Просмотр содержимого документа
«Женские головные уборы чувашей»
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное казенное учреждениеотдел образования администации
муниципального района Бижбулякский район
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Кистенли Богданово
«Дорогами Отечества» 2013
Номинация «Этнография»
Женские головные уборы чувашей
Выполнила: учащаяся 6 класса
МОБУ СОШ с. Кистенли-Богданово
Архипова Клавдия Федоровна
Руководитель: учитель истории
МОБУ СОШ с. Кистенли-Богданово
Архипова Лилия Альбертовна
Оглавление:
Введение.
Женские головные уборы
Тухья
Хушпу
Сурпан
Изготовление и украшение женских головных уборов.
Вывод
Литература
Приложения
Введение.
Я являюсь участницей фольклорного детского коллектива при Кистенли-Ивановском СДК «Шевле». Мы разучиваем различные народные тацы, песни, игры. Наш костюм состоит из белого платья с красным подолом, украшенным стилизованным орнаментом и тухья – девичьим головным убором. Замужние женщины одевают хушпу, а старые женщины повязывают сурпан. Мне всегда было интересно, в чем их сходство и различие?
Цель моей работы: изучить женские головные уборы.
Задачи: Узнать о способах изготовления этих головных уборах,материалах, применяемых для украшения.
Женские головные уборы чувашей.
Тухья, хушпу, сурпан…. Слова-то какие загадочные! Старинный праздничный костюм чувашки весьма сложен. В его завершенности большую роль играют головные уборы и украшения из бисера, раковин и монет. В прошлом – обереги-талисманы, позже они стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы. Это не просо предметы, призванные удовлетворить эстетические потребности. Это воплощение представлений народа о модели мира или его части. Нарядные украшения и головные уборы можно разделить на категории с учетом этнографических групп и половозрастного статуса их носителей. В основном они носились девушками и женщинами репродуктивного возраста. Пожилые женщины имели минимальное количество скромных украшений (бусы. Серьги, кольца).
Тухья.
Чувашский девичий головной убор тухья как бы повторяет округлые очертания головы, выделяясь лишь высоким бисерным шишаком. Глубокая шапка полусферической формы, изготовленная на плотной основе и расшитая бисером, закрывала весь лоб до бровей. На тухью было принято навешивать самые дорогие монеты – серебряные рубли и полтинники. А бисерные подвески с мелкими монетами на концах, свисающие с очелья тухьи, обрамляли лицо. Снизу такую же роль выполняли округлые шейные украшения. Символически тухья чувашей представляет небесные уровни мироздания. Вышивка бисером поверху тухьи украшается обычно знаками солнца. Обычно головной убор делится как бы на три части: уровень монет, уровень бисера и уровень шишака. Бисер использовался только теплых тонов – красный, желтый, белый. У верховых чувашей также использовался и зеленый цвет. Особо отметим, что у чувашской тухьи нет накосников и хвоста. Это девичий наряд, и волосы девушки должны привлекать противоположный пол. В женских же головных уборах волосы принадлежат только мужу и от посторонних глаз скрываются. У верховых чувашей тухья изготовлялись без шишечки. У них применялся синий или голубой цвет, символизирующий небесную сферу.
Хушпу.
В ансамбле традиционного женского костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера, кораллов, раковин. серебряных монет. Особенно богато и разнообразно украшались женские головные уборы хушпу. Они. Как правило, состоят из шапочки, закрывающие голову и длинного прямоугольного хвоста, опускающегося вниз по спине женщины. Остов шапочки (кăшăл) изготовлялся из кожи, войлока или сшитых в несколько слоев кусков домотканого холста или шерстяной тесьмы. Далее остов убора покрывался плотными рядами серебряных монет – мелкими серебром (овальными «копейками») или имитациями монет (нухрат) или монетами по 15-20 копеек. Макушки хушпу обрамлялись полосой несложного узора из бисера преимущественно красного цвета. Налобная часть дополнялась характерным, выступающим вниз козырьком, зашитым плотными рядами кораллов. Особую выразительность хушпу придает контрастное сочетание серебряных монет и красно-розовых кораллов. Сзади к остову пришивался хвост – «хушпу хÿри» - широкая полоса холста, покрытая кумачом. Рядами бисерного узора и круглыми латунными жетонами.
На территории Башкортостана получили распространение хушпу двух видов: в виде широкого обруча и полусферические или шлемовидные с небольшим округлым или овальным верхом. Первый из них получил распространение в западных и юго-западных районах Башкортостана и находит близкую параллель с хушпу средненизовых чувашей (анат енчи) правобережья Волги. Второй тип убора бытует в прибельской зоне ресублики Башкортостан и имен типично низовую форму, как в Заволжье и Закамье. Своеобразный вид хушпу в форме усеченного конуса имеет бытование в южных (Федоровском, Куюргазинском районах республики).
Во все времена хушпу представлял собой большую ценность. В былые времена за один такой убор можно было приобрести две коровы или одну лошадь. Как семейная реликвия он передавался из поколения в поколение. Хушпу одевали только замужние женщины, девушкам до брака надевать этот убор на полагалось. В ряде районов обряд облачения невесты в хушпу. Означающий ее переход в статус замужней женщины. Бытует до сих пор и является одним из кульминационных моментов свадебного обряда.
Сурпан.
Сурпан – женское головное покрывало в виде полосы белого тонкого холста с украшенными краями и концами. Обязательная принадлежность костюма замужней чувашской женщины, из обихода вышла в 1-й пол. 20 в. Словом сурпан (или сурпан варри)обозначали само белое полотнище, основу головного убора; элементами сурпана были сурпан хĕрри – края, сурпан пуçĕ (или сурпан вĕçĕ) – украшенные концы, сурпан хăмачĕ – кумачовая полоса на концах, сурпан чĕнтĕрĕ – кружево на концах.
Сурпан различались по назначению (повседневный и праздничный). В этнографических и этнотерриториальных группах были представлены сурпаны разнообразных форм, разными были и способы повязывания. Сурпан частично или полностью закрывал шею и голову, один конец закреплялся вертикально вдоль спины, другой накладывался параллельно ему или наискосок на плечо. Обычно его носили в сочетании с масмак,праздничным хушпу или удлинённой повязкой сурпан тутри,в некоторых группах дополняли затылочным украшением пуç йĕппи.
Сурпан верховых чувашей имеют небольшие размеры (повседневные длиной не более 110 см, праздничные – 220 см), изысканный красно-чёрный узор и многорядную цветную обмётку по периметру; с 19 в. концы украшались множеством рядов мелкого геометрического орнамента, дополнялись короткой цветной бахромой. Сурпаны средненизовых были шире, имели разноукрашенные концы, орнаментировались вышивкой или скромным тканым узором, завершались узким кружевом. Концы сурпанов низовых чувашей до середины 19 века украшались вышивкой, позже – ткаными узорами в браной технике, в т.ч. полихромным тканьём на красном фоне, а также красным ситцем и белым вязаным кружевом. С. представителей этнотерриториальных групп чувашей в начале 20 века отличались большими размерами (в Закамье длиной до 260 см), значительными участками красного браного узора, использованием различных тканей и способов декора. В контактных с татарами зонах чувашские женщины носили разновидность сурпана– тастар, которым плотно обвязывали голову и шею, украшенные концы свешивались на плечи и спину, сверху была головная повязка или платок.
Изготовление и украшения чувашских женских головных уборов.
В чувашской традиции все основные украшения изготовлялись в домашних условиях. Хотя более сложные вещи заказывались сельским мастерам, специализировавшимся в этом ремесле. Для основы использовались только местные материалы. Продукты земледелия и животноводства: плотный холст, тесьма из суровых или шерстяных нитей, домашнее сукно, выделанная кожа.
В XIII-XIX веках основными элементами декора украшений были: мелкие серебряные «копейки» или их имитации (нухратки), серебряные монетки от 5 копеек до рубля, бисер (белый, красный, зеленый, желтый, реже черный или голубой), бусы, стеклярус, белые раковины каури небольшого размера, а также металлические нити, проволока, цепочки, спиральки, трубочки. Считалось, что каждый из элементов заключал в себе магическую охранительную силу. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок, в котором предки древних чувашей отразили свои языческие представления о мире. Вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини – посредством великого древа жизни, солнце – в виде круга и розетки. Смело помещали красный бисер на красный фон, добиваясь насыщенности цвета, особой силы воздействия на зрителя. Большое место уделяли свободно свисающим монетам разной величины, бисерным кистям. Монеты нашивались на основу в 2-5 рядов, чешуеобразно, реже – в ровный ряд, их расположение подчинялось четкому ритмическому строю. Для покрытия больших площадей их пришивали к основе суровыми нитками. Они могли сохранять относительную подвижность и издавать мелодичный перезвон.
Все элементы для украшений приобретались на накопленные семьей средства на местных рынках и ярмарках, а также у разносчиков-торговцев. Как правило, серебряные монеты были неходовыми, тем не менее стоили значительных денег. Выразительность украшений заключалась в умелом сочетании бисерного шитья и серебряных монет. Преобладающая расцветка зависела от половозрастного положения человека, а также этнотерриториальных особенностей. Красный бисер и оранжево-розовые кораллы использовались в основном, для принадлежностей замужних женщин; зеленый и красный преобладали у низовых чувашей, а светло-зеленый, голубой и белый – у средненизовых. Женские головные уборы и украшения, призванные закреплять особый родовой и социальный статус женщины, оформлялись преимущественно серебряными монетами, а в декоре девичьих принадлежностей преобладало бисерное шитье и плетение.
Геометрический орнамент, выполняемый бисерным плетением, имеет прямые аналоги в узорах традиционной вышивки – это ромбовидные и мендрообразные фигуры, косые кресты с загнутыми концами. Наиболее выразительными были узоры на низовой тухье (их плели в виде изогнутой ленты шириной 4 см, а затем нашивали на шапочку). Мелкие виды орнамента также играли определенную роль в обогащении художественного образа украшений и головных уборов: в сочетании с ритмичными цветными полосками они выполнялись при выполнении бордюров и окаймлении краев. Основными техническими приемами для декорирования украшений являлись нашивание и свободное подвешивание.
Головным уборам придавали магическую власть. Так, покрывание головы служит оберегом от злых чар и ревности мужа.
Вывод.
Невозможно представить себе полноценную личность, современного человека, без знания истории и культуры своего народа. В чувашском народном костюме заложены основы миропонимания, культура обрядов и традиций, представление о мире и назначении человека.
В XX веке было утрачено большинство старинных украшений, но искусство шитья бисером и монетами сохранилось до наших дней. Мастера восстанавливают украшения и головные уборы для свадеб и фольклорных коллективов, пользуясь старинными местными образцами. Изготовление головных уборов и украшений ныне востребовано: в республике и иных местах проживания чувашей этим занимаются народные мастерицы и их ученики, а профессиональные художники ищут пути стилизации изделий в новом ключе.
Работая над этой темой, я узнала много нового и удивительного для себя. Я еще больше стала любить и ценить культуру своего народа, сумевшего сохранить древние искусство и знания. Я сделаю все от меня зависящее, чтобы сохранить этот бесценный кладезь мудрости и красоты.
Литература:
Чуваши. История и культура. Историко-этнографическое исследование в двух томах под ред. В. П. Иванова. Т. 2. Чебоксары. Чувашское книжное издательство 2009 стр. 254-256
Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей. Д. Мадуров. Чебоксары. Чувашское книжное издательство 2004, стр. 84-88
Иванов В. П., Николаев В. В. Чуваши: этническая история и традиционная культура.Москва, 2000стр.10 2-103
. Изоркин А. В. Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары, 2001.
Хушпу. История костюма. ocostume.ru›content/khushpu