З.В. Красильникова, учитель истории УКП при ИК № 1г. Вологда.
Развитие познавательного интереса к истории в школе пенитенциарного вида.
«Народ умирает, когда становится населением,
а населением он становиться тогда,
когда забывает свою историю» Федор Абрамов
История – это проявление души народа, его золотого запаса. Мы строим день сегодняшний, подготавливаем день завтрашний, наше общество идет по нелегкому пути. Как сохранить себя в этом мире, сохранить свою культуру, не превратиться в Манкуртов, в Иванов, родства не помнящих? Общество без исторической памяти, без прошлого, без идеалов обречено. У такого общества нет будущего, ибо разорвана связь времен. История – это не только факты, даты, но и участвующие в событиях люди с их мировоззрением, эмоциями, характерами, победами и поражениями, это удивительная цепочка увлекательных, неожиданных, героических, драматических и трагических событий и действий. Изучение истории – это умение самостоятельно разобраться в обилии сведений и мнений, установить причинно-следственные связи между события, сравнить с другими и верно их оценить.
Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, которые выражены через познавательный интерес, т.е. избирательную направленность личности на процесс познания. У поступающих в колонию осужденных отсутствует психологическая готовность к учению, у большинства наблюдается крайне низкий стартовый познавательный уровень. Нежелание продолжать учебу в школе – характерное явление среди подавляющего большинства осужденных в адаптационный период. Поэтому работу по развитию познавательного интереса необходимо строить с учетом этих специфик. Развитие познавательного интереса происходит как в ходе учебной деятельности, так и через внеклассную работу
В учебной деятельности наиболее продуктивной для развития познавательного интереса является лекционно-семинарско-зачетная технология. Оптимальным вариантом реализации лекционно-семинарско-зачетной системы является модульное изучение материала (лекция-семинар-практикум – консультация-зачет), что позволяет углубить работу над содержанием, вызвать интерес к изучаемой теме.
Лекция – систематическое изложение учебного материала, в процессе которого осуществляется анализ исторических фактов и проблем, обобщение и систематизация фактического материала. Тип лекции определяю в зависимости от темы и цели: вводная, обзорная, текущая. С вводной лекции, цель которой – целостное раскрытие содержания материала, подлежащего изучению, начинается каждая новая тема, за ней следуют, семинары, зачёты. Поэтому от того, как проведена лекция, зависит результативность следующих этапов обучения. Лекция содержит последние данные науки и в ней наука выступает в виде живого человеческого слова, а поэтому и воспринимается слушателями на эмоциональном уровне. Уроки- лекции помимо своей основной задачи, дают возможность сначала обучать, а потом и отрабатывать навыки анализа, обработки, обобщения информации, умения делать выводы, Использование презентаций существенно расширяет возможности изложения материала на лекции, увеличивает объём, наглядность и доказательность, позволяет повысить интерес учащихся к теме лекции. Школьная лекция отличается от вузовской целенаправленной организацией активной познавательной деятельности учащихся. Поэтому при подготовке к лекции необходимо продумать, как организовать эту деятельность во время лекции, как вовлечь учащихся в процесс размышлений, чтобы они не были пассивными слушателями, вызвать интерес к изучаемому материалу.
Тема « Россия и мир на рубеже 19- 20 вв».
(вводная лекция)
Цели: - актуализировать представления обучающихся о социально – экономической и политической ситуации в мире на рубеже 19- 20 вв.;
- проанализировать закономерности и особенности развития России, сформулировать задачи внутренней и внешней политики последнего российского императора;
- формировать хронологические и картографические умения, умение работать с историческими источниками, давать на их основе обобщающую характеристику исторических фактов, приводить готовые оценки исторических событий и делать собственные аргументированные выводы;
- на фактах противоречивого развития России в конце 19- начале 20 в., с одной стороны, формировать чувства гордости и уважения к ее заслугам и достижениям, с другой - чувства сопричастности драматическим страницам ее истории.
План лекции
Социально-экономическое развитие страны на рубеже 19-20 вв. Российский путь к капитализму.
Общественно-политическое развитие России в начале 20 века.
Российское самодержавие в начале 20 века. Николай 2 «кровавый»
Внешняя политика России в конце 19-начале 20 вв. Русско-японская война.
С целью активизации восприятия и повышения познавательного интереса, при изложении второго вопроса лекции возможно провести работу с историческими документами «Из программы Российской социал-демократической рабочей партии. 1903 г.» и «Из программы Партии социалистов-революционеров 1906г.». Учащимся предлагается после чтения документов сделать выводы о сходстве и различиях в программных установках социал-демократов и эсеров, записать их в тетрадь в форме таблицы. Далее учащимся предлагается подготовить сообщения о лидерах этих партий.
К 12 классу объем знаний и умений у обучающихся достаточно высок, что позволяет проводить интегрированные семинары – проведение исторических параллелей. Это задание является одним из самых сложных. Речь идет не о внешнем совпадении или похожести событий, биографий, ситуаций, такие параллели возможны и уместны, если устанавливаются без натяжек и подтасовок. Гораздо интереснее проводить неочевидные «внутренние» исторические сравнения и параллели, например, по известному принципу: история творится дважды: один раз как трагедия, другой как фарс. Исторические параллели раздвигают временной горизонт, помогают уловить смысл событий и их значение. Пример интегрированного семинара.
Тема «Российский парламентаризм: истоки, становление и развитие».
Вступительное слово учителя. Мы живем в сложное время, в период строительства новой России на демократических основах, когда суверенитет трех властей законодательной, исполнительной и судебной укрепляется в реальной жизни. Известно, что парламент – один из главных инструментов демократии. По словам английского философа Джона Стюарта Милля «Законодательный орган представительной демократии действует как глаза, уши и голос народа».
Цели: 1) помочь разобраться в проблемах строительства новой российской государственности;
2) проследить процесс формирования законодательной ветви власти и выявить особенности российского парламентаризма;
3) работа включает в себя элементы исследовательской, т.к. в современной истории эта проблема недостаточно изучена;
4) надеемся, что изучение этих сложных вопросов вызовет интерес и, будет способствовать формированию гражданской позиции наших старшеклассников.
Вопросы 1. Истоки парламентаризма.
2. Историческая обстановка и документы, определившие основы парламентаризма в России
3.Избирательное право и механизм выборов.
Обсуждение первого вопроса
Сегодня не только политиков волнует вопрос – возможен ли парламентаризм на российской почве? Обратимся к истории. Наше прошлое не только свидетель, но и соучастник настоящего
Задание классу. 1) Послушав выступления ребят вам необходимо сделать вывод: парламентаризм в России – это копирование западного образца или российская традиция?
2)Каковы традиции российского народного представительства?
Выступления, дополнения учащихся.
Вывод: парламентаризм зарождается в Западной Европе и, хотя в России парламент появился гораздо позднее – 1906 году, мы выяснили, что существовала российская почва для парламентаризма, корни которой уходят далеко в прошлое. Т.о. Российский парламентаризм – это своеобразный синтез западноевропейского образца и российской почвы
Семинар – одна из форм организации учебного процесса, при которой школьники в полной мере могут реализовать свой познавательный интерес, самостоятельно изучив материал по различным видам источников, при этом сформируются поисковые и исследовательские навыки учащихся;
Выступления на семинарах дают возможность подготовиться к участию в общественной жизни и продолжению образования.
Весь курс учебного материала делиться на зачетные разделы, это систематизирует учебный материал, помогает учителю и обучающимся обобщать изученное, подвести итоги, оценить знания по каждой теме. Зачетный раздел включать в себя одну или несколько тем курса, взаимосвязанных содержанием изучаемого в них материала. Цель зачетной системы – не только контроль уровня подготовки учащихся, но и продолжение их обучения умению связно и полно отвечать, отбирать материал, пользоваться планом ответа, работать с документом и наглядными пособиями. Отметка за изученную тему синтезирует все виды учета текущей успеваемости такие, как опрос на уроках и консультациях, результаты письменных работ, а также специальный опрос на зачете по всему разделу или его части, по которой обучающийся не отвечал ранее. Объем, содержание и сложность определяю индивидуально для каждого ученика, исходя из возможностей обучающегося. Формы сдачи зачетных разделов также подбираются индивидуально для каждого ученика в соответствии с его психологическими особенностями и умственными возможностями. Вариант индивидуальной карточки для зачета.
Тема «Россия на рубеже 19 – 20 веков».
Вопрос «Внешняя политика. Русско – японская война.»
1. Вспомни особенности внешнеполитического курса России в конце 19 века и ответь на вопросы:
а) С какими государствами у России установились дружественные отношения?
б) С какими государствами отношения стали приобретать конфронтационный характер? С чем это было связано?
2. Какие цели преследовала внешняя политика России в начале царствования Николая 2.
3. Какие внешнеполитические акции предпринял Николай 2 для установления мира в Европе:
а) Заключил договор с Англией;
б) Инициировал созыв международной конференции по проблемам всеобщего разоружения;
в) Признал первенство Австро-Венгрии на Балканах?
4. Прочитайте документ «Из письма германского императора Вильгельма 2 Николаю 2 (Январь 1904 г.) и ответе на вопросы:
а) Каковы причины русско – японской войны и ее характер?
б) Какие цели преследовала Россия в этой войне?
5. Соотнеси имена и факты:
1 С.Ю. Витте | А гибель крейсера «Петропавловск» |
2 А.Н. Куропаткин | Б заключение Портсмутского мира |
3 С.О. Макаров | В цусимское сражение |
4 З.П. Рожественский | Г сдача Порт-Артура |
5 А.М. Стессель | Д мукденская катастрофа |
6. За подписание Портсутского договора царь пожаловал С.Ю. Витте титул графа. В обществе немедленно распространилось новое прозвище Витте – «граф Полусахалинский». Какие заслуги Витте были отмечены царем?
7.Подготовь сообщение об одном из участников русско – японской войны (по желанию).
Работа по зачетной системе положительно влияет на усвоение учащимися программного материала, создает необходимые условия для повышения познавательного интереса.
Безусловно, идеальной системы обучения не существует, и лекционно-семинарско-зачетная технология не панацея, но она позволяет сформировать познавательный интерес, научить общим принципам постановки и решения познавательных проблем, методам исторического мышления. Данная технология позволяет сформировать особые практические навыки и умения, которые помогут выпускникам адаптироваться в свободной жизни.
Безусловно лекции, семинары, использование ИК- технологий –далеко не панацея в создании для ученика приемлемых и необходимых условий обучения. Хотя в старшей школе это особо важный элемент, который помогает выпускнику быстро адаптироваться в будущем, при поступлении в ВУЗы и другие учебные заведения. Тем не менее, немаловажно и то, какие особые практические навыки и умения вынесет из школы наш выпускник. Поэтому считаю, что в современной школе надо больше
ля Нужна будет целенаправленная организация активной познавательной деятельности.
В начале изучения крупной темы провожу вводную лекцию. Её цель – целостное раскрытие содержания материала, подлежащего изучению.
Здесь многие учителя используют идею крупных блоков , когда тема излагается сразу с выделением главного, существенного , а второстепенное пока отбрасывается. Появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче установить логические связи, легче выделить ведущую мысль. А когда основная мысль охвачена, можно спокойно работать дальше, уясняя подробности и детали.
ОБЗОРНОЙ лекцией обычно завершается изучение крупного раздела программы или курса в целом. Лекция направлена на углубление содержания полученных знаний, приведения их в чёткую логическую систему.
.
Условиями формирования интереса к обучению называют: возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность (использование активных методов обучения); создание проблемной ситуации (создаваемые трудности должны быть посильны учащемуся); разумное разнообразие содержания и приемов учебной работы; эмоциональную окраску подачи материала [42, С.226], значимость приобретаемых знаний и умений, общение, успешность деятельности, дополнительные источники информации [170, С.85].
Начало формы
Конец формы
Современные учебные лекции можно разделить на вводные, установочные, обзорные, лекции-беседы, лекции с элементами самостоятельной работы учащихся, проблемные и предметные, академические и т.д.
изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче установить логические связи, легче выделить ведущую мысль. А когда основная мысль охвачена, можно спокойно работать дальше, уясняя подробности и детали.
ОБЗОРНОЙ лекцией обычно завершается изучение крупного раздела программы или курса в целом. Лекция направлена на углубление содержания полученных знаний, приведения их в чёткую логическую систему.
.
Школьная лекция отличается от вузовской умением активизировать восприятие учащихся. Поэтому при подготовке к лекции перед учителем стоит очень важный вопрос: как организовать учебную деятельность учащихся во время лекции, вовлечь их в процесс размышлений, чтобы они не были пассивными слушателями.
Об организации лекции.
Работая в старших классах, поэтому всегда стремился к тому, чтобы мои ученики получали много новой, качественной информации. Наиболее продуктивными в этом плане стали такие формы уроков как уроки- лекции и уроки –семинары, которые, помимо своей основной задачи, давали возможность сначала обучать, а потом и отрабатывать навыки анализа, обработки, обобщения информации, умения делать выводы, применения полученных знаний на практике.
Главные дидактические цели лекции:
1. Дать обучаемым современные, целостные, систематизированные знания, уровень которых определяется целью изучения каждой конкретной темы; 2. Прививать интерес к изучаемому предмету, развивать самостоятельность и творчество в мышлении.
В лекции, как в форме и методе обучения, можно вычленить четыре основные педагогические функции, которые определяют её возможности и преимущества в учебно-воспитательном процессе: обучающую, развивающую, воспитательную, организующую.
Обучающая функция заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научно – практических задач и проблем. Лекция даёт целостное, систематизированное, доказательное представление решении той или иной прикладной проблемы. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры, названных учителем, является главным в обучающей ( познавательной ) функции.
Лекция должна дать самое современное (сегодняшнее ) представление об изучаемой теме. Никакие учебники и учебные пособия не в состоянии отразить так решение поставленного вопроса т.к. даже только что появившаяся книга отстаёт от жизни на 2 – 4 года, необходимых для её издания.
Кроме того, учащимся, которые впервые знакомятся со всей системой наук, трудно самостоятельно разобраться в конкурирующих точках зрения, особенностях подходов разных авторов и обоснованно оценить
В методической литературе некоторые авторы по-прежнему относят эти формы уроков к «нетрадиционным», что, на мой взгляд, утратило актуальность применительно к старшей школе. В условиях, когда объемы информации постоянно возрастают, через такие формы только и возможно донести до ребят новые знания. А с учетом оперативности информации лекция вообще часто единственная форма занятий, позволяющая «не отстать от жизни».
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. По сравнению с традиционным обучением, в интерактивном меняется взаимодействие учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы.
Познавательная активность не сформирована у наших учеников и нет возможностей опереться на те цели, которые сами учащиеся ставят перед собой для её удовлетворения. Тогда мы вынуждены ставить перед ними готовые цели. Такая ситуация – источник многих проблем. Это и “обучение без вопросов”, неприятие навязываемых целей учебной деятельности, формальное отношение к её выполнению, и открытый отказ, нигилизм учащихся, их упрямство и конфликтность. Поэтому необходимо развивать у учащихся познавательные потребности. И в целом – мотивации учения на всех его этапах, которая будет формироваться на основе ориентировочного рефлекса и любознательности. Тогда для повышения эффективности обучения необходимо усилить эмоциональную окрашенность учебной информ
Возможность самостоятельного обновления знаний, саморазвития в значительной степени подготавливают молодого человека к жизни в современном быстро меняющемся мире. Поэтомуразвитие познавательного интереса к изучению истории через использование активных форм и методов обучения считаю одним из неоспоримо актуальных вопросов современной педагогики.
Современное образование должно стимулировать учащихся овладевать такими процессуальными умениями, как анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики.
Отсюда вытекает необходимость на каждом уроке истории и обществознания формировать познавательный интерес путем поощрения стремления учащихся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся при использовании учителем активных методов и приемов обучения.
Существенной проблемой, влияющей на эффективность учебно-воспитательного процесса в школах воспитательных колоний, является частая сменяемость контингента учащихся в течение учебного года.
С. Исходя из общешкольной проблемы я работаю над проблемой
«Развития познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания» через комплекс решаемых задач:
-1-
Развитие личностного потенциала учащихся, их способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы их реализации.
Развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору, способности выбирать свой образовательный и жизненный маршрут, способ поведения в конкретных ситуациях и в различных областях деятельности.
Научить общим принципам постановки и решения познавательных проблем, формировать историческое мышление: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявлению предпосылок (анализировать условия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков, выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различных суждений; использованию внешкольных источников информации (находящихся за пределами учебной книги), существующих в реальной социокультурной среде (книги, кино, библиотеки, компьютерные образовательные программы, средства массовой информации); разным способам работы с учебной книгой.
Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории человечества, своей страны и их культуре.
Стимулировать процесс гуманизации личности подростка, формировать качества, которые общество хотело бы видеть у выпускника школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими.
С самого начала своей деятельности я работаю в старших классах, поэтому всегда стремился к тому, чтобы мои ученики получали много новой, качественной информации. Наиболее продуктивными в этом плане стали такие формы уроков как уроки- лекции и уроки –семинары, которые, помимо своей основной задачи, давали возможность сначала обучать, а потом и отрабатывать навыки анализа, обработки, обобщения информации, умения делать выводы, применения полученных знаний на практике. . К критериям познавательного интереса относят: особенность поведения обучающихся, активное включение в учебную деятельность, серьезную сосредоточенность на этой деятельности, появление вопросов у школьников, которые они ставят перед учителем.
При организации познавательной деятельности обучаюшихся, находящихся в местах лишения свободы, необходимо учитывать ряд особенностей: особый контингент учащихся, которые утратили интерес к школьному обучению, низкий уровень знаний, низкий культурный уровень учащихся, порой с трудом подбирающих нормативную лексику для выражения своих мыслей. Особенностью является и то, что за партами сидят не просто ученики, а люди, совершившие преступления, имеющие свое мировоззрение
I. 1.Семинар - одна из форм работы на уроках, которая в последнее время прочно вошла в учебную практику учителей истории.
2.Семинар - форма организации урока, предполагающая публичное обсуждение самостоятельной работы учащихся с источниками информации, дополняющим список, рассматриваемый в классе.
3.Семинар - форма организации урока, при которой школьники самостоятельно изучают материал по различным источникам знаний, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной работы под руководством учителя.
II. Семинарские занятия дают возможность:
активно использовать информацию, полученную по различным каналам знаний;
в спорах и дискуссиях углублять и систематизировать знания;
получить навыки самостоятельной работы с историческими и пр. произведениями;
сформировать поисковые и исследовательские навыки учащихся;
выработать активность в процессе овладения знаниями, сформировать самостоятельное мышление;
отстаивать свои суждения;
подготовиться к участию в общественной жизни и продолжению образования.
III.Особенности подготовки и проведения семинарских занятий в школе.
1. Более высокая роль учителя при подготовке семинара;
2. Помощь учителя в работе с литературой и консультации, промежуточный контроль;
3. Не все вопросы, выносимые на обсуждение готовятся всем классом: в ходе подготовки он может быть разбит на группы, работающих только над одним вопросом;
4. Объем основной литературы сведен к минимуму, а в дополнительной литературе четко указываются страницы к каждому вопросу;
5. Доступность источников информации (желательно, чтобы литература находилась в классе);
6. Коллективная работа при подготовке отдельного вопроса семинара;
7. Проблемы, выносимые на обсуждение должны быть ключевыми и посильными для учеников;
8. Необходимость навыков библиотечного дела, конспектирования, анализа литературы, подготовки кратких сообщений, монологической речи, ведения спора, обобщений и выводов;
9. В течение месяца нельзя проводить более 2-х семинаров;
10. В дни семинарских занятий не рекомендуется проводить письменные и устные работы, зачеты по другим дисциплинам.
IV. Перечень умений и навыков, которые должны приобретаться в ходе семинарских занятий.
9 класс.
Работа с первоисточником по вопросам, заранее поставленных учителем в форме выписок, тезисов, планов ответа и.т.п.
Подготовка к выступлению, составление докладов и тезисов.
Работа с дополнительной литературой.
Участие в обсуждении, дискуссии.
Освоение элементов самостоятельной творческой работы по подготовке и в ходе семинара.
10-11 классы.
Работа с разнообразными первоисточниками (учитель может не ставить вопросы, а предложить ученику сформулировать их самостоятельно).
Умение анализировать различные точки зрения в ходе подготовки к занятиям.
Освоение элементов исследовательской работы.
Умение самостоятельно обобщать, делать выводы, давать оценки, рецензировать литературу и выступление одноклассников.
Умение грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, при уважении оппонента.
V. Типы семинарских занятий.
1. Семинар - развернутое собеседование:
-Все учащиеся готовятся по вопросам плана, максимально вовлекаются в обсуждение темы.
2. Семинар - обсуждение докладов и рефератов: -
Назначаются докладчик и оппонент. Остальные школьники знакомятся с основной литературой с целью проведения дискуссии.
3.Семинар - диспут, основанный на дискуссии.
VI. Основные этапы семинарского занятия.
1. Вступительное слово учителя:
2. Высказывания учащихся по вопросам плана.
3. Заключительное слово учителя, в котором подводятся итоги обсуждения, и
Отмечены должны быть не только докладчики и оппоненты, но и наиболее активные ученики.
К 12 классу объем знаний и умений у обучающихся достаточно высок, что позволяет проводить интегрированные семинары – проведение – исторических параллелей. Это задание является одним из самых сложных. Речь идет не о внешнем совпадении или похожести событий, биографий, ситуаций, такие параллели возможны и уместны, если устанавливаются без натяжек и подтасовок. Гораздо интереснее проводить неочевидные «внутренние» исторические сравнения и параллели, например, по известному принципу: история творится дважды: один раз как трагедия, другой как фарс. Исторические параллели раздвигают временной горизонт, помогают уловить смысл событий и их значение.
Лекционно-семинарские занятия в по истории в старших классах средней школы.
Введение
История – один из важнейших гуманитарных предметов в курсе средней школы. Казалось бы, возражать против такого утверждения не имеет смысла, ибо речь идет об азбучной истине. Однако именно с азбучными истинами все обстоит далеко не так просто, и в этом случае тоже.
Подход к преподаванию истории в последние годы в значительной степени изменился. Это и не удивительно, поскольку изменяются основы самого исторического образования. Все чаще и чаще применительно к урокам истории используются понятия «технология», «модуль», сокращение «КТД» и многое другое.
Безусловно, многие из этих вещей необходимы, коль скоро речь идет о процессе обучения, а у любого процесса имеется своя технология, то есть взаимодействие участвующих в нем субъектов и объектов. Однако не следует забывать, что участниками процесса обучения являются живые люди – учителя и ученики. Поэтому речь должна идти о ценности тех или иных подходов не только с точки зрения полученных результатов, тем более, что и о результатах процесса обучения истории идут нескончаемые споры. Необходимо задуматься об использовании тех или иных элементов технологии именно применительно к живым людям. Следовательно важнейшим моментом обучения истории должно быть общение.
В первую очередь необходимо помнить о том, что главным средством общения людей является речь, то есть общение с помощью членораздельного языка. Поэтому, говоря об общении, следует иметь в виду живой разговор учителя и ученика, живое слово самого учителя на уроках истории. Возможно множество вариантов использования таких способов общения.
В данной работе ставится достаточно узкая задача – рассмотреть только один аспект применения диалога и монолога – лекционные и семинарские занятия.
Хотелось бы проанализировать возможности, которые открывают для учителя и учеников такие уроки и подытожить некоторый практический опыт использования лекций и семинаров.
.
I. В этой части работы делается попытка осветить целый ряд вопросов, связанных с темой школьной лекции по истории, представляющих собой как бы скелет данной проблемы.
Во-первых, необходимо выяснить: какие задачи обучения истории можно решать с помощью школьной лекции, попытаться представить себе, какой, собственно, она должна быть, как по форме, так и по содержанию.
Во-вторых, хотелось бы разобраться в возможностях этого вида работы с учащимися и учебным материалом.
В-третьих, необходимо выявить проблемы и трудности, которые могут поджидать и учителя и учеников в ходе такой работы.
В качестве приложения даны подробные разработки лекций, как стандартной, так и нетрадиционной.
Существуют определенные требования как к лекции вообще, так и к школьной лекции в частности.
Следует учитывать, что лекция – достаточно сложный тип изложения учебного материала, требующий определенной подготовки как от учителя, так и от учеников.
Лекция – систематическое изложение учебного материала, в процессе которого осуществляется анализ исторических фактов и проблем, обобщение и систематизация фактического материала. В изложении учителя здесь преобладают рассуждение и доказательство. Этому сложному виду учебной работы по плечу решение целого ряда задач.
Первой из них можно назвать целостное восприятие достаточно сложного и объемного материала, а точнее, возможность такого восприятия. В самом деле, можно всесторонне в ходе даже 45-минутной лекции рассмотреть такую проблему, как, к примеру, достаточно длительный и насыщенный период развития отдельной страны (см. приложение 1).
Следующей задачей, которую может решить школьная лекция, является проблемное изложение и раскрытие темы. Постановка и решение серьезных исторических проблем на протяжении такого обозримого отрезка времени, каким является урок – безусловно, очень важно для учащихся, и в первую очередь в плане развивающего обучения, развития их мыслительной деятельности. Проблемы могут быть обозначены во введении к лекции. Таких проблем – множество. К примеру – сквозная для российской истории проблема цены проводимых преобразований. Не менее важным может быть разговор о возможных вариантах исторического развития.
Третья серьезная задача школьной лекции – формирование интереса, как к отдельной излагаемой проблеме, так и к предмету в целом. На этом вопросе стоило бы остановиться подробнее. Казалось бы, у лекции меньше всего возможностей формировать интерес как мотивацию учебной деятельности – ведь часто считается, что такой интерес формируется почти исключительно использованием игровых элементов. Однако речь идет в первую очередь об интересе к проблеме, а, кроме того, лекционный метод применяется главным образом в старших классах. Что, кроме этих моментов помогает решить задачу повышения интереса?
Практический опыт свидетельствует о том, что в данном случае интерес должен вызывать самый материал, а так же способ его изложения. По проведенным опросам даже в старших классах (9-11) более 25% учащихся называют причиной своего хорошего отношения к истории как к предмету интересное объяснение, рассказ учителя. Поэтому в лекциях должен «играть» в первую очередь материал. Важнейшим моментом при изложении будет поиск ярких, запоминающихся и работающих на задачу примеров. Возможно, при подготовке и проведении лекции стоит говорить даже об «искусстве примера».
В качестве иллюстрации можно привести использование легенды о фарфоре при рассказе о промышленных достижениях Японии и использовании японцами чужих идей (см. приложение 1).
Дело в том, что в средневековом Китае секрет изготовления фарфора охранялся как государственная тайна. Мастер передавал его по наследству своему сыну, как правило, незадолго до смерти. И вот получилось так, что у одного из китайских мастеров не было своих сыновей. Он в течение 15 лет обучал глухонемого юношу и перед смертью передал ему все секреты. После смерти мастера оказалось, что ученик вовсе не глухонемой, и даже не китаец, а японец. Со знанием секрета он отбыл на острова. Так фарфор попал в Японию.
Что же показывает данный пример?
Во-первых, это яркая характеристика того, как может действовать японец, поставив перед собой цель, которую он считает важной.
Во-вторых, японцы создали систему промышленного шпионажа и выуживали с большим успехом чужие технологические секреты. Правда, теперь они предпочитают покупать лицензии.
Не менее значимой задачей лекционных занятий может быть формирование умения слушать и воспринимать излагаемую информацию. Эта задача тем более важна в старших классах, так как продолжая обучение в других, высших и средних специальных учебных заведениях, вчерашние школьники попадают «в объятия» лекционно-семинарской системы обучения. Во всяком случае, им предстоит выслушивать множество лекции по общепрофессиональным дисциплинам и по истории Отечества, которая теперь изучается во всех высших учебных заведениях. Эта же форма занятий применяется и на всех и всяческих курсах повышения квалификации, без которых не мыслима профессиональная жизнь любого специалиста. Если фундамент работы на таких занятиях не заложен в школе, это значительно усложняет задачу молодого человека в первый период его послешкольного обучения и вполне резонно может быть поставлено им в упрек средней школе.
Следующая по порядку, но не по важности задача – дать учащимся образец раскрытия реальных исторических процессов, осмысления причинно-следственных связей в ходе исторического развития. Здесь важнейшее значение будет иметь метод изложения материала, сам путь совместного мышления учителя и учеников.
Положения лекции должны быть доказаны достаточно четко, так как без доказательности изложения теряется значительная часть дидактических достоинств лекционного метода. Доказательность изложения может достигаться как индуктивным методом – от фактов к их обобщению, так и дедуктивным – от приведенного положения к его доказательству фактами, цифрами, примерами. Заметим, что для учащихся менее подготовленных, недавно включенных в лекционную работу как систему, более доступным материал будет при дедуктивном методе изложения. Достаточно подготовленные учащиеся смогут вместе с учителем «синтезировать» вывод на основе изложенного фактического материала, разумеется, при предварительной постановке такой задачи, скажем, во введении к лекции.
Кроме того, хотелось бы остановиться и на такой важной задаче учителя в ходе учебной лекции, как демонстрация образца устной речи. Сейчас очень много говорится о возрождении хорошо забытого нашей школой старого – искусства риторики. Необходимость развития такого качества в общении, как устная речь, вряд ли вызывает сомнения. Тем более актуальна она в условиях, когда на учащихся обрушивается поток информации, «выдаваемый» электронными СМИ. О качестве устной речи и русского языка в исполнении телеведущих, а особенно ведущих молодежных каналов, сказано уже достаточно много. Можно предъявить претензии и к языку учебников истории. Назвать его неправильным конечно же нельзя, однако он, вне всяких сомнений, чрезмерно усложнен и, особо следует отметить – мало доказателен.
Поэтому слово учителя, и не только на уроке-лекции, должно отвечать самым высоким требованиям.
Различные методические рекомендации и публикации дают классификацию школьных лекций по истории и характеризуют требования, предъявляемые к таким лекциям. Выделяют следующие виды лекций:
- вводные, открывающие изучение нового раздела, или большой темы.
- узловые (условное название)- по наиболее сложным проблемам курса, освещающие преимущественно теоретические вопросы.
- обзорно-обобщающие. Они повышают теоретический уровень усвоения учащимися содержания темы при ссылке на уже изученный ими фактический материал.
Иногда выделяют так же итоговые лекции, однако по их характеристике трудно судить, чем же они все-таки отличаются от обзорно – обобщающих.
Характеризуют методики и основные требования, предъявляемые к лекциям. Это, собственно, даже не характеристика, а простое перечисление таких требований:
- Строгая научность и высокий теоретический уровень. Требование, безусловно, важное и по большей части выполнимое, хотя в школьной лекции уровень теории должен быть все-таки дозирован.
- Рассмотрение теоретических вопросов только на основе конкретных фактов и явлений общественной жизни. Особенно важное требование в свете того, что уже говорилось о содержании учебников.
- Последовательное, законченное изложение проблемы, разделение на отдельные вопросы, строгая логика изложения.
- Эмоциональность изложения, стимулирование личного отношения к содержанию лекции, воздействие не только на ум, но и на эмоции школьников. Одно из важнейших требований, если мы хотим сделать лекцию действительно интересным для школьников видом работы. При этом важно, чтобы сам учитель относился к теме лекции с неподдельным интересом, чтобы то, что он делает, было ему по-настоящему дорого, может быть, составляя часть его самого (см. приложение 2).
- Использование разнообразных методических приемов и средств: описание, объяснение, рассуждение, беседа, наглядность, художественная литература, технические средства.
- Доступность изложения, образный, яркий язык.
Безусловно, соблюдение всех этих требований может и должно сделать лекцию интересной для учащихся, помочь реализовать ее дидактический и информационный потенциал.
И все же, при соблюдении всех этих требований, возможно попадание в такие «ловушки», которые заключены в самом лекционном способе работы. Лекция может полностью выключить учащегося из какой-либо активной деятельности на уроке, превратив его в пассивного и, возможно, равнодушного слушателя – потребителя.
Это возможно по нескольким причинам. Назовем хотя бы две из них:
- Контроль знаний, полученных на лекции, не наступает немедленно, как при решении математической задачи. А учащиеся в современной школе очень загружены и иногда пользуются самой малейшей возможностью «взять паузу».
- Учащиеся избалованы телевидением. Поэтому к учителю – лектору они могут относиться как к телеизображению. Но ведь их никто не заставляет работать, сидя перед телеэкраном!
Поэтому важнейшей задачей, особенно если школьная лекция превращается в системную форму обучения, будет целесообразная в методическом отношении организация работы учащихся. Нужна будет целенаправленная организация активной познавательной деятельности.
Практическое применение лекционной формы работы позволяет выделить некоторые приемы активизации деятельности школьников на уроке-лекции.
1. В начале лекции дается не просто план, а план – задание.
А) выбрать материал, позволяющий ответить на вопросы по основному плану лекции, возможно более мелкие, детализированные.
Б) выделить основные понятия, термины (возможна запись на доске с закрытой створкой.
В) определить ведущую идею лекции, или несколько таких идей.
2. По ходу изложения материала необходимо управлять конспектированием. Для этого:
А) несколько раз повторить основные положения лекции .
Б) использовать риторические вопросы для привлечения внимания к главным положениям лекции.
В) обязательно установить связь материала с предыдущим или опираться на прошлые знания.
Г) часть материала - цифры, выводы, цитаты, незнакомые термины целесообразно продиктовать (очень важна дозировка с тем, чтобы не сбиться на диктовку).
3. Выработка умения использовать полученный на лекции материал (задания на дом) :
А) обработать свои записи по свежим следам, желательно в тот же день.
Б) тезисная запись лекции – возможна и в самом ходе изложения на доске.
В качестве заданий после лекции может быть предложено подобрать материал, подтверждающий тот или иной тезис. Если лекционный метод работы применяется систематически, возможно составление памятки для учащихся в помощь их работе на лекциях. Она может включать следующие основные рекомендации:
- Запиши план, тему, тезисы (если имеются)
- Выдели для себя трудные слова, термины. Постарайся выяснить их значение.
- Запиши вопросы к учителю (лучше на полях) и задай их.
- Дома подготовь ответы на поставленные в лекции вопросы.
- Дополни свой конспект лекции сведениями из других источников.
Последние два пункта рекомендаций имеют и другое значение. Если есть продолжение работы в виде семинарского занятия, тогда совершенно необходимо работать с лекционным материалом именно таким образом. С учетом уровня подготовки учеников, их « вработанности» в лекционную форму, можно давать различные задания, позволяющие творчески, на серьезном уровне подойти к работе на самой лекции и к использованию полученного материала. Учащиеся могут:
- сформулировать и записать тезисы, формулировать выводы по отдельным вопросам.
- Сформулировать и записать ведущую идею.
- Подготовить рецензию на лекцию.
Конечно, всему этому надо учить отдельно, и эта система работы требует серьезной подготовки как от учеников, так и от учителя.
Для учеников необходимо, чтобы учитель постепенно наращивал объем монологической речи, так как внимание трудно сразу удержать на длительный период, и необходима тренировка. Кроме того, усложняется постепенно и теоретическое содержание, сочетается повествование с описанием, характеристикой. Затем можно постепенно включать учащихся в ход размышления над проблемой, проводить исторические параллели. На достаточно высоком уровне подготовленности можно говорить и о проблемах, еще не решенных исторической наукой, знакомить с многообразием точек зрения на такие проблемы.
Для учителя лекция так же является достаточно сложным видом работы. Здесь необходим серьезный теоретический уровень, глубокое знание излагаемого материала. Все это требует длительной и тщательной подготовки. Святое правило лектора: « Читаешь лекцию на час – материала имей на два».
Кроме того, существует ряд требований к речи учителя. Она должна быть разнообразной как по строению, используемым приемам, так и интонационно.
Семинарское занятие – та форма обучения, которая позволяет особенно эффективно организовывать работу учащихся. Семинары позволяют достаточно успешно решать целый ряд задач обучения истории:
- получать новые знания, в том числе и на основе самостоятельной работы с источниками и литературой по указанной проблеме.
- Закреплять полученные ранее знания.
- Обобщать и углублять имеющиеся знания, применять их к новому материалу.
- Развивать мышление учащихся.
- Способствовать выработке позиции, отношения к историческому материалу.
- Готовить учащихся к самообразованию и продолжению образования после окончания школы.
Однако в понятие «школьный семинар» может быть вложено различное содержание. С этой точки зрения можно выделить такие характерные черты семинарского занятия по истории, как :
расширение, углубление и обобщение ранее изученного материала.
- Изучение нового материала
- Сочетание обобщения с изучением нового.
- Форма контроля по изучении темы, раздела.
Это, если можно так выразиться, классификация по роли в формировании знаний учащихся.
Школьный семинар по истории может так же различаться по формам проведения семинарского занятия. Здесь можно выделить следующие виды семинаров:
- развернутое и всестороннее обсуждение учащимися вопросов, заранее поставленных учителем.
- Коллективное обсуждение заслушанных сообщений, заранее подготовленных учащимися.
- Диспут, дискуссия.
Разумеется, любая из предложенных форм работы возможна лишь на основе всестороннего и углубленного изучения учащимися доступных по уровню источников и литературы.
Если подходить к семинарскому занятию на основе традиционной «триады» целей уроков, можно сказать следующее. В реализации образовательных, учебных целей и задач семинар способствует закреплению полученных ранее знаний, их углублению на основе обобщения и овладения новыми для учащихся понятиями.
В то же время семинар ставит и решает воспитательные цели и задачи, способствуя превращению знаний в убеждения, устраняя неправильное понимание, формируя умение отстаивать свои позиции, доказывать, убеждать.
Развивающая функция семинаров реализуется в развитии исторического мышления учащихся, овладения ими логическими операциями и умениями.
В известной степени семинар осуществляет и контрольную функцию, являясь итогом и проверкой самостоятельной работы учащихся.
В основу классификации семинаров заложены различные принципы, которые и являются основаниями для той или иной их группировки. Они различаются:
1.По месту в раскрытии содержания изучаемого курса.
- обобщение отдельных, иногда сквозных вопросов уже изученных тем (см. приложение 3).
- обобщение большой темы или нескольких тем (см. приложение 4).
- По источникам, над которыми работают учащиеся.
работа с историческими документами (чаще всего из хрестоматий)
работа с научной литературой по данной проблеме, трудами историков-классиков (см. приложение 4)
работа с научно-популярной или учебной литературой.
2.По преобладающей форме проведения занятий.
3.По форме работы учащихся.
- индивидуальная, когда каждый должен быть готов к обсуждению темы или выступлению с сообщением, докладом
- групповая работа (на ней остановимся ниже)
- сочетание индивидуальной и групповой работы.
Каждая из возможных группировок не является абсолютной. Реальные занятия включают черты и элементы различных групп, но преобладание того или иного момента помогает учителю определиться с типом занятия, выявить его дидактические возможности. Без этого трудно говорить об эффективном решении задач семинарского занятия.
Важнейшей задачей при подготовке семинара будет являться определение его тематики. В этом случае приходится учитывать достаточно много факторов, суммируя которые, можно сформулировать некоторые важнейшие методические требования по определению тематики семинарских занятий.
Соотношение изученного и нового материала.
Семинарское занятие требует определенного минимума знаний по обсуждаемым вопросам. Уровень подготовки, сам учебный и жизненный опыт учащихся еще не позволяет им полностью самостоятельно овладевать знаниями. Поэтому в подавляющем большинстве случаев семинарское занятие будет целесообразным проводить в конце изучения темы. Это позволит обсудить более широкий круг вопросов, сделать обсуждение более содержательным. Если перед семинаром ставится задача контроля знаний учащихся, его проведение в конце изучения темы просто неизбежно.
Характер исторического материала, предлагаемого для изучения.
Он должен быть посильным для учащихся, и при этом решать наиболее важные образовательно-воспитательные задачи. Обычно семинар проводится по теме, которая позволяет углубить понимание учащимися основных закономерностей и понятий, обобщить значительный круг фактов, обсудить достаточно сложные вопросы. При этом надо всегда иметь в виду уровень сложности темы.
Определенный уровень сформированности у учащихся умений и навыков самостоятельной работы, уровень мышления и подготовки к работе с историческим материалом.
Для того, чтобы семинарские занятия проходили успешно, нужно, чтобы они проводились систематически, учащиеся «врабатывались» в эту систему. Начиная работать на семинарах, следует в первую очередь позаботиться о соответствии уровня предлагаемого для обработки материала возможностям самих учащихся. На первых семинарских занятиях можно давать в качестве основы для докладов и сообщений учебную литературу или научно-популярные издания. Они, как правило, написаны доступным, адаптированным языком, и учащиеся смогут извлечь ответы на поставленные вопросы. Хотя следует оговориться, что язык и терминологию новых современных учебников по истории доступными можно назвать лишь с определенными оговорками.
Следующим этапом может быть работа с трудами историков-классиков. Для истории России это Карамзин, Соловьев, Ключевский. Ими используется настолько богатый фактический материал, что они практически приближаются к источникам. При этом очень важно понять логику автора, его подход к работе с историческим материалом. И здесь примером могут быть труды В.О. Ключевского. Только пройдя эти две ступени, учащиеся могут уже достаточно серьезно работать, анализируя исторический источник.
Кроме того, поэтапный подход должен применяться и к формам работы учащихся на семинаре. На первых этапах работы можно и нужно давать учащимся небольшие по объему сообщения, каждое из которых будет составлять как бы часть ответа на один из вопросов семинара. При этом учитель должен быть готов к тому, что сколько-нибудь серьезного обсуждения может не получиться, так как учащиеся просто находятся пока на другом уровне.
Затем объем выступлений может быть увеличен, вместо сообщения может быть дан доклад, требующий уже достаточно серьезной подготовки. Могут быть выделены содокладчики, которые часто выступают и как оппоненты. Здесь уже возможно обсуждение, активное участие в раскрытии вопроса, различные точки зрения на него.
Наиболее сложным представляется такой семинар, который целиком посвящен обсуждению поставленных вопросов. Уровень подготовки учащихся должен быть таким, чтобы возможным стало серьезное обсуждение проблем, причем необходимо, чтобы в нем участвовало максимальное число учащихся. Этого достаточно трудно достичь в больших классах при различии в уровне подготовки, способностей и интереса к поставленным проблемам и предмету вообще.
Все более широко распространяются в последние годы различные формы групповой работы. Используя такие формы работы, можно проводить разные виды семинаров. К примеру, защита какой-то проблемы, когда группа получает вопрос для обсуждения (из списка вопросов, с которыми учащиеся ознакомлены заранее), затем продумывает вопрос, подбирает необходимый материал, так же заготовленный заранее. После этого определяется основной докладчик, а остальная группа помогает ему в защите проблемы. Группам может быть заранее определена роль (отвечающие, дополняющие, оппоненты, рецензенты).
Наиболее трудным для подготовки и проведения будет семинар-дискуссия. При проведении самым сложным будет добиться того, чтобы дискуссия шла по существу. Учащимся надо объяснить некоторые принципиальные моменты:
- не надо бояться ошибки или расхождения с учебником (это как раз не удивительно). Без ошибок нет нового знания, но в ошибке не надо упорствовать.
- Цель дискуссии – истина, а не победа в споре.
- Не бойся вступать в разговор, если твоя мысль не соответствует мнению других.
- Доказывай, ищи обоснование своей мысли. Она должна быть проверена.
- Не компенсируй недостаток знаний бурными эмоциями.
Учителю здесь тоже серьезно готовиться в том плане, чтобы спор шел только по проблемам, обеспеченным материалом.
Именно поэтому необходимо соблюдать ряд условий подготовки семинара. Учащиеся должны быть предупреждены о семинаре заранее (за 2-3 недели). Вопросы к семинару должны быть сформулированы как можно более четко, возможно с подвопросами, уточняющими взгляд на проблему. Учащиеся должны быть обеспечены литературой и источниками, что является непростым делом в современной обстановке.
Необходимое условие – тщательная работа с докладчиками, помощь в подборе литературы, составлении плана доклада, возможно, его основных тезисов. Эта работа очень трудоемкая, но без нее надеяться на успех семинара достаточно трудно.
Когда можно говорить об успехе семинарской формы работы? Показателями успеха может быть определенная степень овладения учащимися такими умениями и навыками, как: анализ исторического источника и обобщение материалов нескольких источников.
Заметим, что материал для начала выработки таких навыков может дать семинарская работа с материалом учебника «История мировых цивилизаций». Кроме того, учащиеся на семинарах овладевают навыками подготовки сообщений и докладов, рецензирования ответов товарищей, оппонирования. Для работы в малокомплектной школе наиболее удобной формой семинара может быть обсуждение подготовленных докладов. При 3-5 поставленных на обсуждение вопросах весь состав класса может быть «задействован» в качестве докладчиков, содокладчиков и оппонентов. Напротив, групповую работу в этих условиях организовать почти невозможно.
В результате работы на семинарах предполагается, что учащиеся овладевают первичными навыками важнейших логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательного рассуждения, а так же умения вычленять и формулировать проблемы, находить логические пути их решения.
Как мы видим, перед семинарскими занятиями стоят очень серьезные и разнообразные задачи. Но их реализация сталкивается с рядом трудностей. Некоторые методические публикации рекомендуют проводить не более 2-3 семинарских занятия в год. Совершенно ясно, что ни о какой системе работы, помогающей выработать вышеперечисленные умения и навыки, в этом случае речи быть не может.
С другой стороны, учащиеся очень загружены в современной школе. По-видимому, для успешной организации семинарских занятий придется почти совсем отказаться от традиционной текущей оценки и внедрять элементы рейтинговой системы.
Кроме того, следует отметить не меньшую загруженность учителя, объясняемую целым рядом причин. А в подготовке к семинару ему приходится не только работать с учащимися, но и изучить весь комплекс источников и литературы самому, продумать вступительное и заключительное слова, возможный ход обсуждения, комментарии и т.д.
Именно поэтому выход видится в использовании отдельных элементов дискуссии, обсуждении докладов, как подготовки учащихся к самообразованию.
Заключение.
Что же можно сказать в заключение о лекционно-семинарских занятиях на уроках истории в средней школе?
Конечно, они применимы в первую очередь при изучении «истории проблем» во втором концентре школьного курса. Кроме того, и учащиеся 10-11 классов наиболее подготовлены к такому виду работы.
Еще раз следует остановиться на том, что все свои богатые дидактические и информативные возможности, все поставленные цели и задачи лекционно-семинарские занятия могут реализовать в единственном случае – если станут системой работы на уроках истории.
Главное препятствие к этому – загруженность учителей и учеников, недостаток времени на серьезную, системную подготовку. Возможно, вопрос о загруженности учеников может быть решен в ходе преобразований в нашей новой школе.
Но саму задачу общения учителя и учеников, умения говорить, рассуждать, доказывать, без лекционно-семинарской работы решить значительно труднее. А между тем, сама по себе такая задача может быть совершенно снята с повестки дня единым государственным экзаменом-тестом. Способность и возможность доказывать, умение говорить с помощью тестирования ни выработать, ни выяснить нельзя. Поэтому, вводя такой экзамен, надо серьезно подумать о том, чтобы «не выплеснуть ребенка вместе с водой».
Сложна лекционно-семинарская система работы и для учителя, главным образом, из-за трудоемкости подготовки, недостатка материальных ресурсов, хотя бы для того, чтобы обеспечить всех учащихся литературой и источниками к семинару.
Да и сам учитель, имеющий двойную, по сравнению с нормативной, нагрузку, творцом может быть лишь в исключительных случаях. Поэтому будущее лекций и семинаров на уроках истории связано с надеждами учителей на лучшее будущее школы вообще.
тема «Школьный семинар» В условиях унитарного образования уроки изучения нового материала и комбинированные уроки стали символом однообразного, догматического, шаблонного подхода к изучению истории, и, когда началась школьная реформа, именно они в первую очередь подверглись суровому остракизму. Объявленные нетрадиционными, противопоставленные привычному уроку, лекции, семинары, лабораторно-практические занятия и т.п. на деле были известны и раньше. В одном из вариантов типологизации уроков истории их записали в самостоятельные типы, отличающиеся целенаправленным обучением учащихся «рациональным приемам деятельности» и всемерной интенсификацией их самостоятельной работы. Были и другие точки зрения, рассматривающие лекции и семинары и т.д. как специфические формы организации урока или полностью самостоятельные формы организации обучения истории.
Не вдаваясь в детали этой дискуссии, остановимся на основных характеристиках и методических рекомендациях но проведению в школе семинаров.
Семинарское занятие является формой обучения, позволяющей эффективно организовать самостоятельную работу учащихся.
С лабораторными занятиями по истории семинар сближает целевая установка: получение и углубление знаний, их систематизация и обобщение на основе изучения разнообразных источников, развитие широкого спектра аналитических умений, в том числе конспектирования, рецензирования, подготовки развернутых тематических выступлений, критического сопоставления источников и т.д. Но в отличие от других форм занятий на семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а представляют их на коллективное обсуждение в классе после самостоятельной, предварительной работы дома с рекомендованной литературой.
Таким образом, семинар является более сложной формой организации учебного процесса по истории и результатом предшествующего ему обучения школьников на уроках и лабораторных занятиях. Поэтому эффективные семинарские занятия возможны только в старших классах.
По своей роли в формировании новых знаний семинары делятся на три вида:
1. Тематические семинары целиком посвящены изучению нового материала. От уроков аналогичного типа они отличаются предварительным самостоятельным изучением старшеклассниками неизвестного им исторического факта и подготовкой развернутых выступлений по предложенному заранее плану. Как правило, такой семинар посвящается важному, возможно неоднозначно оцениваемому событию, основные ( ключевые) моменты которого выносятся в план занятия.
КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА (1817 - 1864)
План семинарского занятия
1. Причины Кавказской войны. Характер военных действий для России и народов Кавказа.
2. Политика России на Кавказе в пер. пол. 19 в. деятельность А.П. Ермолова и И.Ф.Паскевича.
З. Мюридизм и газават.
4. Шамиль: имя-легенда.
5. Результаты войны и се последствия для России и народов Кавказа.
6. Кавказская война в произведениях писателей-современников.
Предполагается, что изучая разные источники, в том числе и школьные учебники, старшеклассники выскажут различные мнения о причинах, характере и последствиях Кавказской
войны, а, следовательно, занятие не выльется в прослушивание их сообщений и приобретет черты дискуссии.
II. Семинары, сочетающие обобщение с изучением нового материала, очевидно, уместны в конце тематического блока, при завершении знакомства с крупным историческим процессом или явлением.
ИВАН ГРОЗНЫЙ И ЕГО ВРЕМЯ
План семинарского занятия
1. Внутренние и внешние изменения в развитии России, происшедшие за время правления Ивана Грозного.
2. Оценка деятельности и личности «грозного царя» российскими историками 19-20 вв. Эволюция отношения к Ивану Грозному в исторической науке и в обществе на разных этапах развития.
3. Ваше личное отношение к деятельности и личности Ивана IУ.
При подготовке и проведении занятия данного вида обстоятельные и развернутые выступления учащихся по отдельным вопросам малоэффективны. Тема и проблематика семинара способствует высказываниям как можно большего числа учеников, поэтому лучше занятие построить на обсуждении заявленных вопросов, различных подходов и точек зрения, тогда оно приобретет ярко выраженный дискуссионный характер.
III. Семинары, посвященные обобщению и систематизации исторических знаний,проводятся на материалах больших тем и разделов. Они нацеливают на актуализацию и повторение основных вопросов изученного исторического материала, сопоставление однородных фактов и синхронных процессов, самостоятельное формулирование выводов о характере, направленности, особенностях исторического развития отдельной страны, регионов и мира в целом.
РОССИЯ МИР В КОНЦЕ ХIХ В.
План семинарского занятия.
1. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв. среди основных стран мира (геополитическая характеристика).
2. Система российского капитализма к концу ХIХ в.(развитие промышленности, банковского дела, транспорта, связи, основные типы российских монополий и их соотношение ). Общее и особенное в социально-экономическом развитии России и ведущих стран мира во второй половине ХIХ в.
З. Социально-экономические противоречия сельского хозяйства России. Сдвиги в крестьянской психологии. Состояние и проблемы аграрного сектора экономики в других странах Европы и мира к концу ХIХ в.
4. Историческое место России на рубеже ХIХ-ХХ вв. своеобразие ее модернизации.
В этом случае, наоборот, необходимы основательные, глубокие аналитические выступления старшеклассников, что не исключает дискуссии но спорным, противоречивым вопросам темы семинара.
Вузовская традиционность семинаров создает общее представление о структуре этого занятия и его обязательных атрибутах: плане, списке рекомендованной литературы, конспектах. Однако в последнее время интерес учащихся к семинарским занятиям заметно снизился, что побуждает преподавателей искать способы их «реанимации».
Прежде всего, нужно отказаться от безликих, невыразительных формулировок темы занятия, несущих в себе готовые выводы и оценки. В названии семинара желательно сразу же показать актуальность, проблемность, дискуссионность его содержания, увлечь школьников перспективой определить собственное отношение к историческому прошлому, осмыслить его самостоятельно и личностно. «Возвышение Москвы: альтернативы объединения», «Полярная мифология старой России: «золотой век» или «темное прошлое», «Другая Россия: политическая и культурная жизнь эмиграции», «Страна победившего социализма» к концу 30-х годов», «Цена Великой Победы: Великая Отечественная война в оценках историков и современников», «Россия на переломе: итоги в перспективы».
Столь же напряженно и проблемно должны быть формулированы пункты плана семинара. Опыт показывает, что оптимальное для двухчасового занятия количество вопросов колеблется в пределах 4-6. В их формулировках лучше избегать однозначных утверждений типа: «Историческая ограниченность империалистической стадии развития российского капитализма как следствие « наложения эпох» или «Преобладание монополий низших типов», а предлагать учащимся самостоятельно оценить историческую ситуацию, наметить тенденции, объяснить особенности: «Типы российских монополий и причины сложившегося на рубеже ХIХ-ХХ в.в. соотношения».
Помимо этого, формулировки вопросов семинарского занятия могут содержать прямые указания на способ оформления ответа, уводящего учеников от простого переписывания и воспроизведения источников: «Сравните оценки петровских реформ их современниками и историками ХIХ в.». «Составьте пирамиду социальной структуры России в начале ХХ в. и на ее основе покажите отличие от ведущих стран Европы», «Подготовьте диаграмму и проследите развитие рабочего движения в России накануне Первой мировой войны» и т.д.
К списку основной литературы, рекомендуемой для подготовки семинара, может быть приложен дополнительный, адресованный ученикам с устойчивым, глубоким интересом к истории, а также - индивидуальный указатель книг для тематических сообщений, которые школьники готовят по желанию, если отдельные вопросы плана можно конкретизировать, в том числе и на региональном уровне: «Политические деятели 1917-1920 г.г.: исторические портреты на фоне революционных потрясений». «События I9I7-1920 гг. в Самарском крае: люди и судьбы». «Гражданская война в истории моей семьи».
Оживление и разнообразие в методику проведения семинарских занятий вносит предварительное распределение между старшеклассниками учебных поручений. Семинар, проводимый по методу «малых групп», предполагает создание в классе нескольких групп по 3-5 человек, каждый из них на семинаре может выступить в роли докладчика, содокладчика, оппонента, рецензента и др.
В ином варианте школьники заранее распределяют роли основных докладчиков, оппонентов, аналитиков, экспертов, ответственных за техническое оформление семинара и т.п.
Для семинара- соревнования класс делится на две группы, все участники которых готовят выступления по всем вопросам, но какая команда и кто конкретно будет выступать с основным сообщением решается в ходе занятия.
Активизирует работу учеников игровой момент «лицевой счет»: все выступления, дополнения, вопросы и ответы учащихся, а также другие формы их участия в семинаре поощряются заранее определённым дифференцированным количеством баллов. После подведения общих итогов суммы набранных баллов переводятся в оценки.
Наконец, стремление к объективности и разносторонности наших знаний об историческом прошлом привело к использованию на семинарских занятиях так называемых « наблюдателей» заинтересованных сторон. Допустим на семинаре обсуждаются события международного характера: войны, конфликты, договоры и т.п. Чтобы избежать предвзятости и предубеждений, тенденциозности и однобокости в анализе фактов, специально выбранные ученики следят за дискуссией от имени стран (народов) государственных деятелей- участников и вовремя «сигнализируют» о перекосах и субъективизме.
Достаточное разнообразие семинарских занятий и способов их проведения, позволяет рекомендовать учителям использовать их в обучении чаще, чем это предлагалось раньше.
.