Тема воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни. В исследовательской работе описывается военный путь прапрадеда Чекулаева Владимира Григорьевича, участника боёв на Халхин-голе, участника Великой Отечественной войны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Помнит сердце- не забудет никогда"»
КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ
ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 6» г. Ачинска
Городской Форум «Юниорье Ачинска – 2019»
Исследовательский реферат
Тема: «Помнит сердце, не забудет никогда»
Выполнила: уч-ся 4 «А» кл.
МБОУ «Средняя школа № 6»
Яненко Ксения Артёмовна
Руководитель работы: учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 6» Чухнина Вера Николаевна
Ачинск, 2019
Содержание
I Краткая аннотация 2
II Введение 4
III Основная часть 5
IV Заключение 12
Список литературы 13
Приложение …………………………………………………………………..15
I Краткая аннотация
Все дальше и дальше в историю уходит героическая эпопея Великой Отечественной войны.
Когда в наш общий дом пришла огромная беда, советский народ не дрогнул, не согнулся - ни под ударами первых неудач, ни под тяжестью миллионов смертей, мук и страданий.
В исследовательской работе я расскажу о том, какой вклад внес мой прапрадедушка в Великую Победу над фашисткой Германией. Его военный подвиг является примером не только для всей моей семьи, но и для всего подрастающего поколения.
II Введение
Актуальность и значимость. Всё меньше остаётся в живых солдат, победивших грозного врага. Но 74 года, прожитых от победной весны, не должны заслонить для будущих поколений мужества, патриотизма и стойкости людей военной поры. Тема на сегодняшний момент актуальна и значима. Люди должны знать и помнить своих героев.
Проблема: у нас есть источники получения информации, а желающих рассказать о войне и ветеранах всё меньше и меньше.
Цель:
- узнать о боевом пути моего прапрадеда Чекулаева Владимира Григорьевича в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
-изучить архивные материалы о Чекулаеве В.Г.;
- провести анкетирование в 4 «А» классе школы № 6;
- выступить перед учащимися школы.
Объект исследования: жизнь моего прапрадеда.
Предмет исследования: боевой путь Чекулаева Владимира Григорьевича в годы Великой Отечественной войны.
Методы исследования:
- сбор информации
- обработка информации
- обобщение
- опрос
III Основная часть
«От героев былых времен
Не осталось порой имен
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых»
(Е.Д.Агранович)
Великая Отечественная... 1418 дней и ночей бушевал огонь войны, убивая людей и уничтожая все, что было создано их трудом. Десятки миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина - мать. Нет семьи, которой бы не коснулась война. Чем измерить глубину утраты и силу нашей скорби? Только памятью поколений. Стерев прошлое, мы останемся без будущего.
А что знают о Великой Отечественной войне ребята моего класса?
Было предложено ответить на два вопроса. (Приложение А)
Диаграмма1 – Ответы на 1 вопрос анкеты
Анализируя результаты, можно сказать, что 23 ученика из 27 знают начало и окончание Великой Отечественной войны. (Диаграмма 1).
Диаграмма 2 – Ответы на второй вопрос анкеты (Приложение А)
Второй вопрос анкеты: «Знаете ли Вы своих предков, воевавших, работавших в тылу в годы ВОВ?» поставил ребят в затруднение. (Диаграмма 2)
Проведя опрос и проанализировав результаты, я поняла, что нужно заниматься поисковой работой и рассказывать молодому поколению, кто защищал рубежи нашей Родины.
Возможно, моя исследовательская деятельность вызовет интерес среди учеников, и кто-то из них захочет узнать о своих родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
В своей исследовательской работе, я хочу рассказать о ветеране Великой Отечественной войны-кадровом офицере, участнике боев на реке Халхин-Гол, кавалере орденов боевого Красного Знамени – Чекулаеве Владимире Григорьевиче. (Рис. 3)
Рисунок 3 - Фронтовое фото Чекулаева В.Г.
Мой прапрадед Чекулаев В.Г. родился 15 июля 1912 г. в с. Ельник Назаровского района Ельниковской волости Ачинского уезда Красноярской губернии. В 1934 г. был призван в ряды РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия), где окончил полковую школу, и в 1938 г. ему было присвоено звание младшего лейтенанта. Летом 1939 г. принимал участие в боях на Халхин-Голе за независимость Монголии. За образцовое выполнение заданий командования был награждён орденом «Красного Знамени». В 1940 г. воинская часть была переброшена на Украину, куда прапрадед перевез семью: супругу Чекулаеву Любовь Александровну и двух сыновей: Владимира и Василия. Там же родился сын Анатолий.
Когда началась ВОВ, прапрадед отправил семью в с. Ельники Назаровского района Красноярского края, а сам с первых дней войны участвовал в боях от западной границы СССР. Был трижды ранен.
В начале 1942 г. Чекулаев, капитан, начальник штаба 2-го дивизиона 331 гаубичного артиллерийского полка прибыл из-под Воронежа на территорию Сталинградской области на доукомплектование части. Приняв молодое пополнение, стал готовить его к новым боям: проводил тактические занятия, отрабатывал приемы в меткости стрельбы по танкам противника и другим целям.
Из воспоминаний однополчанина Бусова следует: «Будучи опытным командиром, Чекулаев щедро делился знаниями с молодыми бойцами. Он учил и не переставал повторять, что нельзя теряться в бою. Для артиллериста нужны такие качества, как самообладание, выдержка, точность, смелость, смекалка» [1]
В июне 1942 г. в боях за г. Серафимович отличилась батарея В.Г. Чекулаева. (Рис. 4) За прикрытие переправ через Дон и бои в районе тракторного завода в Сталинграде, прапрадеда представили ко 2-ому ордену Красного Знамени. О нем говорили, что он «мастер меткого огня», артиллерийский снайпер. [5] (Рис. 5)
Рисунок 4 - Боевая карта обороны на Клетском направлении у города Серафимовича
Рисунок 5 - Копия наградного листа
В ноябре 1942 г. часть была переброшена на станцию Клетская Сталинградской области, где 19 ноября началось контрнаступление на фашистские войска. Капитан В.Г. Чекулаев, будучи начальником штаба 2-го дивизиона 331-го ГАП РГК (гаубичный артиллерийский полк резерва главного командования) участвовал в освобождении г. Калача. (Рисунок 6)
Рисунок 6 - План контрудара под Сталинградом
Славный путь прошел 331-й гаубичный полк (Приложение Б) и начальник штаба второго дивизиона офицер Чекулаев.
С 19 ноября 1942 г. наши войска стремительно продвигались вперед. После четырёх суток непрерывных боев освободили г. Калач, завершив окружение огромной группировки противника.
В середине декабря 1942 г., под прикрытием ночи, противник неожиданно предпринял удар на батареи и штаб танками и пехотой. Будучи уже раненым, Чекулаев продолжал руководить штабом и лично повёл бойцов на прорыв. Многие бойцы дивизиона погибли, в том числе и капитан, он был смертельно ранен вражеским автоматчиком в упор. [1], [4]
Из воспоминаний моего прадеда Чекулаева Василия Владимировича - сына капитана В.Г. Чекулаева, следует: «В 1943 г. мама получила похоронку, и мы стали получать пенсию на погибшего отца. Когда жили в с. Ельники, соседи пришли к маме и сказали, что в клубе, при просмотре документального фильма, видели отца. Мама пошла в клуб и на экране действительно увидела своего мужа - моего отца. Действия фильма проходили в Сталинграде. Однако, где погиб отец, и где покоится его прах, семья долгое время не знала».
22 февраля 1972 г. в газете «Ленинской путь» г. Ачинска была опубликована статья В. Григорьева «Родина помнит» [1], в которой говорилось о том, что ветеран ВОВ – наводчик оружия артдивизиона Бусов Александр Павлович разыскивает родственников боевого товарища Чекулаева В.Г. Из статьи семья узнала, что начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 г. прапрадед встретил на Украине в г. Белая Церковь.
Боевая тревога, первые схватки с фашистами, длинные и жаркие фронтовые дороги…
«…Снова ползут гады!» – произнес молодой солдат, указывая в сторону заводского корпуса, откуда, лязгая гусеницами, показался первый танк.
– «Батарея, к бою! Слушай мою команду. По головному танку противника – огонь!». Тринадцать танков врага превратились в груду металлического лома.
В совхозе «Голубинский» Калачинского района Волгоградской области, стоит скромный памятник отважному сыну Родины Чекулаеву В.Г. [5] (Рисунок 7)
Рисунок 7- Памятник Чекулаеву Владимиру Григорьевичу
27 лет наша семья не знала, где находится могила дорогого нам человека. И вот, благодаря неутомимым поискам и помощи участника боев за г. Калач А.П. Бусова, мой прадед смог поклониться праху своего отца.
Благодарные потомки свято чтят память о славном сибиряке. Решением исполкома городского Совета от 17 ноября 1971 года улица Набережная, расположенная в поселке Черкасово Калачинского района Волгоградской области, переименована на улицу имени Чекулаева Владимира Григорьевича, гвардии капитана, погибшего при освобождении г. Калача. (Рисунок 8) [2]
Рисунок 8 - Карта п. Черкасово Калачинского района Волгоградской области
В нашем семейном архиве хранятся копии документов о боевом пути моего прапрадеда. Эти документы долгое время собирал его сын Чекулаев В.В. – почетный ветеран МВД, майор милиции в отставке. Это драгоценная семейная реликвия. (Оригиналы документов переданы в городской музей г. Калач Волгоградской области.)
26.02.2014 г. в газете «Огни Сибири» № 9 вышла статья С. Герасимовой «Они всегда вместе: отец и сын», где из воспоминаний сослуживцев написано: «Чекулаев В.В. был хорошим следователем. Профессиональный и житейский опыт его был таким, что обманывать его было бесполезно. [3]
У Владимира Григорьевича, как начальника штаба, наверное, была возможность поберечь себя той декабрьской ночью 1942 года. В его должностные обязанности не входило лично возглавить контратаку и подставить грудь под автоматный огонь. Но вряд ли такая мысль могла прийти в голову моему прапрадеду.
Хорошо, когда родители являются для человека примером. Воспитание уважения к предкам – это гарантия, что в будущем от детей и внуков увидишь такое же уважение к себе.
IV Заключение
Изучение событий Великой Отечественной войны, массового героизма советских людей на фронте и в тылу имеет огромное значение для воспитания подрастающего поколения.
Актуальность работы определяется интересом, возникшим в ходе наблюдения. Работая с документами, я представляла людей, пишущих о моём прапрадеде. Исследуя документы в архивах, я читала наградные материалы не только на своего прапрадеда, но и на других военнослужащих. Мне было интересно заниматься поисками материалов. Как важно вовремя собрать материал, чтобы передать его будущему поколению. Когда я выступила перед ребятами школы № 6 и школы №12, то пришла к выводу, что формирование патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества нужно начинать с раннего возраста,
Я ставила перед собой цель - узнать о боевом пути моего прапрадеда Чекулаева Владимира Григорьевича в годы Великой Отечественной войны, и я этого достигла.
Своей работой хотелось доказать, что из поколения в поколение должна передаваться память о родных и близких. Анализируя боевой путь моего прапрадеда, прихожу к выводу, что только благодаря таким людям, как мой прапрадед, удалось победить в войне.
Хорошо, что ежегодно идёт шествие Бессмертного полка и с каждым годом людей, принимавших участие, становится больше. Значит, можно надеяться, что память останется жива, и на смену старшего поколения встанут их внуки и правнуки.
Список литературы
Статья «Родина помнит», газета «Ленинский путь» от 22 февраля
1972 года;
Статья «В названиях Калачевских улиц-героев, павших Имена»,
газета «Борьба» г. Калач Волгоградской области от 06.05 2010 г.;
3.Статья «Они всегда вместе: отец и сын», газета «Огни Сибири» от 26.02.2014 года;
4.Интернет-ресурс: Память народа https://pamyat-naroda.ru/;
5. Статья В.Хлюстова «Один из тысячи героев», газета «Борьба» от 18 ноября 1969г.
Приложение А
Форма опроса учеников 4 «а» класса школы №6
1.Когда началась и закончилась Великая Отечественная война?
1914-1917
1939 – 1941
1941-1945
2.Знаете ли Вы своих предков, воевавших, работавших в тылу в годы Великой Отечественной войны?