kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена важной проблеме- воспитания патриотизма и гражданственности у школьников В статье представлен опыт работы учителя по воспитанию этих чувств на уроках истории, обществознания и краеведения через патриотические черты русского народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания.»

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в

практике работы учителя истории и обществознания.


Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых вопросах современной общественной, политической и экономической действительности, готова к выполнению основных социальных функций, т.е. личности со сформированной гражданской позицией.

Наиболее интенсивно становление гражданской позиции осуществляется в подростковом возрасте, и особенно в старшем подростковом возрасте, поскольку в этот

период происходит переход от внешнего управления поведением человека к внутреннему

самоуправлению. Задача гражданского образования заключается, прежде всего, в воздействии на самосознание школьников путём передачи им определенной системы знаний: развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства, воспитания у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; воспитанию гражданской активности. Гражданин должен обладать знаниями о правах человека, государстве, выборах, уметь критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми; ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромисность), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни. Воспитание патриотизма и гражданственности как никогда актуально именно сейчас, в современном обществе.

Патриотизм и гражданственность. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Чувство патриотизма всегда сопряжено с позицией гражданственности. Воспитывать эти чувства необходимо на уроках истории, обществознания и краеведения через патриотические черты русского народа. Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти,на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа. Говоря на уроках истории о битве на Чудском озере, Куликовом поле, близ Бородина, мы их воспринимаем как факты, соединённые общей идеей борьбы за независимость Родины. Здесь необходимо показать обучающимся роль Русской Православной церкви в сплочении единства народа. В советский период тема патриотизма освещалась без учёта религиозного фактора, игравшего в течение веков исключительно важную роль в формировании патриотических традиций русского народа. Например, Куликовская битва произошла в день Рождества Богородицы Победоносной, её исход воспринимался людьми той поры и потомками как свидетельство благоволения небесных сил русской рати. В Смутное время начала XVII в. русские люди особенно часто обращались к образам борцов за независимость Руси: и Александра Невского, и Дмитрия Донского, и

Сергея Радонежского. Рать Минина и Пожарского имела почитаемую на Руси икону Казанской Божьей Матери, ставшей символом единения и грядущего освобождения страны. И не случайно сегодня новый российский праздник День народного единства совпадает с православным праздником – иконы Казанской Божьей Матери. Торжественное вступление ополчения на территорию Кремля произошло в день памяти небесного покровителя Дмитрия Донского– Дмитрия Солунского.

Реформы Петра I, казалось бы, явились разрывом с русскими традициями. Петра называли в народе «антихристом», но Петр I не отказался от героического прошлого страны. Особое внимание он обратил на Александра Невского. Место для строительства Петербурга он выбирает именно на берегу Невы, там, где в XIII в. проходила битва под руководством Александра Невского, и здесь же был построен монастырь во имя великого полководца. При Петре I задумано было учредить Орден Александра Невского, и им затем были награждены А.В.Суворов и М.И.Кутузов. В годы Отечественной войны 1812 г. прослеживается связь с героическими традициями русского народа. Поэт Ф.Глинка писал: «Историк! Исполни последнюю волю героев бывших, и тогда история твоя родит героев времен будущих». Символом служения Отечеству явились построенные в XVIII – XX веках церкви, посвященные Александру Невскому. В годы Великой Отечественной войны, в первый её день, 22 июня 1941 года, в обращении Русской православной церкви к пастырям и пастве были названы имена Александра Невского, Дмитрия Донского, говорилось о значении патриотизма в отечественной истории. Немаловажную роль, следовательно, в воспитании патриотизма и гражданственности имеет воспитание обучающихся на патриотических традициях русского народа.

При изучении Гражданских войн мы говорим о величайшей трагедии для народа,

так как они (войны) оборачиваются страшными жертвами братоубийства. Изучая данную

тему, необходимо говорить об отрицательном отношении к террору, жестокости,

необходимости помнить уроки гражданских войн, воспитывать у обучающихся

толерантность, уважение к людям, имеющим иную точку зрения на те или иные события.

Говоря о становлении нашего государства, на уроках истории, мы отмечаем, что оно с

самого начала формировалось как многонациональное и многоконфессиональное. На этих

уроках мы говорим о необходимости уважительного отношения к разным народам,

показываем единство всех наций в борьбе за свою Родину и с монголо-татарским игом, и с

польской интервенцией в годы Смуты и в годы Отечественной войны 1812 года. Большое воспитательное воздействие несут уроки по Великой Отечественной войне. Именно уроки по Великой Отечественной войне дают большой воспитательный настрой, развивают чувство патриотизма, гражданственности.

Учителями истории в настоящее время проводится большая краеведческая работа.

В каждой школе имеются краеведческие музеи, комнаты, уголки, располагающие богатым

краеведческим материалом, используемым при изучении предметов учебного плана.

Регулярно проводятся встречи с живыми свидетелями событий, участниками Великой

Отечественной войны. Перед изучением темы «Великая Отечественная война»

обучающимся даются задания по подготовке проектов по темам: «Великая Отечественная

война в судьбе моей семьи», «Наш край в годы войны». Всё это способствует

формированию глубокого уважения, любви к своей семье, родственникам, участникам

событий. Любовь к Родине должна воспитываться через уважение к своим предкам, своей

семье.

Важное воспитательное значение имеет знакомство с символами российской государственности – гербом, флагом, гимном. Это непреходящие ценности народов

России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания в школе.

Знакомство с государственной символикой даёт возможность формировать к ней уважительное отношение. Это способствует укреплению у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев, оказывает благотворное влияние на процесс становления социально активной личности.

В пятом классе при изучении истории древнего мира, давая обучающимся первичное представление о государстве, вводятся понятия «символ», «эмблема», «герб». В курсе истории средних веков понятие «герб» встречается как программное при изучении жизни средневековых рыцарей. В рамках тематических разделов, посвященных становлению и развитию Российского государства в XV-XVIII вв., обращаем внимание обучающихся на взаимосвязь двух процессов: с одной стороны, усиление власти российских правителей, с другой стороны, появление и развитие государственного герба. Освещая внутреннюю политику Николая I, мы говорим о появлении первого государственного гимна Российской империи. В ходе изучения эпох развития государства происходит знакомство с развитием

символики нашего государства. И конечно, это в курсах правоведения, обществознания,

где имеются разделы, тематически связанные с российской государственной символикой.

Воспитанию активной гражданской позиции способствует знакомство обучающихся с историей возникновения первой Государственной Думы – выборного представительного органа, с системой выборов. Это необходимо для того, чтобы обучающиеся, встав на самостоятельный жизненный путь, не были пассивными наблюдателями за происходящими событиями. Немаловажное значение в гражданском воспитании имеет воспитание толерантности в человеческих отношениях. Это актуально для школы XXI века.

Толерантность - это, прежде всего отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей других культур.

Признание – это способность видеть в человеке иной культуры носителя иных

ценностей, иных взглядов, иного образа жизни. Принятие – это положительное отношение к его отличиям. Понимание – это способность взглянуть на мир его глазами, с его точки зрения. Воспитывать толерантность можно через различные формы воспитательной

работы на уроках истории, где учащимся даётся возможность открыто

продемонстрировать своё отношение к межнациональным проблемам в России и выразить

свою гражданскую позицию. Через уроки, воспитательную работу, мы, учителя, должны кропотливо, ненавязчиво, доказательно говорить детям об уважительном отношении к культурам разных народов.

Не любить Родину, не чувствовать её единства можно только при условии её незнания. Создать эту любовь к общему Отечеству путём изучения его, научить объединить в чувстве общей любви все народы России посредством изучения их – эта задача лежит в большей мере на школе. Педагог должен заинтересовать обучающихся изучением истории народа, среди которого они живут, знать его трудовые, национальные, культурные традиции.

Роль личности педагога в становлении будущего гражданина Отечества исключительна. Неподкупная любовь к ребёнку, житейская мудрость, уважительное отношение к его «Я», профессиональная компетентность, личный пример служения родной стране – вот те качества педагогических работников, которые позволяют воспитывать в наших учениках лучшие человеческие черты, любовь к родному Отечеству.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шеховцова Елена Ивановна

Дата: 22.11.2020

Номер свидетельства: 564053


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства