3. Идея изменений | «Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. Когда есть непременная гармония между национальным и интернациональным, то чем больше национального в воспитании, в единстве с интернациональным, конечно, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация». Г. Н. Волков Создание этнокультурного пространства в школьной среде, разработка дидактического и методического материала с национально-региональным содержанием УВП. Активные формы формирования этнокультурного пространства как , организация внеклассного чтения классиков якутской литературы и фольклора, разработка сборников задач по этноматематике,создание этнического стиля при оформлении учебных кабинетов, использование на уроках математики приемы этноматематики, формирование этнокультурных социальных компетентностей учащихся на кружках «Народный фольклор», детские вокально-танцеваль ные коллективы, семейные клубы, клубы» Эьээ уорэ5э» и.т.д. Использование в образовательной системе полиэтнической школы МОБУ СОШ№17 г. Якутска РС(Я) основ якутской национальной традиционной культуры, выявление богатейших и уникальных воспитательно-образовательных возможностей, позволяет решать актуальные проблемы: формирование национального самосознания, самоидентификации личности ребёнка. Формирование значимых социокультурных умений, необходимых детям в современном этнокультурном пространстве: Свободно разговаривать, писать и читать на родном языке; Слушать и пересказывать фольклорные произведения (пословицы, сказки, предания, героический эпос – олонхо и др.); Играть на национальном музыкальном инструменте хомус ; Готовить национальные блюда; Носить национальный костюм в этнокультурных и межкультурных мероприятиях; Изготавливать национальные украшения; Во время летних каникул помогать в традиционных видах хозяйствования (рыболовство, охота, оленеводство, коневодство, скотоводство и др.); Правильно действовать в окружающей природной среде (соблюдать таёжную безопасность, правильно разжигать костёр, ориентироваться в пространстве, в народных погодных приметах и др.); Заниматься национальными видами спорта, играть в национальные игры; Исполнять национальные песни и танцы, в том числе хороводные -осуохай, тойук; Читать национальную художественную литературу на родном языке; Посещать выставки, музеи народного творчества, национальный театр, смотреть и слушать теле и радиопередачи о национальной культуре. Соблюдать этноэтикет (этнические особенности культуры общения) и обычаи в повседневной жизни; |
4. Концепция изменений: Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармонической личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. В ходе реализации программы развития школы стало ясно, что основная нагрузка по решению задачи воспитания любви к Родине, к её культурному наследию, чувства долга, ответственности за судьбу родного края ляжет на начальные классы. Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления школы с этнокультурным якутским компонентом. |
5. Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы) | Практическая значимость проекта: обеспечение конституционного права каждого ребёнка на доступность образования на родном языке, открытие доступа к национальным ценностям через этнокультурный подход; Создание этнокультурной среды через внедрения проектов и программ, формирующих этнокультурные компетенции через содержание : литературные нормы родного языка (нормы правильной речи); родословное древо; традиционный уклад жизни родного народа; традиционные обычаи и обряды родного народа; традиционное верование/религия родного народа; выдающиеся представители родного народа, внесшие значительный вклад в развитие национальной культуры (писатели, олонхосуты, художники, кузнецы, народные мастера, певцы-импровизаторы и др.); этнокультурное наследие (устное народное творчество, народная музыка, народные танцы и т.д.); известные литературные произведения, написанные на родном языке; знаковые произведения искусства, созданные на этнокультурную тематику; национальные спортивные игры; сотрудничество с этнокультурным центром Дома Арчы, с литературным музеем им. П.А.Ойунского, с центром духовности (олонхо); Программа ВУД «Этноматематика» Программа ВУД « Народная якутская песня» Программа ВУД «Олонхо дойдутун о5ото» Программа ВУД «Хомус» Программа ВУД «Детские фольклорные коллективы» Программа ВУД « Внеклассное чтение по родной литературе» Проект: «Этнографическая экспедиция по знаменательным местам малой Родины» Проект: «Задачи по сюжетам Олонхо» Проект –акция «Айыы киьитэ аьыныгас» в помочь пострадавшим от наводнения. Сборник произведений для детей по чтению на родном языке». Разработка пособия «Разговорный якутский язык» Проект «Детская газета «Унугэс». Проект «Этно-кабинет» Разработка сайтов, внедрение интернет-технологий по этнокультурному образованию. Клуб бабушек «Алгыс». Национальная олимпиада «Знанием победишь» Клуб молодой семьи «Инэрчэ». Школьные конкурсы «Тиин мэйии», «Терееүт тылым - кетер кынатым. Родной язык словно крылья в полете.» |
7. Описание инновационного опыта учителя (размещается как приложение)
| Разработка модели этнокультурного образовательного и воспитательного пространства школы. Задачей разработки модели стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры коренных народов, совершенствование учебно-воспитательного процесса, создание этнокультурной образовательной и воспитательной среды. Этнокультурный компонент в учебных предметах представлен тремя уровнями: выделены предметы, составляющие профильное ядро (якутский язык и литература), предметы прикладного обеспечения (КНРС РС(Я), музыка, изобразительное искусство, художественный труд) и предметы, составляющие общекультурное окружение (математика, окружающий мир, технология, физическая культура). Сближение предметов при этом достигается через разработку единой содержательной линии, интегрированной во все школьные предметы, в внеучебную деятельность ФГОС. Формой реализации единой составляющей стала проектная деятельность. Проведены городские семинары на базе начальной школы МОБУ СОШ№17.В курсе математики выделили место для исторического материала «Саха мындыр суота», который позволил расширить знания детей о древнейших представлениях якутов о математике, повысив тем самым их познавательные интересы. Конкурс проектов «Задачник по этноматематике» способствовал примненеию сюжета олонхо, якутских сказок. Конкурс ученических проектов по истории создания письменности у якутов повысил мотивацию к изучению родного языка.Было реализовано четыре межпредметных проекта: “Саха остуоруйалара” (1-й класс), “Моё родословное древо” (2-й класс), “Читающая нация ” (3-й класс) и “Олонхо дойдутун о5ото” (4-й класс). В организации подобных проектов особенно важен организационный этап, на котором творческая группа учителей «Сайдыс», работающих в данном классе, составляет лист согласования учебных программ и выделяет ключевые идеи, образы, понятия, которые станут своеобразными скрепами между предметами профильного ядра, прикладного обеспечения и общекультурного окружения. Созданные учителями школы проекты и программы, обогащенные этнокультурным компонентом, позволяют учащимся изучать произведения народного творчества различных жанров и времен, знакомиться с выдающимися представителями науки РС(Я), оценить вклад Якутии в мировую культуру. Учителями школы разработаны программы «Этноматематика», « Народная якутская песня» «Олонхо дойдутун о5ото», «Хомус», «Детские фольклорные коллективы», « Внеклассное чтение по родной литературе», «Этнографическая экспедиция по знаменательным местам малой Родины», Проект –акция «Айыы киьитэ аьыныгас» в помочь пострадавшим от наводнения.“ Игры народа саха”, “Народная якутская песня”, “Изобразительное и декоративно-прикладное искусство”. Важным результатом работы по организации единой составляющей стал её выход во внеурочную деятельность. Шестой год в школе работает клуб «Дьиэ кэргэн-сайдыыы биьигэ», самостоятельное формирование, которое объединяет учителей, родителей, учащихся, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний по отдельным предметам. Цель клуба – расширение кругозора семьи, учащихся, их активное включение в процесс самообразования и саморазвития, повышение этнокультурных социальных компетенций. Результаты исследовательской деятельности представляются на ежегодной общешкольной конференции “Кулаковские чтения”, фольклорные детские коллективы становятся лауреатами международных конкурсов, этнокультурных городских и республиканских смотров. Школьники достигаю высоких результатов в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах Всероссийсокого уровня. Так, только в течение последних трех лет учащиеся школы заняли 1 места в конкурсах ЧИП, КИТ, Инфознайка и.т.д. Результатом реализации проекта “Детская газета «УНУГЭС» стали победы учащихся во всероссийских, республиканских конкурсов сочинений. На этапе становления школы с этнокультурным компонентом, внедрения и распространения опыта в учебном процессе разработанных программ, была осознана необходимость создания программы воспитательной работы, включающей традиционные для общеобразовательного учреждения направления, учитывающей интересы всех субъектов учебно-воспитательного процесса: учащихся, учителей, родителей. Система воспитательной работы построена на интеграции двух программ: программы детских творческих фольклорныхи коллективов, проекта-программы «Совместная взросло-детская творческая деятельность с применением интернет-технологий». Программа представляет собой систему программы детских творческих фольклорныхи коллективов четырех проектов (“Сир симэхтэрэ”; “Дьурулгэн”; “Чаппараах тойга»”; “Сэргэ тула сэьэн” и предусматривает следующую деятельность по реализации проектов: систему ВУД, экскурсии, художественно-музыкальное творчество, осуществление коллективных и индивидуальных творческих дел. В программе “Чаппараах тойуга” три целевых проекта: “Олонхо дойдутун о5ото”, “Моя малая Родина”, “Родословная”, а в программе “Сэргэ тула сэьэн” реализованы проекты «Читающая семья», . Они также имеют дидактическое и методическое обеспечение в виде программы классных часов и общешкольных мероприятий. Проект «Этно-кабинет» обеспечивает условие для систематического привлечения учащихся к этокультуре. Все кабинеты якутских классов оформлены в национальном якутском стиле и колорите. В кабинете №10т открыт этнографический уголок культуры якутского народа, ежегодно проводятся смотры исполнителей олонхо. День якутской письменности, День хомуса 25 ноября, Всемирный день олонхо 30 ноября, общешкольный национальный праздник ысыах, посвящение в первоклассники с якутским благословением, общешкольный день «Осуохай». Таким образом, творческое отношение к воспитанию школьников, бережно хранимые и преподаваемые традиции своего народа, достаточный уровень базовых знаний учащихся, обогащенный национальными традициями, позволяют школе стать воспитывающей средой, влияющей на личностное развитие ребенка и содействующей его вхождению в современную культуру. Позиция ученика в этнокультурном образовательном пространстве созидательная, мотивированная, позитивная. Заровняева Любовь Святославовна- Проект «Программа внеклассного чтения по родной (якутской)литературе» [email protected], клуб отцов «Арчы». Гаврильева Галина Семёновна-Проект «Сотрудничество с издательством «Бичик» по разработке материалов чтению на родном языке». Керемясова Саскылана Петровна-Проект «Учебный кабинет с учётом художественно-эстетических ценностей якутского народа».Отв. за сетевое взаимодействие со школами г. Якутска. [email protected], детский фольклорный коллектив «Дьурулгэн!» Петрова Галина Михайловна- Проект «Моя малая Родина» организация школьных учёбно-исследовательских экспедиций с выездом в знаменательные места РС(Я), клуб бабушек «Алгыс». ВУД «Хомус» Попова Ольга Прокопьевна- Проект «Внедрение компонентов олонхо в предметное содержание», ИКТ сопровождение проекта , клуб молодых матерей «Инэрчэ», детский фольклорный коллектив «Чаппараах тойуга».Сайт http://nsportal.ru/olgaprokopievna |