Историческая инсценировка на тему:
«Отпор джунгарам».
Играет музыка. Слова автора.
«Становление казахской государственности было не простым. Это победоносный результат многовековой борьбы казахского народа, в которой были и радость победы, и горечь поражения, бывали периоды, когда казахская нация стояла на грани исчезновения. В те исторически судьбоносные периоды беспримерные подвиги отважных родовых батыров сыграли решающую роль в сплочении силы и духа народа в борьбе с многочисленными врагами, претендующими на бескрайние просторы Казахстана.
Казахский аул. Юрта (аксакал, женщина-мать, батыр, отец-старик, девушка).
Мать: - За что Аллах так наказывает нас? Прошлой весной джунгары через горы Каратау вторглись в долину р. Талас. Мы в это время не ждали нападения, мы готовились к откачевке с зимних пастбищ.
Отец: Они, наступая через Алатау, наголову истребили мужчин и женщин, а девушек увели в плен. Население Старшего и Среднего жузов, оставив скот и имущество, отправились скитаться в Самарканд и Ходжент; Младшего жуза в Хиву и Бухару. Джунгары оставили после себя только груды мертвых тел невинных людей
Мать: - Почему они оказались сильнее нас?
Аксакал: - Успех этого крупного натиска джунгар внезапность и военная подготовка. Они удачно выбрали момент, когда мы находились еще в своих зимних стоянках и не смогли быстро сформировать ополчение.
Девушка: -О, мудрый, аксакал. Почему так бледнеет отец и начинает плакать мать об одном упоминании о джунгарах.
Аксакал: Хорошо, невинное дитя. Твоё любопытство удовлетворю, слушай мой рассказ «В 3-4 дня вся страна казахов- от Семиречья и Алтая до Жаика и Едиля узнала о страшном нашествии. Но что она могла сделать, не имея постоянного войска! Как нож в масло вошли 7 голов джунгарского дракона в тело страны. Пылали, застигнутые врасплох города и аулы…Лишь немногие аулы казахов и киргизов спаслись тем, что, покинув свой основной скот, успели уйти высоко в горы, куда не могла добраться джунгарская конница. А основную массу населения постигла страшная судьба. Молодых женщин джунгары уводили в свои стойбища, привязывая попарно косами, чтобы не убежали. Всех способных держать оружие убивали на месте, а стариков, старух, беспомощных детей загоняли плетьми в безводные места, где они погибали от жажды. При налете на аул расправа начиналась с того, что джунгары с диким хохотом поднимали на пики всех детей до 7- летнего возраста. Потом начиналось поголовное насилие на глазах у родственников. Родители рвали на себе волосы, сходили с ума, и только это спасало их, так как по древней монгольской традиции сумасшедших нельзя было трогать. Толпами они ходили по степи… За месяц, пройдя древним способом облавы джунгары прошли половину степи, вышли к северотуркестанским городам. Сделанные по китайским чертежам стенобитные машины крушили стены. А если это не помогало, вступали пушки.»
Батыр:- Нельзя сидеть спокойно в такое время, когда вся степь стонет от горя и боли. Пусть их армия хорошо вооруженная и опытная в боевых сражениях. У них есть ружья и пушки, за плечами опыт многолетней войны против китайских войск. А у нас за плечами Родина-отцы, деды, прадеды, растоптанная честь девушек, предсмертные крики братьев.
Девушка: – А может быть всё обойдётся и джунгары вернутся в свои пределы?
Мать: - Наивная, когда это шакалу хватало крови только одной овцы?
Отец: - Наша сила в единстве, если сейчас все мы сплотимся, то сохраним и свою честь и страну.
Девушка:- (обращается к родителям батыра) Он ваш сын, если он погибнет, то даже памяти о вас не останется, не пускайте его воевать, пусть это делают другие.
Отец:- Наш мальчик - наша гордость и радость, без него нам незачем жить, но и жить под игом это не жизнь.
Батыр:- Что скажешь, аксакал? Уж верно тебе известно, что основная причина столь тяжелой катастрофы заключается в самих казахах. Казахское ханство долго оставалось раздробленным государством. Как поступить мне чтобы потомки стыдливо не упускали глаз?
Аксакал: Пусть не мною,
А ещё давным-давно
Было сказано, сынок мой, это слово,
Но и ныне,
Как века назад, оно
Точно так же
И умно, сынок, и ново.
В этом слове
Неизвестный аксакал
Быть в учении упорным наставлял,
В мыслях — зорким,
В слове — твёрдым,
А в делах —
Всех искусней.
И за совесть, не за страх,
Там трудиться,
Где нужда в тебе сильней,
Ради блага дней грядущих и людей.
А ещё он наставлял,
Чтобы в бою
С теми, кто обидит родину твою,
Был ты стойким
И таким отважным был,
Чтоб навек
В твой край дорогу Враг забыл.
Лишь высоким став
И сердцем, и душой
И все дни свои прожив,
Как подвиг правый,
Сможешь ты и сам себя,
И край родной
Увенчать Немеркнущею Славой!
Мать: -Собирайся, сынок. Не смотри ты на нас (начинает плакать)
«Если выстоишь в смертельном бою,
Солнцем мать согреешь свою,
Если струсишь, то путь степной
Пусть разверзнется под тобой
И на след твой я наплюю»
Батыр (обнимает мать )
- «Для того родила ты меня,
Чтоб со славой я дух испустил,
Чтоб умел за народ постоять,
Чтоб и мёртвый врагов победил…
Отец: Видно не зря я тебя воспитал, не боишься ты жадных джунгар. По всей Великой степи собираются наши –сыны. Отомсти…Отомсти…Отомсти…
Звучит музыка, слова автора. Все прощаются. Батыр вскакивает на коня.
Автор: Только беда заставила казахов задуматься над тем, что только объединившись, можно достичь победы. Начиная с 1726 года начались успешные действия объединенных сил казахов против джунгар. Раньше они действовали разрозненно, собираясь в отряды по родовым признакам, а с середины 20-х годов казахские батыры стали действовать сообща, координируя свои действия.
Батыр: Лишь одна мне Отчизна дана,
Где сладка даже горечь полыни,
Мать она мне во все времена,
От рождения с ней - и доныне.
Я к любым испытаниям готов,
И судьбу упрекать я не стану,
Степь моя, ты как книга стихов,
И тебя я читать не устану
Заключительные слова Автора.
Перенеся неисчислимые страдания, отдав миллионы жизней, многострадальный казахский народ сумел спасти свою страну, свободу и независимость. В противоположность ему несчастный народ таких же кочевников, следуя то за Россией, то за Маньчжуро-Китаем, не смог различить своих истинных врагов и был вычеркнут из истории. Такова весьма поучительная судьба ойратов. Видимо, так было угодно исторической судьбе. И о таких уроках забывать не следует.