Просмотр содержимого документа
«Штурм и взятие Казани в 1552 году»
Штурм и взятие Казани в 1552году.
План взятия Казани.
После более чем месячной осады и штурма, 2 октября (по старому стилю) того же года, сражение было окончено. 150-тысячная армия Ивана Грозного разгромила 30-тысячное татарское войско и захватила город. Началась страшная резня, которая хорошо показана на фрагменте картины художника В.И.Венига. «Все мужское население громадного города было истреблено, - пишет историк М. Аудяков. - Немало было убито и женщин... С женщинами было поступлено так же жестоко: царь отдал их в полное распоряжение солдатам» («Очерки по истории Казанского ханства»). Жестокость русского царя поразила немца Альберта Шлих-тинга, который писал: «После взятия Казани в 1552 году город был разграблен, жителей убивали, выволакивали и обнаженные трупы складывали в большие кучи. Затем убитым связывали вместе ноги внизу у щиколоток, брали длинное бревно, насаживали на него трупы ногами и бросали в Волгу по 20, 30, 40 или 50 трупов на одном бревне. Так и спускались вниз по реке эти бревна с трупами». По мнению Шлихтинга, это делалось с целью запугать жителей Астраханского ханства и сломить их волю к сопротивлению.
Вот почему день падения Казани (12 октября) ежегодно отмечается в Казани как День Памяти. В этот день проходят траурные митинги у башни Сююмбике в Казани, шествия и поминовение усопших молитвами в мечетях и на площадях. Президент РТ М.Шаймиев заявил: «Пусть построенная в Кремле мечеть Кул-Шариф будет памятником павшим при взятии Казани». Мудрые слова.
Иоанн Грозный.
Судьба города
Казань была полностью разграблена, деревянные постройки сгорели во время пожара, каменные были разрушены или приспособлены для иных целей. В бывшем ханском дворце устроили пороховые склады, мечети переделали под церкви. Погибли тысячи произведений искусства. Как память о ханских временах сохранились только так называемая Казанская шапка - богато украшенный драгоценными камнями головной убор казанских ханов (приспособили под русскую корону), ханский трон, также переделанный впоследствии под трон русских царей, да немногие предметы быта.
Также целенаправленно были уничтожены архивы ханства и его книжные богатства, в том числе и принадлежащие медресе Кул-Ша-риф - самого северного высшего исламского учебного заведения на территории Евразии.
Вступление Иоанна IV в Казань. Художник Шамшин П. М. (1894г.)
Жестокие преступления, творимые Иваном Грозным, не остались незамеченными. Вот отрывок из письма польского короля С.Батория к Грозному: «...Ты не государь своему народу, а палач, ты привык повелевать над подданными, как над людьми».
Не случайно Ивана IV прозвали Грозным. А среди татар его и по сей день именуют Явыз Иван, то есть Злодей Иван. После страшной резни местных жителей в Казани почти не осталось. Все окрестные селения были сожжены и снесены до основания. Жителей, не сумевших спастись бегством, взяли в плен, скот отобрали, посевы уничтожили. Судя по документам, всего было взято в плен 6 тысяч мужчин и 15 тысяч женщин.
Вокруг Казани на расстоянии 50 верст не осталось ни одной татарской деревни. Татары были также насильственно изгнаны с берегов Волги и Камы.
Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 г.
После покорения
После завоевания войсками Ивана Грозного Казань стала быстро обрастать новыми слободками. Судя по «Писцовым книгам», составленным в середине XVI века, одной из первых появилась Новая слобода, располагавшаяся в центральной части современного города (на ул.Баумана, недалеко от площади Г.Тукая). Район же нынешней площади Тукая в то время представлял собой обширный топкий пустырь - здесь находилось устье глубокого оврага (ул. Пушкина) с текущим по нему ручейком (некогда - речкой) и небольшим озерком Гузеево. За ручьем и озером, вплоть до самого Кабана, тянулись огороды. Озеро Кабан тогда было окружено зарослями камыша и тальника.
Вдоль посадских стен, как внутри острога, так и вне его, на восточных и южных границах города появились стрелецкие слободы, заложенные с оборонительной целью. Назывались они, как правило, по имени стрелецких военачальников: Вешнякова, Третьяка Мертвого, Хохлова, Субботы Чаадаева и др. В «Писцовых книгах» отмечены два двора стрелецких голов, 10 дворов стрелецких сотников, 9 дворов пятидесятников (т.е. командующих полусотнями) и 549 дворов рядовых стрельцов. В случае нападения на город стрельцы первыми принимали бой и обороняли город.
К концу XVI века вне острожных стен, за Булаком появились Архиепископская слобода и слобода Преображенского монастыря. Как говорит само название, они возникли после основания православных монастырей. Здесь жили монахи и приписанные к монастырям крестьяне, которые занимались хлебопашеством и огородничеством. Неподалеку от них возникла небольшая Плотничья слобода, где жили плотники государевой службы.
Судя по «Писцовым книгам», в XVI веке за Булаком, помимо монастырских строений, дворов архиепископа, бояр, стрелецких полковников, располагались коровьи дворы (фермы) и более 90 крестьянских дворов. У северного конца нынешней улицы Кирова, на московской дороге, вскоре после завоевания Казани возникла Ямская слобода, где было 62 ямщицких двора. Ямшики в то время являлись своего рода привилегированным сословием. Они состояли на государевой службе и считались независимыми от городского головы.Жившие в селе Кульмаметово татары были выселены за пределы города, и здесь возникло русское село Архангельское (район нынешней улицы Хади Такта-ша). Развитие ремесла, торговли, сельского хозяйства способствовало дальнейшему расширению городской территории и росту числа жителей, хотя в первые десятилетия после покорения Казани процесс этот шел сравнительно медленно. Переписная книга 1642 года зафиксировала в Казани 5342 жителя мужского пола (но это только русские, главы семейств, живущие внутри городской черты). Можно полагать, что к концу XVI века население Казани вместе с окружающими город селами и слободками достигало 20 тысяч человек. Хотя в ханской Казани, судя по некоторым сведениям, насчитывалось около 30 тысяч жителей.
Правивший на Руси в середине XVI века царь и великий князь московский Иоанн IV (Иван Грозный) продолжая политику экспансии и расширения подконтрольных Москве территорий, в сороковых годах предпринял ряд походов против казанского ханства. Этому способствовали и внутриполитические процессы в Казани. Татарский царь Алей, проводивший политику сближения с Москвой был свергнут и заменен ярым противником Иоанна IV царем Едигером.