Создание условий для организации творческой и проектной деятельности обучающихся является важной задачей в условиях перехода на ФГОС ООО. Система творческих заданий по истории для учащихся 5 классов на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности способствует достижению таких метапредметных результатов изучения истории как способности планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность, умения проводить поиск основной и дополнительной информации в литературе, Интернете., представлять результаты своей творческой деятельности. Разработан алгоритм вовлечения учащихся в творческую и проектную деятельность, критерии оценки творческих работ, различные варианты творческих заданий по истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческие работы по истории »
ГБОУ гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга
Учитель истории Пестрякова Ирина Викторовна
Проект «От урока истории к «Мастерской историка»
«Все дети талантливы, только иногда они не знают об этом…»
Цель проекта:
Создание условий для организации творческой и проектной деятельности обучающихся на основе урочной и внеурочной деятельности.
На основе интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Задача: Разработка системы творческих заданий для учащихся 5-6 классов в урочной и внеурочной деятельности в курсах истории и истории и культуры Санкт-Петербурга
Задача: Разработка системы экскурсионной и музейной работы для учащихся 5-6 классов в курсах истории и истории и культуры Санкт-Петербурга
Задача: Разработка системы вовлечения во внеурочную деятельность учащихся 5-6 классов
Направление: Творческие работы по истории.
5-6 классы.
Цель проекта:
Создание условий для организации творческой и проектной деятельности обучающихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Задачи:
Создание условий для развития творческих способностей и приобретение опыта творческой деятельности обучающимися 5-6 классов (реализация деятельностного подхода в обучении)
Создание условий для пробуждения интереса к изучению истории и историческому познанию.
Разработка системы творческих заданий для учащихся 5-6 классов в урочной и внеурочной деятельности в курсах истории
Способствуют достижению:
Метапредметных результатов изучения истории Древнего мира и Средних веков:
Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми
Умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (презентации, рисунки, модели, сочинения, проекты…)
Личностных результатов изучения истории Древнего мира и Средних веков:
Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения.
Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.
Этапы реализации проекта:
I этап: Организационный:
Выработка алгоритма подготовки творческих заданий, критериев оценки результатов выполненных творческих заданий.
Составление перечня различных вариантов творческих заданий по разделам курса
II этап: Ознакомление учащихся с алгоритмом подготовки творческих заданий, критериями оценки результатов выполненных творческих заданий, различными вариантами творческих заданий, правилами публичной презентации творческой работы
III этап: поисково-исследовательская деятельность учащихся, подготовка и публичная презентация творческой работы
IV этап: подведение итогов.
Условия, необходимые для успешной реализации проекта
«От урока истории к «Мастерской историка»
Только увлеченный педагог может увлечь детей
Разнообразные виды заданий, позволяющие приобрести опыт творческой деятельности в разных областях детям с различными интересами и склонностями
Продуманная программа действий, сопровождение ученика на разных этапах выполнения ученического проекта
Координация деятельности учителей и педагогов дополнительного образования гимназии при выполнении интегрированных межпредметных проектов
Использование социокультурной среды Санкт-Петербурга
Метод проектов не является новым в педагогике, как и творческие задания по предмету. Почему мы обращаемся к этому виду работы?
Для нас, творческой группы учителей истории гимназии, это возможность строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личные интересы.
Кроме того в 5-6 классе дети только начинают знакомиться с курсом истории и для нас важно вызвать познавательный интерес к новому предмету, побудить их к историческому познанию.
Творческая работа ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Это приучает детей к планированию своей деятельности.
Проекты рассчитаны на серию уроков по определенным разделам курса и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся.
Для выполнения творческого задания ученикам необходимо не только определить тему, применить знания полученные на уроке, но и предстоит приобрести новые знания самостоятельно. При этом учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный результат в виде выполненного творческого задания. Таким образом, творческое задание приобретает черты проектной деятельности, не только стимулирующей интерес ребят к определенным историческим проблемам, но и создает условия для реализации деятельностного характера обучения:
способствуют развитию познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания,
умению ориентироваться в информационном пространстве,
развитию критического и творческого мышления.
Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно – следственные связи.
Реализация проектной деятельности по истории лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
С учетом возрастных особенностей учащихся 5-6 классов мы остановились на следующихгруппах проектов:
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории в виде доклада, сообщения, презентации во время предметных декад.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть рисунки, модели, макеты, сочинения, стихи и т. д.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование (с учетом возраста учащихся и постепенности формирования навыка исследовательской деятельности). Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
Основные этапы работы над проектом:
Проблема
Проектирование (планирование) своей деятельности
Поиск информации
Продукт (творческая работа)
Презентация.
Методические рекомендации по реализации проекта:
1. При организации работы учителю необходимо выработать (возможно при участии учеников) условия и алгоритмподготовки творческих заданий
В учебнике Т.П. Андреевской, М.В. Белкина, Э.В. Ваниной «История Древнего мира» Издательства Вентана-Граф на внутренней обложке помещена Памятка№ 11. Какготовитьтворческоезадание.
1. Определите, что станет результатом вашей деятельности (презентация, сообщение, модель или что-то еще)
2. Сформулируйте для себя основной вопрос, на который будете искать ответ
3. Отберите наиболее важную информацию и иллюстрации, необходимые при подготовке творческого задания
4. Оформите свою работу: напишите текст, сделайте презентацию, изготовьте модель и др.
5. Подготовьте устное сообщение.
Целесообразно организовать работу с данной памяткой на уроке перед выполнением первого творческого задания.
2. Учащимся предлагаются различные варианты творческих заданий, рассчитанные на учеников с разными интересами, творческими способностями:
для тех, кто любит рисовать (творческие проекты)
для тех, кто любит сочинять (творческие проекты)
для тех, кто любит делать модели (творческие проекты, исследовательские проекты)
для юных исследователей (информационные, исследовательские проекты)
Учащиеся самостоятельно выбирают творческое задание, которое для них наиболее интересно и выполняют его в своем темпе.
В рубрике «Вопросы и задания» после параграфа учащимся предлагаются варианты заданий творческого характера.
Кроме того в учебнике есть рубрика«В мастерской историка» с предлагаемыми темами творческих заданий
Учитель и ученики могут предлагать свои варианты творческих заданий.
3. Поскольку подготовка творческой работы требует дополнительного времени и эмоционального напряжения, количество заданий не должно быть большим и на подготовку творческой работы должно быть отведено достаточно времени (регламентация количества работ) .
В 5-6 классе целесообразно выполнение четырех творческих заданий в течение учебного года по разделам:
«Период раздробленности», «Русь в 14-15 вв.» (4 четверть).
4. По мере выполнения задания ученик может обращаться к учителю за консультацией, пользоваться материалами Интернета, ресурсами Библиотеки, обращаться за помощью к педагогам дополнительного образования ОДОД гимназии (Креативное рукоделие, ИЗО студия, фотостудия и др.) .
5. Важным условием пробуждения познавательной активности может быть посещениемузеев, выставок (Эрмитажа, Русского музея, Музея истории религии, Этнографического музея…)
6. Возможна и необходимамежпредметнаяинтеграция (с ИЗО искусством, историей и культурой Санкт-Петербурга, литературой, информатикой и ИКТ).
7. При выполнении творческих заданий необходимо организовать публичноепредставление своей работы, так как это способствует развитию коммуникативных умений. Творческую работу ученик может представить как в процессе изучения соответствующего раздела, так и при проведении повторительно-обобщающего урока по теме. Возможна организация выставки творческих работ обучающихся, презентации работ во внеурочное время в рамках декады истории. Непременным условием должно быть создание атмосферы доброжелательности.
8. Конечно, при оценивании творческих заданий должны учитываться творческие способности ребенка, но не менее важным является индивидуальная динамика развития каждого ребенка. В то же время критерииоцениваниятворческих заданий должны быть разработаны с учетом:
достоверности исторической информации
правильности ее отображения
качества оформления работы
степени самостоятельности
качества презентации своей творческой работы
Анализ УМК по истории Древнего мира. 5 класс. (Издательство Вентана-Граф)
на предмет возможности создания условий для развития творческих способностей
и вовлечения учащихся в проектную деятельность
Учитель истории Пестрякова И.В.
В 5 классе целесообразно выполнение четырех творческих заданий в течение учебного года: по разделам – Первобытный мир (1 четверть), Древний Восток (2 четверть), Древняя Греция (3 четверть), Древний Рим (4 четверть).
В учебнике Т.П. Андреевской, М.В. Белкина, Э.В. Ваниной «История Древнего мира» Издательства Вентана-Граф на внутренней обложке помещена Памятка№ 11. Какготовитьтворческоезадание.
1. Определите, что станет результатом вашей деятельности (презентация, сообщение, модель или что-то еще)
2. Сформулируйте для себя основной вопрос, на который будете искать ответ
3. Отберите наиболее важную информацию и иллюстрации, необходимые при подготовке творческого задания
4. Оформите свою работу: напишите текст, сделайте презентацию, изготовьте модель и др.
5. Подготовьте устное сообщение.
Целесообразно организовать работу с данной памяткой на уроке перед выполнением первого творческого задания.
В рубрике «Вопросы и задания» после параграфа учащимся предлагаются варианты заданий творческого характера.
Кроме того в учебнике есть рубрика«В мастерской историка» с предлагаемыми темами творческих заданий (стр. 25 - Первобытный мир , стр. 111 - Древний Восток , стр.202 - Древняя Греция, стр. 295 - Древний Рим).
Учитель и ученики могут предлагать свои варианты творческих заданий.
Варианты заданий для выполнения творческих работ по истории Древнего мира
Варианты
заданий
Разделы курса истории Древнего мира
Первобытный мир
Древний Восток
Древняя Греция
Древний Рим
для тех, кто
любит рисовать
(творческие проекты)
Одежда древнего человека.
