Современные методики формирования патриотизма и гражданственной практике работы учителя истории
Современные методики формирования патриотизма и гражданственной практике работы учителя истории
воспитание гражданина и патриота- это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. сегодня перед школой стоит задачей становления личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых вопросах современной общественно-политической и экономической деятельности. в данной работе прилагаются варианты реализации данных вопросов на уроках истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные методики формирования патриотизма и гражданственной практике работы учителя истории»
Современные методики формирования патриотизма и гражданственной практике работы учителя истории
Воспитание гражданина и патриота - это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых вопросах современной общественно- политической и экономической действительности, готова к выполнению основных социальных функций, т.е. личности со сформированной гражданской позицией.
Наиболее интенсивно становление гражданской позиции осуществляется в подростковом возрасте, и особенно в старшем подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит переход от внешнего управления поведением человека к внутреннему самоуправлению, гражданского образования заключается, прежде всего, в воздействии на самосознание школ путём передачи им определенной системы знаний: развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства, воспитания у них чувства ответственности поступки, за судьбу страны; воспитанию гражданской активности. Гражданин должен обладать знаниями о правах человека, государстве, выборах, уметь критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми; ценностями (уважение к правам, толерантность, компромиссность), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.
Воспитание патриотизма и гражданственности как никогда актуально именно в современном обществе.
Патриотизм и гражданственность. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Понятие патриотизма всегда сопряжено с позицией гражданственности. Воспитывать эти качества необходимо на уроках истории, обществознания и краеведения через патриотический русский народ.
Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа. Говоря на уроках истории битве на Чудском озере, Куликовом поле, близ Бородина, мы их воспринимаем как соединённые общей идеей борьбы за независимость Родины. Здесь необходимо показать обучающимся роль Русской Православной церкви в сплочении единства народа. Тема патриотизма освещалась без учёта религиозного фактора, игравшего исключительно важную роль в формировании патриотических традиций русского народа. Например, Куликовская битва произошла в день Рождества Богородицы Победоносной, её воспринимался людьми той поры и потомками как свидетельство благоволения небесной русской рати.
Рать Минина и Пожарского имела почитаемую на Руси икону Казанской Божьей Матери, символом единения и грядущего освобождения страны. И не случайно сегодня новый росс: праздник День народного единства совпадает с православным праздником - иконы Казанской Божьей Матери. Торжественное вступление ополчения на территорию Кремля произошло памяти небесного покровителя Дмитрия Донского - Дмитрия Солунского.
Реформы Петра I, казалось бы. явились разрывом с русскими традициями. Петра называли в народе «антихристом», но Петр I не отказался от героической прошлой страны. Особое внимание он обратил на Александра Невского. Место для строительства Петербурга он выбирает именно на берегу Невы, там, где в XIII в. проходила битва под руководством Александра Невского, и здесь был построен монастырь во имя великого полководца. При Петре I задумано было учредить орден Александра Невского, и им затем были награждены А.В.Суворов и М.И.Кутузов. Е
Поэт Ф.Глинка писал: «Историк! Исполни последнюю волю героев бывших, и тогда история родит героев времен будущих».
В годы Великой Отечественной войны, в первый её день, 22 июня 1941 в
обращении Русской православной церкви к пастырям и пастве были названы имена Александра Невского, Дмитрия Донского, говорилось о значении патриотизма в отечественной истории
Немаловажную роль, следовательно, в воспитании патриотизма и гражданственности воспитание обучающихся на патриотических традициях русского народа.
При изучении Гражданских войн мы говорим о величайшей трагедии для народа, так каквойны оборачиваются страшными жертвами братоубийства. Изучая данную тему, необходимо говорить об отрицательном отношении к террору, жестокости, необходимости помнить гражданских войн, воспитывать у обучающихся толерантность, уважение к людям, имеющим точку зрения на те или иные события. Говоря о становлении нашего государства, на уроках ш мы отмечаем, что оно с самого начала формировалось как многонациональная; многоконфессиональное. На этих уроках мы говорим о необходимости уважительного отношения к разным народам, показываем единство всех наций в борьбе за свою Родину и с монголо-татарским игом, и с польской интервенцией в годы Смуты и в годы Отечественной войны 1812 года.
Большое воспитательное воздействие несут уроки по Великой Отечественной войне. Уроки по Великой Отечественной войне дают большой воспитательный настрой, развивают чувство патриотизма, гражданственности.
Важное воспитательное значение имеет знакомство с символами российской государственности - гербом, флагом, гимном. Это непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания в школе. Знакомство с государственной символикой даёт возможность формировать к ней уважительное отношение. Это способ укреплению у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев, оказывает благотворное влияние на процесс становления социально активной личное
В пятом классе при изучении истории древнего мира, давая обучающимся первые представление о государстве, вводятся понятия «символ», «эмблема», «герб». В курсе истории средних веков понятие «герб» встречается как программное при изучении жизни средневековых рыцарей. В рамках тематических разделов, посвященных становлению и развитию Российского государства в XV-XVIII вв., обращаем внимание обучающихся на взаимосвязь двух процессов: одной стороны, усиление власти российских правителей, с другой стороны, появление и государственного герба.
Освещая внутреннюю политику Николая I, мы говорим о появлении первого государстве гимна Российской империи.
В ходе изучения эпох развития государства происходит знакомство с развитием символов нашего государства.
Воспитанию активной гражданской позиции способствует знакомство обучающихся с историей возникновения первой Государственной Думы - выборного представительного органа, с системой выборов. Это необходимо для того, чтобы обучающиеся, встав на самостоятельный жизненный путь, не были пассивными наблюдателями за происходящими событиями.
Немаловажное значение в гражданском воспитании имеет воспитание толерантное человеческих отношениях. Это актуально для школы XXI века. Толерантность - это, прежде отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимания представителей других культур.
Признание - это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных ценностей, взглядов, иного образа жизни.
Принятие - это положительное отношение к его отличиям.
Понимание - это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения.
Воспитывать толерантность можно через различные формы воспитательной работы на истории, где учащимся даётся возможность открыто продемонстрировать своё отношение к межнациональным проблемам в России и выразить свою гражданскую позицию.
Через уроки, воспитательную работу, мы, учителя, должны кропотливо, ненавязчиво, доказательно говорить детям об уважительном отношении к культурам разных народов.
Не любить Родину, не чувствовать её единства можно только при условии её незнания. Учитель должен заинтересовать обучающихся изучением истории народа, среди которого они живу его трудовые, национальные, культурные традиции.
Роль личности педагога в становлении будущего гражданина Отечества исключи Неподкупная любовь к ребёнку, житейская мудрость, уважительное отношение к его профессиональная компетентность, личный пример служения родной стране - вот те качества педагогических работников, которые позволяют воспитывать в наших учениках человеческие черты, любовь к родному Отечеству.