kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческого потенциала учителей как средство повышения качества подготовки к ЕНТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

    В национальной образовательной системе ключевой особенностью современной школы должны стать учителя чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Такие профессионалы открыты ко всему новому, глубоко владеют психолого-педагогическими знаниями, являются мастерами в других областях деятельности. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей. Лозунг «Кадры решают все» сегодня особенно актуален. Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду, тем эффективнее и результативнее будет деятельность организации. Исходя из этого представляется актуальным развитие творческого потенциала учителей в целом и как средство повышения качества подготовки к ЕНТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала учителей как средство повышения качества подготовки к ЕНТ »





Северо Казахстанская область

Район М Жумабаева

КГУ «Возвышенская средняя школа»

Учитель истории Амренов Х.И.

Развитие творческого потенциала учителей как средство повышения качества подготовки к ЕНТ



В национальной образовательной системе ключевой особенностью современной школы должны стать учителя чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Такие профессионалы открыты ко всему новому, глубоко владеют психолого-педагогическими знаниями, являются мастерами в других областях деятельности. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей. Лозунг «Кадры решают все» сегодня особенно актуален. Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду, тем эффективнее и результативнее будет деятельность организации. Исходя из этого представляется актуальным развитие творческого потенциала учителей в целом и как средство повышения качества подготовки к ЕНТ.

Научно-теоретическое обоснование модели

В теории менеджмента термин «развитие» означает весь объем мероприятий, процессов, процедур, которые, во-первых, помогают персоналу овладеть необходимыми компетенциями для эффективного выполнения задач, стоящих перед организацией, во-вторых, способствуют наиболее полному и всестороннему раскрытию потенциала каждого. «Развитие» и «обучение сотрудников» рассматриваются как идентичные понятия. По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых – обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе. Основываясь на положениях кадрового менеджмента, можно выделить социально-психологические и психолого-педагогические условия эффективного обучения педагогов:

1. Прежде всего нужна мотивация. Каждый учитель должен ясно понимать цели, т.е. каким образом обучение повлияет на его работу, результаты обученности учащихся, а также скажется на будущем личном благосостоянии.

2. Администрация школы должна создать климат, способствующий обучению, а это подразумевает активное участие педагогов в процессе обучения; стремление к познанию нового, к анализу своих достижений и ошибок; поддержку со стороны руководства; желание отвечать на вопросы. Организации с подобным поощряющим и поддерживающим климатом называются «самообучающимися».

3. Процесс обучения следует разбивать на последовательные этапы с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом из них. Это особенно важно, когда предмет обучения довольно сложен.

4. Необходима положительная обратная связь: похвала, одобрение, поощрение педагогов и т.п.

Для создания внутришкольной модели развития учительского потенциала необходимо знание основ андрагогики. Андрагогика – наука об обучении взрослых. Понятие родилось из греческих слов, означающих «мужчина» и «вести». Формирование основ было осуществлено в 1970-е годы в работах американского ученого М.Ш. Ноулса, англичанина П. Джарвиса, американца Р.М. Смита и группы молодых ученых из Ноттингемского университета. Технология обучения взрослых является составной частью адрагогики. Ее компонентами являются: содержание, источники, средства, формы и методы обучения. Но основное здесь – деятельность обучающегося и обучающего. Ведущая роль принадлежит самому ученику. Взрослый обучающийся – педагог – активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения. На базе основных положений андрагогики и предлагается строить деятельность по развитию учительского потенциала, главными характеристиками которой считаются активная, ведущая роль обучающегося (педагога) в построении и осуществлении программы обучения, с одной стороны, и его совместная работа с обучающим – с другой. На основе трудов М.Ш. Ноулса можно выделить основные закономерности, характерные для андрагогической модели обучения. В реальной практике они, естественно, реализуются в таком объеме далеко не всегда. Это идеальное представление о процессе обучения с точки зрения андрагогики. Опираясь на отечественный и зарубежный опыт организации повышения квалификации, исходя из имеющихся условий в общеобразовательном учреждении, фундаментом внутришкольной модели развития учительского потенциала могут стать, следующие основные принципы:

1. Приоритет самостоятельного обучения. Вернувшись на свое рабочее место после обучения, учитель далеко не всегда готов сразу же к комплексному использованию изученного на уроках. Практические семинары, мастер-классы и т.п. дают большинству лишь первые установки, базовые знания, развивать которые в дальнейшем предстоит самостоятельно. Необходимо учитывать то, что педагог лично выбирает ту степень углубления в проблему использования методик, технологий и др., к которой он готов в данный момент.

2. Принцип совместной деятельности. Одна из форм организации обучения педагогов на уровне учреждения – творческая группа. Это наиболее продуктивный способ, так как вместе собираются только те люди, которые заинтересованы в сотрудничестве. «Увлеченность исследуемой проблемой способствует переводу методической деятельности педагогов в поисково-исследовательскую, что создает условия для их профессионального роста», – считает Е.Г. Калинкина1.