Пещерная живопись.
Охота первобытного человека.
Стоянка первобытного человека.
Орудия труда и оружие первобытного человека.
Древнеегипетская мода.
Человек и боги в изображении древних египтян.
Иллюстрации к мифам Древнего Востока.
Иллюстрации к поэмам «Махабхарата», «Рамаяна», «О Гильгамеше»
Знаменитые сооружения:
Древнего Египта.
Древнего Междуречья.
Древнего Китая.
Древней Индии.
Древней Палестины.
Одежда греков и гречанок.
Боги и богини.
Иллюстрации к мифам Древней Греции.
Иллюстрации к поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Древнегреческие вазы.
Знаменитые сооружения Древней Греции.
Одежда римлян и римлянок.
Боги и богини римлян.
Иллюстрации к легендам Древнего Рима.
Знаменитые сооружения Древнего Рима.
(иллюстрации)
Крылатые выражения. Воины Древнего мира.
для тех, кто
любит сочинять
(творческие проекты)
Один день из жизни древнего охотника…
Составьте рассказ о занятиях древнейших людей(стр.9, в.4)
Подготовьте рассказ о жизни неандертальцев (стр.14, в.5)
Придумайте свой вариант мифа, объясняющего какое-либо явление природы (стр.20, задание 6 учебника)
Один день из жизни египетского вельможи
(земледельца, ремесленника, воина)
Составьте рассказ о древнеегипетской семье: а). знатного человека, б). земледельца или ремесленника (стр. 53, в.2)
Во дворце фараона.
Составьте рассказ о фараоне от имени древнего египтянина (стр. 42, в.3)
Придумайте свой вариант гимна от имени египтян в честь бога Осириса (богини Исиды)
Придумайте свой вариант гимна от имени шумеров в честь бога Ану или бога Энки. (стр. 65, изучаем источник)
Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего Вавилон (стр.71, в.4)
Составьте рассказ от имени финикийца о морском путешествии, отметив цель поездки, маршрут и ход путешествия (стр. 82, в.7)
Придумайте рассказ, как древний грек обращался к богам за помощью(стр. 126, в. 5)
Составьте рассказ от лица колониста о том, как была основана одна из колоний (стр.137, в. 5)
Составьте рассказ от лица пожилого спартанца (илота) о его жизни (стр.145, в.6)
Придумайте рассказ об Олимпийских играх от лица участника, судьи, зрителя (стр.167, в.5)
Составьте рассказ о пире от лица одного из гостей (стр.171, в.3)
Составьте рассказ о завоеваниях Александра Македонского (стр.196, в.3)
Придумайте рассказ о римском юноше, похитившем сабинянку. (стр.209, в.6)
Составьте рассказ по иллюстрации «Триумфальная процессия в Др. Риме (стр.225-226)
Составьте рассказ по теме «Наставления новобранца о службе в римской армии от опытного легионера» (стр. 226)
Составьте рассказ по теме «Битва при Каннах», «Гибель Карфагена» от лица участника сражения.
Представьте, что вы попали на заседание римского сената. Составьте рассказ об увиденном и услышанном (стр. 241, в. 6)
Составьте рассказ, в котором речь идет об отваге и мужестве, справедливости и законопослушности римлян, (стр. 245, в. 5)
Сочиняем оду.
Отзыв о прочитанной книге. Отзыв о посещении музея.
для тех, кто
любит делать модели
(творческие проекты,
исследовательские проекты)
Орудия труда и оружие первобытного человека (стр.6,20)
Жилище древнего человека. (стр.8,11)
Добываем огонь (стр.13)
Мастерим глиняную посуду(стр.22)
Древний ткацкий станок (стр.22)
Одежда древнего человека.
Модель египетского колодца (стр.30)
Священные животные египтян (стр. 37)
Древнеегипетская мода (с.51)
Древнеегипетский храм (стр.58)
Пирамиды(стр.41)
Зиккурат (стр.61)
Висячие сады (стр.70)
Вавилонская башня (стр.70)
Храм Соломона в Иерусалиме (с.86)
Великая китайская стена. Терракотовая армия Цинь Шихуанди. (стр. 107)
Греческий храм.
Греческий театр.
Афинский Акрополь
Греческий дом.
Фаросский маяк.
Римские храмы.
Колизей.
Акведук.
Римская вилла (домус).
Триумфальная арка.
Триумфальная колонна.
Пантеон.
Римские термы.
Римские форумы.
Воины Древнего мира. Боевые корабли. Осадные орудия. Римский военный лагерь.
Жилище. Мода. Храмы.
для юных
исследователей
(информационные, исследовательские проекты)
Первобытный зоопарк
Загадки первобытных рисунков.
Мегалитические сооружения (дольмены, менгиры, кромлехи)
Загадки египетских пирамид.
Что из культурного наследия Др. Египта мы используем в нашей жизни. (стр.58, в. 5)
Как была раскрыта тайна иероглифов, (клинописи).
Составьте маршрут достопримечательностей Др. Египта для туристов.