kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Отпор джунгарам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историческая инсценировка на тему:

«Отпор джунгарам».

Играет музыка. Слова автора.

 «Становление казахской государственности было не простым. Это победоносный результат многовековой борьбы казахского народа, в которой были и радость победы, и горечь поражения, бывали периоды, когда казахская нация стояла на грани исчезновения. В те исторически судьбоносные периоды беспримерные подвиги отважных родовых батыров сыграли решающую роль в сплочении силы и духа народа в борьбе с многочисленными врагами, претендующими на бескрайние просторы Казахстана.

Казахский аул. Юрта (аксакал, женщина-мать, батыр, отец-старик, девушка).

Мать: - За что Аллах так наказывает нас? Прошлой  весной  джунгары через горы Каратау вторглись в долину р. Талас. Мы в это время не ждали нападения, мы готовились к откачевке с зимних пастбищ.
Отец: Они, наступая через Алатау, наголову истребили мужчин и женщин, а девушек увели в плен. Население Старшего и Среднего жузов, оставив скот и имущество, отправились скитаться в Самарканд и Ходжент; Младшего жуза в Хиву и Бухару. Джунгары оставили после себя только груды мертвых тел невинных людей

Мать: - Почему они оказались сильнее нас?

Аксакал: - Успех этого крупного натиска джунгар внезапность и военная подготовка. Они удачно выбрали момент, когда мы находились еще в своих зимних стоянках и не смогли быстро сформировать ополчение.

Девушка: -О, мудрый, аксакал. Почему так бледнеет отец и начинает плакать мать об одном упоминании о джунгарах.

Аксакал: Хорошо, невинное дитя. Твоё любопытство удовлетворю, слушай мой рассказ «В 3-4 дня вся страна казахов- от Семиречья и Алтая до Жаика и Едиля узнала о страшном нашествии. Но что она могла  сделать, не имея постоянного войска! Как нож в масло вошли 7 голов джунгарского дракона в тело страны. Пылали, застигнутые врасплох города и аулы…Лишь немногие аулы казахов и киргизов спаслись тем, что, покинув свой основной скот, успели уйти высоко в горы, куда не могла добраться джунгарская конница. А основную массу населения постигла страшная судьба. Молодых женщин джунгары уводили в свои стойбища, привязывая попарно косами, чтобы не убежали. Всех способных держать оружие убивали на месте, а стариков, старух, беспомощных детей загоняли плетьми в безводные места, где они погибали от жажды. При налете на аул расправа начиналась с того, что джунгары с диким хохотом поднимали на пики всех детей до 7- летнего возраста. Потом начиналось поголовное насилие на глазах у родственников. Родители рвали на себе волосы, сходили с ума, и только это спасало их, так как по древней монгольской традиции сумасшедших нельзя было трогать. Толпами они ходили по степи… За месяц, пройдя древним способом облавы джунгары прошли половину степи, вышли к северотуркестанским городам. Сделанные по китайским чертежам стенобитные машины крушили стены. А если это не помогало, вступали пушки.»

Батыр:- Нельзя сидеть спокойно в такое время, когда вся степь стонет от горя и боли. Пусть их армия хорошо вооруженная и опытная в боевых сражениях. У них есть ружья и пушки, за плечами опыт многолетней войны против китайских войск. А у нас за плечами Родина-отцы, деды, прадеды, растоптанная честь девушек, предсмертные крики братьев.
Девушка: – А может быть всё обойдётся и джунгары вернутся в свои пределы?

Мать: - Наивная, когда это шакалу хватало крови только одной овцы?

Отец: - Наша сила в единстве, если сейчас все мы сплотимся, то сохраним и свою честь и страну.

Девушка:- (обращается к родителям батыра) Он ваш сын, если он погибнет, то даже памяти о вас не останется, не пускайте его воевать, пусть это делают другие.

Отец:- Наш мальчик - наша гордость и радость, без него нам незачем жить, но и жить под игом это не жизнь.

Батыр:- Что скажешь, аксакал? Уж верно тебе известно, что основная причина столь тяжелой катастрофы заключается  в самих казахах. Казахское ханство долго оставалось раздробленным государством. Как поступить мне чтобы потомки стыдливо не упускали глаз?

Аксакал: Пусть не мною,

А ещё давным-давно

Было сказано, сынок мой, это слово,

Но и ныне,

Как века назад, оно

Точно так же

И умно, сынок, и ново.

В этом слове

Неизвестный аксакал

Быть в учении упорным наставлял,

В мыслях — зорким,

В слове — твёрдым,

А в делах —

Всех искусней.

И за совесть, не за страх,

Там трудиться,

Где нужда в тебе сильней,

Ради блага дней грядущих и людей.

А ещё он наставлял,

Чтобы в бою

С теми, кто обидит родину твою,

Был ты стойким

И таким отважным был,

Чтоб навек

В твой край дорогу Враг забыл.

Лишь высоким став

 И сердцем, и душой

 И все дни свои прожив,

Как подвиг правый,

Сможешь ты и сам себя,

 И край родной

Увенчать Немеркнущею Славой!

Мать: -Собирайся, сынок. Не смотри ты на нас (начинает плакать)

«Если выстоишь в смертельном бою, 
Солнцем мать согреешь свою, 
Если струсишь, то путь степной 
Пусть разверзнется под тобой 
И на след твой я наплюю» 


Батыр (обнимает мать )

- «Для того родила ты меня, 
Чтоб со славой я дух испустил, 
Чтоб умел за народ постоять, 
Чтоб и мёртвый врагов победил… 
 

Отец: Видно не зря я тебя воспитал, не боишься ты жадных джунгар. По всей Великой степи собираются наши –сыны. Отомсти…Отомсти…Отомсти…

Звучит музыка, слова автора. Все прощаются. Батыр вскакивает на коня.

Автор: Только беда заставила казахов задуматься над тем, что только объединившись, можно достичь победы. Начиная с 1726 года начались успешные действия объединенных сил казахов против джунгар. Раньше они действовали разрозненно, собираясь в отряды по родовым признакам, а с середины 20-х годов казахские батыры стали действовать сообща, координируя свои действия.

Батыр:   Лишь одна мне Отчизна дана,

         Где сладка даже горечь полыни,

         Мать она мне во все времена,

         От рождения с ней - и доныне.

         Я к любым испытаниям готов,

         И судьбу упрекать я не стану,

         Степь моя, ты как книга стихов,

                 И тебя я читать не устану

Заключительные слова Автора.

Перенеся неисчислимые страдания, отдав миллионы жизней, многострадальный казахский народ сумел спасти свою страну, свободу и независимость. В противоположность ему несчастный народ таких же кочевников, следуя то за Россией, то за Маньчжуро-Китаем, не смог различить своих истинных врагов и был вычеркнут из истории. Такова весьма поучительная судьба ойратов. Видимо, так было угодно исторической судьбе. И о таких уроках забывать не следует.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Отпор джунгарам"»

Историческая инсценировка на тему:

«Отпор джунгарам».


Играет музыка. Слова автора.

«Становление казахской государственности было не простым. Это победоносный результат многовековой борьбы казахского народа, в которой были и радость победы, и горечь поражения, бывали периоды, когда казахская нация стояла на грани исчезновения. В те исторически судьбоносные периоды беспримерные подвиги отважных родовых батыров сыграли решающую роль в сплочении силы и духа народа в борьбе с многочисленными врагами, претендующими на бескрайние просторы Казахстана.


Казахский аул. Юрта (аксакал, женщина-мать, батыр, отец-старик, девушка).

Мать: - За что Аллах так наказывает нас? Прошлой весной джунгары через горы Каратау вторглись в долину р. Талас. Мы в это время не ждали нападения, мы готовились к откачевке с зимних пастбищ.
Отец: Они, наступая через Алатау, наголову истребили мужчин и женщин, а девушек увели в плен. Население Старшего и Среднего жузов, оставив скот и имущество, отправились скитаться в Самарканд и Ходжент; Младшего жуза в Хиву и Бухару. Джунгары оставили после себя только груды мертвых тел невинных людей

Мать: - Почему они оказались сильнее нас?

Аксакал: - Успех этого крупного натиска джунгар внезапность и военная подготовка. Они удачно выбрали момент, когда мы находились еще в своих зимних стоянках и не смогли быстро сформировать ополчение.

Девушка: -О, мудрый, аксакал. Почему так бледнеет отец и начинает плакать мать об одном упоминании о джунгарах.

Аксакал: Хорошо, невинное дитя. Твоё любопытство удовлетворю, слушай мой рассказ «В 3-4 дня вся страна казахов- от Семиречья и Алтая до Жаика и Едиля узнала о страшном нашествии. Но что она могла сделать, не имея постоянного войска! Как нож в масло вошли 7 голов джунгарского дракона в тело страны. Пылали, застигнутые врасплох города и аулы…Лишь немногие аулы казахов и киргизов спаслись тем, что, покинув свой основной скот, успели уйти высоко в горы, куда не могла добраться джунгарская конница. А основную массу населения постигла страшная судьба. Молодых женщин джунгары уводили в свои стойбища, привязывая попарно косами, чтобы не убежали. Всех способных держать оружие убивали на месте, а стариков, старух, беспомощных детей загоняли плетьми в безводные места, где они погибали от жажды. При налете на аул расправа начиналась с того, что джунгары с диким хохотом поднимали на пики всех детей до 7- летнего возраста. Потом начиналось поголовное насилие на глазах у родственников. Родители рвали на себе волосы, сходили с ума, и только это спасало их, так как по древней монгольской традиции сумасшедших нельзя было трогать. Толпами они ходили по степи… За месяц, пройдя древним способом облавы джунгары прошли половину степи, вышли к северотуркестанским городам. Сделанные по китайским чертежам стенобитные машины крушили стены. А если это не помогало, вступали пушки.»

Батыр:- Нельзя сидеть спокойно в такое время, когда вся степь стонет от горя и боли. Пусть их армия хорошо вооруженная и опытная в боевых сражениях. У них есть ружья и пушки, за плечами опыт многолетней войны против китайских войск. А у нас за плечами Родина-отцы, деды, прадеды, растоптанная честь девушек, предсмертные крики братьев.
Девушка: – А может быть всё обойдётся и джунгары вернутся в свои пределы?

Мать: - Наивная, когда это шакалу хватало крови только одной овцы?

Отец: - Наша сила в единстве, если сейчас все мы сплотимся, то сохраним и свою честь и страну.

Девушка:- (обращается к родителям батыра) Он ваш сын, если он погибнет, то даже памяти о вас не останется, не пускайте его воевать, пусть это делают другие.

Отец:- Наш мальчик - наша гордость и радость, без него нам незачем жить, но и жить под игом это не жизнь.

Батыр:- Что скажешь, аксакал? Уж верно тебе известно, что основная причина столь тяжелой катастрофы заключается в самих казахах. Казахское ханство долго оставалось раздробленным государством. Как поступить мне чтобы потомки стыдливо не упускали глаз?

Аксакал: Пусть не мною,

А ещё давным-давно

Было сказано, сынок мой, это слово,

Но и ныне,

Как века назад, оно

Точно так же

И умно, сынок, и ново...

В этом слове

Неизвестный аксакал

Быть в учении упорным наставлял,

В мыслях — зорким,

В слове — твёрдым,

А в делах —

Всех искусней.

И за совесть, не за страх,

Там трудиться,

Где нужда в тебе сильней,

Ради блага дней грядущих и людей...

А ещё он наставлял,

Чтобы в бою

С теми, кто обидит родину твою,

Был ты стойким

И таким отважным был,

Чтоб навек

В твой край дорогу Враг забыл...

Лишь высоким став

И сердцем, и душой

И все дни свои прожив,

Как подвиг правый,

Сможешь ты и сам себя,

И край родной

Увенчать Немеркнущею Славой!



Мать: -Собирайся, сынок. Не смотри ты на нас (начинает плакать)

«Если выстоишь в смертельном бою, 
Солнцем мать согреешь свою, 
Если струсишь, то путь степной 
Пусть разверзнется под тобой 
И на след твой я наплюю» 


Батыр (обнимает мать )

- «Для того родила ты меня, 
Чтоб со славой я дух испустил, 
Чтоб умел за народ постоять, 
Чтоб и мёртвый врагов победил… 


Отец: Видно не зря я тебя воспитал, не боишься ты жадных джунгар. По всей Великой степи собираются наши –сыны. Отомсти…Отомсти…Отомсти…

Звучит музыка, слова автора. Все прощаются. Батыр вскакивает на коня.

Автор: Только беда заставила казахов задуматься над тем, что только объединившись, можно достичь победы. Начиная с 1726 года начались успешные действия объединенных сил казахов против джунгар. Раньше они действовали разрозненно, собираясь в отряды по родовым признакам, а с середины 20-х годов казахские батыры стали действовать сообща, координируя свои действия.

Батыр: Лишь одна мне Отчизна дана,

Где сладка даже горечь полыни,

Мать она мне во все времена,

От рождения с ней - и доныне.


Я к любым испытаниям готов,

И судьбу упрекать я не стану,

Степь моя, ты как книга стихов,

И тебя я читать не устану



Заключительные слова Автора.

Перенеся неисчислимые страдания, отдав миллионы жизней, многострадальный казахский народ сумел спасти свою страну, свободу и независимость. В противоположность ему несчастный народ таких же кочевников, следуя то за Россией, то за Маньчжуро-Китаем, не смог различить своих истинных врагов и был вычеркнут из истории. Такова весьма поучительная судьба ойратов. Видимо, так было угодно исторической судьбе. И о таких уроках забывать не следует.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Отпор джунгарам"

Автор: Келлер Флорентина Николаевна

Дата: 08.11.2016

Номер свидетельства: 356852

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тестовые задания по истории Казахстана для 8 класса "
    ["seo_title"] => string(56) "tiestovyie-zadaniia-po-istorii-kazakhstana-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "198757"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1428460181"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема: Образование Казахского  ханства (урок по истории Казахстана в 7 классе) "
    ["seo_title"] => string(80) "tiema-obrazovaniie-kazakhskogho-khanstva-urok-po-istorii-kazakhstana-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "101200"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402410162"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "«550 лет образования Казахского ханства»."
    ["seo_title"] => string(43) "550-liet-obrazovaniia-kazakhskogho-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "269097"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450767019"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Турнир "Выдающиеся личности Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(45) "turnir-vydaiushchiiesia-lichnosti-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "227829"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440958669"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Урок внеклассного чтения. Тема дома и рода в произведениях современников казахской прозы. "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-tiema-doma-i-roda-v-proizviedieniiakh-sovriemiennikov-kazakhskoi-prozy"
    ["file_id"] => string(6) "103482"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402587681"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства