Диагностическая работа по истории (формат ОГЭ 2016г) -9кл
A1. К какому веку относится монгольское нашествие на Русь?
1) X в. 2) XI в. 3) XII в. 4) XIII в.
A2. Как назывался сбор дани князем на Руси в X в.?
1) десятина 2) полюдье 3) вира 4) вервь
A3. Что согласно летописи стало одной из причин призвания варяжских князей в IX в.?
1) разгром Русью Хазарского каганата 2) неудачная война Руси с Византией
3) набеги половцев на Русь 4) межплеменные усобицы на севере Руси
A4. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите князя, о котором идёт речь.
«В летописи сказано, что князь, прибыв во владения боярина Стефана Кучки, казнил его за какую-то вину и, поражённый живописным видом одного из его сёл, лежащего на высотах у Москвы-реки, на том самом месте, где ныне находится Кремль, построил город Москву. Название церкви Спаса на Бору напоминает о дремучих лесах, которые покрывали оба берега Москвы-реки и на месте которых раскинулась теперь громадная столица». 1) Всеволод Большое Гнездо 2) Мстислав Великий 3) Юрий Долгорукий 4) Иван Калита
А5. В каком году произошло выступление декабристов на Сенатской площади?
1) 1830 г. 2) 1825 г. 3) 1815 г. 4) 1801 г.
А6. Как назывались учреждённые в 1802 г. центральные исполнительные органы государственного управления России?
1) приказы 2) поселения 3) министерства 4) магистраты
А7. В результате проведённой С. Ю. Витте в конце XIX в. финансовой реформы
1) из денежного оборота были изъяты золотые монеты
2) укрепилась денежная система страны
3) выпуск медных монет был полностью прекращён
4) было падение уровня благосостояния населения.
А8. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, когда произошло событие, о котором идёт речь.
«Манифест… предотвратил немедленную катастрофу, но он не явился радикальным лекарством в создавшемся положении. Всё, на что я могу надеяться, – это сохранить положение без больших потрясений до открытия Думы, но даже в осуществлении этой надежды я не могу быть вполне уверен. Новый революционный взрыв представляется всегда возможным».
1) 25 декабря 1825 г. 2) 19 февраля 1861 г. 3) 29 апреля 1881 г. 4) 17 октября 1905 г.
А9. Кто был одним из участников междоусобной войны второй четверти XV в. в Московском княжестве?
1) Василий II Тёмный 2) Борис Годунов 3) Василий I 4) Дмитрий Донской
А10. Открытие какого учебного заведения непосредственно связано с деятельностью М. В. Ломоносова?
1) Славяно-греко-латинской академии 2) Высших женских курсов в Петербурге
3) Царскосельского лицея 4) Московского университета
А11. Когда произошло падение монархии в России?
1) в январе 1917 г. 2) в марте 1917 г. 3) в августе 1917 г. 4) в октябре 1917 г.
А12. Укажите характерную черту политики «военного коммунизма».
1) свобода рыночной торговли 2) активное развитие товарно-денежных отношений
3) деятельность иностранных концессий 4) введение всеобщей трудовой повинности
А13. Что стало одним из следствий проведения нэпа?
1) ликвидация большевистской монополии на власть
2) ликвидация гос. монополии внешней торговли;
3) достижение довоенных показателей Российской империи в области промышленного производства;
4) установление экономической блокады России капиталистическими странами
А14. Какое событие произошло в декабре 1941 г.?
1) начало контрнаступления советских войск под Москвой 2) оборона Брестской крепости
3) окончание Московской битвы 4) освобождение Белгорода Красной армией
А15. Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите город, об обороне которого идёт речь.
«Обстановка была очень сложной. На севере — финны. На западе — оккупированная гитлеровцами Прибалтика. На юге — тоже фашисты. На востоке — Ладожское озеро, лишь южный берег которого не был занят врагом — около 90 километров водного пространства по параллели. По этому водному пути и поддерживалась с городом кое-какая связь…».
1) Москва 2) Ленинград 3) Киев 4) Мурманск
А16. В каком году была принята Конституция Российской Федерации?
1) 1991 г. 2) 1993 г. 3) 1998 г. 4) 2002 г.
А17. Какое событие произошло в период правления Александра III?
1) начало проведения денежной реформы С.Ю. Витте 2) разгром кружка петрашевцев
3) создание Редакционных комиссий 4) отмена подушной подати .
А18. Прочтите отрывок из воспоминаний Е. Т. Гайдара и укажите год, когда произошли описанные события.
«Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые — повышены… В своих выступлениях накануне либерализации я говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200—300 процентов. В действительности же в январе их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352 процента». 1) 1962 г. 2) 1985 г. 3) 1992 г. 4) 1998 г.
А19. Инициатором передачи Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР являлся
1) В. И. Ленин 2) Н. С. Хрущёв 3) Ю. В. Андропов 4) М. С. Горбачёв
А20. Рассмотрите схему и выполните задание
Населённым пунктом, обозначенным на карте цифрой «1», является:
1) Бородино
2) Тарутино
3) Фили
4) Царёво Займище
21. Чьё творчество относится ко второй половине XX в.?
1) В. В. Маяковского 2) С. А. Есенина 3) В. С. Высоцкого 4) М. А. Булгакова.
22. Рассмотрите изображение:
Данной медалью награждали участников
1) русско-японской войны
2) русско-турецкой войны 1877—1878 гг.
3) Крымской войны
4) Первой мировой войны
23. Расположите в хронологическом порядке следующие события XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) учреждение министерств; 2) реформа государственной деревни П. Д. Киселёва;
3) создание Государственного совета; 4) начало царствования Александра I.
24. Установите соответствие между событиями Гражданской войны и годами, когда они происходили: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СОБЫТИЯ | | ГОДЫ |
А) разгром войск Врангеля Б) разгром войск Колчака В) начало восстания Чехословацкого корпуса | | 1) 1918 г. 2) 1919 г. 3) 1920 г. 4) 1921 г. |
A | Б | В | |
| | | |
25. Какие направления содержала аграрная реформа П. А. Столыпина? Найдите в приведённом ниже списке два направления и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) переселение малоземельных крестьян за Урал; 2) укрепление крестьянской общины;
3) ограничение использования в сельском хозяйстве наёмного труда;
4) деятельность Крестьянского банка;
5) принудительное отчуждение помещичьих земель.
26. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Сборы хлебов на душу сельского населения
Год | Западный регион | Приуралье | Северо-Западный регион |
1870 | 17 пудов | 21 пуд | 13 пудов |
1890 | 17 пудов | 28 пудов | 14 пудов |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ | ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
A) Сборы хлебов сохранились на прежнем уровне в | 1) снизились |
Б) Наибольший рост сбора хлебов былотмечен в | 2) Приуралье |
В) В северо-западных районах России сборы хлебов | 3) Западном регионе |
| 4) незначительно возросли |
| 5) Северо-Западном регионе |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
27. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет».
28. Сравните организацию стрелецкого войска и регулярной армии Петра I. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) использование огнестрельного оружия;
2) совмещение военной службы с занятием ремеслом и мелкой торговлей;
3) деление на полки;
4) создание воинского устава.
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
29. Запишите слово, пропущенное в схеме.
30. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают группы лиц, объединённых сословной принадлежностью.
1) купцы; 2) пролетарии; 3) мещане; 4) казаки; 5) дворяне.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
31. Назовите русскую императрицу, о которой идёт речь в отрывке, и укажите название, которое получила проводимая ею политика.
Из сочинения историка
«С первых лет жизни в России будущая императрица вела уединённый образ жизни, рано пристрастилась к чтению, которое стало её подлинными университетами. Она не любила мужа, была честолюбива и мечтала сама занять престол. Её желание стать русской императрицей осуществилось благодаря заговору, во главе которого стояли гвардейские офицеры, пользовавшиеся огромным влиянием в обществе.
После своего прихода к власти она вступила в переписку с видными французскими философами. Общение с ними существенно сказалось на её личности, а многие усвоенные ею идеи вошли в её программу преобразований, превратились в законы. Вместе с тем она оставалась самодержицей, ничем не ограниченной в своей власти. И первые реформы новой императрицы усилили эту власть ещё больше. Сенат был преобразован. Он лишился законодательной основы. В Украине ликвидировано гетманство, что укрепило империю. Кроме того, церковные земли отошли к государству, а почти миллион монастырских крестьян стали государственными. Церковь окончательно утратила экономические и нравственные рычаги влияния на политику».
32. Во втором абзаце отрывкА из текста найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода.
33. Накануне весеннего сева крестьяне узнали, что по новому государственному декрету им уже не нужно сдавать государству все излишки своей продукции, надо сдать только заранее оговорённое количество продукции, а оставшуюся продукцию можно продавать.
1) Укажите год, когда происходили указанные события.
2) Укажите фамилию руководителя государства в этот период.
3) Что стало причиной произошедших изменений в налогообложении?
34. Существует точка зрения, что, несмотря на различия, политика Дмитрия Донского и политика Ивана Калиты имела общие черты. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
35. Вам поручено составить развёрнутый ответ по теме «Установление советской власти в России».
Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с процессом установления советской власти в России.
5