План - конспект классного часа.
Тема: «Забытая война»
Учитель: Власова Любовь Леонидовна
Цель: Расширить представления учащихся о Первой мировой войне;
Задачи:
Углубить знания учащихся о I Мировой войне, героизме народа – освободителя;
Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
Развивать интерес учащихся к истории своей страны.
Оборудование : м/м проектор, презентация.
Ход классного часа
I.Вызов
(2 слайд)
Весной сады стоят в цвету, красивы, как невесты,
Порхают бабочки в саду, а кто-то пишет песни.
В миг земля вся расцвела, благоухает ароматом,
А я стою перед могилой, давно погибшего солдата.
Недолюбил, не был женат, но он любил цветущий сад.
И он встречал свою весну, потом ушел он на войну.
- Этот стих мной взят не случайно. Обратите внимание на его строчки.
Какие чувства они у вас вызывают?
В 2014 год Россия отмечает великую дату. Ровно век назад Россия была вынуждена вступить в Первую мировую войну.
- Эту войну называют «Великая забытая война».
Как вы думаете почему забытая война?
II.Основная часть
(3 слайд)
1. Что такое Первая мировая война
Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Это название утвердилось в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 году. В межвоенный период употреблялось название «Великая война» (англ. The Great War, фр. La Grande guerre), в Российской империи её иногда называли «Второй Отечественной», а также неформально (и до революции, и после) — «германской»; затем в СССР — «империалистической войной».
Первая мировая война 1914-1918 годов − одно из крупнейших, переломных событий мировой истории. Этот беспрецедентный по масштабам катаклизм привел к потере миллионов человеческих жизней, падению нескольких могущественных империй, становлению новых национальных государств, коренным переменам в системе международных отношений. Он предопределил весь последующий ход событий, включая Вторую мировую войну. Как отмечал американский политолог Дж.Кеннан, «все, что произошло в мире в ХХ веке, вышло из Первой мировой».
Для России как одного из ключевых государств – участников войны она обернулась самыми трагическими последствиями. Страна была ввергнута в хаос революции и гражданской войны. Мы никогда не должны забывать массовый героизм русских воинов, из которых около двух миллионов погибло на полях сражений и около четырех миллионов пострадало от ран.
(4 слайд) Основными характеристиками войны является: Продолжительность – 1554 дня. Число стран-участниц – 38 Число государств, на территории которых проходили военные действия – 14.Численность населения стран-участниц войны – 50 млн.человек. Численность мобилизованных – 74 млн. человек. Численность погибших – 10 млн. человек.
2. Ход войны. (5 слайд)
-Давайте пройдемся по страницам этой великой войны
- Накануне войны были образованы два военно-политических союза. Это тройственный союз , который сформировался с 1879-1882 гг. в него входили Германия, Австро-Венгрия, Италия. А с 1904 – 1907 гг. Антанта, что означает «сердечное согласие», она образовалась в противовес Тройственному союзу, туда вошли Великобритания, Франция и Россия.
- Причины войны многообразны: противоречия экономического и политического развития индустриальных стран, противоречия военно-политических блоков, национализм, захват новых территорий.
- (6 слайд) Поводом к войне послужило убийство в Сараево .28 июня 1914 года сербский террорист Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франца Фердинанда. (ролик Забытая война2). Вот к чему привели две пули, выпущенные Гаврилом Принципом.
- 23июля Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии (ультиматум - требование, связанное с ограничением времени, данного на его исполнение, а также с угрозой серьёзных последствий в случае его неисполнения). Эти требования ущемляли независимость страны, и она отказалась выполнять их. 28 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии.
- 29 июля Россия объявила частичную, а затем всеобщую мобилизацию, (слайд 8) тогда Германия 1 августа 1914 года объявила войну России.
- (слайд 7) Война в 1914 году разворачивалась на двух основных театрах военных действий — французском и русском, а также на Балканах (в Сербии), на Кавказе и Ближнем Востоке (с ноября 1914 года), в колониях европейских государств — в Африке, в Китае, в Океании. В 1914 году все участники войны собирались закончить войну за несколько месяцев путём решительного наступления; никто не ожидал, что война примет затяжной характер.
- Западный фронт
1914 - Вторжение Германии в Бельгию, Францию, следуя «плану Шлиффена».
1914 - Битва на Марне
1915 – Битва при г. Ипр
Восточный фронт
1914 - Восточно-Прусская операция. Поражение 2 армии генерала Самсонова
1914 – Галицийская битва
1915 - Великое отступление русских армий
- В сентябре 1914 года развернулась битва на реке Марна, в которой участвовало около 2 млн. чел. В результате битвы на Марне германские войска отступили под натиском французских и английских войск. Угроза столице Франции Парижу была ликвидирована, и план Шлифена молниеносной войны был провален.
- В 1915 году немцы у Ипра против английских войск впервые в истории человечества и с полной неожиданностью для англо-французов, применила химическое оружие (из баллонов был выпущен хлор). От газа пострадало 15 тыс. человек, из которых 5 тыс. умерли, газ получил название «иприт» После «ипритской» газовой атаки обе стороны очень быстро сумели разработать противогазы
- События 1916-1918 год
Западный фронт
1916 – Верденское сражение
1916 – битва на Сомме
1917 - Неудачное наступление французов под Аррасом
1918 – вторая битва на Марне, начало контр наступления стран Антанты и поражение Четверного союза
Восточный фронт (слайд 8)
1916 – Брусиловский прорыв
1917 - немцы заняли Ригу
1917 – выход России из войны
1918 – Брестский мир
- (слайд 9) Биография А. А. Брусилов приложение 1
- (слайд 10) Брестский мирный догово́р — сепаратный международный мирный договор, подписанный 3 марта 1918 года в Брест-Литовске представителями Советской России, с одной стороны, и Центральных держав— с другой. Ознаменовал поражение и выход России из Первой мировой войны.По этому договору к Германии отходили огромные территории России (отторгались Польша, Литва, часть Латвии, Белоруссии и Закавказья) и страна выплачивала огромную контрибуцию. А в России началась Гражданская война. Так для нашей страны закончилась первая мировая война.
- Подумайте и скажите, так почему эту войну называют забытой?
- (слайд 11) Для России она закончилась революцией и Гражданской войной. 2. Трагедия и слава Великой Отечественной войны затмили память о воинах Первой мировой. 3. Ушли все участники боевых действий Первой мировой, а вместе с ними – знания. Крупнейшие сражения (Галицкая битва, Карпатская операция, Брусиловский прорыв) проходили в географическом центре Европы, на территории таких современных государств, как Украина, Венгрия, Польша, Белоруссия, Румыния. 4. Так получилось, что с момента окончания Первой мировой каждое последующее поколение знало об этой войне все меньше и меньше.
3. Рефлексия
- А сейчас я вам предлагаю составить синквйн. Сначала я вам напомню, как это делать.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Синквейн нужно составить к словам война и мир
Война.
Глобальная, мировая.
Умирают, взрывают, расстреливают.
Война — это зло, позорящее человеческий род.
Победа.
МИР
Радужный, хрупкий
Улыбаться, любить, охранять
Пусть всегда будет солнце.
Счастье.
-Понравился ли вам классный час?
- Что вас заинтересовало, запомнилось?