Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 7 класс История Отечества для коррекционного класса»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета___ история Отечества _________
Учебник/программа_по Истории Отечества для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида
Класс_____7_______________________
Уровень образования____основное общее образование __________________
Учитель____Ломаков Анатолий Владимирович
Срок реализации программы, учебный год___1 год, 2018-2019______________
Рабочую программу составил учитель истории и обществознания Ломаков А.В.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 7класс
1.Титульный лист.
2.Пояснительная записка.
3 / 4. Содержание рабочей программы. Требование к уровню подготовки обучающихся.
5.Календарно - тематический план.
6. Литература и средства обучения
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по Истории Отечества для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа по Истории Отечества составлена на основе нормативно-правовых документов.
Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории утверждённый приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089.
Учебный план МБОУ Вышегородская специальная ( коррекционная) школа - интернат.
Данная рабочая программа коррекционно-развивающей направленности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе Программы и базисного учебного плана для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида (2 вариант) под редакцией И.М. Бгажноковой 2013 г. и примерной программы по истории И.М. Бгажноковой, Л. В. Смирновой .Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 - 9 классов.
Цель: сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
образовательные:
усвоить важнейшие факты истории;
создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
воспитательные;
гражданское воспитание учащихся,
патриотическое воспитание,
воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
нравственное воспитание,
эстетическое воспитание,
трудовое воспитание,
правовое воспитание,
формирование мировоззрения учащихся.
коррекционно – развивающие:
развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь
Сведения о программе
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук И.М. Бгажноковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник Москва «Просвящение» 2013г
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.
Обоснование выбора
Выбор данной авторской программы и УМК обусловлен тем, что история России разработана для детей с нарушением интеллекта. Учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.
В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории ведется специальная работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.
Изменения, внесённые в авторскую программу и их обоснование
Изменения в авторскую программу внесены следующие: сокращение учебных часов по теме «Культура» (по 1 часу), с целью добавить их для изучения более сложных и обширных тем (ВОВ, и др.)
.
Определение места и роли учебного предмета.
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.
3/ 4. Содержание рабочей программы. Требования к уровню подготовки обучающихся 7 К Л А С С
устанавливать причины: возникновения языческих верований и обрядов;
влияния образа жизни на развитие ремесел, торговых отношений, культуры;
возникновения государства, его структуры, функций;
развития православия, смены языческой культуры на христианскую; распада Киевской Руси; возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX—XVII вв.);
захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами; освободительных войн между государствами; возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном; Смутного времени и народных волнений; возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве;
• описывать:
образ жизни восточных славян, места расселения; отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.); нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры;
• ориентироваться в: названиях древних городов Руси (3—6 названий);
основных событиях периодов:
IX в. — первое Древнерусское государство (Киевская Русь);
X в. — Крещение Руси; XI в. — расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
XI—XIII вв. — расцвет культуры Древней Руси;
XI—XV вв. — раздробленность русских земель;
монгольское нашествие; свержение Золотой Орды;
XVI—XVII вв. — объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV; Смутное время; Земский собор 1613 г.;
развитие сословных отношений;
культура и духовность России.
2-й уровень
предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем. Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий, например: Как возникла Золотая Орда? Объясни, почему монгольские племена покорили Россию и соседние с ней государства. Назови причины упадка Киевской Руси после правления Ярослава. Подчеркни, в каком веке началось образование единого Московского государства: X, XIII, XVI в. Какие реформы провел Иван Грозный в период своего правления (используй для ответа слова: судебник, присоединение, продвижение, расширение связей с...)? Объясни, чем занимались купцы, служилые люди, крепостные крестьяне, священники. Назови главные торговые и культурные города России XVI—XVII вв.
• объяснять значения слов и понятий в контексте изучаемых тем;
• устанавливать (по вопросам учителя) причины: возникновения верований на основе явлений природы; возникновения разнообразных видов труда; возвышения среди племен отдельных личностей; объединения соседних племен; возникновения государства; Крещения Руси; распада Киевской Руси.
Учащиеся должны знать:
• названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль; • исторические имена (3—5 имен); • главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы.
Календарно тематический план 7 класс
№урока
Тема.
Тема урока.
Кол-во часов
Работа с учебником.
Словарь.
Повторение (2 часа).
1
Вводный урок.
1
2
Вспоминаем учебник «Мир истории».
1
Происхождение славян (4 часа)
3
Происхождение славян.
1
4
Места расселения славян.
1
5
Славяне и соседние народы. Хазары . Византия.
1
6
Облик славян и черты их характера.
1
Хозяйство и образ жизни восточных славян (4 часа).
7
Земледелие – основное занятие славян.
1
8
Организация жизни славян.
1
9
Как менялась жизнь славян в общине.
1
10
Торговый путь из «варяг в греки».
1
Культура и верования восточных славян (3 часа)
11
Жилища, одежда, семейные традиции восточных славян
1
12
Языческие традиции восточных славян.
1
13
Обобщающий урок по теме: «Древняя Русь»
1
Вопросы с.35
Создание Древнерусского государства (6 часов)
14
Как возникло Древнерусское государство.
1
С.38-40
Боре, холопы, купа, тиуны, по нраву, обильна..
15
Об Аскольде, Дире и их походах на Византию.
1
С.43-48
16
Князь Игорь из рода Рюриковичей.
1
С. 49-52
17
Как княгиня Ольга отомстила древлянам.
1
18
Сын князя Игоря и Ольги Святослав
1
С. 59- 65
19
Обобщающий урок по теме: «Создание Древнерусского государства»
1
Вопросы с.66-67
Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства (4 часа)
20-21
Сыновья князя Святослава.
2
С.70-73
22-24
Князь Владимир Красное солнышко. Крещение киевской Руси.
2
С.73-78
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (4часа)
25
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром
1
С.79-80
26
Князь – воин, строитель, книжник.
1
27
« Русская Правда» Ярослава Мудрого
1
28
Обобщающий урок по теме: «Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром».
1
Феодальная раздробленность Русских земель (5 часов + 1)
Образование единого Московского государства (4часа)
46
Наследники Дмитрия Донского
1
47
Собирание Руси Иваном III.
1
48
Освобождение Руси от Золотой Орды.
1
49
Управление государством Иваном III.
1
50
Обобщающий урок по теме: Русь в борьбе с завоевателями
Единое Московское государство (16 часов).
51
Русь в XVI в.
1
С.172-173.
52
Начало правления Ивана IV.
1
С.173 179.
53
Земский собор. Реформы Избранной рады.
1
54
Войны Ивана Грозного.
1
С. 180-186.
55
Опричнина.
1
С.186- 188
56
Покорение Сибири.
1
С.188-192
Смутное время (6 часов)
57
Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I.
1
С.193-197
58
Лжедмитрий II. Семибоярщина.
1
С.197-200
59
Минин и Пожарский: за веру и Отечество.
1
С.200-202
60
Воцарение династии Романовых. Алексей Михайлович Романов.
1
С.203-208
61
Укрепление южных границ России. Казаки.
1
С.209-211.
62
Развитие России в XVII.
1
С.211-113.
63 - 64
Культура в Российском государстве VI-XVIIвеков
2
65- 67
Повторение.
2
С.213-217.
6. Литература и средства обучения
Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
Кулагина Г. А. Сто игр по истории М., 1983.
Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.
Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.
Учебники для учащихся:
«История Отечества» для 7, 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида , автор И.М. Бгажнокова, Л..В. Смирнова, Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Н.М.Редькина.