kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа ФГОС по истории 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по истории соответствует ФГОС и рассчитана на учащихся 6 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ФГОС по истории 6 класс.»


Приложение 4

к основной образовательной программе

основного общего образования МБОУ СШ №9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №9»

г. Новый Уренгой


« Согласовано»

Руководитель методического объединения


___________________/ Е.Н.Шевченко/



Протокол № __ от «____» _____ 2016 г.


« Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СШ №9



_____________________/_С.Г.Пухова_______/



«____»__________ 2016г.

« Утверждаю»

Директор МБОУ СШ №9



_________________/В.Г.Житникова /



Приказ № ____ от «____»________ 2016г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Шевченко Елены Николаевны, 1 квалификационная категория


Ф.И.О., квалификационная категория


история.

предмет


класс

Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №_________ от «_____»______20__г

2016/2017 учебный год

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:


Личностные результаты:

-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения, прав и свобод человека;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

-овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

-активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.


Предметные результаты:

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; 64 б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.


Формы организации учебной деятельности:

  • Исследование

  • Презентация творческих работ

  • Ролевые и интеллектуальные игры

  • Викторины и конкурсы

  • Решение и составление познавательных задач

  • Репортаж с места событий

  • Урок открытых мыслей

  • Домашнее задание исследовательского характера


2.Содержание учебного предмета:

Содержание программы по истории Средних веков (34ч.)

Тема 1. Введение (1 ч)

Происхождение понятия «Средние века». «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

Тема2. Становление средневековой Европы (5 ч)

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.

Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря.

Франское государство в VI – VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государство викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке. Франция и Германия в IX – XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры Западной Европы.

Тема 3. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. (3 ч)

Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь – столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византии при Юстиниане. Судьба Византии в VII – XI вв. Взаимоотношения с Русью.

Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей.

Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Тема 4. Арабы в VI – XI вв. (2 ч)

Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.

Возникновение Халифата. Арабское завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Тема 5. Феодалы и крестьяне (2 ч)

Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.

Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

Тема 6. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)

Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.

Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.

Тема 7. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы (3 ч)

Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X – XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.

Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.

Папство в зените могущества. Ереси XI – XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.

Тема 8. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.) (7 ч)

Начало объединения Франции Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».

Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI – XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.

Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII – XIV вв.

Ухудшение условий жизни европейцев в XIVв. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги.

Владение герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизованная политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.

Тема 9. Культура Западной Европы в XI – XV вв. (3 ч)

Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний.

Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.

Изменения в культуре Западной Европы в XIV - XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV – XV вв. (2 ч)

Польша в XIV – XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

Страны Балканского полуострова в XIV – XV вв. ослабление Византии, Болгарии, Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (3 ч)

Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религия Индии. Достижения индийской культуры.

Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с еверными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства.

Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улукбека. Общие черты и различия держав Чингисхана и Тимура.

Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побережье Африки и государство Мономотапа.

Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизация майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.

Тема 12. Итоговое повторение (1 ч)

Значение Средневековья в мировой истории и культуре.


Содержание программы по истории России (36ч.)

Тема 13. Введение. (1 ч)

Тема 14. Русь Древняя. (9 ч)

Народы и государства нашей страны в древности: государства Северного Причерноморья, Скифское Царство, Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, кочевые народы Степи. Восточные славяне в VI - IX веках. Новгород и Киев- центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. « Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международние связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Культура и быт Древней Руси.

Обучающийся должен знать.

понятия: род; племя; язычество; вервь; идол; капище; летопись; народное ополчение; вече; государство; князь; варяги; норманнская теория; полюдье; христианство; православие; закуп; смерд; холоп;; «Русская Правда»; феод; вотчина; береста; житие; икона; фреска; летопись.

даты:882-912; 912-945; 945-957;957-972; 980-1015; 988; 1019-1054; 1113-1125;

имена: князь Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах.

Обучающийся должен уметь.

Соотносить даты с веком;

Определять значение принятия христианства, первых законов Руси;

Показывать на исторической карте границы Руси, торговые пути;


Тема15. Политическая раздробленность на Руси. (9 ч)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Экспансия на Западе. Золотая Орда и Русь. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIII веках.

Обучающийся должен знать.

понятия: феодальная раздробленность; усобицы; уделы; Любечский съезд; бояре; Боярская дума; дворяне; посадник; тысяцкий; архимандрит; ярлык; баскаки; улус; орден крестоносцев; резеденция; «ордынский выход»; численники; уния; храм; поучение;

даты: 1125-1157; 1147; 1157-1174; 1176-1212; 1223; 1237-1242; 1240;1242;

имена: Юрий Долгорукий; Андрей Боголюбский; Всеволод Большое Гнездо; Ярослав Осмомысл; Александр Невский; Гедимин;

Обучающийся должен уметь.

определять последовательность и длительность таких событий, как монгольское завоевание Руси, экспансию с Запада;

показывать на исторической карте направление походов Батыя, ливонских и немецких рыцарей;

рассказывать об особенностях развития русских земель;

оперировать терминами;

объяснять своё отношение к таким личностям как А.Невский, Евпатий Коловрат, Юрий Всеволодович;

характеризовать достижения культуры по представленным в учебнике источникам;


Тема16. Русь Московская. (14 ч)

Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Предпосылки образования Российского государства.

Иван III. Василий III. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Русская культура второй половины XIII-XV веков. «Задонщина». Теория «Москва- Третий Рим». Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Условия развития страны XVI века: территория, население, экономика. Предпосылки централизации страны. Иван Грозный. Реформы 50-60-х годов XVI века. Земские соборы. Опричнина. Становление сословно-

представительной монархии.

Русская литература XVI века. Публицистика. Летописи. Начало русского книгопечатания. Оборонительное зодчество. Шатровые храмы. Живопись. Быт и нравы. «Домострой». Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века».

Обучающийся должен знать.

понятия: централизованное государство; предпосылка; полк; рать; манёвр; Золотая Орда; Судебник 1497 г.; ересь; стригольники; иосифляне; нестяжатели; регент; царь; сословие; сословная монархия; волость; стрельцы; Избранная рада; Речь Посполитая; держава; ясак; засечная черта; острог; опричнина; земщина; приказы; крепостное право; опала; посад; челобитная;

даты: 8 сентября 1380 г.; 1359-1389;1462-1505; 1410; 1497; 1485;1505-1533; 1514; 1533-1584; 1547; 1549; 1550; 1552; 1556; 1558-1583; 1565-1572; 1581-1584; 1581;

имена: Иван Калита; Иван III; Василий III; Иван Грозный;

Обучающийся должен уметь.

называть причины возвышения Москвы и образования единого государства;

давать краткую характеристику личностям;

рассказывать об изменениях в управлении государства;

называть предпосылки централизации страны;

оперировать понятиями;

показывать на карте направление походов ИванаIV ;

соотносить с изученными событиями даты;

характеризовать исторические источники.

Тема 17. Итоговое повторение. (3 ч)


3. Тематическое планирование.


п/п

Название раздела.

Количество часов

всего




часов

часов

1

Введение.

1

2

Становление средневековой Европы

5

3

Византийская империя и славяне в VI – XI вв.

3

4

Арабы в VI – XI вв.

2

5

Феодалы и крестьяне

2

6

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

7

Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы

3

8

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.)

7

9

Культура Западной Европы в XI – XV вв.

3

10

Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV – XV вв.

2

11

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

3

12

Итоговое повторение.

1

13

Введение.

1

14

Русь Древняя.

9

15

Политическая раздробленность на Руси.

9

16

Русь Московская.

14

17

Итоговое повторение.

3


Итого:

70











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее

задание

Дата

предметные

метапредметные

личностные

Тема 1. Введение (1час).

1

Вводный урок

1

Понятие «Средние века». Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков.

Урок изучения нового материала

Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью ленты времени. Изучать историческую карту мира Средневековья.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Сопоставлять свидетельства разных исторических источников.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории


Стр.7-12

Читать, пересказывать.


Тема2. Становление средневековой Европы (5 ч).

2

Древние германцы и Римская империя

1

Германские племена. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев.

Урок изучения нового материала

Показывать на карте территорию расселения германцев, кельтов и славян вдоль границ Римской империи. Рассказывать об образе жизни, традициях и верованиях варваров. Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи.

Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия.

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям


§1

отвечать на вопросы.


3

Королевство франков и христианская церковь в V – VIII вв.

1

Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков. Создание империи Карла Великого.

Комбинированный урок

Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.

Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,

§2 Читать, пересказывать.


4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

1

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Урок применения знаний (практикум)

Объяснять причины появления в Европе новой империи в Эпоху Средневековья. Рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига.

Определять своё отношение к личностям в истории и их оценка. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий.

Работа с картой, выписка важных фактов, составление сравнительной таблицы

§3

отвечать на вопросы.


5

Западная Европа в IX – XI вв.

1

Королевская власть во Франции. Священная Римская империя.

Комбинированный урок

Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.

Определять своё отношение к личностям в истории и их оценка. Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий.

Работа с картой, выписка важных фактов,

§4 Читать, пересказывать.


6

Англия в раннее Средневековье.

1

Легенды и быль о короле Артуре. Кто такие норманны. Борьба англосаксов с норманнами. Государство норманнов.

Урок применения знаний (практикум)




§5


отвечать на вопросы.



Тема 3. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. (3 ч).

7

Византия при Юстиниане.

1

Юстиниан и его правление. Войны Юстиниана. Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной Римской империей. Особенности императорской власти.

Комбинированный урок

Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.

Последовательно строить рассказ об исторических событиях, их участниках. Анализировать отношения Византии с соседними народами.

Работа с картой, с текстом, иллюстрациями

§6


отвечать на вопросы.


8

Культура Византии.

1

Культура Византии. Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Византийская иконопись.

Комбинированный урок

Доказывать , что Византия – наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами.

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат)

Работа с картой, с текстом, иллюстрациями

§7


Читать, пересказывать.


9

Образование славянских государств.

1

Образование славянских государств.

Урок применения знаний (практикум)

Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государтсвенности. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств.

Умение давать само­стоятельную оценку ис­торическим событиям, явлениям, процессам личностям.

Оперировать термина­ми и понятиями.

Работа с картой, с текстом, иллюстрациями

§8


Читать, пересказывать.


Тема 4. Арабы в VI – XI вв. (2 ч).

10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные войны арабов.

Урок изучения нового материала

Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.

Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством.


Работа с картой, с текстом, иллюстрациями

§9

отвечать на вопросы.


11

Культура стран халифата.

1

Образование, литература, искусство, медицина.

Урок применения знаний и формирования умений (практикум)

Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе.

Объяснять связь между античным наследием и исламской культуры. Составлять сообщение с презентацией об арабских учёных . Составлять развёрнутый план.

Работа с картой, с текстом, иллюстрациями

§10

отвечать на вопросы.


Тема 5. Феодалы и крестьяне (2 ч).

12

Средневековая деревня и ее обитатели.

1

Феодальные отношения, натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян.

Урок применения знаний и формирования умений

Группировать информацию о феодале, крестьяне и их отношениях. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями

§11


Читать, пересказывать.


13

В рыцарском замке.

1

Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Ритуальная присяга. Кодекс рыцарской чести. Рыцарские доспехи. Турниры. Гербы. Литературные произведения.

Урок применения знаний и формирования умений

Доказывать, что с XI по XIIIв. В Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений.

Анализировать роль замка в культуре средневековья.

Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями

§12

отвечать на вопросы.


Тема 6. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч).

14

Формирование средневековых городов.

1

Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Города-республики. Зарождение демократических порядков.

Урок применения знаний и формирования умений

Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов.

Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфам. Подготовить проект о возникновении и развитии городов в Италии, Франции, Германии.

Работа с картой, делать выводы по карте

§13

отвечать на вопросы.


15

Горожане и их образ жизни.

1

Городское самоуправление. Городские ремесла и ремесленники. Борьба ремесленников. Ремесленные цехи, гильдии. Торговля и ярмарки. Жизнь и быт горожан.

Комбинированный урок

Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя.

Составлять загадки о городской жизни для одноклассников. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Составление сложного плана

§14,15

Читать, пересказывать.


Тема 7. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы (3 ч)

16

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

Разделение церквей. Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства церкви.

Урок изучения нового материала

Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти.

Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфам. Подготовить проект о противостоянии королей и пап.

Составление плана, таблицы, работа с картой

§16


отвечать на вопросы.


17

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

Еретики, ересь. Борьба церкви с еретиками.

Комбинированный урок

Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти.

Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфам. Подготовить проект о противостоянии королей и пап.

Составление плана, таблицы, работа с картой

§16

Читать, пересказывать.


18

Крестовые походы.

1

Крестовые походы и их последствия.

Урок изучения нового материала

Определять по карте путь Крестовых походов, комментировать его основные события. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Находить в интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.

Работа с картой, составление таблиц, работа с текстом и документами

§17

отвечать на вопросы.



Тема 8. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.) (7 ч).

19

Как происходило объединение Франции.

1

Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты.

Комбинированный урок

Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.

Работать в группах, составлять вопросы и задания для совместной работы в группах учащихся.

Работа с картой

§18

отвечать на вопросы.


20

Что англичане считают началом своих свобод.

1

Норманнское завоевание Англии и его последствия. Причины усиления королевской власти. Генрих II и его реформы. «Великая хартия вольностей». Английский парламент.

Комбинированный урок

Рассказывать о причинах утверждения норманнской династии на английском троне.

Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.

Работа с картой

§19


Читать, пересказывать.



21

Столетняя война.

1

Причины поражения французов при Креси и Пуатье. Крестьяне и феодалы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Поражение англичан. Итоги войны.

Комбинированный урок

Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах.

Составлять доклад о Жанне д, Арк используя Интернет ресурсы.

Работа с картой, составление таблицы

§20

Сообщение о личности Жанны д Арк.




22

Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и в Англии.

1

Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства.

Комбинированный урок

Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Анализировать процессы Объединения в Англии и Франции.

Характеризовать и оценивать поступки лидеров восстаний крестьян.

Составление сравнительной таблицы

§21


отвечать на вопросы.


23

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.


1

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование испанского королевства. Жизнь евреев в Испании. Инквизиция в Испании.


Комбинированный урок

Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Работа с картой

§22 Читать, пересказывать.


24

Усиление власти князей в германии. Расцвет итальянских городов.

1

Германские государства в XII – XV вв. Расцвет римских городов.

Комбинированный урок

Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Характеризовать политику династии Медичи.

Используя иллюстрации к параграфу и Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик.

Составление сравнительной таблицы

§23

отвечать на вопросы.



25

Повторительно-обобщающий урок по темам 1,2,3,4,5,6,7,8.


1

Содержание разделов 1,2,3,4,5,6,7,8.


Повторительно-обобщающий урок




§1-23

Повторять.


Тема 9. Культура Западной Европы в XI – XV вв. (3 ч).

26

Образование и Философия. Средневековое искусство.

1

Средневековая наука. Технические открытия и изобретения. Средневековое образование. Средневековая литература. Архитектура, скульптура и живопись.

Урок применения знаний и формирования умений

Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество»

Умение давать само­стоятельную оценку ис­торическим событиям, явлениям, процессам личностям.

Оперировать термина­ми и понятиями.

Составление сложного плана, составление таблицы

§26,27,28


Читать, пересказывать.


27

Культура раннего Возрождения Италии.

1

Новые учения о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения.

Урок применения знаний и формирования умений

Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.

Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки.

Составление сложного плана, составление таблицы

§29

отвечать на вопросы.


28

Научные открытия и изобретения.

1

Развитие практических знаний. Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Развитие мореплавания. Изобретение книгопечатанья.

Урок применения знаний и формирования умений

Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Составление сложного плана, составление таблицы

§30


Читать, пересказывать.



Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV – XV вв. (2 ч).

29

Гуситское движение в Чехии.

1

Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Значение гуситского движения.

Урок изучения нового материала

Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе.

Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки.

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им

§24

Сообщение о Яне Гусе и Яне Жижке.


30

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Урок применения знаний и формирования умений

Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов и неуспехов в учебе

§25


Читать, пересказывать.


Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (3ч).

31

Средневековый Китай.

1

Китай в IV – VII вв. Борьба с кочевниками. Особенности социального и государственного строя Китая. Внешняя и внутренняя политика династии Манн. Культура средневекового Китая.

Урок изучения нового материала

Показывать на карте и комментировать местоположение Китая, Индии и Японии. Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление.

Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет-ресурсов.

Имеют целост­ный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии наро­дов, культур и ре­лигий

§31


Читать, пересказывать.


32

Индия. Государство и культура

1

Особенности экономического и политического развития индии. Делийский султанат. Появление европейских колонизаторов на юге Индии. Империя Великих Моголов. Индийская культура и ее специфические формы.

Комбинированный урок

Показывать на карте и комментировать местоположение Китая, Индии и Японии. Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление.

Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет-ресурсов.

Имеют целост­ный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии наро­дов, культур и ре­лигий

§31

отвечать на вопросы.


33

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка в Средние века.

1

Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Государство, религия и общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в Южной Америке. Культура доколумбовой Америки, ее общекультурная значимость. Понятие о Северной и Южной Африке. Особенности развития Южной Африки. Африканский уклад жизни. Рабы, воины и правители Африки.

Комбинированный урок

Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать обустройстве обществ доколумбовой Америки.

Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет-ресурсов.

Имеют целост­ный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии наро­дов, культур и ре­лигий

§32

отвечать на вопросы.


Тема 12. Итоговое повторение (1 ч).

34

Наследие истории Средних веков в истории человечества.

1

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду.

Повторительно-обобщающий урок

Объяснять смысл понятия «Средневековье». Раскрывать сущность феодальных отношений.

Защищать проекты, представлять презентации. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса учебника.

Определяют внутреннюю по­зицию обучающе­гося на уровне положительного отношения к об­разовательному процессу; пони­мают необходи­мость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального спо­соба оценки знаний

§1-32


Повторять



Календарно-тематическое планирование по истории России (36ч.)


№ п/п

Тема урока.

Кол-во часов.

Элементы содержания.

Тип урока.

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание.

Дата проведения

предметные

метапредметные

личностные

Тема 13. Введение (1 ч.).

35

Введение. История России – часть всемирной истории


1

Историческое время
и пространство. Предмет изучения истории Отечества. История России – часть всемирной истории. Многонациональный характер нашего государства. История региона – часть истории России. Исторические источники о нашей Родине. Вспомогательные исторические дисциплины.

Основные понятия: историческое время, историческое прост-ранство, историчес-

кий источник, лето пись, археология, лингвистика, фольклористика, нумизматика


Вводный урок

Активизировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников.

Характеризовать источники по Истории России.

Уметь систематизировать информацию из различных исторических источников.

Выражают устой­чивые эстетиче­ские предпочте­ния и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

Введение,
с. 4–6


Читать, пересказывать.


Тема 14. Русь Древняя (9 ч).

36

Древнейшие народы на территории России.

1

Жители лесной полосы Восточной Европы. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Византия.

Основные понятия: колонизация, союзы племен, кочевники, каган, каганат, дань


Урок - беседа.

Показывать на карте расселение древнего человека на территории России. Описывать условия жизни, занятия, верования племён.

Извлекать необходимую информацию из различных источников.

Выражают устой­чивые эстетиче­ские предпочте­ния и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

§1 Отвечать на вопросы


37

Восточные славяне.

1

Заселение Евразии. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Происхождение и расселение восточных славян. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни и верования древних славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования славян. Язычество. Общественный строй и управление.

Основные понятия: род, родовая община, соседская община, племя, подсечно-огневая и переложная система земледелия, язычество, вервь, вече, народное ополчение

Комбинированный.

Знать происхождение восточных славян, их соседей.

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Объяснять смысл: язычество, народное ополчение, дань.

Осознание обучающимися своей этнической принадлежности.

Проявляют эмпатию, как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им

§2.

Читать, пересказывать.


38

Формирование Древнерусского государства.

1

Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. Образование государственных центров (Киев, Новгород). Образование государства, его внутренняя организация.

Основные понятия: государство, дружина, князь, варяги, воевода

Комбинированный урок

Знать предпосылки и причины формирование

Древнерусского государства.

Объяснять: государство, князь, дружина, полюдье.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Выделять главное в тексте учебника. Умение работать с картой. Развивать умение составления схем.

Проявляют доб­рожелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как по­нимание чувств других людей и сопережива­ние им

§3 Отвечать на вопросы


39

Первые киевские князья.

1

Деятельность князя Олега. Правление Игоря и Ольги.

Древлянское восстание. Реформы княгини Ольги. Основные походы князя Святослава. Эволюция системы управления в Древнерусском государстве.

Основные понятия: погосты, полюдье, уроки, реформа


Урок -исследование

Характеризовать

княжескую власть и Древнерусскую державу. Полюдье. Олег, Игорь, Ольга. Походы Святослава.

Продолжать развивать умение работать с исторической картой. Составлять схемы. Учиться сравнивать, анализировать, делать выводы.

Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференциро­ванную оценку своих успехов в учебе

§4 Отвечать на вопросы


40

Владимир Святославич. Принятие христианства.

1

Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская Православная Церковь. Значение принятия христианства. Роль князя Владимира
Крестителя в русской истории.

Основные понятия: монотеизм, христианство, ислам, иудаизм, монастыри


Школьная лекция.

Умение сравнивать (языческая религия славян и христианство). Умение выделять при­чины, ход, значение ис­торического события (принятие христианст­ва).

Умение анализировать исторические источни­ки, осмысливать и оце­нивать исторические явления.

Осмысливают гу­манистические традиции и цен­ности современ­ного общества

§5

Читать, пересказывать.


41

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Борьба за власть сыновей Владимира. Причины и основные события усобицы Владимировичей. Правление Ярослава Мудрого. Внутренняя политика Ярослава. Общая характеристика Русской Правды. Основные направления внешней политики Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе.

Древнерусские города. Складывание крупной земельной собственности. Земельные отношения и социальные слои в Древнерусском государстве.

Основные понятия: княжеские усобицы, Русская Правда, князья-наместники, династические браки, древнерусская народность, общинная собственность на землю, феодальные владения, вотчина, бояре, смерды, закупы, рядовичи, холопы

Комбинированный урок

Уметь определять предпосылки для рас­цвета государства.

Уметь раскрыть соци­альную сущность «Русской правды».

Умение давать само­стоятельную оценку ис­торическим событиям, явлениям, процессам личностям.

Оперировать термина­ми и понятиями.

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач

§6 Отвечать на вопросы


42

Культура Древней Руси.

1

Особенности культуры Древней Руси. Языческая культура восточных славян. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Выдающиеся памятники древнерусской культуры.

Основные понятия: культура, патриотизм, былины, летопись, устав, миниатюра, житие, фреска, мозаика, зернь, скань, эмаль, самобытность

Комбинированный урок.

Уметь выделять глав­ное (истоки и особенно­сти древнерусской культуры).

Ценностное ориентиро­вание древнерусского общества.

Умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия события.

Уметь состав­лять план и хронологи­ческую таблицу, рабо­тать с документами.

Выражают адек­ватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности

§7 Читать, пересказывать.


43

Быт и нравы Древней Руси.

1

Повседневная жизнь земледельцев. Система семейного воспитания в Древней Руси. Особенности древнерусского жилища и одежды. Древнерусский костюм. Повседневная жизнь горожан. Военное дело.

Основные понятия: образ жизни, хоромы, слобода, изба, горница, сени, гридница, зипун, онучи, лапти

Урок –исследование.

Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.

Умение сравнивать, анализировать произведения искусства. Умение полемизиро­вать и отстаивать свои взгляды.

Имеют целост­ный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и раз­нообразии наро­дов, культур и ре­лигий

§8 Отвечать на вопросы


44

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Древняя»

1

Материал раздела «Русь Древняя»

Повторительно- обобщающий урок.

Уметь выделять глав­ное.

Систематизировать материал по Древней Руси.

Умение самостоятельно анализировать истори­ческие источники: письменные, изобрази­тельные, веществен­ные.

Определяют внутреннюю по­зицию обучающе­гося на уровне положительного отношения к об­разовательному процессу, пони­мают необходи­мость учения, выраженную в преобладании учебно-познава- тельных мотивов и предпочтении социального спо­соба оценки знаний

§1-8


Повторять


Тема15. Политическая раздробленность на Руси. (9 ч).

45

Начало раздробления Древнерусского государства


1

Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Экономические и политические причины раздробленности Древнерусского государства. Любечский съезд князей. Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. Государственное управление в период политической раздробленности. Князья и бояре. Свободное и зависимое население.

Основные понятия: политическая раздробленность, удел, эксплуатация

Комбинированный урок.

Уметь определять со­циально-экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности.

Развивать умение ра­боты с картой. Сводить знания в таб­лицы. Отделять главное от второстепенного. Выделять отличитель­ные признаки явления, процессы.

Выражают устой­чивые эстетиче­ские предпочте­ния и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

§9 Читать, пересказывать.


46

Главные политические центры Руси

1

Освоение Северо-Восточной Руси. Рост числа городов. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. Политические особенности управления в Новгороде.


Комбинированный урок

Уметь выделять общее и особенное в социаль­но-экономическом, по­литическом, культурном развитии удельных зе­мель.

Уметь работать в группе. Умение работать с учебником, умение составлять таблицу, работать с исторической картой.

Проявляют эмпатию, как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им

§10 Отвечать на вопросы


47

Главные политические центры Руси

1

Галицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальское княжество.

Основные понятия: монархия, республика, аристократия, вече, посадник, тысяцкий, владыка

Комбинированный урок

Уметь выделять общее и особенное в социаль­но-экономическом, по­литическом, культурном развитии удельных зе­мель.

Уметь работать в группе. Умение работать с учебником, умение составлять таблицу, работать с исторической картой.

Проявляют эмпатию, как осознан­ное понимание чувств других людей и сопере­живание им

§11 Читать, пересказывать.


48

Нашествие с Востока.

1

Создание державы Чингисхана. Особенности управления
в раннемонгольском государстве. Причины монгольской экспансии. Первые походы монгол на Русь. Сражение на Калке. Вторжение Батыя в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Основные понятия: найон, курултай


Школьная лекция

Уметь работать по кар­те.

Определять причины завоевательных похо­дов монголо-татар. Объяснять причины успеха монголо-татар.

Умение работать с учебником, умение составлять таблицу, работать с исторической картой.

Определяют свою личностную пози­цию, адекватную дифференцирован­ную оценку своих успехов в учебе

§12 Отвечать на вопросы


49

Борьба Руси с западными завоевателями.


1

Походы шведов на Новгородские земли. Рыцарские ордена.
Походы крестоносцев. Александр Ярославич.

Невская битва и ее значение. Ледовое побоище и его значение.

Основные понятия: рыцарский орден, крестовые походы, агрессия

Комбинированный урок.

Характеризовать борьбу Руси про­тив экспансии с Запада, против Ливонского и Тефтонского орденов.

Уметь работать с тек­стом учебника, выде­лять главное, причинно-следственные связи, роль личности.

Осмысливают гу­манистические традиции и ценности со­временного обще­ства

§13 Отвечать на вопросы


50

Русь и Золотая Орда.

1

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества.

Основные понятия: Золотая Орда, вассалитет, баскак, владычество, резиденция, ярлык

Комбинированный урок.

Уметь определять сущ­ность и последствия монголо-татарского ига. Работать с документами.

Умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия события.

Уметь состав­лять план и хронологи­ческую таблицу, рабо­тать с документами.

Проявляют устой­чивый учебно- познавательный интерес к новым способам решения задач

§14 Читать, пересказывать.


51

Русь и Литва.

1

Формирование Русско-Литовского государства. Гедимин. Характерные особеннос ти Русско-Литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Значение присоединения русских земель к Литве.

Основные понятия: католицизм.

Школьная лекция.

Характеризовать формирование Литовско-Русского государства и значение присоединения Русских земель к Литве.

Уметь работать с кар­той.

Уметь составлять хро­нологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения учителя, карты.

Выражают адек­ватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельностиобщим способам решения задач

§15 Отвечать на вопросы


52

Культура русских земель XII–

XIII вв.

1

Особенности культуры XII–XIII вв. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Накопление научных знаний. Литература. Литературные жанры: поучение, слово. Фольклор. Зодчество. Живопись.
Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Основные понятия: культурные традиции, поучение, слово, архитектурный ансамбль, канон, аскетизм.

Школьная лекция.

Уметь выделять общее и особенное в произве­дениях культуры каждого удельного княжества.


Учиться сравнивать, анализировать истори­ческие источники (кар­тины, документы). Делать выводы. Участвовать в беседе.

Имеют целост­ный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

§16 Читать, пересказывать.


53

Повторительно-обобща-
ющий урок по теме «Политическая раздробленность
на Руси»

1

Материал раздела «Политическая раздробленность на Руси»

Повторительно-обобща-
ющий урок

Характеризовать

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)

Умение самостоятельно анализировать истори­ческие источники: письменные, изобрази­тельные, веществен­ные.

Умение полемизиро­вать и отстаивать свои взгляды.

Выражают устой­чивые эстетиче­ские предпочте­ния и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни

§9-16


Повторять


Тема16. Русь Московская. (14 ч).

54

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

1

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV в. Предпосылки и причины объединения русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Развитие городов и их роль в объединении русских земель. Политическая система Руси. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Основные понятия: вотчина, поместье, черносошные крестьяне. Причины возвышения Москвы.

Основные понятия: вотчина, поместье, черносошные крестьяне

Урок- беседа.

Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утрачен­ные Русью.

Выделять предпосылки объединения русских земель.

Уметь работать с учеб­ником, уметь состав­лять таблицу. Работать с историче­ской картой. Уметь выявлять син­хронность и последова­тельность исторических событий и явлений.

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, ос­новные центры собирания русских зе­мель, территориальный рост Московско­го княжества.Раскрыватьпричины и следствия объ­единения русских земель вокруг Москвы.Высказывать иаргументировать оценку деятельности Ивана Калиты

§17



Читать, пересказывать.


55

Москва – центр борьбы
с ордынским владычеством


1

Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Борьба Москвы за политическое первенство. Основные вехи борьбы московских и тверских князей. Русь и Орда накануне решающего столкновения.

Основные понятия: удельные княжества, ярлык

Комбинированный урок.

Причина возвышения Московского княжества. Рассказывать о Куликовской битве, раскрывать значение битвы.

Развивать умение со­относить знания с эпо­хой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причин­но-следственные связи между событиями.

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.Раскрывать значение Куликовской битвы.Готовитьсообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниа­тюры «Сказания о Мамаевом побоище»:http://prodigi.bl.uk/illcat/record.asp?MSID=8122&CollID=58&NStart=51Оцениватьроль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея

§18 Отвечать на вопросы


56

Куликовская битва.

1

Военно-политическое состояние Руси и военные события накануне Куликовской битвы. Московский князь Дмитрий Иванович. Битва на поле Куликовом. Особенности тактики обеих сторон. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

Основные понятия:

национальное самосознание, тактика, маневр

Урок –исследование.

Причина возвышения Московского княжества. Рассказывать о Куликовской битве, раскрывать значение битвы.

Развивать умение со­относить знания с эпо­хой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причин­но-следственные связи между событиями.

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.Раскрывать значение Куликовской битвы.Готовитьсообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниа­тюры «Сказания о Мамаевом побоище»:http://prodigi.bl.uk/illcat/record.asp?MSID=8122&CollID=58&NStart=51Оцениватьроль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея

§18 Читать, пересказывать.


57

Московское княжество и его соседи

в конце XIV –

середине XV в.

1

Внутренняя и внешняя политика Василия I. Причины московской усобицы, ее основные участники. Распад Золотой Орды. Причины и этапы сближения Литвы и Польши. Грюнвальдская битва и ее значение. Изменения в положении русского населения после принятия Литвой католичества. Образование русской, белорусской, украинской народностей.

Комбинированный урок.

Характеризовать политику Василия I, объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного.

Решать проблемные и познавательные задачи. Развивать умение со­относить знания с эпо­хой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причин­но-следственные связи между событиями.

Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Ва­силия II Тёмного.Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальд- ской битвы для судеб Центральной Евро­пы

§19 Отвечать на вопросы


58

Создание единого русского государства. Конец ордынского владычества

1

Иван III. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Великое противостояние на реке Угре. Ликвидация ордынского владычества. Завершение объединения русских земель. Значение образования единого русского государства.

Основные понятия: суверенитет, стояние на Угре.

Комбинированный урок.

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Объяснять значение создания единого Русского государства.

Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать вы­воды.

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.Показывать на исторической карте процесс превращения Московского вели­кого княжества в Русское государство.Начать составление характеристики Ивана III.Объяснятьзначение создания единого Русского государства

§20


Читать, пересказывать.


59

Московское государство
в конце XV – начале XVI в.



1

Возвышение великокняжеской власти. Появление символов государственной власти. Органы управления государствомНовшества в комплектации русского войска. Изменения в порядке владения землей и положении русского крестьянства. Категории русского крестьянства. Зарождение казачества. Ограничение свободы крестьян. Судебник 1497 г.

Основные понятия: скипетр, держава, шапка Мономаха, чин, Боярская дума, боярин, окольничий, налоги, дворец, казна, уезд, волость, стан, наместник, кормление, местничество, судебник, Юрьев день, казаки.

Школьная лекция.

Характеризовать деятельность Ивана III, изучать отрывки из Судебника 1497 г. и объяснять: Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье.

Умение сравнивать ис­торические явления в различных странах. Умение оперировать терминами и понятиями.

Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.Завершить составление характеристи­ки Ивана III.Сравниватьвотчинное и поместное землевладение.Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них све­дения в рассказе о положении крестьян.Объяснять смысл понятийБоярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье

§21 Читать, пересказывать.


60

Церковь
и государство в конце XV–начале XVI в.

1

Изменения в положении Русской Православной Церкви.
Монастыри. Ереси. Еретические движения. Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории
«Москва – третий Рим».

Основные понятия: монастырь, ереси, стригольники, благотворительность, нестяжатели, иосифляне, дьяк.

Школьная лекция.

Уметь определять при­чины изменения в по­ложении Русской пра­вославной церкви. Причины появления ереси. Объяснять значение выражения «Москва – Третий Рим».

Умение сравнивать ис­торические явления в различных странах. Умение оперировать терминами и понятиями.

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государствен­ности.Характеризоватьвзаимоотношения церкви с великокняжеской властью.Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим».Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси

§22 Отвечать на вопросы


61

Условия развития страны

в XVI в.

1

Условия развития страны в XVI в.:

территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны.
Иван IV Грозный.
Установление царской власти

Комбинированный урок.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выявление исто­рической закономерно­сти.

Умение кратко и раз­вернуто давать ответы, оперировать понятиями.


§23 Читать, пересказывать.


62

Реформы Избранной рады. Становление сословно

1

Боярское правление. Укрепление центральной власти. Избранная рада. Земский собор. Становление сословно-представительной монархии. Судебник Ивана IV 1550 г. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Отмена кормлений.

Приказная система. Военная реформа.

Основные понятия: Избранная рада, Земский собор, приказы, централизованное государство, губные старосты, земские старосты, стрельцы

Школьная лекция. Комбинированный урок.

Роль личности в истории. Иван Грозный. Реформы 50-60 гг. XVI в. Земские соборы. Судебник 1550 года.

Умение давать само­стоятельную оценку ис­торическим событиям, явлениям, процессам личностям.

Характеризовать социально-экономи­ческое и политическое развитие Русско­го государства в начале XVI в.Объяснять причины и значение при­нятия Иваном IV царского титула.Характеризоватьосновные мероприя­тия и значение реформ 1550-х гг.Изучатьисторические документы (от­рывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским, записок иностранцев о Рос­сии) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти.Объяснять значение понятийцентра­лизованное государство, приказ, Земс­кий собор, стрелецкое войско, дворяне

§23 Отвечать на вопросы


63

Внешняя политика Ивана IV

1

Основные направления внешней политики Ивана Грозного.
Завоевание Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей.
Покорение Западной Сибири. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война.

Основные понятия: засечная черта, ясак, острог.

Комбинированный урок.


Характеризовать внешнюю политику Ивана IV.

Присоединение Астраханского и Казанского ханств. Борьба с набегами Крымского хана. Ермак и покорение Сибири. Ливонская война.

Уметь выбирать глав­ное при составлении хронологической таб­лицы. Видеть причинно-следственные связи. Уметь оперировать терминами и понятиями.


Использовать историческую карту для характеристики роста территории Москов­ского государства, хода Ливонской вой­ны, похода Ермака.Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.Характеризовать причины успехов Ру­си в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне.

§24 Читать, пересказывать.


64

Опричнина.


1

Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного. Последствия опричной политики.

Основные понятия: деспотизм, террор, опричнина, земщина, «заповедные лета»

Урок -исследование


Сущность, цель, итоги и последствия опричнины. Падение Избранной рады.

Уметь анализировать исторические источни­ки, осмысление их.

Давать оценки истори­ческим явлениям

Объяснять причины, сущность и по­следствия опричнины.Определятьсвоё отношение к оприч­ному террору на основе анализа доку­ментов, отрывков из работ историков.Составлятьхарактеристику Ивана IV Грозного.Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нём.Представлять иобосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного.Объяснять значение понятий заповедные лета, крепостное право

§25 Отвечать на вопросы


65

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV–XVI вв.

1

Особенности развития русской культуры XIV–XVI вв. Влияние централизации страны на культурную жизнь. Просвещение и публицистика. Летописные своды. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература XIV–XVI вв.

Основные понятия: полуустав, эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, энциклопедия

Комбинированный урок.

Характеризовать развитие культуры в XVIв. Публицистика. Четьи-Минеи. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды.

Развивать умение слушать и осмысливать услышанное. Изучать, сравнивать, анализировать, описывать, давать характери­стику произведениям искусства.

Составлять таблицу достижений культу­ры Руси в XIV—XVI вв.Проводить поиск исторической инфор­мации для подготовки сообщений (презен­таций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателяхХарактеризоватьосновные жанры ре­лигиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV—XVI вв.

§26 Читать, пересказывать.


66

Архитектура и живопись в XIV–XVI вв.

Быт в XV–XVI вв.

1

Зодчество XIV–XV вв. Архитектура Московского государства
в XVI в. Русская живопись XIV в. Феофан Грек. Русская живопись XV–XVI вв. Андрей Рублев.

Основные понятия: шатровый стиль,

иконостас, фреска, икона, юродивый

Развитие городов. Изменения в городской жизни. Русскаяизба. Особенности русского костюма и русской трапезы.

Основные понятия: административные здания, харчевня, изба, сруб, лежанка, лавка, полати, лампада, кафтан, тулуп, сарафан, душегрея, козырь, летник

Комбинированный урок.

Характеризовать начало русского книгопечатанья. Иван Федоров. Зодчество. Строи­тельство шатровых храмов. Быт и нравы. «Домострой». Описывать быт различных слоёв населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в интернете.

Изучать, сравнивать, анализировать, описывать, давать характери­стику произведениям искусства. Писать краткие сооб­щения.

Описывать памятники культуры на ос­нове иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете, или непосред­ственных наблюдений (с использованием регионального материала).Собирать информацию и готовить сооб­щения (презентации) об иконах и о хра­мах XIV—XVI вв., используя Интернет и другие источники информации.Составлятьописание памятников мате­риальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства.

§27,28 Отвечать на вопросы


67

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Московская».

1

Материал раздела «Русь Московская».

Повторительно-обобщающий урок.

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Умение сравнивать, выделять главное, делать выводы на основе имеющихся знаний.


§17-28

Повторять


Тема 17. Итоговое повторение. (3 ч)

68

Повторительно обобщающий урок по истории Средних веков.

1

Содержание тем 1-11 по истории Средних веков.

Повторительно-обобщающий урок.

Характеризовать Россию с древности до конца XVI века.


Умение сравнивать, выделять главное, делать выводы на основе имеющихся знаний.

Систематизировать исторический ма­териал по изученному периоду.Характеризовать общие черты и осо­бенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе.Систематизироватьисторический ма­териал по изученному периоду.Характеризовать общие черты и осо­бенности развития XIV—XVI вв. в России и государств Западной Европы.Высказыватьсуждения о значении наследия XTV—XVI вв. для современного общества.Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории

§1-32


Повторять


69

Повторительно обобщающий урок по истории России.

1

Содержание тем 13-16 по истории России.

Повторительно-обобщающий урок

Характеризовать Россию с древности до конца XVI века.


Умение сравнивать, выделять главное, делать выводы на основе имеющихся знаний.

Систематизировать исторический ма­териал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории

§1-28 Повторять


70

Итоговый повторительно-обобщающий урок

1

Материал курса «История России с древнейших времен до конца XVI в.»

Повторительно-обобщающий урок

Характеризовать Россию с древности до конца XVI века.


Умение сравнивать, выделять главное, делать выводы на основе имеющихся знаний.

Систематизировать исторический ма­териал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории

§1-32;

§1-28.


повторять



13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа ФГОС по истории 6 класс.

Автор: Шевченко Елена Николаевна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа по истории ФГОС "
    ["seo_title"] => string(36) "rabochaia-proghramma-po-istorii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "127588"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415345554"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа по истории на 2015-2016 учебный год (ФГОС первого поколения) "
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-po-istorii-na-2015-2016-uchiebnyi-ghod-fgos-piervogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "247140"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446492347"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Рабочая программа по истории на 2015-2016 учебный год (ФГОС второго поколения) "
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-po-istorii-na-2015-2016-uchiebnyi-ghod-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "247163"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446495919"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по истории 7 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-po-istorii-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "223943"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438260966"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Проект "Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(52) "proiekt-rabochaia-proghramma-po-istorii-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "234421"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443446144"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства