Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование навыков самостоятельности учащихся с ОВЗ в процессе уроков и внеурочной деятельности"»
Формирование навыков самостоятельности учащихся с ОВЗ в процессе уроков и внеурочной деятельности.
Как сказал античный философ : «Не для школы мы учимся, а для жизни мы учимся.»
В соответствии с востребованностью идей компетентностного подхода в современном образовании чрезвычайно важно, чтобы обучение не ограничивалось фундаментальными знаниями предметной области. Современный ученик должен уметь анализировать каждую конкретную ситуацию, самостоятельно ставить задачи, выделять среди них главные и второстепенные. Достижению этой цели во многом способствует умение самостоятельно работать как на уроке так и во внеурочное время.
Процесс формирования данного качества обеспечивается соблюдением важнейшего из условий – организации самостоятельной работы учеников. Под самостоятельной работой понимается «вид учебно-познавательной деятельности по освоению образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в планировании и оценке достижения конкретного результата»
Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно -самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний.
Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход творческим силам детской души.
Под умениями самостоятельной работы понимается осознанное владение способами и приемами учебной деятельности, основанное на использовании знаний о сущности и методах организации учебной деятельности. Под навыками самостоятельной работы понимается автоматизированное владение способами и приемами учебной деятельности. Выработка у учащихся навыков самостоятельной творческой работы - одна из центральных задач обучения.
В настоящее время существуют общепринятые формы самостоятельной работы: урочная и внеурочная. Если первая проводится в присутствии и под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения заданий можно получить консультацию, то вторая, будучи собственно самостоятельной, нацелена на формирование умений работать в произвольном режиме времени.
Также можно выделить основные виды самостоятельной деятельности учащихся при изучении истории
1. Виды работы с учебником:
2. Виды работы с документами:
3. Виды работы с картой.
4. Виды работы с иллюстрациями:
5. Виды работы с дополнительной литературой:
6. Другие виды работы:
А теперь остановимся конкретно на каждом виде самостоятельной работы.
1. Виды работы с учебником:
а) задания, связанные с поиском информации:
– найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
– найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;
– найти и выписать определение исторического термина, понятия;
– прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и подчеркнуть карандашом;
- найти и выписать требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа;
б) задания, связанные с развитием устной речи:
- прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций;
- прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;
- используя комплект иллюстраций, изображающих памятники архитектуры, распределить их по стилям, выделить характерные черты каждого стиля, описать памятник архитектуры;
- разместить в хронологической последовательности учебные картины;
- подобрать иллюстрации по теме;
5. Виды работы с дополнительной литературой:
- подобрать литературу по изучаемой теме
- составить рассказ, используя несколько источников;
- подготовить сообщение, реферат;
- выполнить творческую работу.
6. Другие виды работы:
- подготовить монологический рассказ;
- проанализировать ответ товарища;
- письменно оформить выводы по теме;
- написать перечень вопросов, пройденных в теме,
- составить характеристику исторической личности, события;
- составить мини-рассуждение по данной теме.
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:
1. Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
2. Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
3. Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
4. Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
5. Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
6. Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).
7. Осознание учащимися результатов своих достижений.
Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.
Проведенный опрос учеников показал, что наибольший интерес вызывают задания творческого характера, которые требуют поиска нестандартного решения, связанные с выражением собственной точки зрения на вопрос или проблему.
Таким образом, самостоятельная работа способствует не только освоению учебного материала, но и формирует практико-ориентированные умения.
Это позволяет сделать следующие выводы:
Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить качество знаний.
Самостоятельные работы решают поставленные развивающие задачи.
Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной активности у учащихся, делает их уверенной личностью.
Рекомендации:
1Планировать различные варианты самостоятельной работы в системе уроков и внеурочной деятельности.
2. Давать посильные задания с постепенным нарастанием самостоятельности.
3.Соотносить объем и сложность работы с темпом его выполнения.