«Методика использования электронных образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания»
«Методика использования электронных образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания»
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI века характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Методика использования электронных образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания» »
«Методика использования электронных образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания»
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI века характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп.
Бурное развитие информационных технологий, формирование мирового информационного пространства предъявляет новые требования к современному обществу. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде. Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.
Развитие информационных технологий заставляют педагогов не просто «успевать за изменениями », а быть первыми в этом строю, поскольку современное поколение учащихся с ранних владеет навыками компьютерной грамотности. Данный аспект является особенно актуальным в условиях формирования поколения, которое способно получать больше информации из визуальных компьютеризированных источников, а вовсе не традиционными способами – путем чтения книг. Для сегодняшнего ученика электронный способ получения информации стал естественным и самым распространённым способом.
Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент.
Образовательное пространство современного урока истории должно быть наполнено современными ресурсами, к числу которых относят электронные образовательные ресурсами (ЭОР). Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Следует отметить, что для современного ученика использование ЭОР – эффективное и результативное средство визуализации образовательного процесса. В литературе приводятся различные классификации электронных образовательных ресурсов:
Интернет-ресурсы, ресурсы для «электронной доски».
Электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы.
Мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения.
Также можно выделить ЭОР для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы учащихся.
Для визуализации обучения на уроках истории активно применяют специализированные предметные электронные ресурсы, которые размещены сайтах:
http://school-collection.edu.ru,
http://fcior.edu.ru, http://katalog.iot.ru,
http://ndce.edu.ru.
На указанных сайтах находятся тематические ЭОРы. Чаще всего информация данных сайтов разделена на модули, которые позволяют использовать ЭОР на различных этапах уроках.
На этапе изучения нового материал могут быть использованы лекционные материалы, которые сопровождаются анимированными картами, схемами и таблицами, иллюстративным материалом. В отличие от книги, которая дает только текстовую информацию, электронный модуль позволяет комплексно познакомиться с иллюстративно-картографической и документальной информацией. На уроке уменьшается время на изучение, а увеличивается время на повторительно-контролирующие элементы.
На этапе закрепления материала используются материалы практической направленности. Особое внимание следует обратить на расширение возможностей работы с историческими источниками различного вида, что в свою очередь способствует формированию навыков анализа и систематизация исторической, правовой, социально-экономической информации. Использование ЭОР направлено на формирование умений и навыков обработки и перевода материала из одной знаковой системы в другую, т.к. ЭОР позволяют организовать на уроках полноценную работу с текстами, таблицами, схемами, картами.
Умения систематизировать информацию, умения работать с материалом представленным в различных знаковых системах являются основными составляющими элементами информационно-коммуникативной компетентности. Таким образом, использование ЭОР позволит создать условия для успешного решения задачи формирования и развития у обучающихся информационно-коммуникативной компетенции.
Особое внимание следует обратить на формирование картографических знаний и умений учащихся. Необходимо отметить, что картографические знания и умения школьников заявлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной и старшей школы в ФГОС по истории.
С методической точки зрения историческая карта это – опорный конспект, развертывающий события в пространстве и во времени с помощью условных знаков. Все задания связаны с формированием картографических знаний и умений, пространственной ориентацией, развитием памяти, образного мышления.
Основная функция таких карт – пространственная локализация некогда прошедшего. ЭОР расширят возможности направленные на формирования картографических навыков и умений.
На сайте school-collection.edu.ru представлен учебный модуль «Анимационные карты России и мира (843-1618 годы)» Данный модуль предназначен для систематизации и закрепления исторических знаний, получаемых учащимися средней школы на уроках всеобщей истории и истории России, да также для использования школьниками во время самостоятельной работы дома. Ресурс данного модуля представлен
тематическими рубрикаторами:
Историческая карта.
История Отечества. Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий).
Всеобщая история
В указанном ресурсе представлена « Программа-проигрыватель «Анимационные карты России и мира (843-1618 годы)», которая является инновационным учебным материалом и позволяет проигрывать историческими события на выбранной карте.
Ресурс «Анимационные карты России и мира. 843-1618 гг." построены таким образом, что могут использоваться совместно с любым учебником истории России и всеобщей истории. Задачей учителя становится отбор материала в соответствии с выбранным им основным учебным пособием. Ресурс предназначен, прежде всего, для закрепления, обобщения и систематизации полученных на уроках знаний.
Формирование картографических учений учащихся с помощью ЭОР невозможно без использования интерактивной доске Smart Board.
Возможности работы с исторической картой благодаря интерактивной доске значительно расширяются, так как можно не просто показывать какие-либо объекты, но и использовать анимацию, цветные маркеры, чтобы проследить направления военных походов, показать места важнейших битв, отметить столицы государств, территориальные изменения и т.д. Можно, используя возможности интерактивной доски, смоделировать схемы различных сражений. Интерактивная доска дает возможность не только анализировать историческую карту, но и выполнять задания, непосредственно связанные и с исторической картой. Задания могут быть как простыми, так и довольно сложными в зависимости от целей и содержания.
Таким образом, ЭОР вдохнули новую жизнь в учебные исторические карты . С их помощью максимально реализуется одна из задач современного исторического образования: формирование умения учащихся проводить поиск, обработку и представление информации в разных формах. В частности:
посредством гиперссылок школьники могут связать содержание любой исторической карты с хронологическими и понятийными справками, биографическими и историографическими комментариями;
анимационные эффекты позволяют «оживить» изображение карты, разложить представленный на ней процесс или явление поэтапно, реконструировать альтернативные варианты развития той или иной социально-экономической или социально-политической ситуации;
информационные технологии позволяют пространственно локализовать один и тот же исторический факт в местном, региональном, общенациональном, европейском и мировом измерении и в связи с ними сопоставить его значение.
Анализируя возможности ЭОР в преподавании истории, необходимо остановится еще на одном аспекте. ЭОР значительно расширяют возможности учителя в подготовке урока.
На сайте school-collection.edu.ru в разделе «Методические материалы» представлен ресурс «История России XVII - XIX Электронная библиотека». Данный ресурс предоставляет учителю материалы по курсу истории и дает ему возможность подготовить наглядные материалы (альбомы) к уроку. Ресурс не привязан к конкретным учебникам, не является дополнением к какому-либо курсу. Это вполне самостоятельный учебный продукт, который может найти самое разнообразное применение в практике преподавания история, как в основной, так и в старшей школе. В состав электронной библиотеки входят разнообразные мультимедиа компоненты. Это, прежде всего, исключительно богатый визуальный ряд, анимации, видеоряд, звукоряд. Электронная библиотека включает несколько разделов. С методической точки зрения наиболее важные из них:
Мультимедиа каталог – база данных мультимедиа компонентов.
Редактор для самостоятельного создания и редактирования альбомов электронных наглядных пособий.
Альбомы – самостоятельно созданные или поставляемые с изданием на диске наборы электронных наглядных пособий.
Кроме того, электронное издание содержит: справочные материалы по персоналиям; справочные материалы по датам и событиям; список рекомендованной литературы; список интернет-ресурсов, разветвленную систему поиска объектов по разнообразным критериям.
Такая многофункциональность электронной библиотеки дает возможность учителю проявить творческий подход к конструированию современного урока истории.
Благодаря информационно-коммуникационным технологиям, появляется возможность создать при обучении эффект «погружения» в эпоху, повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. Передача информации через звук и синхронизированные с ним графические образы делает уроки эмоционально-насыщенными. Развивает устойчивый интерес учащихся к изучаемому предмету. Однако следует подчеркнуть, что использование ЭОР в преподавании историй не является панацей.
Большую роль на уроке продолжает играть личность самого учителя, его мастерство, его педагогические умения. Современный урок истории это урок, в котором наряду с современными информационными технологиями должно присутствовать «живое слово» учителя. И задача современного учителя найти «золотую середину», так методически грамотно построить урок, чтобы современные электронные образовательные ресурсы обогатили его, заставили заиграть новыми гранями. Именно такой урок истории будет выполнять свое главное предназначение - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.