Предметом исследования являются печатные и архивные документы разных годов, в которых рассказывается о сущности реформ, порядке их проведения в Минской губернии и Борисовском уезде в частности.
Изучение основных этапов реформы и ознакомление с архивными документами 1861-1865 годов, раскрывающими общественные и экономические связи в пореформенный период явилось целью исследования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«“Отмена крепостного права на белорусских землях” »
Аддзел адукацыі Барысаўскага раённага выканаўчага камітэта
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
“Беларускамоўная гімназія №2 г.Барысава”
Даследчая праца на тэму:
“Отмена крепостного права на белорусских землях”
Працу выканалі:
вучні 10 “Б” класа
ДУА “Беларускамоўная
гімназія №2 г.Барысава”
Нялюбіна Таццяна,
Салаўёў Павел
кіраўнік:
Дакука Сяргей Іванавіч,
настаўнік гісторыі і
грамадазнаўства
ДУА “Беларускамоўная
гімназія №2 г.Барысава”
Барысаў 2014
Тезисы
на исследовательскую работу
«Отмена крепостного права» ученики 10«Б» класса ГУО «Белорусскоязычная гимназия №2 г.Борисова» Нелюбина Татьяна и Соловьёв Павел под руководством учителя истории
Дакуко Сергея Ивановича
150 лет назад император Александр ІІ [Прил.ХІ] подписал манифест “О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей”. Это событие стало судьбоносным в истории народов, населявших многонациональное государство, в том числе и белорусского народа.
Нас заинтересовали эти события и мы решили выяснить, как отразились они на политическом и социально-экономическом положении белорусского крестьянства.
По данной тематике мы использовали ранее изданные труды белорусских историков. В общих чертах в них содержится описание изменений белорусской глубинки. На основании архивных документов мы хотели конкретизировать и расширить наше представление о событиях 1860-х годов, проследить на фактическом материале изменения в судьбах людей и общества в целом.
Современные социально-экономические, политические и другие преобразования, которые происходят в Беларуси, вызывают интерес к реформационным процессам, имевшим место в нашем крае. Малоэфективность революционных аграрных преобразований после октября 1917 года, что засвидетельствовало время, вынуждает обратиться к истории эволюционных изменений, которые не сопровождаются уничтожением производительных сил, привычных связей между людьми, гражданскими войнами и, в конечном итоге, соответствуют интересам общества.
Сбор и анализ доступных документов по данному вопросу, возможность их осмысления и сравнения с современным состоянием белорусского общества, находящегося в поиске усовершенствования государственной модели, выявляет актуальность нашей работы.
Объектами исследования стали реформы, призванные изменить феодальные порядки.
Предметом исследования являются печатные и архивные документы разных годов, в которых рассказывается о сущности реформ, порядке их проведения в Минской губернии и Борисовском уезде в частности.
Изучение основных этапов реформы и ознакомление с архивными документами 1861-1865 годов, раскрывающими общественные и экономические связи в пореформенный период явилось целью исследования.
Эта цель конкретизировалась в следующих задачах:
а) отобрать архивный материал, который поможет точно передать атмосферу событий, связанных с реформой 1861 года;
б) систематизировать собранный материал;
в) проанализировать статистические данные;
г) обобщить сделанные результаты исследования;
Для исследования нами были использованы каморный и сравнительный методы. Они наиболее содействуют достижению поставленной цели, решению задач и адекватные самой логике исследованию.
Каморный метод был использован при изучении архивных документов в Национальном историческом архиве Республики Беларусь,сравнительный – при систематизации собранного материала.
Научная новизна нашей работы заключается в том, что впервые были собраны и проанализированы разные архивные документы, которые дают точное представление о жизни людей, изменении социального статуса.
Теоретическая значимость работы представляется в формировании реформаторского мировоззрения на общественные процессы.
Практическая значимость проекта заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты
- содержат информацию о ходе проведения буржуазных реформ в Беларуси и Борисовском уезде, которую можно использовать в дальнейших исследованиях;
- могут быть использованы учителями и учениками при изучении истории Беларуси, курса “Борисововедение”, при написании статей в печатных изданиях.
Гипотеза. В ходе проведения буржуазной реформы крестьяне Беларуси получили ограниченные политические, экономические и социальные права.
На обсуждение выносятся следующие положения:
1. Реформы, проведенные в Беларуси и Борисовском уезде, были проведены помещиками и в своих интересах.
2. Положение основной группы населения, крестьян, было незначительно улучшено.
3. Реформа 1861 года не сделала крестьян экономически независимыми вследствии малоземелья и малопригодности земли.
4. Крестьяне получили большие права, кроме политических, и начали их умело применять в своей жизни.
Все дальше и дальше в глубь истории уходят переломные события XIX века. Как бы ни ругали современники крестьянскую реформу, она была огромным шагом вперед. В тот день 150 лет назад у нас с большим опозданием закончилась средневековье!
Наше исследование является попыткой расширить знания и представления о ходе проведения крестьянской реформы 1861 года в Беларуси.
В ходе исследования по разным направлениям реформы в первую очередь внимание акцентировалось на архивные документы по Борисовскому уезду или по ближайшим населенным пунктам. Наша работа является первой по данной тематике нашего края, но не может претендовать на роль последней инстанции, так как часть документов переведена в микрофильмы или написаны неразборчивым подчерком и ожидают исследователей.
И все же , полученные в ходе исследования результаты углубляют наши знания в истории родного края, содействуют пониманию исторической действительности. Их можно использовать как материал для факультативных занятий, они будут полезными на уроках истории, при подготовке в качестве консультативной работы и краеведческого материала.
Хочется надеяться, что эта работа будет полезной для читателей как источник собранного материала, а также мы надеемся на то, что она даст толчок для активизации работы по изучению истории нашей Родины.
Манифест
О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей
В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения, они получат полное освобождение и срочные льготы.
На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанность в отношении к Правительству и к помещикам.