3. Принцип индивидуализации. Реализация возможности построения индивидуальной траектории методического сопровождения (с учетом образовательных потребностей педагогов, их интересов, творческих возможностей) для решения задач, поставленных самим учителем. При этом одни и те же содержательные вопросы использования инновационных методик, педагогических технологий и т.п. могут сопровождаться разными формами взаимодействия: в режиме групповых и индивидуальных консультаций; в работе творческих групп, школьного методического объединения; в привлечении к проведению занятий для коллег; участие в профессиональных конкурсах и т.д. Преодоление традиционного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников, является одним из стратегических направлений мирового образования. Учитель вводимой 12-летней школы должен выполнять функции координатора, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся. Педагог должен организовать учебный процесс так, чтобы помимо предметных знаний, у учащихся формировались ключевые компетенции. Профессиональная деятельность педагога в сетевой информационной образовательной среде должна отражать новые цели и ценности общества, развивающегося в условиях информатизации всех сторон жизни и деятельности. Достижение этих новых целей и ценностей будет проявлять новое качество образования, соответствующее экономике, основанной на знаниях. Центром новой педагогической методологии становится саморазвитие субъектов (и педагога, и учащегося) в развивающейся, изменяющейся, динамичной информационной образовательной среде. Средством этого развития становится высокотехнологичная информационная образовательная среда, в которой применены не только самые современные информационные, но в первую очередь передовые педагогические подходы. Таким образом, информационная образовательная среда становится новым объектом профессиональной деятельности педагога. Целенаправленно проектируя, создавая, изменяя эту среду, педагог создает условия и средства для самостоятельной образовательной деятельности учащихся. От педагога в этой среде отчуждается его профессиональный опыт – он становится ресурсом, не только информационным, но и коммуникационным. Используя сетевую среду как средство деятельности, обучающиеся могут взаимодействовать с педагогом, усваивая знания и формируя компетенции, не только непосредственно взаимодействуя с ним в аудитории, но и через сетевую информационную среду его профессиональной деятельности.
Одним из эффективных направлений профессиональной деятельности педагога по созданию информационной образовательной среды может стать персональный сайт учителя. На сайте на сегодня выложен следующий материал:


1. Лекции по истории Казахстана с древнейших времен до сегодняшних дней;
2. Карты, таблицы, схемы по истории Казахстана;
3. Тестовые вопросы открытого типа по курсу «История Казахстана» для подготовки к текущему тематическому контролю, ВОУД, ЕНТ;
4. Календарно-тематическое планирование уроков истории;
5. Алгоритмы учебной деятельности, как предметные, так и общеучебные;
6. Советы психолога по организации учебной деятельности и процесса подготовки к ЕНТ;

7.Стандарты изучения тем по истории в средней школе;
8.Тестирование-онлайн, как тематическое, так и пробное тестирование ЕНТ;
9.Темы и алгоритмы проектной деятельности учащихся;
10. Иллюстративный, дополнительный материал к урокам;
11. Творческие работы учащихся средней школы
12. Возможность онлайн-консультации по предмету.

Данная информация и работа с сайтом как образовательным веб-ресурсом способствует формированию следующих ключевых компетенций учащихся:
1. Информационная компетенция  –  учащиеся  получают доступ к информации различного формата (лекции, карты, таблицы, схемы, презентации) и параллельно – к алгоритмам работы с ней, часто альтернативным, что позволяет им самостоятельно систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; задания повышенной сложности, творческие задания, проекты с предложенными на выбор источниками и ссылками, а также памятками и алгоритмами формируют навык структурировать полученную информацию, представлять ее в различных формах на различных носителях; доступ к календарно-тематическому планированию уроков и стандартами прохождения тем позволяют учащимся использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности
2.  Компетенция разрешения проблем (самоменеджмент) –  наличие альтернативных заданий, видов деятельности, алгоритмов работы, ссылок позволяет формировать умение самостоятельно выявлять проблему в  ситуациях избыточной информации, формулировать цель, оценивать необходимость и средства решения задач; самостоятельная работа с тестовыми заданиями по теме, в том числе в формате онлайн-тестирования позволяет учащемуся оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения; психологические советы помогают реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы;3.Коммуникативная компетенция –  форум, гостевая книга, комментарии, обратная связь, онлайн-консультация, предложенные на сайте как варианты коммуникации, позволяют формировать навык цивилизованного и этичного веб-общения в форме монолога и диалога, в противовес сложившейся в сетевом пространстве  сленговой и ненормативной лексики и манере общения.
Кроме вышеперечисленного, персональный сайт позволяет также решать следующие важные образовательные задачи:

1. Индивидуализация содержания – возможность размещать на сайте не только вариативный материал заданий, но также и алгоритмов деятельности, дополнительную, иллюстративную и кластерную информацию, позволяющую работать над темой в достижимых на данном этапе  форме и уровню сложности;
2. Реализация возможностей дистанционного обучения для пропустивших занятия учащихся, отставших в изучении темы;
3. Доступность к образовательному процессу всех заинтересованных «сторон» - учащихся, родителей, общественности;
4. Возможность дополнительного образования для мотивированных, стремящихся к самореализации в образовательном процессе учащихся;
5. Повышение мотивации к учению через работу в «актуальном» для современных учащихся пространстве;
6. Возможность внеурочной консультации и коммуникации с учителем;
7. Популяризация детских достижений, демонстрация учебных продуктов деятельности – служит как средством мотивации успешной учебной деятельности, так и средством повышения ученической самооценки, и, следовательно, психологического комфорта в процессе обучения.

Таким образом, можно резюмировать, что при соблюдении условия, что персональный сайт учителя изначально создается с целью формирования ключевых компетенций учащихся, и материал, представленный на сайте, соответствует этой цели, то персональный сайт учителя может стать фрагментом работы педагога в формате новой педагогической парадигмы, в которой обучающийся выступает не как пассивный получатель информации, а как активный коммуникатор, который ставит образовательные задачи и умеет их решать. Следовательно, педагогам в урочном, непосредственном взаимодействии, необходимо готовить учеников к проявлению высокой степени самостоятельности в сетевой образовательной деятельности, в принятии стратегии «обучение через жизнь».

Подготовка к ЕНТ начинается с 10 кл непосредственно на уроках, прикладных курсах, факультативах и дополнительно. Целью является разработка результативной системы организации подготовки учащихся к ЕНТ.Поэтому работу по подготовке учащихся к ЕНТ учитель организует в соответствии со своими способностями, своей методической системой, опытом и уровнем подготовки выпускников. В имеющейся литературе в основном освещаются вопросы организации и проведения ЕНТ. Учителя же практики предлагают свои методические наработки по подготовке к тестированию. Существуют различные мнения о низкой результативности на ЕНТ: уровнем тестовых заданий, нежеланием детей показать лучше результат, несформированности мыслительной деятельности, отмечают что,« подчас выпускники не могут должным образом сдать экзамен, не потому, что плохо знают предмет, а потому что у них не сформированы навыки работы с тестами». Можно согласится с высказанными мнениями, но в то же время надо отметить, что низкая результативность на итоговом тестировании объясняется отсутствием четкой организации , системы, высокой заинтересованности в результатах тестирования у учащихся, которая появляется в 3, 4 четвертях , когда время уже упущено.

Целью нашей работы является разработка результативной системы организации подготовки учащихся 11 классов к ЕНТ. Изучив

необходимую литературу, применив некоторые элементы определили основные задачи:

  1. Отобрать наиболее приемлемые методы и приемы для организации подготовки к ЕНТ с выпускниками нашей школы.

  2. Опробовать отобранные методы и приемы.

  3. разработать систему подготовки к тестированию, при которой учащиеся будут стремиться осваивать и систематизировать материал самостоятельно.

  4. Отследить результативность подготовки учащихся к тестированию.

От учителя требуется предварительная подготовка. Небходимо уже в сентябре иметь готовые лекции по темам, ведомости для фиксирования результатов работы, образцы карточек для индивидуальной работы, отсканированные варианты тестов прошлых лет.

Система рассчитана на один учебный год, состоит из двух этапов подготовки учащихся; теоретического и практического на факультативных занятиях и курсах по выбору.

I. Теоретический этап. ( Этап охватывает с сентября по февраль месяцы). На этом этапе мы должны повторить весь материал истории Казахстана с древнейших времен до настоящего времени. Уже на первом занятии учащиеся должны получить четкое представление об этапах, последовательности, видах работы, её темпах, учете результатов. На данном этапе удачно можно сочетать такие методы как;

  • лекции учителя;

  • Самостоятельная подготовка учащихся по готовым лекциям с использованием пособия для подготовки « История Казахстана с древнейших времен до наших дней» 1993г. Кусаинова М. А. « История Казахстана» (учебно- метод. Пособие и сборник тестов для подготовки к ЕНТ; Бакина Н.С. « История Казахстана» в тестовых заданиях

  • зачет по готовым лекциям

  • зачет по тестам к теме (сборник тестов по истории Казахстана).

  • составление карточек с тестами для дальнейшей работы.

При опросе учащихся по лекциям можно использовать и работу в парах, и в группе, и индивидуальный ответ учителю - « на стуле рядом»

Важным моментом работы является отработка тестов. Сборники тестов по истории Казахстана. Здесь также можно использовать различные, уже знакомые нам приемы:

  1. взаимоопрос.

  2. опрос в четверке -опрос группой из 4-5 чел.

На работу с текстом лекций и подготовку отводится 8 месяцев. Родители в любое время могут ознакомиться с результатами своих детей.

II. Практический этап. Этап охватывает (март- до ЕНТ) На данном этапе предстоит систематизация материала, который повторили и отработка навыков работы с тестами. Задача учителя на данном этапе:

  • Регулировать процесс исправления ошибок

  • Дать практический совет по запоминанию материала (запоминание на ассоциациях, путем записи в специальную тетрадь, рассказ кому-то и т. Д-)

  • Определить временные рамки для работы с тестами.

  • Научить вырабатывать логическую цепь рассуждений при выполнении теста.

Можно проводит упражнения на глубокое и прочное усвоение учебного материала, а развивающий аспект - на формирование умений и необходимых навыков концентрации, критического мышления, совершенствование памяти и др. Например: « Тонкие и толстые вопросы». Данное упражнение помогает развивать навыки точно формулирования вопросов и ответов. « Толстые вопросы» требуют развернутого ответа, в то время как « тонкие» требуют конкретного ответа. Например: «Какие политические партии, движения и общественные организации появились в Казахстане в 1985г?». Когда образовано движение « Невада- Семипалатинск?».

Упражнение « Да - Нетка». Казахский язык получил статус государственного в сентябре 1989г. « Да».Упражнение: Составление кластерной схемы. Например: « Покажите этапы реформ в 90г XX века в Казахстане»

Политические реформы экономические социальные

Упражнение.Составление матричной таблицы. Например:


Период

Основное

событие

Истор

личность

Внешняя

политика

Промышл

Сельское

хоз-во

Уровень

жизни

1981-

91гг.









Или « положительные и отрицательные стороны реформ в Казахстане». Упражнение. «Карточка исторической личности» по следующему алгоритму:

  1. Ф.И.О.

  2. Г оды жизни

  3. Образование

  4. Профессиональная деятельность, занимаемая должность

  5. Участник событий

  6. Основные идеи ( жизненные принципы, высказывания , цитаты и Т.д.)

  7. Произведения, открытия

  8. Словесный портрет

  9. Библиография и источники Упражнение. Хронологическая лента. Например:

Ступени развития общества

вопрос

Прогнозируемый ответ

В апреле 1985г взят курс на ускорение

Это новая идея.

Нужны новые люди, те кто желает перемен и может думать по новому.



Вот некоторые упражнения, которые помогают при подготовке к. ЕНТ. Я. думаю, коллеги вы можете привести и другие примеры методов и приемов, которые эффективно способствуют подготовке.

Литература:

  1. Организация и проведение ЕНТ в 2006 г.в учреждениях образования РК.» Учитель Казахстана. 2006г

  2. История Казахстана. Учебно-методическое пособие и сборник тестов для подготовки к ЕНТ при поступлении в вузы Казахстана.

Кусаинова М, А. Шын Алматы 2006г

  1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (Очерк ) «Дэу1р» Алматы. 1993г.

  2. История Казахстана в тестовых заданиях. Бакина Н. С. Алматы 2006г.

  3. Тесты 2003-2009гг.



Поскольку темпы социальных изменений в стране начинают опережать темпы смены поколений, общество всё больше нуждается в людях, обладающих потребностью в саморазвитии, в нестандартном мышлении, в творческой деятельности. Всё это требует непрерывного образования учителей, повышения их квалификации и развития их креативного потенциала.

Творческий потенциал учителей гуманитарных дисциплин не является изначально данным и неизменным образованием, а его развитие посредством взаимосвязи теории и практики есть часть общего процесса развития и саморазвития личности учителя. Таким образом, творческий потенциал является не только результатом развития, но и предваряет новые этапы качественного изменения личности учителя.

Практическая деятельность учителей должна быть творческой. Это является результатом и одновременно условием развития творческого потенциала учителя и выводит его на более высокий уровень развития творческого потенциала, дает возможность творческого самовыражения.



В современных условиях все больше появляется творчески работающих учителей. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства. В этом незаменимыми помощниками станут книги, труды по педагогике и психологии, педагогические открытия, опыт коллег.

Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным. Современный педагог немыслим вне творчества































КГУ Возвышенская средняя школа















Выступление на РМО учителей истории по теме:

Развитие творческого потенциала учителей как средство повышения качества подготовки к ЕНТ



Учитель истории: Амренов Х.И.



















2014г










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Амренов Хайрулла Искакович

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 154810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Личностно-ориентированный подход в результате профильного обучения по географии "
    ["seo_title"] => string(91) "lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-riezul-tatie-profil-nogho-obuchieniia-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "154347"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421152015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства