kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: «Изучения исторических персоналий на уроках отечественной истории»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из­учение исторических персоналий, их влияния на процесс исторического развития, запоминается и усваивается уча­щимися с большим желанием, чем «сухое» оперирование событиями, фактами, датами. Создание яркого образа личности ее «человечности», влияния на процессы раз­вития всемирной истории помогает учащимся более про­дуктивно изучать и усваивать учебный материал. Статья написана дня учителей, осуществляющих педагогическую деятельность в 9-11-х классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Изучения исторических персоналий на уроках отечественной истории»»

Изучения исторических персоналий на уроках отечественной истории

Из­учение исторических персоналий, их влияния на процесс исторического развития, запоминается и усваивается уча­щимися с большим желанием, чем «сухое» оперирование событиями, фактами, датами. Создание яркого образа личности ее «человечности», влияния на процессы раз­вития всемирной истории помогает учащимся более про­дуктивно изучать и усваивать учебный материал.

Каковы же причины изучения историче­ской личности на уроке:

  • каждая личность — это не просто человек сам по себе и только для себя. Большинство из людей, вошедших в историю, выражали интересы каких-то групп людей, со­словий, партий;

  • многие личности не всегда на всю жизнь остаются приверженцами какой-либо идеи. Одни меняли их через сознание и интерпретацию реалий, другие — потому, что их вынуждали это сделать, третьи — чтобы «идти в ногу со временем»;

  • исторические личности, попадая на страницы разных изданий, приобретают противоположные черты характера, идет искажение характеристик. По возмож­ности на уроке нужно провести анализ и выявление ре­альных черт характера конкретного человека;

  • многие учащиеся приобретают себе кумиров, порой не всегда положительных зная их биографию лишь повер­хностно. Поэтому важно оптимально и методически верно продумывать ход работы на уроке.

Изучение исторических персоналий будет более эффективно при соблюдении следующих ус­ловий:

  • использование различных приемов, подходов, ме­тодик позволяющих «осветить» личность со всех сторон;

  • тщательный отбор содержания информации позво­ляющий раскрыть особенности биографических данных личности, ее вклада в историю и влияния на дальнейший

ход развития исторических процессов;

разработка таких типов уроков, которые способ­ствовали бы увеличению и расширению объема усваи­ваемой учащимися информации, усиливали бы роль са­мостоятельной работы обучаемых при приобретении, усвоении и применении новых

  • знаний, умений и навыков.

Работа с личностями станет так же более плодот­ворной, если будет носить оптимально организованные и методически разнообразные варианты деятельности об­учаемых.

Изучение личности является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы. Варианты изучения исторических личностей на уроках истории могут быть следующими:

Вариант 1. Изучение исторических «персоналий» по следующему алгоритму. Следование ему позволяет уча­щимся оценить их самые разноплановые стороны жизни и деятельности:

  • Запоминание фамилии, имени личности;

  • Ознакомление с этапами, периодами и содержа­нием деятельности личности;

  • Усвоение идейно-теоретических платформ изуча­емой личности;

  • Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе данная личность выражала;

  • Ознакомление с особенностями исторических про­цессов, в которых действует личность;

  • Изучение оценок личности её современниками и современными историками.

Отдельные блоки данного алгоритма могут исклю­чаться из исследовательской цепи, в зависимости от на­личия (отсутствия) того или иного аспекта в жизни и дея­тельности личности [3].

Вариант 2. Педагог, не называя имени личности, про­буждает к ней интерес. Затем тут же на уроке либо от за­нятия к занятию напоминает о ней всё новыми и новыми оценками и данными. Наступает время, когда информации накапливается столько, что учащиеся узнают, о ком идёт речь.

Вариант 3. Сравнительный анализ характеристик, ка­честв деятельности личностей, например руководителей государств, реформаторов, полководцев и т. д.

Вариант 4. Оценка личностей по поведению в сложных для Отечества или для себя самого обстоятельствах.

Вариант 5. Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь, то примеры из службы, по­вседневной жизни, увлечений и т. д.

Вариант 6. Определение качества личностей по умению предвидеть возможное развитие последующих событий.

Вариант 7. Изучение личностей посредством постепен­ного накопления знаний. Суть данного варианта заклю­чается в следующем. Учитель называет представленную к изучению личность. Учащиеся сами, изучая материал, постепенно накапливают соответствующую информацию до уровня необходимых знаний о ней.

Большую роль в изучении личности играют вопросы учителя:

Репродуктивный — требует воспроизведения готовых знаний (на память) без активной мыслительной деятель­ности эти вопросы начинаются со слов когда, где, в каком году, сколько, куда, с кем и т. п. Вопросы такого типа чаще используются для выявления элементарных знаний в те­стах, контрольных.

Продуктивно-познавательный — требует, наряду с воспроизведением готовых знаний, поиска обобщений, выводов, выяснения причин, последствий. Начинается словами почему, в чем, докажите, сформулируйте.

Проблемный — содержит кажущееся или реальное противоречие. При нахождении ответа требует размыш­ления, рассуждения, отличается отличительной кратко­стью формулировки. Это вопросы большой творческой направленности.

Проблемная задача — дидактическое средство в виде текста или схемы, содержащее в себе противоречие, вы­зывающее не воспроизведение готовых знаний, а раз­мышление, рассуждение, содержащее дополнительную вводную информацию. Существуют проблемные задачи по интересующей нас проблеме.

При изучении исторической личности посредством применения перечисленных методик решается ряд важных задач, на которые направлена деятельность учи­теля и учащегося в ходе учебного процесса:

  1. Информационная: сообщаются сведения, ко­торые позволяют более глубже изучить процесс развития историю. Ученики знакомятся с дополнительной спра­вочной и научно-популярной литературой;

  2. Аналитическая: изложение фактов сопровождается комментариями к ним, их анализом и оценкой;

  3. Познавательно-просветительскую: передаваемое многообразие информации способствует пополнению фонда знаний учащихся, закрепляются такие навыки за­поминания, закрепления и повторения материала, умение делать выводы, развитие зрительной памяти и вообра­жения строить свои действия по заданному алгоритму.

  4. Нравственно-воспитательную: в образах лично­стей отображаются примеры и образцы общественного поведения, принципы нравственности и эстетического вкуса, представление о добре и зле;

  5. Воздействующую: создаваемый образ историче­ской личности влияет на взгляды, поступки и поведение людей;

  6. Гедонистическую (эстетическую): удовлетво­рение эстетических потребностей личности учащихся [2].

История — процесс субъективный, он вершится по воле людей, а не объективных законов природы. Истори­ческие личности совершали поступки, от которых зави­села судьба страны. Они принимали решение и за себя, и за весь народ. Ученики должны видеть, как твориться история, как она зависит от взглядов, ценностей, иде­алов отдельных людей, выбора поступков, влияния обсто­ятельств. Вот поэтому, сначала необходимо изучить лич­ность, а затем — события, которые вершились с участием этого человека

Литература:

1. Изотов И. В. Мультимедийные средства обучения и их возможности в подготовке учащихся общеобразовательных школ. // Интеграция образования. — 2008. — № 3. — 112С.

2. Лукина М. М. Средства массовой информации в пространстве Интернета. — М.: 2005. — 17С.

3. Степанищев А. Т. Методический справочник учителя истории. — М.: Владос, 1998. — 85С.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Статья на тему: «Изучения исторических персоналий на уроках отечественной истории»

Автор: Гущин Алексей Николаевич

Дата: 18.05.2017

Номер свидетельства: 416517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "«Памятные места и объекты города Мончегорска, связанные с событиями Великой Отечественной войны», 5 класс "
    ["seo_title"] => string(116) "pamiatnyie-miesta-i-obiekty-ghoroda-monchieghorska-sviazannyie-s-sobytiiami-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "160934"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422135223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства