Просмотр содержимого документа
«Трехъязычие на уроках истории Казахстана»
Трехъзычие на уроках истории Казахстана.
Учитель истории КГУ «Школа-лицей» г. Лисаковска
Мухамедьярова Ляйля Мурзашевна.
«Гармонично войдя в процесс духовного развития народа, языковая политика неотделима от общей политики масштабной социальной модернизации. Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками» - эту установку главы государства Назарбаева Н.А. учительская армия воспринимает как первостепенную задачу в своей деятельности.
На своих уроках всемирной истории, истории Казахстана и предмета «Человек. Общество. Право» стараюсь применять в системе элементы трехъязычия. Дети входят в кабинет и первое, что видят на доске – дата и тема урока, написанные на трех языках. Это главный и постоянный элемент на моих уроках. Изучение новых терминов на уроках превращается в интересную игру: прошу детей помочь учителю записать правильно слова на доске на трех языках, иногда допускаю «ошибки» в орфографии, которые им очень приятно обнаружить и исправить. На следующий урок эти термины уже трое детей вызываются записать на разных языках, причем соревнуются кто быстрее. Цитаты для эпиграфа к уроку, постановка учебной цели и задач, вопросы для первичного закрепления материала, комментирование домашнего задания – вот далеко не полный список элементов трехъязычия в постоянной практике. В 9-11 классах у меня в неделе 5-6 уроков (включая все из исторических дисциплин), вот и получается, что дети видят, слышат и произносят слова и фразы на трех языках каждый день. Это уже немало. Обязательно оставляю минутку для хорового произношения слов и фраз. Ввела домашнее задание на выбор детей – написание эссе на любом языке по теме урока, при озвучании мин. 3 фраз на память оценка повышается на 1 балл. Конечно, эти моменты были обсуждены с детьми, заключен с ними «двусторонний договор» с первых уроков сентября. Причем живое общение с детьми на переменах, при обходе класса в процессе урока, во время перерыва на зарядку, предпочитаю делать на определенном языке поочередно. Дети любят, когда в речи учителя применяются пословицы-поговорки, шутки-прибаутки и т.д. Я стараюсь вводить и здесь элементы трехязычия, дети сами подсказывают формы игр. Кульминацией общей деятельности по праву считаю формулировку общими усилиями в конце урока ключевой фразы урока на трех языках.
Хочу представить один из своих уроков в качестве практического примера.
Сабақ \урок № 43. Пән\предмет: история Казахстана сынып/класс – 10 «А» Дата: 06.02.17г
Мақсат\Цели – Сформировать знания о развитии научных знаний в период 15-17вв. Показать важность значения для развития научных знаний мыслителей средневековья М. Кашгари, Ю. Баласагуни, А. Яссауи.
Воспитание уважения и гордости к культурному наследию своего народа. Развивать навыки и этику взаимной работы в паре, в группе. Формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.
Оборудование:компьютер, интерактивная доска, эл. презентация, учебник и хрестоматия,
раздаточный и доп.материал.
Ожидаемый результат: Большинство: Научатся работать с текстом учебника, работать во взаимодействии на уроке, правильно распределят время, определят цель урока. Некоторые: сделают анализ и вывод по теме.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесно-наглядный, частично-поисковый.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Негiзгi мазмуны/ Основное содержание: Аль-Фараби, Аль-Бируни, Махмут Кашгари, Юсуф Баласагуни,
Эпиграф урока: «Гармонично войдя в процесс духовного развития народа, языковая политика неотделима от общей политики масштабной социальной модернизации. Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык — государственный язык, русский язык — как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику» - Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда.
У: Здравствуйте, дети. (на 3х яз.) Рада видеть вас сегодня, (далее обращение к дате на доске на 3яз)
Предлагаю открыть тетради, записать число. t -1 м. Далее читаем эпиграф урока. (слайд 1) t -1 м
Этап повторения пройденного.
У: -Повторим изученное. Қайталау. Вам даны имена правителей-ханов Казахского ханства. Расположите их в правильном хронологическом порядке и впишите даты правления. Алга! (слайд 2) - t -2 м + сверка 1м=3 У: По критерию выводим Оценку 1: «5» - 8б, «4» - 7б, «3» - 5-6б, «2» - 4 и менее. Оценку запишите на полях тетради.
Этап повторения домашнего задания. Работа в парах с тетрадями t -2 м
Этап проверки домашнего задания. Игра «Стенка на стенку» условия: учитель поочередно называет начало пословицы (Мақалдар – Proverbs), дети хором продолжают. Постепенно садятся те, кто выбывает из игры (не может продолжить). Критерии оценивания вырабатываются сообща и оформляются на доске.t -3м Подведение итога игры
У: - По критерию выводимОценку 2: «5» - _ б, «4» -_ б, «3» - _ б, «2» -_ б t -1 м
Этап подготовки к изучению новой темы в тетрадях пишем тему (слайд 4) на 3х яз. и д/з t -1 м
??? У: Ребята, предположите цели нашего урока на сегодня? Как будем добиваться этих целей? –Ответы.
Этап усвоения новых знаний
У: -Обращаемся к техкарте урока, записываем диффиниции (термины, жана создер) урока
1. Терминологическая работа (слайд 5) t -2м
2. Работа с учебным текстом по инструкции в техкарте - учебник, доп.материал в распечатке, хрестоматия Задание 1. Составление краткой характеристики по схемеt – 10 м
Задание 2 Презентация характеристики – 1й ученик, ответы на ?? учителя – 2й ученик. (слайды 6, 7, 8, 9, 10, 11) Дети отвечают и конспектируют в тетрадях Оценку 3: самооценка за работу по х-ке t -9-10 м
Этап первичного закрепления изученного
Задание 3 Приведите в соответствие имена, характеристики и названия работ ученых-мыслителей
(слайд 12) t -2-3м
Проверка (слайд 13) У: По критерию выводимОценку 4: «5» - 6б, «4» - 5б, «3» - 3-4-6б, «2» - 2 и менее. Оценку запишите на полях тетради. t -1 м
Рефлексия: У: -Ребята, а теперь Ответьте на вопрос в 1 тезисе -Какой вклад Х.Дулати , М.Кашгари ,Ю.Баласагуни, А.Яссави внесли в мировую науку, литературу и культуру?
Ответы детей t -1 м
У: Вот мы и пришли к ключевой фразе урока (слайд 14) t -2 -3 м
Ключеваяфразаурока: The greatest thinkers of the Middle Ages were Al-Farabi, Yusuf Balacaguni, Mahmud Kashgari, Khoja Akhmet Yassawi, Muhammad Haidar Dughlati, Kadergali Zhalairi.
Аль-Фараби, ЮсуфБаласагуни, МахмудКашгари, ХоджаАхмедЯсауи, МухаммедХайдарДулати, КадыргалиЖалаири. – Галымдар, ойшылар, көрнектіәдебиетжәнемәдениетөкілдері. Аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмед Ясави, Мухаммед Хайдар Дулати, Кадыргали Жалаири – величайшие ученые, мыслители, представители культуры и литературы.
У: озвучивает фразы, дети записывают, повторяют вслух.
Суммативное оценивание:
Дети подсчитывают самостоятельно и озвучивают, учитель выставляет в журнал.
У: - Какое дом.задание вы получили? Уй тапсырмасы/ Домашнее задание &41 с 240-248
P/SЕсли остается время, дать слово детям, работавшим по тексту хрестоматииt - 2 м
Пример одного из 6 вариантов техкарты для учащихся:
Акпаннын алтысы Шестое февраля The sixth of February
Повторение изученного.
Вам даны имена правителей-ханов Казахского ханства. Расположите их в тетради (без оформления таблицы) в правильном хронологическом порядке и впишите даты правления:
Касым, Жанибек, Тауке, Есим, Керей, Хакназар, Тауекель , Жангир. (слайд 2) - t -2 м
Работа в парах с тетрадями, вслух повторяем Мақалдар - Proverbs – пословицы t -2 м
Проверка домашнего задания. Игра «Стенка на стенку» t -3м
условия: учитель поочередно называет начало пословицы, вы хором продолжаете. Постепенно садятся те, кто выбывает из игры (не может продолжить). Предлагаете учителю критерии для оценки
В тетрадях пишем тему, устно предполагаем цели урока (слайд 4) t -1 м
Т: Мыслителисредневековья. Thinkers of middle ages. Орта ғасырдың ойшылары. Д/З (пишем в дневник) & 41 с 240 –248, термины - знать, топик (3-4 фразы) – по желанию.
Усвоение новых знаний
1. Диффиниции (термины, жана создер) урока (слайд 5) t -2м
Галым - Scientist - ученый
Философ - Philosopher - философ
Ойшыл - Thinker – мыслитель
Көрнекті әдебиет және мәдениет өкілдері - the greatest thinkers of the Middle Ages – …выдающиеся представители литературы и культуры
2. Работа в паре с учебным текстом об Аль-Фараби (учебник с 240-241, доп.мат-л)
Задание 1. Составить краткую характеристику, записать в тетради конспективно, быть готовыми 1й- устно презентовать информацию перед классом, 2й -отвечать на уточняющие вопросы t – 10 м
Схема краткой характеристики:
Полное имя
Даты жизни
Важные биографические сведения
Названия научных трудов
Вклад в изучение отраслей наук и культуру
Звания, награды, достижения в деятельности
Резюме в 1 тезисе (кто? что сделал? чем прославился?)
Задание 2 Презентация своей характеристики – 1й ученик, ответы на ?? учителя – 2й ученик.
Оценка 3: Учитель дает Вам право на самооценку работы . Оценку запишите на полях тетради. Конспектируете в тетрадях со слов одноклассников остальные 5 характеристик t -9-10 м
Задание 3 Приведите в соответствие имена, характеристики и названия работ ученых-мыслителей
(слайд 12) Запишите в рабочей тетради ответ с помощью кода t -2 м
Проверка (слайд 13) Оценка 4: «5» - 6б, «4» - 5б, «3» - 3-4 б. Оценку запишите на полях тетради. t -1 м
Рефлексия: ??? -Какой вклад Х.Дулати , М.Кашгари ,Ю.Баласагуни, А.Яссави внесли в мировую науку, литературу и культуру? t -1 м
Ключевая фраза урока (слайд 14) t -2 -3 м
Ключеваяфразаурока: The greatest thinkers of the Middle Ages were Al-Farabi, Yusuf Balacaguni, Mahmud Kashgari, Khoja Akhmet Yassawi, Muhammad Haidar Dughlati, Kadergali Zhalairi.
Аль-Фараби, ЮсуфБаласагуни, МахмудКашгари, ХоджаАхмедЯсауи, МухаммедХайдарДулати, КадыргалиЖалаири. – Галымдар, ойшылдар, көрнектіәдебиетжәнемәдениетөкілдері. Аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмед Ясави, Мухаммед Хайдар Дулати, Кадыргали Жалаири – величайшие ученые, мыслители, представители культуры и литературы.
Ваша оценка за урок: (оценка 1 + оценка 2 + оценка 3 + оценка 4) / 4 = ___ . Продиктуйте учителю, впишите в дневник, подайте на роспись.