kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект на тему: «Царь Михаил – первый царь династии Романовых».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет    работы   -   время правления Михаила Романова.

Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.

Методы исследования:                                              

  • Поиск достоверных источников информации с помощью документов,  книг, использование компьютерных технологий;

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: «Царь Михаил – первый царь династии Романовых».»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коржевская средняя школа
















Проект на тему:

«Царь Михаил – первый царь династии Романовых».








Автор: Одинокова Мария

7 класс

Руководитель: Маськова Ю.Н.,

учитель истории и обществознания

Телефон школы: 88424177555



2016 - 2017 уч.год

Оглавление



  1. Введение.


II.Основной ресурс

  1. Рождение Михаила. Биография.

  2. Призвание на царство.

  3. Итоги правления Михаила.


III.Выводы.


IV.Заключение.


V.Список используемой литературы.








Введение.


Тема  Царь Михаил Романов – первый царь династии Романовых.

Эта тема привлекла меня своей актуальностью т.к. потому что в 1612 году заканчивался период Смутного времени. Осталась одна проблема: кто станет новым русским царём? Сын опального боярина, Михаил Фёдорович Романов взошёл 11 июня 1613 года на царский престол в Москве, став родоначальником династии Романовых, правивших Российским государством 304 года.

Цели:

1. почему 11 июня 1613 года царём был выбран Михаил Фёдорович Романов.

2. Какую политику проводил Михаил Романов.

Задачи:

    1. Прочитать книги по данной теме;

    2. Просмотреть ресурсы по данной теме.

Гипотеза: Первый Царь династии Романовых – Михаил Романов был выдающимся правителем своего времени.

Предмет    работы   -   время правления Михаила Романова.

Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.

Методы исследования: 

  • Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий;

Этапы проведения проекта:

  1. Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация (актуальность - определение целей и формулировка задач).

  2. Поисково-исследовательский: - обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта; - коррекция сроков и графиков - проведение поисково-исследовательской деятельности.

  3. Трансляционно - оформительный: - работа над презентацией - оформление проекта - предзащита проекта

  4. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений: - написание сценария защиты проекта - подготовка к публикации проекта. 5.Заключительный:  защита проекта.


















Глава 1. Рождение Михаила. Биография.

Род Романовых принадлежит к числу древних семей московского боярства. Первый известный по летописям представитель этой фамилии — Андрей Иванович, имевший прозвище Кобыла, в 1347 году находился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Симеона Ивановича Гордого.

Михаил Фёдорович родился в 1596 году в семье боярина Фёдора Никитича Романова (впоследствиипатриарха Филарета) и его жены Ксении Ивановны, урождённой Шестовой. Приходился двоюродным племянником Фёдору Иоанновичу, последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей.

При Борисе Годунове Романовы подверглись опале. В 1600 году начался розыск по доносу дворянина Бертенева, служившего казначеем у Александра Романова — дяди будущего царя. Бертенев донес, что Романовы хранят у себя в казне волшебные коренья, намереваясь «испортить» (умертвить колдовством) царскую семью. Из дневника польского посольства следует, что отряд царских стрельцов совершил вооруженное нападение на подворье Романовых. 26 октября (5 ноября) 1600 г. братья Романовы были арестованы. Сыновья Никиты Романовича: Фёдор, Александр, Михаил, Иван и Василий были пострижены в монахи и сосланы в Сибирь в 1601 г., где большинство из них погибли.

Михаил родился 12 июля — в день святого Михаила Малеина, в честь которого он был крещён; также по традиции он был назван в честь дяди — Михаила Никитича Романова.






Глава 2. Призвание на царство.

По версии известного советского историка, профессора А. Л. Станиславского, известного специалиста по истории русского общества XVI—XVII вв., ключевую роль в воцарении Михаила вместо иноземных королевичей и короля Англии и Шотландии Якова I, которого хотели избрать дворянство и боярство, сыграло объединившееся тогда с московским простым народом великорусское казачество, вольности которого царь и его потомки впоследствии отбирали всеми возможными способами. Казаки получали хлебное жалованье, и опасались, что тот хлеб, который должен был идти на их жалованье, будет вместо этого продаваться англичанами за деньги по всему миру. 13 (23) марта 1613 года послы от Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом Рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 (24) марта они были приняты в Ипатьевском монастыре. Здесь они огласили решение Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол.

Его мать, Инокиня Марфа была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя.Михаил и сам долго колебался. После обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол. Через несколько дней Михаил выехал в Москву. Мать благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. В предании об иконе есть такие слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо своё предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».

По дороге он останавливался во всех крупных городах: Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Прибыв в Москву, он отправился через Красную площадь в Кремль. У Спасских ворот его встречали крестным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Затем он молился у гробниц русских царей в Архангельском соборе и у святынь первопрестольного Успенского собора.

В мае 1613 года думный дьяк Иван Чичерин подписывает грамоту об избрании на царство Михаила Романова.

11 (21) июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых. Царь Михаил Фёдорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и её родня. Об этом периоде историк Н. И. Костомаров говорит следующее: «Близ молодого царя не было людей, отличавшихся умом и энергией: все только одна рядовая посредственность. Прежняя печальная история русского общества приносила горькие плоды. Мучительства Ивана Грозного, коварное правление Бориса, наконец, смуты и полное расстройство всех государственных связей выработали поколение жалкое, мелкое, поколение тупых и узких людей, которые мало способны были стать выше повседневных интересов. При новом шестнадцатилетнем царе не явилось ни Сильвестра, ни Адашева прежних времен. Сам Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать».

После освобождения в 1619 году из польского плена патриарха Филарета фактическая власть перешла в руки последнего, также именовавшегося Великим государем. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.

В царствование Михаила Фёдоровича были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617, по которому России были возвращены Новгородские земли) и Речью Посполитой (1634), возобновлены отношения с иностранными державами. В 1621 году специально для царя дьяки Посольского приказа стали готовить первую русскую газету — «Вестовые письма». В 1631—1634 годы осуществлена организация полков «нового строя»(рейтарского, драгунского, солдатского). В 1632 году Андрей Виниус с разрешения Михаила Фёдоровича основал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен до 9 лет, а в 1642 году — ещё на год. Вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет.


























Глава 3. Итоги правления Михаила.

  • Заключение «вечного мира» со Швецией (Столбовский мир 1617 г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700—1721 г. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией. Также Россия должна была выплатить большую по тому времени контрибуцию в 20000 рублей.

  • Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Речью Посполитой (Поляновский мир 1634 г.). Польша и Литва сохранили за собой Смоленск и Северскую землю, но зато польский король и великий князь литовскийВладислав IV отказался от притязаний на русский престол.

  • Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах.

  • Для определения размера налогов по всей стране была произведена точная опись всех поместных земель. Был учрежден особый «приказ» (канцелярия) для приёма и разбора жалоб от населения «на обиды сильных людей».

  • Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли.

  • Присоединение к России земель по Яику, Прибайкалья, Якутии, выход к Тихому океану.

  • Реорганизация армии (1631—1634 г.). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского.

  • Основание первого железоделательного завода под Тулой (1632 г.).

  • Основание Немецкой слободы в Москве — поселения иностранных инженеров и военных специалистов. Менее чем через 100 лет многие жители «Кукуя» сыграют важную роль в реформах Петра I Великого.

  • Начало светской живописи в России: по государеву указу 26 июля (5 августа) 1643 г. на службу в Оружейную палату был принят житель Ругодиваживописного дела мастер Иоанн Детерс, который обучал живописи русских учеников.
































Выводы.

Продолжавшаяся более 10 лет Смута не способствовала развитию в народе высоких качеств. Расцвело казнокрадство, взяточничество. Государственный аппарат был практически неработоспособен. Бояре и дворяне стремились прежде всего повысить свое личное благосостояние, компенсировать нанесенный Смутой ущерб.

Восстановление государственной власти мыслилось руководителями ополчения в привычной для того времени форме монархии. Эту задачу должен был выполнить земский собор, которому предстояло избрать царя. Грамоты о созыве земского собора были разосланы правительством второго ополчения в ноябре 1612 г. Заседания собора, одного из самых больших и полных по числу участников, открылись в январе 1613 г. В отличие от других земских соборов XVI-XVII вв. в нем была слабо представлена знать, главную роль играли дворянство и духовенство, были представлены посадские люди, казаки, стрельцы, возможно и черносошные крестьяне.

Вопрос об избрании нового царя решался в обстановке острой борьбы. Бояре пытались выдвинуть кандидата из иностранцев и прежде всего польского королевича Владислава или шведского Карла Филиппа, но встретили противодействие со стороны громадного большинства собора. Московские дворяне, поддержанные посадскими людьми, выдвинули кандидатуру 16-летнего Михаила Романова, сына Федора Никитича Романова (бывшего михрополита в Тушино — Филарета, двоюродного брата покойного царя Фёдора). Михаила поддержали и казаки, с которыми его отец имел большие связи. На этой кандидатуре сошлись интересы большинства участников собора. В феврале 1613 г. Михаил Романов был избран на русский престол (1613-1645).

Воцарение на престол Михаила Романова изучали многие выдающиеся историки, в частности Платонов С.Ф., Ключевский В.О., Соловьев С.М., Карамзин Н.М., Скрынников Р. Г.



Заключение.

Смута богата реальными последствиями, отозвавшимися на нашем общественном строе на экономической жизни ее потомков. Мы видим после кризиса смуты тот же организм, тот же государственный порядок. Поэтому мы склонны думать, что все осталось по-прежнему без изменений, что смута была только неприятным случаем без особенных последствий.

В смуте шла борьба не только политическая и национальная, но и общественная. Борьба привела к торжеству оседлых слоев, признаком которого было избрание царя Михаила. Эти слои и выдвинулись вперед, поддерживая спасенный ими государственный порядок. Но главным деятелем в этом военном торжестве было городское дворянство, которое и выиграло больше всех. Смута много принесла ему пользы и укрепила его положение. Служилый человек и прежде стоял наверху общества, владел (вместе с духовенством) главным капиталом страны - землей - и завладевал земледельческим трудом крестьянина. Смута ускорила процесс возвышения московского дворянства, который без нее совершился бы несравненно медленнее.

Что касается до боярства, то оно, наоборот, много потерпело от смуты. Его нравственный кредит должен был понизиться. Исчезновение во время смуты многих высоких родов и экономический упадок других содействовали дополнению рядов боярства сравнительно незначительными людьми, а этим понижалось значение рода.

Но вышесказанным не исчерпываются результаты смуты. В корень подорвав экономическое благосостояние страны, шатавшееся еще в XVI в., смута создала для московского правительства ряд финансовых затруднений, которые обусловливали собой всю его внутреннюю политику, вызвали окончательное прикрепление посадского и сельского населения, поставили московскую торговлю и промышленность на время в полную зависимость от иностранцев. Если к этому мы прибавим те войны XVII в., необходимость которых вытекала прямо из обстоятельств, созданных смутой, то поймем, что смута была очень богата результатами и отнюдь не составляла такого эпизода в нашей истории, который случайно явился и бесследно прошел. Не рискуя много ошибиться, можно сказать, что смута обусловила почти всю нашу историю в XVII в.

Так обильны были реальные, видимые последствия смуты. Новая, "землею" установленная власть Михаила Федоровича вполне усваивает себе это понятие общей земской пользы и является властью вполне государственного характера. Она советуется с "землею" об общих затруднениях и говорит иностранцам по поводу важных для Московского государства дел, что "такого дела теперь решить без совета всего государства нельзя ни по одной статье". При прежнем господстве частноправных понятий, еще и в XVI в., неясно отличали государя как хозяина-вотчинника и государя как носителя верховной власти, как главу государства. В XVI в. управление государством считали личным делом хозяина страны да его советников; теперь, в XVII в., очень ясно сознается, что государственное дело не только "государево дело", но и "земское", так и говорят о важных государственных делах, что это "великое государство и земское" дело.

За время правления Михаила Романова был заключен ряд важных внешнеполитических договоров, велось интенсивное строительство, так называемых, засечных черт против крымских татар, происходила дальнейшая колонизация Сибири. Также проверялись переводы церковных книг, была составлена опись земель, облагаемых налогом, было решено создать особую палату для обжалования действий чиновников, злоупотребляющих властью, и утвердить бюджет государства.














Список используемой литературы.

  1. Козляков В. Н. Михаил Фёдорович / Вячеслав Козляков. — Изд. 2-е, испр. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 352, [32] с. — (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 1474(1274)). — 5 000 экз. — ISBN 978-5-235-03386-3. (в пер.)

  2. Васильева Л. Н. Жёны русской короны: в 2 книгах. — М.: АСТ, Атлантида — XXI век, 1999. — 10 000 экз. — ISBN 5-93238-001-2 (том 1), ISBN 5-93238-002-0 (том 2).

  3. Григорян В. Г. Романовы. Биографический справочник. — М.: АСТ, 2007. — 507 с. — 2000 экз. — ISBN 5-17-038050-X.

  4. Пчёлов Е. В. Романовы. История династии. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 494 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-01678-9.

  5. Попова Т. Ф. Российская монархия. Эпохи. События. Судьбы. — М.: АСТ, Астрель, 2006. — 783 с. — 7000 экз. — ISBN 5-17-033795-7.

  6. Коронационный альбом Михаила Федоровича

  7. Морозова Л. Е. Михаил Фёдорович // Вопросы истории. 1992. № 1.

  8. Инструкция благородному Самуилу Грушецкому, секретарю его королевского величества, посланнику при светлейшем короле государства Испанского и обеих Индий, данная в Варшаве, в 10-й день апреля месяца, 1612 г. // Иностранные сочинения и акты относящиеся до России, собранные К. М. Оболенским. — Ч. 3. — М., 1848. — С. I—II, 1-7 (2-я паг.).

  9. Каган М. Д. Повесть о кончине царя Михаила Федоровича // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1998. Вып. 3, ч. 3. С. 138—141.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект на тему: «Царь Михаил – первый царь династии Романовых».

Автор: Одинокова Мария

Дата: 26.09.2016

Номер свидетельства: 345944

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Проект на тему: Царь Михаил – первый царь династии Романовых."
    ["seo_title"] => string(64) "proiekt_na_tiemu_tsar_mikhail_piervyi_tsar_dinastii_romanovykh_1"
    ["file_id"] => string(6) "402861"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490329344"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "открытый урок  окружающий мир по теме "М.В. Ломоносов" "
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi-urok-okruzhaiushchii-mir-po-tiemie-m-v-lomonosov"
    ["file_id"] => string(6) "214311"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432278860"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "конспект открытого урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме "М.В. Ломоносов" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-s-ispol-zovaniiem-ikt-po-tiemie-m-v-lomonosov"
    ["file_id"] => string(6) "214581"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432364898"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства