ­ле­ние бо­ярам

 

1) за­по­вед­ные лета

2) зем­щи­на

3) оприч­ни­на

4) по­жи­лое

5) по­ме­стье

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

 

 

 

 







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Смута. Контрольная работа.10 класс.

Автор: Ефимченко Светлана Олеговна

Дата: 20.02.2017

Номер свидетельства: 394037

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Обобщение, повторение по теме « Вводные слова, предложения, обращение»."
    ["seo_title"] => string(83) "obobshchieniie-povtorieniie-po-tiemie-vvodnyie-slova-priedlozhieniia-obrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "268339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450618690"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства