kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему"Дворцовые перевороты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предусматривает большой объём самостоятельной работы учащихся, решение ими проблемной ситуации, заполнение рабочих листов на основе самостоятельного анализа исторического материала, полученного из разных источников.На уроке использованы приёмы критического мышления,групповые формы работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему"Дворцовые перевороты" »

Дворцовые перевороты". 8-й класс


Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

Развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.

Воспитательная: формировать интерес к отечественной истории.

Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции.

Оборудование: карта: “Россия в XVII - 1760гг.”, Генеалогическое древо Романовых, портреты правителей эпохи дворцовых переворотов, картина Сурикова “Меншиков в Березове”.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация нового материала.

Как вы думаете какие цели урока у нас сегодня? Выскажите своё мнение. Для начала проверим как вы усвоили предыдущий материал. Класс делится на 4 группы.

Проблемный вопрос: «Можно ли было избежать дворцовых переворотов. Что для этого нужно было сделать»

III. Проверка домашнего задания.(Приложение 1)

1.Заполнение таблицы. (4 человека)

Сельское хозяйство

Промышленность





2.Работа с датами. (4 человека).Закончить предложения:

1689-1725гг –Годы жизни.............

1703 г.-основан …………………..

1709 г.-битва под …………………

1700-1721 гг- ………………война.Война России со ……………….

22 октября 1721 г.- на торжественном заседании Сената Пётр I ,был провозглашён ………………


3.Военная реформа.Заполнить пропущенные слова.(3 человека)

Создается ……………. регулярная армия.(……. полков, ……….тыс. солдат)

Сохраняется украинское, …………., яицкое и терское казачества, а также регулярные национальные формирования. Выросло производство ………………..орудий, боеприпасов и ………………..

4. Реформа органов власти и управления.(3 человека). Заполнить пропущенные слова

1. 12 марта 1711 г. –……………(заменивший Боярскую думу), состоял из ………. человек (законодательная и судебная власть).

2. Институт ……………(негласный надзор над всем и вся).

3. 1717-1718гг. – Система Приказов была заменена коллегиями, сначала было 9, 3 из них главные: Военная, ……………………..и Адмиралтейская.

4. Управление государством: чиновники, регулярная армия, ………………….и органы политического сыска.

5. Установление ……………….монархии.

IV. Изучение нового материала.

Вступление учителя.

Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого.

Тема нашего урока “Дворцовые перевороты”

По ходу урока мы познакомимся с краткой характеристикой правителей данной эпохи, выясним причины дворцовых переворотов, заполним таблицы “Дворцовые перевороты XVIII века”.

Сроки правления


Кто правил




(таблицы выданы каждому ученику, по ходу урока, знакомясь с новой темой, учащиеся самостоятельно заполняют таблицы, проверка осуществляется в конце урока)


Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.

“Дело царевича Алексея” побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ.

-Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?

Удалось ли Петру и его приемникам воспользоваться этим указом, об этом и будет идти речь на уроке.

Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…

Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году.

Но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял Меншиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д.М.Голицын), которому тогда было 9 лет. Меншиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после смерти императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны стал Меншиков.

Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся узким кругом придворных и гвардейскими полками.

За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

1 задание.(Приложение 2)

1 группа.Воцарение Екатерины I (1725-1727 г.).Пётр II (1727-1730 гг.)

2 группа.Анна Иоанновна (1730-1740 гг.)

3 группа.Иван VI (1740-1741 гг.).Елизавета Петровна (1741-1761 гг.)

4 группа.Пётр III (1761-1762 гг.)

Защита проектов.

2 задание.фишбоун. (Приложение 3)

3 задание.Работа с проблемным заданием.

V.Закрепление.

Составить синквен.

VI.Рефлексия.

Как я усвоил материал?

На стикерах ставят быллы,клеют на доску.

Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать - 4-6 баллов.

VII.Домашнее задание.Параграф 2.Подготовится к тестированию.


Приложение 1.


1.Заполнение таблицы. (4 человека)

Сельское хозяйство

Промышленность





2.Работа с датами. (4 человека).Закончить предложения:

1689-1725гг –Годы жизни.............

1703 г.-основан …………………..

1709 г.-битва под …………………

1700-1721 гг- ………………война.Война России со ……………….

22 октября 1721 г.- на торжественном заседании Сената Пётр I ,был провозглашён ………………


3.Военная реформа.Заполнить пропущенные слова.(3 человека)

Создается ……………. регулярная армия.(……. полков, ……….тыс. солдат)

Сохраняется украинское, …………., яицкое и терское казачества, а также регулярные национальные формирования. Выросло производство ………………..орудий, боеприпасов и ………………..

4. Реформа органов власти и управления.(3 человека). Заполнить пропущенные слова

1. 12 марта 1711 г. –……………(заменивший Боярскую думу), состоял из ………. человек (законодательная и судебная власть).

2. Институт ……………(негласный надзор над всем и вся).

3. 1717-1718гг. – Система Приказов была заменена коллегиями, сначала было 9, 3 из них главные: Военная, ……………………..и Адмиралтейская.

4. Управление государством: чиновники, регулярная армия, ………………….и органы политического сыска.

5. Установление ……………….монархии.











Приложение 2 (задания для групп)


1 группа. Воцарение Екатерины I (1725-1727 г.).Пётр II (1727-1730 гг.)

Меншиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после смерти императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны стал Меншиков.

Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

Итак, первая правительница эпохи дворцовых переворотов - Екатерина I. Наследовать императрице должен был Петр Алексеевич. Почему Екатерина согласилась предпочесть сына царевича Алексея дочерям? На Екатерину повлиял Меншиков. Видя, что здоровье Екатерины I ухудшается, и она проживет недолго, князь решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою 16-летнюю дочь Марию замуж за Петра II.

В 1727 году начинается правление Петра II.

Но удача на сей раз изменила ему. Меншиков тяжело заболел. Более месяца он был не в состоянии заниматься делами.

В это время влияние на Петра II приобрел князь Иван Алексеевич Долгорукий. Царь перестал подчиняться Меншикову. 8 сентября 1727г. князя арестовали, а затем, лишив чинов и наград, вместе с семьей сослали в глухой город Березов.

Избавившись от опасного соперника, Долгорукие поспешили упрочить свое положение при дворе. Сестра Ивана Долгорукого, Екатерина, была объявлена невестой Петра II. Но в январе 1730г., незадолго до свадьбы с княжной Долгорукой, Петр II заболел оспой и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.

2 группа. Анна Иоанновна (1730-1740 гг.)

Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Внимание “верховников” было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича - Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны - вдовы небогатого герцога Курляндского, которая жила в Митаве как провинциальная помещица, периодически выпрашивая деньги у русского правительства.

О внешности и характере императрицы Анны Иоанновны сохранились разные отзывы, порой противоположные. Для одних она “престрашного была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идет всех головою выше, и чрезвычайно толста”. А вот мнение испанского дипломата герцога де Лириа: “Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские”.

Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах гос.управления. Самым влиятельным стал фаворит Анны - Э.И.Бирон.

Современник писал о Бироне: “Характер Бирона был не из лучших: высокомерный, честолюбивый до крайности, грубый и даже нахальный, корыстный, во вражде непримиримый и каратель жестокий”.

В.О.Ключевский дал такую характеристику периоду, получившему название бироновщины: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.

Осенью 1940г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница (дочь сестры) Анна Леопольдовна, которая была приближена ко двору.















3 группа. Иван VI (1740-1741 гг.).Елизавета Петровна (1741-1761 гг.)

У Анны Леопольдовны родился сын, которого сразу же объявили наследником престола. В октябре 1940 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче.

Бирону не удалось удержать власть. Его ненавидели русские, и немцы, презирала гвардия. Родители императора опасались, что регент отнимет у них сына, а их вышлет в Германию. 9 ноября 1740г. Бирон был арестован гвардейцами во главе с фельдмаршалом Минихом.

Регентом при Иване Антоновиче стала Анна Леопольдовна. Её правление не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидаткой на императорский престол была дочь Петра I и Екатерины I - Елизавета.

В ночь на 25 ноября 1945 г. Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу.

Валентин пикуль в романе “Слово и дело” так описывает историческую для России ночь с 24 на 25 ноября 1741 года…

“Сани остановились возле казарм лейб-гвардии полка Преображенского, где размещалась рота преданных Елизавете гренадер. войдя в казарму, она сказала солдатам:

-Ребята, вы знаете, кто я такая. Худого вам не хочу, а добра желаю. Клянемся на кресте сем, что умрем за Россию вместе.

-Веди нас, краса писаная! Мы всех перережем!

-А тогда я не пойду. Крови уже было достаточно…

За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.

Французский академик Альбер Вандаль, описывая эту ночь живописует:

Толстый слой окрепшего снега прикрывал землю, заглушая всякий шум. Гренадеры торопливым шагом следовали за санями Елизаветы, молча и полные решимости: солдаты дали взаимную клятву не произнести ни единого слова во время пути и проткнуть штыком первого малодушного.

А вот как пишут о Елизавете историки:

-Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье.

Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала берлин.

…карта Европы лежала перед ней в её распоряжении, но она так редко на неё заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый настоящий университет в России - Московский.

4 группа. Пётр III (1761-1762 гг.)

После смерти Елизаветы Петровны престол занял её законный наследник, Пётр III. 25 декабря 1761 года императором России стал Петр III. Довелось ему царствовать всего 186 дней. Отзывы о нем остались совершенно противоположные.

При Петре III сложилась парадоксальная ситуация: император, с одной стороны, делал уступки дворянству, с другой - совершал поступки, вызвавшие гнев и негодование патриотических сил. Петр III оскорбил гвардию, заключив мир с Пруссией.

Екатерина ещё с 1756 года носила мысль о перевороте, который, по её словам, должен был произойти сразу же после смерти Елизаветы Петровны. Но так как императрица умерла только через 5 лет и на престол встал Пётр III, её законный наследник и муж Екатерины, переворот организовать сразу не удалось. После становления императором Пётр III сделал ряд непопулярных поступков, которые, в конечном счёте привели его к фактической самодискредитации. В результате этого вокруг Екатерины образуется заговор, в число членов которого вошли её ближайшие соратники (братья Орловы, Потёмкин, Хитрово), заговорщики занялись агитацией в гвардии и довольно быстро склонили её на свою сторону. Для осуществления переворота требовался только один небольшой повод, который быстро нашёлся: появились слухи об аресте Екатерины и раскрытии, а также аресте одного участника заговора, Пассека. Вечером 28 июня 1762 года был совершён «поход на Петергоф» (туда должен был приехать император для празднования своих именин и именин наследника престола). Прбывший в Петергоф император при виде собравшихся гвардейских частей впал в полнейшую нерешительность и детскую покорность — Пётр впал в страх и оцепенение и никакие советы и действия приближённых не могли спасти положения. Император достаточно быстро прекратил борьбу за власть и был сослан в Ропшу, где был убит своими тюремщиками. На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II.

Приложение 3.

СТРАТЕГИЯ «ФИШБОН» /РЫБЬЯ КОСТЬ/


Причина:

Причина:






Вывод:

Проблема:

Дворцовые

перевороты




Факты:

Факты:

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему"Дворцовые перевороты"

Автор: Тхомоков Андрей Юрьевич

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125262


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства