Просмотр содержимого документа
«Переселение народностей в СССР после Великой Отечественной войны»
В мировой истории притеснение различных национальностей, к сожалению, является довольно частым явлением. Можно вспомнить фактический геноцид индейцев Северной и Южной Америки, различных африканских племен и геноцид евреев во время Второй мировой войны. Но в наше время процесс приобрел и политическую, а порой и геополитическую окрашенность. На фоне событий в Ближневосточном регионе и вызванных ими вынужденными миграционными волнами особую ценность приобретает глубокий и тщательный анализ информации о депортациях нетитульных этносов в СССР, путях реабилитации национальностей и правовой их защиты в современной России.
Депортации применялись в Советском Союзе, как одна из форм политических репрессий. Основными их особенностями были внесудебный характер, контингентность и перемещение больших масс людей в географически отдалённую, непривычную для них и часто рискованную среду обитания.
В советской историографии послевоенного периода проблема депортаций попросту замалчивалась. После провозглашения политики «гласности» М. С. Горбачевым, появился ряд тематических работ, но авторы подменяли понятие «депортация» более политкорректными – «переселение», «временные вынужденные меры» и т.д. Современный взгляд на проблему представлен в работах Н. Ф. Бугая, П. М. Поляна и других авторов. Они позволяют представить масштаб и значение принудительных выселений, их организационные основы. При этом часть авторов, опираясь на юридическую трактовку понятия депортации, рассматриваемой в современном законодательстве как принудительное перемещение лица за пределы государства, полагает, что данная мера в СССР применялись только по отношению к иностранцам и лицам без гражданства, а также к некоторым другим категориям «нежелательных лиц». В частности, Л. П. Белковец ,Р. Баев считает некорректным называть депортациями внутренние перемещения граждан даже применительно к истории тоталитарных режимов.
Современные авторы указывают массу негативных последствий процесса, но избегают обращения к таким документальным источникам как письменные свидетельства очевидцев, фотоматериалы и т. д. В то же время в разработке рассматриваемой проблематики сохраняется немало неизученных сюжетов, особенно касающихся последствий депортаций и дальнейшей судьбы репрессированных народов. Необходимы исследования, которые раскроют последствия депортаций, прежде всего, в отношении того ущерба, который был нанесен дружбе народов, привел к межнациональным конфликтам. Депортациям в СССР подверглось множество этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки, «кулаки» самых разных национальностей,корейцы, поляки, азербайджанцы, курды, китайцы, русские, иранцы, евреи-ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, итальянцы, болгары, армяне, хемшины, армяне-«дашнаки», турки, таджики, якуты и другие.
Причинами проведения депортации народов СССР являлись конфликты представителей депортированных наций с государством в довоенные годы, геополитические соображения, интриги местных партийных органов, личные прихоти Сталина, этнические предрассудки высокопоставленных лиц и лишь затем — собственно антисоветская деятельность в годы войны (так, даже во внутренней корреспонденции органов власти не удалось обнаружить ни одного документа, указывавшего бы на то, что советские власти всерьёз подозревали крымских греков, турок-месхетинцев, курдов, хемшилов в государственной измене; с другой стороны, не были подвергнуты депортации обвинявшиеся партийными органами в коллаборационизме кабардинцы и карелы).
Депортация народов СССР преследовала цель полной ассимиляции неугодных советскому правительству народностей среди других народов и исчезновения их как самостоятельного этноса. Основными методами служили запугивание, принудительное переселение в отдаленные географически территории севера и Средней Азии.
Решения о депортации принимались на уровне руководства партии и правительства СССР по инициативе органов ОГПУ-НКВД, что ставило их вне компетенции советского суда и резко отличало от системы исправительно-трудовых лагерей и колоний. По мнению историков, инициатором большинства депортаций был народный комиссар внутренних дел СССР Лаврентий Берия, именно он подавал главнокомандующему докладные с рекомендациями.
На основании доносов, телеграмм, служебных записок представителей советской власти издавался нормативный акт о выселении соответствующего народа из территорий их постоянного места жительства. В соответствующую местность направлялся представитель советской власти с войсками НКВД СССР либо частям и подразделениям РККА. Нормативный акт доводился до сведения представителей народностей без права на обжалование. Высылаевым давался очень короткий срок на сборы. Многие семьи, не знавшие русского языка, уходили из своих домов, не захватив теплой одежды и продуктов питания. На сборные пункты подгонялись "студебеккеры", в которых спецпереселенцев доставляли к железнодорожным станциям, к поездам, состоящим из двуосных вагонов - "теплушек". В каждый вагон помещали по 40-50 человек. Сформированные эшелоны и отправлялись в отдаленные, еще не освоенные северные районы и территории Средней Азии.
За время пути от голода, холода и болезней умирало огромное количество людей. Их хоронили наспех прямо у путей во время коротких остановок, когда же остановиться было нельзя, трупы просто сбрасывались под откос. Те, кто добрался до спецпоселений, поднимали народное хозяйство и местную инфраструктуру. При министерстве внутренних дел СССР был создан 51 отдел, осуществлявший контроль за переселенцами при помощи 2916 комендатур, действовавших в местах их проживания. Пресечением возможных побегов и поисками беглецов занималось 31 оперативно-розыскное подразделение.
Что касается назначением переселенцев и их дальнейшей судьбы, издавался нормативный акт о размещении того или иного репрессированного народа на определенных территориях Советского Союза, порядка их расселения и трудоустройства. Например, недостаток рабочих рук в Северном Казахстане стал причиной переселения поляков для создания поселков, развития сельского хозяйства и промышленности. Выполнение подобных распоряжений избавило бы переселенные народы от тех трудностей и проблем, которые им пришлось вытерпеть. Но по объективным причинам выполнение полностью всех пунктов этих постановлений было не реальным. Катастрофически обстояло дело с питанием новых поселенцев. Свидетели тех событий вспоминали, что, лишённые сколько-нибудь налаженного снабжения, они постоянно голодали. Нередко случалось, что доведённые до крайнего истощения люди употребляли в пищу коренья, жмых, крапиву, мёрзлый картофель, люцерну и даже кожу стоптанной обуви. В результате, только по официальным данным, обнародованным в годы перестройки, смертность среди вынужденных переселенцев в начальный период достигала 23,6 %.
Первый шаг на пути возвращения на родину многих незаконно депортированных народов был сделан правительством СССР в 1956 году. Толчком для него послужило выступление Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС, в котором он подверг критике культ личности Сталина и проводившуюся в годы его правления политику массовых репрессий. В 1956 году вышли Указы Президиума Верховного Совета о снятии ограничений с поляков, выселенных в 1936 году, калмыков, греков, болгар, армян, крымских татар, балкарцев; 16 июля 1956 года правовые ограничения были сняты с чеченцев, ингушей и карачаевцев (все — без права возвращения на родину). В 1957 - 1958 были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев; этим народам было разрешено вернуться на свои исторические территории.
Представители остальных репрессированных народов под этот указ не подпадали и получили возможность вернуться к местам прежнего проживания лишь спустя некоторое время. Позже всех репрессивные меры были отменены в отношении этнических немцев Поволжья. Только в 1964 году правительственным указом с них были сняты абсолютно беспочвенные обвинения в пособничестве фашистам и отменены все ограничения свободы.
Следует отметить, что этот и все последующие указы, отменявшие особый режим содержания репрессированных народов, объединяла общая черта ─ в них не содержалась даже отдалённого намёка на критику политики массовых депортаций. Во всех без исключения документах говорилось, что переселения целых народов были вызваны «обстоятельствами военного времени», а на данный момент необходимость пребывания людей в спецпоселениях отпала.
Ситуация кардинально изменилась лишь в конце 1980-х. Согласно Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» были реабилитированы все репрессированные народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них на государственном уровне в виде политики клеветы, геноцида, насильственного переселения, упразднения национально-государственных образований, установления режима террора и насилия в местах спецпоселений.
А 26 апреля 1991 г. был принят Закон РСФСР № 1107-I «О реабилитации репрессированных народов», который признал право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.
В современном государстве депортации невозможны, так как только суд, а не правительственный или партийный аппарат, решает виновен человек или нет. В демократических государствах принудительное переселение одной из народностей не рассматривается в качестве допустимого наказания за противоправные действия отдельных ее представителей. Так Конституция ДНР определяет не только основные права и свободы граждан, но и комплекс мер по защите интересов народностей, проживающих на территории Республики: гарантируется равенство прав независимо от национальности и языка, запрещены любые формы ограничения прав граждан по признакам национальной принадлежности.
1. Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995): Учебное пособие / Под ред. А. Ф. Киселёва, Э. М. Щагина. — М.: ВЛАДОС, 1996. — С. 310—323.
2.Полян П. М. Депортации и этничность // Сталинские депортации. 1928-1953. — М.: МФД, Материк, 2005.
3. Бугай Н. Ф. Защита состоялась, проблемы остаются… // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 7 (35). — С. 123.
4. Резолюция международного симпозиума «1937 год: Русскоязычные корейцы — прошлое, настоящее и будущее», приуроченный 80-летию принудительного переселения корейцев с Дальнего Востока в Центральную Азию