Просмотр содержимого документа
«Проверочные работы по истории средних веков»
Проверочная работа
по истории в 6 классе
Подготовила: учитель истории
МКОУ ООШ N4
г.Бодайбо
Шевелева Светлана Юрьевна
Контроль и систематизация знаний по теме «Государства Западной Европы в XI-XIV вв.»
Задачи:
Активизировать знания учащихся по изученной теме.
Развивать умения обобщать и анализировать факты, делать выводы.
Способствовать формированию уважения к истории, культуре и традициям Средневековья.
Оборудование:
Конверты с заданиями
Миниатюры, изображающие различные события Средневековой эпохи.
Зачетные книжки
Условия смотра:
Каждый ученик проходит испытания по станциям, продемонстрировав знания по предмету и заработав оценку себе лично.
За каждый правильный ответ ученик получает заработанные баллы в зачетную книжку. Ученик, набравший наибольшее количество баллов объявляется победителем.
Этапы смотра знаний:
Разминка. За правильный ответ на разминке вручается жетон, дающий в основной игре право на II попытку.
Историческая эстафета.
Подведение итогов.
Ход урока
Вопросы разминки:
По какой лестнице никогда никто не ходил? (По феодальной)
Название какой воны указывает на ее продолжительность? (Столетняя)
Место торговли. (Рынок)
Сословно-представительный орган, созванный в Англии в 1265 году. (Парламент)
Земля феодала. (Феод)
Повинность крестьянина в виде уплаты налога. (Оброк)
Название крестьянского восстания во Франции в конце XIV века. (Жакерия)
Историческая эстафета
1 тур «Человек-загадка»
В 10 лет он знал математику и астрономию, в 12 лет его считали лучшим в Бухаре знатоком законов. Но больше всего его интересовала медицина. Он стал выдающимся врачом, при этом не только лечил людей, но и учил будущих медиков. Учил не только искусству врачевания, но и искусству сострадания к человеку. (Авиценна)
В 13 лет девочка начала слышать голоса святых: Екатерины, Маргариты и Михаила Архангела. Они поведали ей о том, что она должна принести мир Франции. В нее поверили сотни тысяч людей. Назовите ее имя. (Жанна д`Арк)
Назовите одного из самых знаменитых монархов Европы, от имени которого произошло слово «король». (Карл Великий)
Он был любимым героем английских баллад. Его называли «добрый разбойник». (Робин Гуд)
Этот король Франции придумывал различные способы добывания денег. От рыцарей он требовал денег взамен военной службы, принудительно брал займы у богатых людей. Подданные прозвали его «король-фальшивомонетчик». (Филипп IV Красивый)
Кому принадлежат слова? «О, доблестные воины, потомки непобедимых предков! -вскричал он. - Забудьте все ваши ссоры и обиды! Отправляйтесь в путь ко Святому Гробу Господню, вырвите священную землю из лап гнусных завоевателей». (Урбан II.)
Предводитель самого многочисленного отряда крестьян во время Жакерии. (Гильом Каль)
Этот человек проповедовал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому: животным, деревьям, цветам и даже солнечному свету. Основал орден францисканцев (Франциск Ассизский)
При нем власть папы достигла максимального могущества. Был избран папой в 37 лет и утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле. (Папа Иннокентий III)
Основал орден монахов, члены которого называли себя «псами господними» и считали своей главной целью борьбу с еретиками. (Доминик Гусман)
Король Англии, участник Крестового похода, «всех хотел превзойти славой». (Ричард I Львиное Сердце)
Имя нормандского герцога, захватившего Лондон и ставшего английским королем (Вильгельм Завоеватель)
Участник Столетней войны и предводитель крестьян в Англии в конце XIV века. (Уот Тайлер)
Папа римский, желавший подчинить своей власти всех светских государей, что послужило причиной ожесточенной борьбы между ним и германским королем Генрихом IV. В результате папа вынужден был укрыться в замке Каносса. (Григорий VII)
При каком короле во Франции впервые были созваны Генеральные штаты? (Филипп IV Красивый)
2 тур «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Когда произошло разделение Христианской церкви? (1054 год)
Что означал призыв «понести крест»? (Принять участие в крестовых походах)
Когда впервые был созван парламент в Англии? (1265 год)
Где рыцари могли посостязаться друг с другом в силе и ловкости? (На турнире)
Когда была подписана «Великая хартия вольностей»? (1215 год)
Что включал в себя кодекс рыцарской чести? (Искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и сирот, быть справедливым и галантным).
Где должен прожить крестьянин, убежавший от своего господина, «год и день», чтобы стать свободным человеком? (В городе)
Где находится Гроб Господень, который папа Урбан II призывал спасти от «неверных»? (В Иерусалиме)
Что такое сословная монархия? (Централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий)
Когда произошла Столетняя война? (1337-1453 гг.)
Где во Франции в XIII веке были самые известные ярмарки? (В графстве Шампань)
Что вассал получал за несение военной службы от своего сеньора? (Землю)
Что должны сделать кардиналы, когда их запирают в специальной комнате, выйти из которой они могут только после того, как… (Выбрать папу)
Где папа римский Урбан II призывал собравшихся отправиться в Палестину для освобождения Святой земли от «неверных»? (у города Клермон)
Когда во Франции впервые были созваны Генеральные штаты? (1302 г.)
3 тур «ГРАМОТЕИ»
Необходимо правильно вставить пропущенные буквы в исторические термины.
Д.с.тина
М.н.атюра
П.рлам.нт
П.вин.ость
К.т.лицизм
Р.м.сло
Инкв.зиц.я
М.н.стырь
К..муна
Р.ст.вщик
А.бат
С.нь.р
Вас.ал
Ф.одал
Герц.г
4 тур «КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»
Объяснить смысл выражения и рассказать об истории его возникновения.
Круглый стол – совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия.
Выражение восходит к циклу средневековых английских романов о короле Артуре. Волшебник Мерлин предложил отцу Артура, Уотеру, создать рыцарский орден Круглого стола: его члены должны были сидеть везде за круглым столом, чтобы чувствовать себя равными. В международных совещаниях круглый стол стал частью дипломатических церемоний – так подчеркивается равноправие сторон. Выражение приобрело более широкое значение как всякий обмен мнениями, где беспристрастно и терпимо знакомятся с точкой зрения других.
Улица одного человека – место, где двум людям нельзя находиться, только одному.
Выражение появилось благодаря узким улицам средневековых городов, где ширина главных улиц не превышала 7-8 м, а переулков – 1-2 м. Двое не могли на ней разминуться.
Что с возу упало, то пропало – что-то, что тебе уже перестало принадлежать.
В средние века товар, упавший на землю, считался добычей владельца этой земли, т.к. вся земля была разделена между феодалами.
Халиф на час – человек, пришедший к власти случайно, на короткое время.
Выражение взято из арабской сказки «Сон наяву, или Калиф на час» из сборника «Тысяча и одна ночь». Ее герой, Абу-Гасан, страстно хотел сделаться халифом хотя бы на один день. Халиф Гару-аль-Рашид, желя развлечься, подсыпал снотворного Абу-Гасану и приказал перенести его во дворец. Весь день Абу-Гасану воздавали почести, подобающие халифу, а вечером ему опять дали снотворное и водворили домой. Пребывание его во дворце и пробуждение в своем доме сопровождались курьезными ситуациями.
Бросить перчатку – вызвать на бой, состязание.
Выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку принимал вызов.
Ломать копья – бороться за что-либо, с жаром спорить о чем-либо.
Происхождение выражения относится ко временам рыцарских турниров XII-XIII вв. Каждый рыцарь, выходя на турнир, объявлял свою даму сердца самой прекрасной и вешал на свое копье платок, подаренный ею. Это утверждение он отстаивал в поединке, в буквальном смысле ломая копья.
Ходить в Каноссу – унижаться перед кем-либо, поступаться своей гордостью, признавать себя побежденным.
Германский император Генрих IV вел политическую борьбу с папой римским Григорием VII. В результате этой борьбы Генрих IV низложил Григория VII, а тот, в свою очередь, отлучил Генриха IV от церкви. Знать, боровшаяся за власть, воспользовавшись этим, вышла из-под контроля. Простой народ, взбудораженный проповедями монахов, тоже отвернулся от императора. Покинутый всеми, Генрих IV не выдержал и в 1077 году отправился к папе в замок Каноссу в Северной Италии. Три дня он простоял босым на морозе в одежде кающегося грешника перед воротами замка, и только тогда папа позволил ему пасть в ноги и получить прощение.
Вернуться к нашим баранам – призыв придерживаться основной темы разговора.
Выражение это впервые было употреблено во французской книге XV века. В одном из рассказов шла речь об иске богатого суконщика к пастуху, укравшему у него овец. Бедного пастуха защищал адвокат Патлен. Суконщик, забыв о чем идет речь, стал упрекать адвоката в том, что тот не уплатил ему за шесть локтей сукна. Судья прервал речь суконщика словами : «Вернемся к нашим баранам», возвратив, таким образом, судебное разбирательство в нужное направление.
Жить на широкую ногу – жить пышно, богато, с размахом и щедростью.
Это выражение возникло в средние века, благодаря английскому королю Генриху II Плантагенету. На большом пальце правой ноги короля вырос уродливый нарост, вследствие чего монарх вынужден был носить длинные башмаки с загнутыми кверху носами. Знатные богатые люди, подражая ему, также стали носить огромную обувь.
Крестовый поход – беспощадная и настойчивая борьба с кем-либо или чем – либо.
В XI-XII вв. западноевропейские рыцари неоднократно предпринимали крестовые походы с целью освободить от мусульман Иерусалим и другие святые места Палестины, где, по преданию, родился, жил, умер и был погребен Христос. На плащах этих рыцарей были нашиты кресты, что и дало название «крестовые походы». Истинной целью крестоносцев было стремление к добыче в странах Азии и Индии. Выражение «крестовый поход» до сих пор означает беспощадную войну с целью физического или духовного порабощения.
С открытым забралом – не скрывая истинных намерений, открыто.
В Средние века забралом называли подвижную часть воинского шлема, закрывающую глаза воина от ударов противника. Она опускалась во время битвы, а в обычное время была поднята. Открывая верхнюю часть лица.
Философский камень – скрытая суть вещей.
В Средневековье алхимики пытались создать не существующее в природе вещество, которое обладало бы чудодейственными свойствами: могло превращать неблагородные металлы в золото и серебро, излечивало от всех болезней, возвращало молодость и удлиняло человеческую жизнь. Называли такое вещество философским камнем.
Позор и срам мне страшны – не кончина – лучше умереть, чем подвергнуться позору.
Городской воздух делает свободным – обретение свободы.
В Средние века крестьянин, убежавший от своего господина, должен был прожить в городе «год и день», чтобы стать свободным человеком.
Мешок перца – очень богатый человек.
В Средние века так называли богатого человека, т.к. люди, торговавшие в то время пряностями, быстро богатели. Пряности привозились с Востока и их было мало.
5-й тур “Словознайка”
Дать определение понятиям:
Инквизиция – специальный церковный суд.
Турнир – военное состязание рыцарей в силе и ловкости.
Индульгенция – грамота о прощении грехов.
Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором продукты и вещи изготавливались не для продажи, а для собственного потребления.
Феодальная вотчина – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.
Замок – жилище феодала.
Ратуша – здание городского совета.
Десятина – особый налог на содержание духовенства и храмов.
Духовенство – все служители церкви.
Банк – хранилище больших сумм денег.
Барщина – все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала.
Вассал – человек, обязанный нести военную службу за землю.
Шедевр – лучший образец изделия.
Донжон – главная башня замка.
Феодал – владелец феода (земли).
6 тур «Миниатюра»
Назвать, что изображено на рисунке.
Рыцарский турнир.
Монах.
Средневековый город.
Замок феодала.
Обед в доме феодала.
Рыцарь.
Крестоносец.
Битва рыцарей-крестоносцев с турками-сельджуками.
В средневековом университете.
Мозаика.
Труд крестьян.
Схема феодальной вотчины.
Казнь Жанны д` Арк.
Снаряжение средневекового рыцаря.
Гербы средневековых ремесленников.
Подведение итогов
В зачетной книжке подсчитывается количество набранных каждым учеником баллов и выставляются оценки.