kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Формирование навыков самостоятельности учащихся с ОВЗ в процессе уроков и внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков самостоятельности учащихся с ОВЗ в процессе уроков и внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование навыков самостоятельности учащихся с ОВЗ в процессе уроков и внеурочной деятельности"»

Формирование навыков самостоятельности учащихся с ОВЗ в процессе уроков и внеурочной деятельности.


   Как сказал античный философ : «Не для школы мы учимся, а для жизни мы учимся.»

В соответствии с востребованностью идей компетентностного подхода в современном образовании чрезвычайно важно, чтобы обучение не ограничивалось  фундаментальными  знаниями предметной области.  Современный ученик должен уметь анализировать каждую конкретную ситуацию, самостоятельно ставить задачи, выделять среди них главные и второстепенные. Достижению этой цели во многом способствует умение самостоятельно работать как на уроке так и во внеурочное время.

   Процесс формирования данного качества обеспечивается соблюдением важнейшего из условий – организации самостоятельной работы учеников.  Под самостоятельной работой понимается «вид учебно-познавательной деятельности по освоению образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в планировании и оценке достижения конкретного результата»

        Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно -самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний.

Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход творческим силам детской души.

    Под умениями самостоятельной работы понимается осознанное владение способами и приемами учебной деятельности, основанное на использовании знаний о сущности и методах организации учебной деятельности. Под навыками самостоятельной работы понимается автоматизированное владение способами и приемами учебной деятельности. Выработка у учащихся навыков самостоятельной творческой работы - одна из центральных задач обучения.

   В настоящее время существуют общепринятые формы самостоятельной работы: урочная и внеурочная. Если первая проводится в присутствии и под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения заданий можно получить консультацию, то вторая, будучи собственно самостоятельной, нацелена на формирование умений работать в произвольном режиме времени.

   Также можно выделить основные виды самостоятельной деятельности учащихся при изучении истории

1. Виды работы с учебником:

2. Виды работы с документами:

3. Виды работы с картой.

4. Виды работы с иллюстрациями:

5. Виды работы с дополнительной литературой:

6. Другие виды работы:


А теперь остановимся конкретно на каждом виде самостоятельной работы.



1. Виды работы с учебником:

а) задания, связанные с поиском информации:

– найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

– найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;

– найти и выписать определение исторического термина, понятия;

– прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и подчеркнуть карандашом;

-  найти и выписать требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа;

б) задания, связанные с развитием устной речи:

-       прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций;

- прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;

- почитав, рассказать о своих впечатлениях;

- составить предложения с новыми терминами;

 

в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности:

- ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему;

- прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение;

- придумать к данному тексту вопросы;

- составить план рассказа

- заполнить таблицу:

 

2. Виды работы с документами:

-          объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа;

-          сравнить текст документа с содержанием учебника;

-          пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник;

-          ответьте на вопросы к документу.

 

3. Виды работы с картой.

-          показать и описать на исторической карте границы государства, места сражений, районы восстаний и т.д.;

-          описать геополитическое положение государства;

-          сравнить карты 2, 3 эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений;

-          выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты или по памяти;

4. Виды работы с иллюстрациями:

-          провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении;

-          пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию

-          составить описательный рассказ по картине;

-          используя комплект иллюстраций, изображающих памятники архитектуры, распределить их по стилям, выделить характерные черты каждого стиля, описать памятник архитектуры;

-          разместить в хронологической последовательности учебные картины;

-          подобрать иллюстрации по теме;

 


5. Виды работы с дополнительной литературой:

-          подобрать литературу по изучаемой теме

-          составить рассказ, используя несколько источников;

-          подготовить сообщение, реферат;

-          выполнить творческую работу.

 

6. Другие виды работы:

-          подготовить монологический рассказ;

-          проанализировать ответ товарища;

-          письменно оформить выводы по теме;

       

-          написать перечень вопросов, пройденных в теме,

-          составить характеристику исторической личности, события;

-          составить мини-рассуждение по данной теме.

 

   

       Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.

      Организация  самостоятельной  работы учащихся  на  уроке  требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:

1.  Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.

2.             Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).

3.             Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.

4.             Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.

5.             Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.

6.             Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).

7.             Осознание учащимися результатов своих достижений.

    

 

   Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.

   Проведенный опрос учеников показал, что наибольший интерес вызывают задания творческого характера, которые требуют поиска нестандартного решения, связанные с выражением собственной точки зрения на вопрос или проблему.

   Таким образом, самостоятельная работа способствует не только освоению учебного материала, но и формирует практико-ориентированные умения.  

Это позволяет сделать следующие выводы:

 

  1. Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество знаний.

  2. Самостоятельные работы решают поставленные развивающие задачи.

  3. Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у учащихся, делает их уверенной личностью. 





Рекомендации:

1Планировать различные варианты самостоятельной работы в системе уроков и внеурочной деятельности.

2. Давать посильные задания с постепенным нарастанием самостоятельности.

3.Соотносить объем и сложность работы с темпом его выполнения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Серпокрылов Вячеслав Александрович

Дата: 29.06.2023

Номер свидетельства: 634606

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(148) "priedprofil-naia-podgotovka-obuchaiushchikhsia-s-intielliektual-nymi-narushieniiami-v-usloviiakh-obshchieobrazovatiel-nogo-chastnogo-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244819"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446018060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства