kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Священный источник «Пятикнижие (Тора)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Священное Писание иудаистов (Сфарим) известно также в древнееврейской аббревиатуре как Танах

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Священный источник «Пятикнижие (Тора)»»


Священный источник «Пятикнижие (Тора)»

Священное Писание иудаистов (Сфарим) известно также в древнееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят Тора (Учение),или Пятикнижие, авторство которого приписывается пророку Моисею; Нэвиим (Пророки) - 21 книга религиозно-политического и историкохронологического характера; Кэтувим (Писания) - 13 книг разнообразного религиозного жанра. Самая древняя часть Ветхого Завета датируется X в. до н. э1. Работа по составлению канонизированного варианта Танаха была завершена в III - II вв. до н. э. Центральная доктрина иудаизма - вера в единого Бога , который бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ и безграничен. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву" а божья воля открывается человеку через Танах. Хотя иудаизм поставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев ,оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля. Еще в 444 г. до н. э. иудаистское духовенство настояло на принятии обязательного закона, запрещавшего евреям вступать в родство с представителями других народов. Уже тогда этот запрет привел к отделению иудеев от самаритян - так стали называть приверженцев иудаизма, ассимилировавшихся в годы вавилонского пленения (586 -536 до н.э.).

ПЯТИКНИЖИЕ (Хамиша хумшей Тора). Пятикнижие — первые пять книг Священного Писания. Все книги Моисеевы носят название "Тора" (Тора — учение)2. В Библейской письменности, где так часто повторяется слово "Тора", нет названия Пятикнижие, а говорится всегда об одной "Книге Учения", порою говорят — "Тора Господа", или "Тора Моисея", то есть Тора, которая была дана через или посредством Моисея. Но в Талмуде упоминаются "Пять Книг Торы", каждая из которых называется "Хумаш". Названия этих Книг: "Берешит" (Бытие), "Шемот" (Исход), "Ваикра" (Левит), "Бемидбар" (Числа) и "Дварим" (Второзаконие). Пятикнижие является цельным повествованием о судьбе еврейского народа, с древнейших времен до смерти Моисея, и сводом законов Господа, которые переданы были народу через Моисея. Одиннадцать первых глав (книга "Берешит") - от сотворения мира и жизни первых людей до праотца Авраама3. Так как Авраам, праотец евреев, был в то же время праотцем ишмаэльтян (измаильтян) и эдомитов, излагается попутно история и этих народов. История колен Израилевых начинается с праотца Яакова4. Смертью Яакова и сына его Иосефа в Египте завершается книга "Берешит". С этого момента рассказывается уже история нации, разделенной, правда, на двенадцать колен, но объединенной общей судьбой и общим прошлым.

Книга "Шемот" (Исход) повествует о жизни сынов Израилевых в Египте, о гонениях, которые они претерпели, о страданиях в рабстве и о чудесном Исходе из Египта, сопровождавшемся великими знамениями. Далее рассказывается о начале странствования сынов Израилевых по пустыне; о вручении Торы на горе Синай и о Десяти заповедях; далее следует рассказ о поклонении золотому тельцу и о событиях, связанных с этим тяжким прегрешением, а также о скинии Завета. Этим завершается книга "Шемот".

Третья книга - "Ваикра" (Левит), или "Торат коhаним" (Учение священников). Содержание ее: посвящение Аhарона5 и его потомства в священнический сан; порядок жертвоприношений; грех Надава и Авиhу, сыновей Агарона, рассказ о смерти, постигшей их, и в связи с этим несчастьем — предостережения Аhарону. Далее перечислены кашерные (разрешенные для еды) и некашерные (нечистые) животные, птицы и рыбы; законы чистоты и скверны и законы о прокаженных, находящиеся в ведении священника. Затем повествование возвращается к богослужению священников; к законам, определяющим отношения между людьми: семейным отношениям, почитанию родителей, любви к ближнему и к запрету идолопоклонства в любой форме; к законам Шмита и др. Этот раздел заканчивается словами: "Вот постановления, и законы, и наставления, которые установил Господь между Собою и сынами Израилевыми на горе Синай через Моисея" (Лев. XXVI, 4.)6.Затем, в заключительной XXVII главе, следуют своего рода дополнения: законы об обетах, пожертвованиях, посвящении и др. Так завершается книга "Ваикра".В четвертой книге "Бемидбар" (Числа) повествуется о жизни сынов Израилевых в пустыне - со второго года после их Исхода — и о законах, данных в пустыне. Названо число евреев-воинов и число левитов7, совершающих богослужение при скинии Завета, а также перечислены постановления, определяющие порядок службы. С заключением Завета и постройкой скинии сыны Израилевы должны были сразу же двинуться к Земле, обещанной им и их предкам. Но преступление соглядатаев, разнесших дурную славу об этой Земле, и претензии народа к Моисею и Агарону в связи с этим привели к тому, что евреи были наказаны сорокалетним странствованием по пустыне - год за день (по числу дней, проведенных соглядатаями в Эрец Исраэль) — пока не вымерло все поколение пустыни8. В книге "Бемидбар" рассказано также о событиях, происшедших в этом поколении - и в этих событиях проявляется милость Бога к Израилю. Рассказано о недовольстве народа и тяготении его к "сытой жизни", оставленной якобы в Египте; о смерти, которая постигла смутьянов; о мятеже Кораха и его единомышленников и об их трагическом конце; о Бил'аме, который призван был Балаком, царем Моава, чтобы проклясть Израиль, а вместо этого вынужден был благословить его. Шаг за шагом приближаются сыны Израилевы к стране Ханаан; им пришлось обойти несколько стран стороной, чтобы избежать войны с ними. И все же пришлось израильтянам воевать с Сихоном, царем эморийским, с Огом, царем Башана, и с мидианитами. Книга заканчивается стихом: "Это заповеди и законы, которые заповедал Господь через Моисея сынам Израилевым в степях Моава на Иордане, у Йерихо" (Чис. XXXVI, 13)9. Пятая книга — "Дварим" (Второзаконие) включает предсмертную песнь Моисея, обращенную к сынам Израилевым, его слова о союзе10 (завете), заключенном с нами Господом, — подобно завету, который заключил Он с отцами их, поколением пустыни, в Хореве. Моисей излагает законы, исполнение которых служит условием союза, а также нравственные наставления и предостережения и обещание награды за соблюдение союза. Законы в книге "Дварим" представляют собой, в основном, повторение законов, уже изложенных в предыдущих книгах, потому книга "Дварим" называется еще и "Второзаконие" (хотя она содержит и новые законы). Все законы изложены здесь в общем виде, а тонкости их были известны священникам и судьям. Последняя глава Торы с трогательной простотой повествует о восхождении Моисея на вершину горы, чтобы увидеть Землю, на которую ему не суждено ступить; о смерти и погребении величайшего из пророков. Глава завершается прославлением Моисея — раба Господня, подобного которому не было в Израиле: "И не встал еще пророк в Израиле, как Моисей, которого знал Господь лицом к лицу" (Втор. XXXIV, 10)11.

Тора — Божественное Творение. Она озаряла испокон веков весь разумный человеческий мир лучами духовного света. И так как Провидение избрало народ Израилев из всех народов и именно этому народу вручена Тора, для нас приобретает чрезвычайную важность вопрос, когда именно принял Израиль полностью авторитет Торы.

Уже пророки Гошеа и Амос говорят о многих законах Торы, которые не соблюдались евреями. Еврею, верующему и ощущающему всеми фибрами души святость Торы, живущему по ее законам и безмерно преданному ей, не нужно доказательств ее цельности и достоверности. Тот же, кто подвергает сомнению содержание и дух Торы, не избавится от таких сомнений даже при неоспоримых доказательствах, ибо неверие, как и вера, исходит от сердца, а не от разума. Верующий еврей не сомневается в том, что Тору написал Моисей, выслушав ее из уст Господа12.

Введение публичного чтения и разъяснения Торы традиция относит к периоду Эзры13. По всеобщему мнению, именно Эзра Книжник сделал Тору основой повседневной жизни народа Израилева. Уже недостаточно было выполнять повеления Господа, следовало изучать Его Тору. Новое сословие появилось в Израиле - люди, посвятившие себя изучению Торы — "софрим" (книжники, писцы). Одним из первых был Эзра - "Эзра, пришедший из Вавилона. И был он писцом, быстрым и сведущим в Торе Моисея, которую дал Господь, Бог Израиля" (Эзра VII, .). В этот период были построены молитвенные дома в удаленных от Храма местах. Необходимость этого возникла в вавилонском изгнании. В молитвенных домах не только читали Тору, но и толковали ее. В результате общественный статус книжников и мудрецов сравнялся со статусом Когенов и левитов, а со временем и превзошел их. В первое время по возвращении из вавилонского плена народ продолжал еще обращаться с вопросами к когенам, но постепенно признал авторитет книжников и мудрецов — знатоков Торы.

Тора не является сухим законодательством. Она служит основой и руководством поведения и морали в повседневной жизни. В духовной жизни евреев возникло тогда новое явление, воздействие которого на нацию было огромным в будущих поколениях: каждый благочестивый еврей считал своим долгом посвящать время изучению Торы ради нее самой: "Как люблю я Учение Твое, весь день оно у меня на устах" (Пс. CXIX, 97)14. Изучение Торы стало не только обязанностью, но и величайшим благом: "Но к Торе Господа влечение его, и Тору Его изучает он днем и ночью. И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет, и во всем, что он делает, преуспеет" (Пс. 1,2—3)15.

Тора дана с небес, из уст Всесвятого: "Все это-книга Завета Всевышнего Бога. Тору провозгласил нам Моисей как наследие общины Яакова; она полна, как Пишон, мудрости, как река Тигр — в половодье; затопляет разумом, как Евфрат, как Иордан в дни жатвы; изобилует моралью, как Нил и как Тихон во время сбора урожая" (Бен Сира XXIV)16.

Распространение Торы и исполнение ее законов и повелений превратило маленький народ Израиля в духовного руководителя народов, изменившего всю мировую культуру. Он стал народом Книги. Со временем стало обязательным изучать все книги Священного Писания. Евреи диаспоры распространяли Библию среди других народов17. Во все времена, находясь в рассеянии, евреи жили по уставам Торы и не ассимилировались среди народов. В Эрец-Исраэль, в Вавилонии и в других странах многие усердно занимались изучением Торы Письменной и Устной, и здесь широко распространялись мидраши, Галаха и Агада18, всякого рода комментарии, философские труды и пр., в основе которых лежат библейские тексты.



1 Аверинцев. С.С. Иудаистическая мифология // Мифы народи мира: Энциклопедия: В 2 т. 2-е.-Москва: Наука, 1991. Т.1.-С. 422.

2 Тамже.-С. 324.

3 Тантлевский. И.Р. Введение в Пятикнижие.-Москва: Наука, 2001.-С. 231.

4 Шломо-Залман Ариель. Энциклопедия иудаизма.-Иерусалим: «Меир натив», 1983.-С. 332.

5 Аверинцев. С.С. Иудаистическая мифология // Мифы народи мира: Энциклопедия: В 2 т. 2-е.-Москва: Наука, 1991. Т.1.-С. 422.

6 Тантлевский. И.Р. Введение в Пятикнижие.-Москва: Наука, 2001.-С. 141.

7 Аверинцев. С.С. Иудаистическая мифология // Мифы народи мира: Энциклопедия: В 2 т. 2-е.-Москва: Наука, 1991. Т.1.-С. 422.

8 Тамже.-С. 324.

9 Шломо-Залман Ариель. Энциклопедия иудаизма.-Иерусалим: «Меир натив», 1983.-С. 332.

10 Шахнович. М.М. Религиоведение (Учебное пособие).-Москва: Питер, 2006.-С. 130.

11 Шифман. И.Ш. Ветхий Завет и его мир. Москва: Наука, 1987.-С. 278.

12 Сират.К.Историе средневековой еврейской философии.-Москва: Наука, 1987.-С. 289.

13 Шломо-Залман Ариель. Энциклопедия иудаизма.-Иерусалим: «Меир натив», 1983.-С. 332.

14 Тантлевский. И.Р. Введение в Пятикнижие.-Москва: Наука, 2001.-С. 141.

15 Аверинцев. С.С. Иудаистическая мифология // Мифы народи мира: Энциклопедия: В 2 т. 2-е.-Москва: Наука, 1991. Т.1.-С. 371.

16 Тантлевский. И.Р. Введение в Пятикнижие.-Москва: Наука, 2001.-С. 163.

17 Шахнович.М.М. Религиоведение (Учебное пособие).-Москва: Питер, 2006.-С.158.

18 Шифман. И.Ш. Ветхий Завет и его мир. Москва: Наука, 1987.-С. 187.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Священный источник «Пятикнижие (Тора)»

Автор: Адхамов Музаффар Махмуджанович

Дата: 23.07.2020

Номер свидетельства: 555018

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Урок по ОРКСЭ "Библия и Евангелие" "
    ["seo_title"] => string(37) "urok-po-orkse-bibliia-i-ievanghieliie"
    ["file_id"] => string(6) "162179"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422333034"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Древняя  Палестина "
    ["seo_title"] => string(21) "drievniaia-paliestina"
    ["file_id"] => string(6) "130493"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415905265"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства