Просмотр содержимого документа
«Система мониторинга на уроках истории и обществознания»
Мониторинг – один из важнейших методов работы в школе.
Мониторинг – средство контроля, которое основано на принципах:
- объективности;
- оперативности;
- доступности.
В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:
1. Достигается ли цель образовательного процесса.
2. Существует ли положительная динамика учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований.
3. Существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя.
4. Соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.
Мониторинг помогает нам скорректировать работу по устранению ошибок с целью повышению результативности, определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету.
Решению основной задачи мониторинга способствуют следующие методы:
срезы по предмету;
зачеты;
защита творческих работ;
контрольные работы
тесты;
анкетирование.
В своей работе используем различные методы. Так контрольные работы по истории и обществознанию проводим в начале года, по итогам первого полугодия и в конце учебного года. Анализ результатов дает возможность выбрать адекватную методику обучения, сформировать мотивацию учащихся, назначить дополнительные занятия для неуспевающих учащихся.
История. 6 класс. Контрольный тест (Оценка: максимум 5 баллов)
Ф.И. учащегося
Начало года
Конец 2 четверти
1
Тарабрин Данил
4/3
4/4
2
Миков Денис
3/3
4/4
3
Мартынов Владимир
4/4
4/5
4
Иванов Сергей
3/3
3/4
5
Терентьева Алена
3/4
4/4
6
Плёнкин Алексей
4/5
5/5
Обществознание . 6 класс. Контрольный тест (Оценка: максимум 5 баллов)
Ф.И. учащегося
Начало года
Конец 2 четверти
1
Тарабрин Данил
3/3
4/4
2
Миков Денис
3/4
4/4
3
Мартынов Владимир
3/2
3/3
4
Иванов Сергей
4/5
5/5
5
Терентьева Алена
4/4
4/5
История. 5 класс. Тестирование. (За каждое верно выполненное
задание -1 балл. Максимум – 14 баллов)
Ф.И. учащегося
Начало года
Конец 2 четверти
1
Белик Ирина
8
12
2
Бондаренко Денис
5
7
3
Кузьмина Ксения
8
12
4
Лунёв Алексей
7
10
5
Новикова Ксения
9
13
Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания отнюдь не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, подчас навязанным самому обучаемому. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся.
Что же конкретно следует оценивать? Можно оценивать успехи детей, можно неудачи, можно и то и другое вместе. Можно деятельность детей по добыванию знаний. Можно конечный результат учебной деятельности.
Считаем, что следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи.Очень важно, чтобы учащиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание и своего ответа, и ответа товарища.
Важнейшей составляющей оценочной деятельности на уроке считаем взаимооценку, потому что это побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше. Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих.
На уроках обществознания ребята сами оценивают чтение эссе другими учащимися.
Интересна такая форма урока как урок-презентация, на котором учащиеся в течение 5-6 минут представляют какое – либо событие или личность. Предварительно они ищут материал, готовят доклады. На таком уроке каждый ученик дает оценку выступлений своих одноклассников.
При этом каждый выступающий выставляет себе самооценку. В заключительной части урока идет обмен мнениями по поводу услышанных выступлений, учитель при этом имеет не больше прав, нежели учащиеся и не навязывает свое мнение детям, старается, выслушав всех, высказаться последним, оценки объявляются на следующем уроке.
Таким же образом проходит у нас и оценка творческих работ учащихся, сочинений, рисунков.
Считаем, что выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она (отметка) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Только таким образом можно стимулировать мотивацию ребенка к обучению.
Для формирования самооценки ученикапри обсуждении выполненного задания или в конце урока предлагаю детям ответить на следующие вопросы:
Памятка для учащихся «Рефлексия урока»
Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...
Мне больше всего удалось ...
За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить одноклассников?
Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что ...
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
После самооценки ученика даю свою оценку. Применяем специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом, и тем самым показывается динамика его развития. Например: «Сегодня у тебя более аккуратная работа», «Вчера тебе было сложнее при выполнении разбора…», «Какой сегодня уверенный ответ!». При этом поощряю малейшее продвижение ученика вперёд, принимаю во внимание усилия и старания ученика. Даю советы:
«Если ты испытываешь затруднения, вернись к инструкции».
«Если ты не достиг цели, то выполни задание…».
При работе со слабоуспевающими детьми и детьми с ОВЗ используем индивидуальные карты
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося
Ф И учащегося _____Бардакова Надежда _______________
Класс ____5______
Предмет история
Причина неуспеваемости низкий уровень подготовки по предмету, недостаточный контроль со стороны родителей, ОВЗ
Учитель
Пробелы в знаниях
Даты проведения индивидуальных занятий
Формы ликвидации пробелов
Что задано
% выполнения
Отметка
Подпись учащегося
Финикийские мореплаватели
10.10.2014г.
07.11.2014г.
Чтение параграфа. Подготовка ответов на вопросы
Теория
50%
60%
«3»
«3»
Мониторинг проводим также с помощью диагностической карты самооценки учащихся:
Диагностическая карта самооценки учащегося
Методика «Карта самооценки учащимся и оценки педагогом компетентности учащегося»
Дорогой друг!Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь на уроках русского языка в этом учебном году, и зачеркни соответствующую цифру (1 - самая низкая оценка, 5 - самая высокая)
1. Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога)
- 1 2 3 4 5
2. Знаю специальные термины, используемые на занятиях
- 1 2 3 4 5
3. Научился использовать полученные знания в практической деятельности
- 1 2 3 4 5
4. Умею выполнять практические задания (задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог
- 1 2 3 4 5
5. Научился самостоятельно выполнять задания
- 1 2 3 4 5
6. Умею воплощать свои творческие замыслы
- 1 2 3 4 5
7. Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях
- 1 2 3 4 5
8. Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач
- 1 2 3 4 5
9. Научился получать информацию из различных источников
- 1 2 3 4 5
10. Мои достижения в результате занятий
- 1 2 3 4 5
Структура Допросов:
Пункты 1, 2, 9 - опыт освоения теоретической информации
Пункты 3,4 - опыт практической деятельности
Пункты 5,6 - опыт творчества
Пункты 7, 8 - опыт коммуникации
Процедура проведения:
Данную карту предлагается заполнить учащемуся в соответствии с инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог. Выступающий в качестве эксперта. Оценка проставляется педагогом в пустых клеточках. Оценка производится как педагогом, так и экспертом по пятибалльной шкале. Отличие состоит в использовании разных знаков (плюс, галочка и т.д.) при фиксации оценки. Обработка результатов:
Самооценка учащегося и оценки педагога суммируются, и вычисляются среднеарифметическое значение по каждой характеристике.
Давая оценку, каждый учитель думает о дальнейшем росте ученика. Не бывает учащегося, который бы, переступая порог школы, не хотел учиться и иметь положительные оценки. Есть ученики, не умеющие учиться, есть, которым учение дается трудно, и есть, которым что-то может мешать учиться. Причины могут быть разными, но последствия получаются схожими – не умеющие учиться и не имеющие нормальных условий к учению постепенно становятся не желающими учиться, "трудными" учениками, если учитель формально относится к результату и оценке учебного труда таких учащихся.