kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочие листы по теме "Дворцовые перевороты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие листы состоят из заданий, которые можно использовать на обобщающем уроке по теме "Дворцовые перевороты". Задания разноуровневые.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие листы по теме "Дворцовые перевороты"»



История России 8класс

Рабочие листы по теме «Дворцовые перевороты»

Задание1. Установите правильное соответствие:

1) Екатерина I

2) Анна Иоанновна

3) Петр III

а) создание кабинета министров

б) лишение Сената его функций

в) создание Верховного тайного совета

г) учреждение Канцелярии тай­ных розыскных дел

д) принятие «Манифеста о воль­ности дворянства»

е) роспуск Верховного тайного совета



1) 1725—1730 гг.

2) 1735—1741 гг.

3) 1740—1741гг.

4) 1757—1762 гг.

5) 1761—1762 гг.

а) царствование Петра III

б) участие России в Семилетней войне

в) русско-турецкая война

г) царствование Ивана Антоновича

д) царствование Петра II



Задание 2. Укажите лишнего человека в списке и объясните свой выбор.

1.А.И. Остерман, Екатерина I, Э. Бирон, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головин, Д.М. Голицын.

2.Пётр II, И.А. Долгорукий, А.И. Остерман, Анна Леопольдовна, А.Д. Меншиков, Феофан Прокопович.

3. Елизавета, Анна, Петр 3, Алексей.

4. Шувалов, Разумовский, Орловы, Бестужев –Рюмин, Меньшиков, Воронцовы.

Задание3. О ком идет речь.

И в час полночный, судьбоносный, роковой, Она молилась пылко у иконы, Гвардейцы к ней вошли Преображенского полка В мундирах строгих и в блистающих погонах. И согласились на ее защиту встать, Просили вмиг отбросить все сомнения, И на прекрасную наследницу Петра Смотрели с гордостью и восхищением.

(Елизавета)

Однако Петр своё считал, В Митаву… отослал. В Курляндию, чтоб там жила И герцогинею была. Так там жила она бесцветно, Без лишних денег, неприметно. И вот судьбе, дал Бог, хвала: Случилось то, что не ждала.

(Анна Иоановна)

Он умирал -никто не плакал... Ну, может, пара человек, А был он русский император, Хоть не прожил 15 лет Не получил он громкой славы, Не заслужил людских похвал. Он бедный умер слишком рано, При всём правлении был мал. Он стал орудием для взрослых, И роль его невелика, В истории остался просто, Как внук Великого Петра.

(ПетрII)

Забыто Государство -Государем! Не для правления -видно был рожден! Последний день правления... Ораниенбаум... И все! Екатерине, отдан трон.

(ПетрII I)

Скавронская, с чужих сторон, Прав не имела всех на трон. Хоть православье приняла, Но стать царицей не могла: Романовой ведь не была.Без роду. Но она ждала Момент желанный. Видел Бог. И Меншиков ей в том помог. Хозяин прежний и дружок Отчаянный свершил рывок, Пытаясь жизнь свою спасти, Вновь положенье обрести, Сумел возвестьеё на трон Пособник тайный и патрон. И первая императрица Два года будет веселиться.

(ЕкатеринаI)

О, Шлиссельбург! Со всех сторон тобою были и Бирон, Бестужевы, Бакунин, Жук, окружены средь многих мук. Но нет жестокости страшней, чем заточить того, ум чей не обрамлен лязгом мечей, социализмом, хрустом шей, идеей голубых кровей (ведь он никто, тогда -ничей). Какого рода суховей скрыл … в сырости ночей?

(Иоанн Антонович)

Задание4. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.

Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьѐв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих еѐ. Укажите, какие из приведѐнных Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают еѐ.

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

Примерный ответ:

Аргументы в подтверждение

— политическая нестабильность, возникшая в результате принятия Петром I указа о наследовании престола;

— борьба за власть между различными группировками дворянства и родовитой знати;

— шесть царствующих особ в этот период получили престол в результате дворцовых интриг или переворотов;

— засилье иностранцев — «бироновщина»;

— усиление роли фаворитов-временщиков;

— отсутствие серьѐзных реформ;

Аргументы в опровержение:

— внешняя политика этого периода отвечала национальным интересам государства и обеспечивала безопасность российских границ;

— укреплялось международное влияние России;

— дальнейшее развитие получили образование, наука, культура (был открыт Московский университет, создана Академия художеств);

— отменены внутренние таможенные пошлины;

— были достигнуты определѐнные успехи в развитии экономики.

Могут приведены другие аргументы

Задание5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)« взошла на престол насильственным и беззаконным образом. И странно, как это удалось! Два гвардейских офицера, братья Орловы, почти без всякого участия вельмож, генералов, Сената, Синода и прочих коллегий, Императрицу, гонимую мужем своим, привозят, на удачу, к командиру одного гвардейского полка, в тѐмной надежде на его к ней расположение, собирают три полка гвардии, убеждают присягнуть ей, низвергают царствовавшего Императора и таким образом делают переворот, которому безмолвно покоряется всѐ пространнейшее в мире государство без малейшего кровопролития. Нет ни одной жертвы, кроме самого венценосца».

Б)«Всѐ могло бы кончиться одними насмешками, если бы не было ссылок, заточений в крепости и казематы, наказаний кнутом и прочих истязаний. Как можно унять целую нацию, которая видит, что ею управляют с жестокосердием и безрассудством? Восстановляя против себя дворянство и войско, император находился ещѐ в заблуждении, будто бы привязывает к себе чернь тем, что он дал свободу расколам и запретил помещикам держать крестьян на барщине более трѐх дней в неделю, но вместе с тем он отдавал свободных крестьян в крепостное владение своим приверженцам и гатчинским выслуженцам и при случавшихся от того возмущениях повелевал наказывать нередко кнутом».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Императрица, о которой идѐт речь в тексте, – Елизавета Петровна.

2) В отрывке речь идѐт об императоре Павле I.

3) Император, о котором идѐт речь в отрывке, издал манифест о вольности дворянской.

4) Современником описываемых событий был А. Д. Меншиков.

5) В период правления императора, о котором идѐт речь в отрывке, был установлен новый порядок наследования престола.

6) Описываемые в тексте события произошли в 1760-х гг.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А


Фрагмент Б








Примерный ответ.

Для фрагмента А:

- Император, о котором идѐт речь в отрывке, издал манифест о вольности дворянской. Петр III издает его в 1762 г.

- Описываемые в тексте события произошли в 1760-х гг. Екатерина II совершила дворцовый переворот в 1762 г.

Для фрагмента Б:

- В отрывке речь идѐт об императоре Павле I. Такой вывод можно сделать по приведенным реформам: «он дал свободу расколам и запретил помещикам держать крестьян на барщине более трѐх дней в неделю».

- В период правления императора, о котором идѐт речь в отрывке, был установлен новый порядок наследования престола. По старшинству мужской линии.

Ответ: 3625.

Задание 6.

Анализ текста. Из документа 1741 г.

Как называлась историческая эпоха, в которую происходили события? Какие черты эпохи отразились в данных событиях (укажите не менее двух черт)?

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1–3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из документа 1741 г.

«Во все государственныя дела он вступал, и хотя прямое состояние оных ведать было и невозможно, однако ж часто и в самых важнейших делах без всякого, с которыми людьми надлежало, о том совету по своей воле и страстям отправлял, и какия от того в делах многие непорядки и государственным интересам предосуждения приключались, о том он сам довольно ведает и признать должен.

Важные государственныя торги и заводы не токмо к явному казенному убытку, но и с превеликою обидою и разорением здашних российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского Величества, блаженнейшей памяти Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы…

И понеже, с одной стороны, состояние его, в котором он в Государство приехал, а с другой стороны такожде нынешнее его богатство всему свету явны и известны, того ради он должен сам объявить:


1. Что ему от Ея Величества пожаловано деньгами, алмазами и другими вещами?

2. Что он сам взял казанного… и в которое время?

3. Что ему от других чужестранных государей подарено и пожаловано, и в которое время?

4. Сколько денег и другого богатства и пожитков он вне государства отправил, куды и где ныне находится?»

Примерный ответ:

1) эпоха дворцовых переворотов;

2) черты эпохи, например:

- частая смена монархов;

- фаворитизм;

- борьба политических группировок вокруг престола.

Задание 7.


Ниже названы четыре исторических деятеля эпохи дворцовых переворотов. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Екатерина I; 2) Елизавета Петровна; 3) Анна Иоанновна; 4) Петр III.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 9. Работа с текстом.

Перед началом работы с источником учитель ставит перед классом проблемный вопрос.

Анализируя подписание Анной Иоанновной «Кондиций» ребята на основании источника должны ответить на вопрос, высказав доводы за или против.

Первая группа.

Вступив на престол, Анна Иоанновна подписала «Кондиции». В случае их утверждения в России произошло бы ограничение самодержавия. Было бы дано прогрессивное начало формированию либерализма в России. Согласны ли вы с этой позицией.

Вторая группа.

Подписание Анной Иоанновной «Кондиций» привело к ограничению самодержавной власти в России. Это стало регрессом в развитии страны, поскольку установилось олигархическое правление, выражавшее интересы узкого круга старой дворянской аристократии. Выскажите свою точку зрения.

ТЕКСТ

Верховный Тайный совет в количестве восьми человек шесть из которых были представители старой аристократии составили документ (Кондиции), которые Анна Иоанновна при вступлении на престол должна была подписать и обещать:

1.Императрица должна не выходить замуж и не назначать себе наследника.

2. Верховный Тайный Совет содержать всегда в 8 персонах и без его согласия не объявлять войны и не заключать мира; не налагать податей и не расходовать государственных доходов; не жаловать вотчин и не отнимать имения и чести у шляхетства; не жаловать никого в придворные и генеральные чины.

3. Гвардии и всем прочим войскам быть в ведении Верховного Тайного Совета, а не императрицы.

4. Исповедовать веру греческую, православную и не какую иную.

А будет то, что по этому обещанию не исполнено, то лишена императрица будет, короны Российской.

Команды могут во время дискуссии, задавать соперникам дополнительные вопросы

Задание 10. «Пазлы»

Учитель заранее готовит два набора карточек (в каждом по три вида карточек), на которых указаны события и даты военных действий, а также правители и события, произошедшие в их царствование.

Задание.В течение 5—7 минут рассортировать карточки.

В выполнении задания могут принять участие 6 человек. Каждому из них выдается набор карточек, из которых необходимо выбрать, например, карточки, относящиеся к русско-турецкой войне, или к русско-шведской, или к Семилетней и т. д.

Первый набор карточек: 1) Б. Х. Миних; 1736 г.; Очаков; 1737 г.; Белградский мирный договор; 1739 г.; 2) Абоский мирный договор; присоединение части финских земель к России; 1743 г.; П. А. Румянцев; Швеция; 3) П. А. Румянцев; Цорндорф; Кунерсдорф; П. С. Салтыков; 1757 г.; 1762 г.

Второй набор карточек: 1) Елизавета Петровна; указ об отмене внутренних таможенных пошлин; учреждение Купеческого заемного банка; разрешение помещикам ссылать крепостных в Сибирь; победа русских войск при Кунерсдорфе;

2) Анна Иоанновна; война с Турцией; принятие в российское подданство казахского Среднего жуза; указ о «вечном» закреплении мастеровых на мануфактурах и разрешении ссылать их в Сибирь; указ об ограничении срока обязательной пожизненной службы для дворян 25 годами;

3) Петр III; заключение Петербургского договора с Пруссией; Манифест о вольности дворянства; указ о свободе торговли всем сословиям.

Задание11. «Четыре положения»

1. Прочитайте четыре положения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) После упразднения кабинета министров была восстановлена роль Правительствующего сената и главного магистрата.

2) С цель запугать недовольных ее правлением Анна Иоанновна прибегала к репрессиям.

3) Елизавета Петровна продолжила преобразования Петра I в политической сфере.

4) В 1731 году был создан орган политического сыска – Тайная канцелярия.

Номер предложения, содержащего

Тезис 1

Факт 1


Тезис 2

Факт 2






2. Прочитайте четыре положения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) В период дворцовых переворотов предпринимались меры для развития образования в России.

2) Елизавета Петровна продолжила преобразования Петра I в политической сфере.

3) По предложению М.В. Ломоносова и при поддержке И.И. Шувалова был открыт Императорский Московский университет.

4) После упразднения кабинета министров была восстановлена роль Правительствующего сената и главного магистрата.


Номер предложения, содержащего

Тезис 1

Факт 1


Тезис 2

Факт 2







3. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) В эпоху дворцовых переворотов идёт формирование узкоколлегиальных органов власти.

2) В ходе Семилетней войны русские войска взяли Берлин.

3) Западная внешняя политика Елизаветы Петровны была успешной.

4) В годы правления Анны Иоанновны был создан кабинет Министров.


Номер предложения, содержащего

Тезис 1

Факт 1


Тезис 2

Факт 2







Задание 12. Штрихи к портрету


Екатерина I

Екатерина I пришла к власти в результате __________________________(как, с помощью кого). Правила с ______по ______год. Екатерина отблагодарила гвардейцев за поддержку своей кандидатуры на престол. Было (что было сделано)_______________________________________________________

Во время своего правления Екатерина (что сделала, какие мероприятия провела)__________________________________________________________

В области внешней политики: войн больших Екатерина  I не вела. Установились хорошие отношения с Австрией.

В целом о правлении Екатерины I можно сказать, что _________________________________________________________________


Пётр II

Петр II пришел к власти после ______________________. Правил с____по _____год. Петр был сыном______________ и внуком ___________________. На престол вступил в __________лет. Юный император государственными делами не интересовался и все свое время посвящал_________________________, поэтому фактическим правителем государства при нем был _______________________, который рассчитывал выдать за него свою дочь. Но в результате интриг Меньшиков ______________________. Юный император попадает под влияние князей _______________________, которые подобрали ему новую невесту из своего клана, но накануне свадьбы ____________________________________. В целом о правлении Петра II можно сказать, что _________________________________________________________________


Анна Иоанновна

После смерти Петра II власть на время оказалась в руках __________________________________, которые пригласили занять трон (кого, кому и кем приходится)________________________________________. По предложению Голицына были составлены ____________________, ограничивающие самодержавие в пользу аристократии. Однако при поддержки гвардии и дворянства разорвала _____________________ и была провозглашена самодержавной императрицей. Взойдя на престол Анна Иоанновна упразднила _________________________, заменив его _________________________. Значительную власть приобрел фаворит Анны Иоанновны _________________________. Часто время ее правления называют ___________________________. Чтобы держать под контролем огромную страну создала _________________________________________

В правление Анны Иоанновны происходит укрепление позиций дворянства: 1731- отмена указа о единонаследии. Сокращение службы дворян до ____лет. 1731- все земли помещиков стали наследственной собственностью. В это же время происходит экономическое развитие России. Значительно увеличился экспорт железа и хлеба.

В то же время происходит ужесточение крепостнического режима. Указом 1736 года все рабочие промышленных предприятий были объявлены ________________ их владельцев. Помещики получили право сами выбирать наказание для своих крепостных

В годы правления Анны Иоанновны Россия участвовала вместе с Австрией в войне за ____________________________, посылала свои войска на помощь Австрии в борьбе против ______________________. ________(даты) - русско-турецкая война. В 1739 г. подписан ______________________мирный договор. Таким образом ________________________________________________________.

Елизавета Петровна


Елизавета Петровна, _______________Петра I, правила страной с ____по ____. Она пришла к власти в результате дворцового переворота, свергнув законного императора _________________, заточив его в крепость. Правила Елизавета Петровна, опираясь на своих _________________- А. Разумовского и И. И. Шувалова. При содействии графа Шувалова в 1755 г. был открыт __________________________(высшее учебное заведение). Восстановлены Сенат (ему вернули право законодательной инициативы), Берг- и Мануфактур- коллегии, Главный магистрат, восстановлена Императорская канцелярия. Упразднён Кабинет министров. 1756-отмена смертной казни. В 1753 году отменены внутренние таможенные пошлины. Основаны первые русские банки - Купеческий и Дворянский. Продолжение продворянской политики в социальной сфере и дальнейшее ухудшение положения крестьян. 1746 г. - запрет лицам недворянских сословий покупать крестьян. 1754 г. - винокурение стало монополией дворян. 1764- указом закреплено право только дворянам  владеть землёй и крестьянами 1760- дворяне получили право ссылать крестьян в Сибирь.

Елизавета Петровна вела активную внешнюю политику.

________________(даты) - русско-шведская война. В ________году по Абоскому миру был установлен вечный мир со Швецией. Россия приобрела часть Финляндии. С 1757 по 1762 г. Россия вела __________________войну.

Сторонники России: _______________________________________________. Противники: _________________________________________. Несмотря на успехи в этой войне воспользоваться результатами победы Россия не смогла.

Умерла Елизавета Петровна, а Пётр  III заключил мир, отдав все завоевания Пруссии.

Задание 13. Статистические данные

Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения

Экспорт железа в XVIII в. (в тоннах)

Годы

Россия

Швеция

1720-е

1460

34 000

1740-е

4600

42 500

1760-е

25 700

43 500

1780-е

44 000

48 000


НАЧАЛА СУЖДЕНИЙ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ

А) В процентном отношении отставание России от Швеции по экспорту железа было наибольшим в

1) 4000 тонн

Б) Российский экспорт железа составлял примерно 60% от объема шведского экспорта в

2) в 1720-е гг.

В) В 1780-е гг. Россия отправляла на экспорт железа меньше, чем Швеция на

3) в 1760-е гг.


4) в 1780-е гг.


5) 14 000


Ответы запишите в таблицу

А

Б

В








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочие листы по теме "Дворцовые перевороты"

Автор: Грызлова Ольга Анатольевна

Дата: 15.02.2023

Номер свидетельства: 625778

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Урок на тему"Дворцовые перевороты" "
    ["seo_title"] => string(38) "urok-na-tiemu-dvortsovyie-pierievoroty"
    ["file_id"] => string(6) "125262"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414942701"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства