Программа внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История»
Программа внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История»
Одним из видов учебной деятельности студентов согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям СПО является внеаудиторная самостоятельная работа (далее ВСР). Внеаудиторная самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно-исследовательская работа, выполняемая обучающимися во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Программа самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «История» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Она отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому владению историческими знаниями в повседневном общении и профессиональной деятельности, направленной на повышение общей и коммуникативной культуры специалистов среднего звена, совершенствование коммуникативных умений и навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Одним из видов учебной деятельности студентов согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям СПО является внеаудиторная самостоятельная работа (далее ВСР). Внеаудиторная самостоятельная работа – это планируемая учебная, учебно-исследовательская работа, выполняемая обучающимися во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Программа самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «История» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Она отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому владению историческими знаниями в повседневном общении и профессиональной деятельности, направленной на повышение общей и коммуникативной культуры специалистов среднего звена, совершенствование коммуникативных умений и навыков.
Цель самостоятельной внеаудиторной работы студентов: совершенствование знаний, навыков и умений по истории, умению оперировать ими в повседневной жизни. Формирование творческого и свободного мышления, выработка умений анализировать происходившие исторические события, усваивать и применять эти знания, создавать активную жизненную позицию, необходимую для овладения современными представлениями о социальных явлениях и процессах, механизмах саморегуляции и саморазвития общества, проблемах взаимодействия общества – культуры – личности.
ЗадачиВСР:
- систематизировать и закреплять полученные теоретические знания и практические умения студентов;
- углублять и расширять теоретические знания;
- формировать умение использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развивать познавательные способности и активность студентов; творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность;
- формировать самостоятельность мышления способность к саморазвитию, самосовершенствованию и саморегуляции;
- развитие общекультурных умений в области самообразовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
- систематизация и закрепление полученных знаний;
Задачи преподавателя истории связаны с созданием условий для самостоятельной внеаудиторной работы, т.е. для воспитания в каждом студенте потребности в самообучении, самовоспитании и саморазвитии; для широкого взгляда на мир.
В целом, самостоятельная работа по истории является эффективным средством, способствующим удовлетворению, развитию и углублению интересов студентов в выбранной ими области знания, в частности, как получение профессионально значимой информации. Самостоятельная внеаудиторная работа студента по истории должна иметь личностно-ориентированную направленность, т.е. нужно учитывать мотивы, интересы, потребности студента. Особое внимание должно быть уделено созданию условий для развития и реализации индивидуальных особенностей и способностей каждого студента. Необходимо умело управлять становлением личности студента, последовательно осуществлять на практике индивидуальный и дифференцированный подход к студентам, т.е. учитывать их уровень обученности и уровень обучаемости, интересы, стремления и склонности студентов.
Для специальностей 23.02.03 « Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 20.02.03 «Природоохранное обустройство территории» Максимальная учебная нагрузка по дисциплине история 176 часов. ВСР - 59. Для специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы», » Максимальная учебная нагрузка по дисциплине история 175 часов. ВСР - 58. В соответствии разница в + 1 час добавлена к теме «Развитие культуры во второй половине ХХ века»
Контроль выполнения ВСР осуществляется на аудиторном занятии. Оценка ставится по 5-балльной системе. Результаты выполнения студентом заданий ВСР учитываются при выставлении итоговой оценки по дисциплине.
Критерии оценивания знаний
5 (ОТЛ.)
4 (ХОР.)
3 (УД.)
2 (НЕУД.)
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)
Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5. Работа с ключевыми понятиями
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
6. Причинно-следственные связи
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности
Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности
Тематический план учебной дисциплины «История»
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка, час
Самостоятельная работа студента (вне аудитории)
1
2
6
Раздел 2. Древнейшая и древняя история. Традиционные общества.
16
6
Тема 2.1 Первобытный мир и зарождение цивилизаций.
8
4
Тема 2.2 Цивилизации Древнего мира.
8
2
Раздел 3. История Средних веков.
22
6
Тема 3.2 От Древней Руси к Московскому царству.
12
4
Тема 3.3 Индия и дальний восток в Средние века.
4
2
Раздел 4. История нового времени.
53
20
Тема 4.2 Россия в XVI – XVII вв.
6
4
Тема 4.3 Россия в XVII – XVIII вв.
11
4
Тема 4.4 Традиционные общества Востока
4
2
Тема 4.5 Страны Европы и Северной Америки в XIX в.
6
2
Тема 4.6 Россия в XIX в.
10
2
Тема 4.7 Страны Востока в период колониализма.
6
4
Тема 4.8 Международные отношения в новое время.
4
2
Раздел 5. История ХХ век.
80
26
Тема 5.1 Мир в 1900 – 1914 гг.
6
4
Тема 5.3. Первая мировая война.
4
2
Тема 5.6 СССР в 1918 – 1941 гг.
8
2
Тема 5.8 Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа.
8
2
Тема 5.9. Страны западной Европы и США во второй половине ХХ в.
6
2
Тема 6.0 СССР во второй половине ХХ века.
8
4
Тема 6.2 Россия в 90-е годы ХХ века.
8
4
Тема 6.3 Развитие культуры во второй половине ХХ века
4 / 5
2 / 3
Тема 6.4 Глобальные проблемы ХХ века.
6
4
Всего:
175 / 176
58 / 59
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ОБУЧЮЩИХСЯ
Раздел 2. Древнейшая и древняя история. Традиционные общества.
Студент должен знать: периодизацию древнейшей и древней истории, отличительные особенности древних цивилизаций, общее и различное в их развитии.
Студент должен уметь: показывать последовательность возникновения и развития древних цивилизаций, использовать данные исторических источников при описании явлений и событий первобытной истории.
ВСР № 1Первобытный мир и зарождение цивилизаций.
Вид самостоятельной работы вне урока:
Подготовка сообщений на тему: «Культура первобытного человека»
Вопросы для самоподготовки:
1) Особенности религиозных верований первобытных людей.
2) Культура первобытных людей (материальная культура)
3) Особенности социальных отношений в первобытном обществе
Форма контроля:
Устный опрос к текущему контролю по лексической теме.
ВСР № 2 Цивилизации Древнего мира.
Вид самостоятельной работы вне урока:
Заполнение таблицы «Цивилизации Древнего Востока» при помощи материала учебника //Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история 10 класс, М. 2011.
Форма контроля:
Проверка выполнения работы в тетради.
Раздел 3. История Средних веков.
Студент должен знать: периодизацию средневековой истории, особенности социального устройства государств средневековья, политическое устройство, яркие события эпохи средневековья. Определять место и роль Российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.
Студент должен уметь: показывать отличительные признаки христианства, ислама, конфуцианства как религиозно-идеологических течений, влияние их на политическое и социокультурное становление и развитие средневековых государств.
ВСР № 3От Древней Руси к Московскому царству.
Вид самостоятельной работы вне урока:
Работа с контурными картами: Показать цветом как менялась территория Русского государства в период объединения земель после феодальной раздробленности. ( выделить цветом и указать дату присоединения)
Форма контроля:
Проверка, наличия и правильности заполнения контурных карт.
ВСР №4 Индия и дальний восток в Средние века.
Вид самостоятельной работы вне урока:
Написание эссэ на темы:
1) Религии Индии, Китая, Японии.
2) Кастовый строй в Индии.
3) Мифы народов Востока. ( Особенности мировосприятия)
Форма контроля:
Проверка эссэ.
Раздел 4. История нового времени.
Студент должен знать: Понятие «новое время». Хронологические рамки и периодизация нового времени. Великие географические открытия, их последствия. Образование колониальных империй. Метрополия и колонии. Переход от аграрного, к индустриальному обществу. Начало процессов модернизации в странах Европы и мира. Особенности исторического развития России в новое время.
Студент должен уметь: устанавливать причинно-следственные связи между происходящими историческими процессами, сравнивать явления и события истории отдельно взятых государств, соотносить единичные исторические факты и общие явления всемирно-исторического процесса.
ВСР № 5. Россия в XVI – XVII вв.
Вид самостоятельной работы вне урока:
Подготовка докладов на темы:
1) Феномен самозванства в России.
2) Бунташный век – как социальный феномен.
3) Церковный раскол – причины и последствия.
4) Формирование сословно-представительной монархии.
5) Опричнина - точки зрения на проблему социального конфликта.
Форма контроля:
Устное выступление студентов
ВСР № 6. Россия в XVII – XVIII вв.
Вид самостоятельной работы вне урока: задание на выбор
1) Работа с картой : Расширение территории в 17 - 18 веках. (выделение цветом с указанием даты)
2) Составление таблицы « Жизнь и быт сословий в России»
3) Решение проблемных задач по истории.
Форма контроля:
Проверка работ с контурными картами, проверка таблицы, проверка решения проблемных задач.
ВСР № 7. Традиционные общества Востока в XVI – XVIII вв.
Вид самостоятельной работы вне урока
Написание эссэ на тему «Проблема модернизации традиционных обществ Востока»
Форма контроля:
Проверка эссэ.
ВСР № 8. Страны Европы и Северной Америки в XIX в.
Вид самостоятельной работы вне урока
Презентация на тему «Страны Европы и Северной Америки в XIX в.»
Форма контроля:
Проверка презентаций
ВСР № 9. Россия в XIX в.
Вид самостоятельной работы вне урока
Сравнительный анализ идейных течений: «Консерваторы, либералы и радикалы в пореформенный период». (составление таблицы)
Форма контроля:
Проверка выполнения работ в тетрадях.
ВСР № 10. Страны Востока в период колониализма.
Вид самостоятельной работы вне урока
Составить кроссворд по теме: «Индия, Китай, Япония в период колониализма
Форма контроля:
Проверка кроссвордов.
ВСР № 11. Международные отношения в новое время.
Вид самостоятельной работы вне урока
Работа с атласом и контурной картой. Отметить на контурной карте территории «Колониального раздела мира» Страны колонизаторы и их колонии.
Форма контроля:
Проверка контурных карт.
Раздел 5. История ХХ век.
Студент должен знать: Центры и периферию индустриального мира, особенности политического и экономического развития стран Европы, Америки, Азии. Изменение политического устройства мира после крушения колониальной системы. Место и роль России во всемирно-историческом процессе. Яркие вехи и события всемирной истории. Глобальные проблемы человечества и особенности международных отношений.
Студент должен уметь: классифицировать исторические события и явления, сравнивать исторические события, выявлять в них общее и различное. Уметь объяснять мотивы, цели и результаты деятельности отдельных выдающихся деятелей истории. Излагать оценки событий и личностей, сравнивать предлагаемые исторические версии.
ВСР № 12. Мир в 1900 – 1914 гг.
Вид самостоятельной работы вне урока
Сделать презентацию на тему « Научно-технический прогресс в начале XX века» Особое внимание уделить техническим изобретениям.
Форма контроля:
Защита презентаций на уроке.
ВСР № 13. Первая мировая война.
Вид самостоятельной работы вне урока
Работа с учебником Загладин Н.В. Всеобщая история 11 класс. М. 2011.
& 7. Стр 58- 68. Работа с документами в тексте. Ответить на вопросы к документам.
Форма контроля:
Проверка письменного ответа на вопросы в тетради.
ВСР № 14. СССР в 1918 – 1941 гг.
Вид самостоятельной работы вне урока
Подготовка к семинарскому занятию на тему: «Общество, власть, человек в 30-е годы ХХ века» (работа с документами)
Вопросы для подготовки:
Экономические возможности различных социальных слоев.
Отношение государства к церкви.
Идеологическая и культурная среда развития человека нового типа.
Анализ статей конституции СССР 1936 года.
ВСР № 15. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа.
Вид самостоятельной работы вне урока
Составить при помощи материала учебника развернутый план сообщения «Основные события Второй мировой войны» выделить важнейшие переломные моменты.
Учебник Загладин Н.В. Всеобщая история 11 класс. М. 2011.
& 15, 16, 17. Стр 139 – 169.
Форма контроля:
Проверка работы в тетрадях.
ВСР № 16. Страны западной Европы и США во второй половине ХХ в.
Вид самостоятельной работы вне урока
Составить таблицу «Горячие точки холодной войны» отметить противостояние СССР и США (поддержка со стороны одного или обоих государств, прямое или косвенное участие в конфликте)
Форма контроля:
Проверка таблицы в тетрадях.
ВСР № 17. СССР во второй половине ХХ века.
Вид самостоятельной работы вне урока
Составить сравнительную таблицу «Процессы демократизации общественной жизни в СССР в период « оттепели и в период перестройки».
Форма контроля:
Проверка таблицы в тетрадях.
ВСР № 18. Россия в 90-е годы ХХ века.
Вид самостоятельной работы вне урока
Подготовка доклада по теме: «Экономические реформы начала 90-х гг. и их последствия». (Подборка теоретического материала опорой на документы).
Форма контроля:
Выступление на уроке.
ВСР № 19. Развитие культуры во второй половине ХХ века
Вид самостоятельной работы вне урока
Создать презентацию «Стили культуры» (Направление на выбор: архитектура, живопись, скульптура, театр, кинематограф)
Форма контроля:
Защита презентации.
ВСР № 20. Глобальные проблемы ХХ века.
Вид самостоятельной работы вне урока
Подготовка с семинарскому занятию:
Вопросы для поготовки
Международные отношения во второй половине ХХ в. Проблемы отношений «Запад—Восток», «Север—Юг».
Конфликты и войны, их последствия.
Деятельность ООН и других международных организаций. Международные движения за безопасность, разоружение, мир.
Экологические движения. Мировое сообщество на пороге ХХI в.
Форма контроля:
Участие в семинаре.
Методические рекомендации по организации и планированию самостоятельной работы
Роль самостоятельной работы – помочь обучающихся освоить методы развития самостоятельности и активности на уроках. Методика руководства упражнениями (самостоятельной работой) студентов.
Добиваться, чтобы студенты выполняли упражнения (самостоятельную работу) осознанно, т. е. ясно представляли теоретические основы выполняемых действий.
Вовремя предупреждать о типичных ошибках и возможных способах их избегания.
При допущении студентами ошибок подводить их к осознанию и пониманию сути и причин ошибок, с тем, чтобы они самостоятельно нашли способ их предупреждения и устранения.
Практиковать промежуточный контроль хода и результатов работы студентов.
Рационально распределять упражнения (самостоятельную работу) по сложности с учетом сильных и слабых сторон студентов, индивидуальных их особенностей и способностей.
Стимулировать и поощрять проявления творческого подхода студентов к выполнению заданий.
При оценке хода и итогов работы студентов исходить, прежде всего, из положительных моментов в их работе.
Постоянно приучать студентов в ходе работы обращаться к разным источникам информации.
Систематически приучать студентов к аккуратности в работе и систематическому самоконтролю.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в ХХ – начале XXI века. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
2. Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е., Вдовиченков Е.В., Крот М.Н., Рудая О.И., Самыгин С.И. История. Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2011. 3. Цимбаева Н.И. История России XIX – начала ХХ вв. / Цимбаева Н.И. – М.: АСТ: СЛОВО. – Владимир: ВКТ, 2012.
4. Терещенко Ю.Я. История России ХХ – начало XXI вв. / Терещенко Ю.Я. – М.: АСТ: СЛОВО. – Владимир: ВКТ, 2012.
5. А.С.Орлов. В.А.Георгиев, Н.А.Георгиева, Т.А.Сивохина. История России. – М., 2012.
6. Справочник учителя истории. 5-11 классы / авт. – сост. М.Н.Чернова. – М., 2011.
7. Контурные карты. Новейшая история. ХХ – начало XXI века. – М., 2013.
8. Новейшая история. Контурные карты. – М., 2013.
9.Самыгин История. Учебник для средне-профессиональных образовательных учреждений. М. 2011.
10. Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир в ХХ веке. Учебник. 11 кл. - М. 2012.
11. Алексашкина Л.Н. Новейшая история. ХХ век. Учебник-практикум. 11 кл. - М. 2012.
12.Отечественная история. ХХ век. Учебное пособие для педагогических колледжей. / Под ред. проф. АВ. Ушакова. - М.2010.
Дополнительные источники:
1. Историческая судьба в ХХ веке. - М.. 1993.
2. Власть и реформы: от самодержавия к советской России. - СП6., 1996.
3. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М.,1989.
4. Гуревич АМ. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. - М.. 1970.
5. Данилов А.А. История России. ХХ век. Справочные материалы. - М.. 1999.
6. Данилов А.А. История России. IХ - ХIХ вв. Справочные материалы. - М. 1999.
7. Дворецкая И.А. Западная Европа в VI- IХ вв. М. 1990.
8. Загладин Н.В. Всемирная история. 10-11 кл. - М.. 1999.
9. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. - М.. 1972.
10. История Европы. - М.. 1992. Т. 1-3.
11. История международных отношений и внешней политики СССР. 1917- 1987 гг. - М.. 1987.
12. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М. 1992.
Список дополнительной литературы
Аксенов Г. Вернадский. — М., 2010.
Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. — М., 2010.
Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1920-1930-е годы. — М., 2009.
Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940-е годы. — М., 2009.
Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы на рубеже XIX-ХХ вв. — М., 2009.
Андриянов В. Косыгин. — М., 2004.
Анисимов Е. В. Императорская Россия. — СПб., 2008.
Антипина В. Повседневная жизнь советских писателей. 1930-1950-е годы. — М., 2005.
Барышников М. Н. Деловой мир России: историко-биографический справочник. — СПб., 1998.
Боханов А. Н. Николай II. — М., 2008.
Буббайер Ф. Совесть, диссидентство и реформы в Советской России. — М., 2010.
Буйновский Э. Повседневная жизнь первых российских ракетчиков и космонавтов. — М., 2005.
Булдаков В. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. — М., 2010.
Варламов А. Григорий Распутин. — М., 2008.
Великая Отечественная война. 1941—1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. — М. 1998—1999.
Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. В 4-х т. — М., 1998-2004.
Гареев М. А. Полководцы Победы и их военное наследие. — М., 2005.
Гимпельсон Е. Г. НЭП. Новая экономическая политика Ленина-Сталина. — М., 2004.
Горяева Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991. — М., 2009.
ГУЛАГ. Экономика принудительного труда. — М., 2008.
Дайнес В. Жуков. — М., 2010.
История государства Российского: Жизнеописания. XX век. Кн. 1-4. — М., 1999-2001.
Какурин Н., Ковтун Н., Сухов В. Военная история Гражданской войны в России. — М., 2004.
Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917. — М., 2001.
Козлов В. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе. — М., 2010.
Кудинов О. А. Конституционные реформы в России в XIX – начале ХХ вв. — М., 2000.
Люкс Л. История России и Советского Союза. От Ленина до Ельцина. — М., 2009.
Медведев Р. Андропов. — М., 2007.
Млечин Л. Брежнев. — М., 2008.
Пайпс Р. Русская революция. Кн. 1-3. — М., 2005.
Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ вв. Энциклопедия. — М., 1996.
Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке. — М., 2001.
Прибытков В. Черненко. — М., 2009.
Рыбас С. Столыпин. — М., 2009.
Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985-2001. — М., 2001.