kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные методы и организационные формы обучения предмету на уроках обществоведческого цикла, обеспечивающие новое качество образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные методы и организационные формы обучения предмету на уроках обществоведческого цикла, обеспечивающие новое качество образованияСовременные методы и организационные формы обучения предмету на уроках обществоведческого цикла, обеспечивающие новое качество образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные методы и организационные формы обучения предмету на уроках обществоведческого цикла, обеспечивающие новое качество образования»

Выписка из протокола заседания городского методического объединения

учителей истории и обществознания


Протокол № 4 от 11.03.2021 г.


Тема: «Итоговая аттестация обучающихся: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, промежуточная аттестация»

Слушали учителя истории и обществознания МБОУ МПЛ Смекалину Ульяну Анатольевну, которая отметила, что в период подготовки обучающихся 9-11 классов к ГИА необходимо использовать инновационные образовательные технологии. В первую очередь, это личностно-ориентированное обучение. Подготовка к ГИА не даст высоких результатов, если готовиться к ним только один год или полгода. Поэтому необходимо, как можно раньше провести работу с детьми по определению места предмета в их дальнейшей жизни. Большое внимание надо уделять проведению индивидуальных консультаций с учащимися во внеурочное время. Во время подготовки к ГИА проходит систематическая тренировка по материалам ГИА прошлых лет, неоднократное проведение в течение года «школьных, пробных ГИА». Полноценное изучение предмета предполагает и включение компьютерных технологий в учебный процесс. Использование компьютера на уроках дает следующие положительные результаты: реализуется возможность учащихся перерабатывать громадный поток информации, который они получают, и стремление к самостоятельности; учащимся предоставляется возможность самостоятельной исследовательской работы с компьютерной моделью и индивидуальный темп обучения; у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с учащимися (особенно с отстающими), в ходе которой он может корректировать процесс познания. При подготовке к ГИА учащиеся используют интернет и образовательные обучающие программы сначала дома, а потом и на уроках повторения. В сети интернет имеется большое количество онлайн-тестов с образовательных сайтов: www.fipi.ru;; www.ege.edu.ru; www.obrnadzor.gov.ru; www.edu.ru; и другие. Ребята выполняют задания и сразу получают оценку «независимого лица».

Учитель показала, что хороший результат дает самостоятельная работа учащихся по решению заданий из ГИА не только в школе, но и на курсах или на занятиях внеурочной деятельностью, где широко можно применять задания повышенного уровня и творческого характера. Практика подготовки к ГИА в течение нескольких лет позволяет накопить большой банк заданий в электронном виде, который можно предложить выпускникам для домашней самостоятельной работы: здесь и варианты ГИА предыдущих лет, и решения задач повышенного уровня, и тематические тренажеры. Использование личностно ориентированного обучения и компьютерных технологий при подготовке к ГИА позволяет эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий, качественной подготовки учащихся. Юлия Владимировна показала, что использование печатных раздаточных материалов - это возможность доступа к свежей информации, что усиливает мотивацию учения, осуществляет «диалог» с источником знаний, экономит время, позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, предоставляют большой резерв технической и технологической поддержки

По мнению Смекалиной У.А., тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых есть пробелы в знаниях. Решая тесты, ученик получает объективную оценку знаний и умений. При этом важно при подготовке к ГИА необходимо научить школьников технике сдачи теста.


Решение:

1.Рекомендовать к использованию в педагогической практике эффективные приемы и методы для подготовки учащихся к ГИА по истории и обществознанию, представленные Смекалиной У.А.


27.03.2024 г.

Главный методист городского методического объединения

учителей истории и обществознания общеобразовательных учреждений

города Димитровграда Ульяновской области,

учитель высшей категории У.А. Смекалина


Подпись У.А. Смекалиной заверяю.


Начальник Управления образования

Администрации города Димитровграда

Ульяновской области С.В. Захаров









Выписка из протокола заседания городского методического объединения

учителей истории и обществознания


Протокол № 3 от 28.02.2022 г.


Тема: «Формирование финансовой грамотности обучающихся на уроках обществоведческого цикла».

Слушали учителя истории и обществознания МБОУ МПЛ Смекалину Ульяну Анатольевну по теме «Формирование финансовой грамотности на уроках истории». Учитель отметила, что финансовая грамотность дает человеку, сумевшему овладеть ею, ощутимое преимущества в обеспечении благополучия себя и своей семьи. Для обучения финансовой грамотности на своих уроках Ульяна Анатольевна использует разнообразные образовательные технологии, одной из которых является проблемное обучение. Она привела примеры приемов проблемного обучения, которые позволяют развивать познавательные УУД.

Прием «Создание проблемной ситуации». В этом приеме проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают неоднозначную оценку. Например, могли ли развиваться рыночные отношения в России в условиях крепостнической системой? Были ли экономические реформы Петра I подготовлены еще в годы царствования Алексея Михайловича? Можно ли реформировать страну, если экономика слабо развита? Возможно ли в XXI веке совмещать потребительский стиль жизни современного человека с философией сбережения и самоограничения? Такие проблемные ситуации решаются самими учащимися при помощи учителя через уяснение и постановку проблемы; формулирование вариантов решения; выбора средств оптимального решения. Прием способствует развитию критического мышления, учит анализировать, высказывать свою точку зрения.

Прием «Исторические загадки». Учащимся предлагаю в начале изучения нового материала загадка в виде факта или иллюстрации, решение которой помогает определить ключевую идею (понятие, проблему, событие и т.п.). Прием способствует развитию логического мышления. Развивается умение извлекать информацию из разных источников, анализировать и сопоставлять факты, находить решение имеющимися ресурсами. Например, рассмотри картину. Кто изображен на ней? Зачем пришла женщина? Каким предпринимательством занят хозяин дома? Из чего складывается его прибыль? Ответ: это дом ростовщика, который ссужает деньги под проценты. Женщина просит деньги в долг.

Прием «Исторический факт»:

«Обмен почти всех вывозимых за границу товаров производился на серебряные талеры, которые хранились в Государственной казне. Из этих монет изготавливали русские деньги, на что уходило немало труда и дополнительных бюджетных средств. Один талер оценивался в 50 копеек, а монет получалось примерно на 64 копейки. Введение в России в обращение талера, как самой крупной монеты, решило бы и проблему унификации с европейской денежной системой, и значительно снизило бы расходы на монетную чеканку». После знакомства с этим фактом ученикам предлагается вопрос – почему начинается переделка талеров в российские рубли с 1654 года?

Прием «Творческое задание»: Что считается истинными ценностями в вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов. Деньги. Ценные бумаги (акции, паи, облигации и т. п.). Собственное дело (или доля в бизнесе). Недвижимость (квартира, гараж, дом, земельный участок). Транспортные средства. Благородные металлы и драгоценные камни.

Произведения искусства. Антиквариат. Библиотека. Коллекция монет, банкнот, марок и т. п. Хорошая работа. Полезные связи. Знания и навыки. Что-то другое. Что? На примере одного или нескольких вариантов расскажите, как эти ценности помогают сохранять и приумножать семейный капитал.

В виду того, что задание творческое предусматривается свободный ответ обучающихся. Самое важное – это рассуждения учеников о понимании вопроса, связанного семейным капиталом. При этом вырабатываются навыки работы с познавательными заданиями.

Прием «Исторические задачи»: Первый раздел Речи Посполитой был в 1772 году, третий в 1795. Когда был второй раздел, если известно, что время между первым и вторым равно продолжительности Северной войны. Какие государства участвовали в разделе? Что явилось итогом разделов Речи Посполитой? Сколько лет во главе русского государства находилась династия Рюриковичей, если известно, что последний из этой династии был сын Ивана Грозного — Федор Иванович? На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы? М. В. Ломоносов в 19 лет скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Спустя годы Ломоносов вспоминал, как трудно далось ему учение: «Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды». Сколько денег у Ломоносова оставалось на бумагу, обувь и прочие нужды?

В сети Интернет размещено большое количество различных печатных изданий, направленных на формирование финансовой грамотности. Смекалина У.А. предложила педагогам использовать учебное пособие «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. 5-11 класс».


Решение:

1.Рекомендовать использовать в педагогической практике приемы формирования финансовой грамотности, представленные Смекалиной У.А.


27.03.2024 г.

Главный методист городского методического объединения

учителей истории и обществознания общеобразовательных учреждений

города Димитровграда Ульяновской области,

учитель высшей категории У.А. Смекалина


Подпись У.А. Смекалиной заверяю.


Начальник Управления образования

Администрации города Димитровграда

Ульяновской области С.В. Захаров












Выписка из протокола заседания городского методического объединения

учителей истории и обществознания


Протокол № 3 от 14.12.2023 г.



Тема: «Современные методы и организационные формы обучения предмету на уроках обществоведческого цикла, обеспечивающие новое качество образования».


Слушали учителя истории и обществознания МБОУ МПЛ Смекалину Ульяну Анатольевну, которая отметила, что одно из направлений деятельности учителя – организация и руководство учебно-исследовательской деятельностью учащихся. Исследование (в широком смысле — как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.

Исследовательская деятельность – творческая, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Однако учебное исследование школьника так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового результата.

Ульяна Анатольевна показала, что организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и видах. Элементы исследования присутствуют практически на каждом уроке истории и обществознания, права и экономики: работа с документами, лабораторные, практические занятия, семинары. Исследовательская деятельность начинается уже на уроке. Ученик, используя различные источники знаний, такие как текст учебника, документы эпох, картины, энциклопедии, осваивая различные социальные роли формулирует проблемы, выдвигает гипотезы, анализирует, сопоставляет и делает выводы. Например, изучив тему «Политическая деятельность», было проведено исследование на основе анкеты «Женщины во власти» среди учащихся 10 классов в преддверии праздника 8 марта.

Исследовательская деятельность реализуется и при подготовке рефератов, докладов, исследований, а также при подготовке к экскурсионной работе в школьном музее. В музейной практике ученикам приходится работать с документами, приобретая умения и навыки настоящего учёного.

По мнению учителя, важно проводить исследовательскую работу в рамках подготовки к ГИА. Так, во время уроков работа над эссе рассматривается как форма исследовательской деятельности учащихся. В настоящее время, например, изучив тему «Реформаторская деятельность Петра Великого» по истории России в 10 классе, ученики проводят исследовательскую работу в форме эссе на тему «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России, Виною Пётр» (Н.М.Карамзин).

Среди массовых форм деятельности можно выделить проведение дискуссий и диспутов по обществознанию. Например, по теме «Терроризм в России: этапы, факторы».

Ульяна Анатольевна также выделила основные этапы организации учебно-исследовательской работы. Исследовательская деятельность начинается с постановки проблемы, выбора темы исследования. Надо отметить, что это достаточно длительный и творческий процесс. Главным, здесь является желание ученика заниматься именно этим вопросом. Затем определяются цели и задачи исследования, выявляется его актуальность. Цель исследования – это желаемый конечный результат исследования. Многие сталкиваются с трудностью постановки цели.

Далее идет основной этап работы, который включает в себя сбор информации, анализ материалов, проведение социологических опросов, их обработка, сопоставление фактов, их оценка. Завершающим этапом исследований является оформление работы. Он является не менее важным моментом, так как, от того как оформлена и представлена работа зависит многое и в первую очередь, ее оценка окружающими. Если останавливаться на структуре исследовательской работы, то наибольшую сложность вызывает оформление пункта «Введение». Этот этап работы является совместным творчеством наставника и его подопечного. Последним этапом является выступление. Все обучающиеся получают «Памятку к выступлению».

Выступление сопровождалось мультимедийной презентацией.


Решение:

1.Рекомендовать использовать в педагогической практике эффективные методы работы по организации проектной деятельности, представленные Смекалиной У.А.


27.03.2024 г.

Главный методист городского методического объединения

учителей истории и обществознания общеобразовательных учреждений

города Димитровграда Ульяновской области,

учитель высшей категории У.А. Смекалина


Подпись У.А. Смекалиной заверяю.


Начальник Управления образования

Администрации города Димитровграда

Ульяновской области С.В. Захаров





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Смекалина Ульяна Анатольевна

Дата: 09.04.2024

Номер свидетельства: 648753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства