kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические советы по организации дебатов. Из опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматривается технология дебатов на уроках истории и обществознания. Методы использования данной технологии на уроках, с опорой на практический опыт учителя.

Просмотр содержимого документа
«Методические советы по организации дебатов. Из опыта работы.»









О ДЕБАТАХ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

КАРТАШОВОЙ Н.И. г. Нижний Тагил)









































Наверное, самая большая беда для учителя – равнодушие к его предмету со стороны учеников. Особенно, когда речь идёт о таких предметах как история и обществознание. Ведь эти предметы имеют огромную социальную значимость. Как же сохранить познавательную мотивацию школьников и удержать интерес к предмету? Как разбудить индивидуальное сознание школьников, развить их социальную активность, побороть равнодушие, ставшее бичом нашего времени. Эти вопросы всегда волновали меня как учителя. При этом понимала, что ответы на эти вопросы помогут мне в достижении главной цели – воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.

Поэтому, на уроках и во внеурочной деятельности стремлюсь создать климат высоких ожиданий от всех детей, атмосферу творчества, заинтересованности, научного поиска решения проблем. В целях повышения эффективности обучения, не допуская перегрузок учащихся и сохраняя при этом самые ценные для ребёнка аспекты обучения – занимательность и эмоциональность – наряду с традиционными уроками использую активные и интерактивные формы обучения, такие как дебаты, дискуссии, деловые и ролевые игры, сократический диалог и др., в основе которых лежит деятельностный и практико-ориентированный подходы.

Особенно нравится учащимся, когда на уроках использую технологию дебатов. Дебаты представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формулирования собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы человеку в условиях рыночной экономики и демократического общества.

Целевые функции и возможности технологии дебатов очень широки:

  • Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания.

  • Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Развиваются коммуникативная культура, общительность, способность найти компромисс.

  • Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участниками развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам и др.

  • Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся универсальных учебных действий и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

Такая полифункциональность дебатов способствует личностному росту участников дебатов, стимулирует активную познавательную деятельность, расширяет горизонты самопознания, прививает чувство автономии, ответственности, независимости личности.

  1. СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ДЕБАТОВ

Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведётся по определённым правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы по поводу предложенного тезиса (и контраргументы). Одна из команд пытается доказать правильность выдвинутого утверждения (тезиса), а вторая команда ей противостоит и доказывает обратное утверждение. Смысл дебатов – склонить судей и зрителей к своей точке зрения. Число участников колеблется от 3-х до 5-и человек в каждой группе. В некоторых видах дебатов участникам разрешается лишь произносить свои речи, в других же им даётся возможность участвовать в перекрёстных вопросах.

В ходе игры команды также имеют право на 8 (3,4, 5) –минутный перерыв (таймаут) для консультации друг с другом, который они могут использовать полностью перед каким-либо выступлением или частями. За соблюдением регламента следит таймкипер, который показывает спикерам (основным игрокам), сколько осталось времени до конца выступления или таймаута – промежутка времени, который команда может взять для совместного обсуждения вопросов или контраргументов.

Каждый раунд дебатов судит судейская коллегия, состоящая из нечётного числа судей. По ходу игры судьи заполняют судейский протокол, в котором фиксируют все аргументы и контраргументы команд, а по окончании дебатов судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способ доказательства которой были наиболее убедительными). Это решение судьи находит своё отражение в протоколе. Команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает.

То, что в дебатах выигрывает та или иная команда, не означает, что верна позиция ею отстаиваемая. Ведь эта же команда, волею жребия, могла бы играть и на другой стороне. Победа всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры и приводят к успеху.

Согласно правилам, команды должны отстаивать свои позиции до конца игры. Поэтому, на первый взгляд кажется, что при обучении дебатам не вырабатывается такой навык, как способность достигать компромисса. Однако, поскольку учащимся придётся тщательно анализировать тему дебатов в процессе подготовки, им придётся взвешивать различные стороны, анализировать различные подходы. Косвенным образом это способствует развитию готовности к компромиссу.

  1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕБАТОВ:

  • Тема должна формулироваться в виде утверждения и не давать преимуществ ни одной из сторон, т.е., чтобы и сторона «за» и сторона «против» могли одинакового эффективно развивать свои аргументы.

  • Определить термины темы, чтобы было проще проводить исследование темы. Определения терминов и понятий должен представить в начале своего выступления первый спикер утверждающей команды (начинает первым). Отрицающая команда должна принять определения, представленные утверждением, за исключением крайних случаев, когда определения даны некорректно. Дебаты по определениям не допускаются (судья имеет право прервать такие дебаты).

  • Каждая команда создаёт свою систему аргументации для доказательства своей позиции. Вместе с аргументами участники должны представить судье свидетельства поддержки (цитаты, факты, статистические данные и др.), доказывающие их позицию.

  • Перекрёстные вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок у противника. Полученная в ходе перекрёстных опросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

  • Дебаты требуют хорошей заблаговременной подготовки школьников, чтобы у них был определённый запас знаний для живого делового диалога.

  • Важно помнить, что правила устанавливаются и оговариваются до начала дебатов и не могут меняться в процессе игры.

  • При распределении учащихся по группам (командам) можно руководствоваться разными принципами: учитель сам создаёт группы (команды), распределяет позиции и роли; учащиеся сами создают группы (команды), а позиции и роли распределяют либо по взаимной договорённости, либо по жребию; в группу можно просто объединить соседей по партам или по рядам.



  1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕБАТОВ

Дебаты могут быть представлены как форма урока (урок-дебаты) либо как элемент урока. В зависимости от поставленных целей и задач дебаты могут приобретать различные формы: классические дебаты или модифицированные. В классических дебатах участвует 6 человек ( 2 команды по 3 человека), таймкипер, а остальные учащиеся являются либо «рецензентами». Либо судьями, либо пассивными слушателями. Такому уроку предшествует определённая подготовка. Учащиеся получают опережающее задание подготовиться к дебатам. Перед началом урока (если готовятся все) определяются те учащиеся, которые будут выступать в качестве спикеров.

На своих уроках чаще использую «модифицированные» дебаты. В таких дебатах изменяется регламент выступлений (чаще всего сокращается). Увеличивается число игроков в командах. Допускаются вопросы из аудитории. Организуются группы поддержки, к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов. Иногда в ходе выступления команд просто даю слово учащимся из группы поддержки, которые чаще всего выступают не хуже спикеров, также аргументированно, ярко, порой освещая необычную точку зрения. Создаётся группа экспертов, которая может: либо осуществлять функции судейства; либо подводить итог игры, анализируя аргументацию команд, сравнивая их позиции; либо вырабатывать компромиссное решение. При организации «модифицированных» дебатов практически не остаётся пассивных наблюдателей среди учащихся.

Изменяется и роль ведущего игры – учителя в «модифицированных» дебатах. Во время игры нередко происходит отклонение от темы, ученики часто акцентируют внимание не на ключевых, а на достаточно узких моментах. Поэтому задача учителя – направить дискуссию в нужное русло, инициировав её каким-либо вопросом или репликой, а, возможно, и подсказав стратегию отрицания. Роль учителя как ведущего на разных этапах игры определяется в зависимости от подготовленности учеников.

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕБАТОВ

  • Проблемные дебаты – по главным, ключевым, дискуссионным проблемам, например, дебаты по обществознанию «Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками и педагогами…» (За этот урок получила диплом 1 степени Лауреата Национальной премии в области образования «Элита Российского образования», 2015 г.); «Линкольн А.: Яне хочу быть рабом, но в той же мере я не хочу быть господином» и др.

  • Экспресс-дебаты по мини-проблемам – это дебаты, в которых подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов использую часто и успешно как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности. Например, « В 1917 г. в России сложился общенациональный кризис», «Столыпин П.А. своими реформами добился большего, чем все революционеры вместе взятые»; «Хрущёвское десятилетие – весна или оттепель?» и др.

  • Дебаты как форма работы с документами – основаны на различных источниках и предусматривают работу учащихся с историческими документами, призваны научить работать с источниками. Например, «Ведущая роль в образовании Киевской Руси принадлежит варягам» (Учащиеся работают над документами С.М. Соловьёва, Б.А. Рыбакова, над текстом «Повести временных лет», Мельниковой Е.А., Петрухина В.Я., Чивилихина В.) или дебаты «Октябрь 1917 года был неизбежен»; «Цена Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – большая кровь» и др.

  • Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме, т.е. в форме презентации и осмысления результатов работы учащихся с учебной и научной литературой. Примером таких дебатов может стать игра на тему «Политика Ивана Грозного (Бориса Годунова) явилась причиной Смуты».

  • Дебаты как средство формализации дискуссии. В процессе изучения истории и обществознания учащиеся нередко сталкиваются с дискуссионными проблемами, которые настолько затрагивают их личность, что не могут явиться предметом рационального обсуждения. Учащиеся часто испытывают затруднения перед ситуацией, когда необходимо предъявить классу своё мнение по таким проблемам в неформализованном обсуждении. Средством преодоления такой ситуации становится формализация дискуссии, т.е. перевод её в русло дебатов. Пример – дебаты по обществознанию «Семья – гарант нравственного здоровья ребёнка» (проведены на окружном практико-ориентированном семинаре в 2013 г.); Нападение Германии на СССР в 1941 г. было неизбежно» ( областной семинар, аккредитация школы, 2010 г.); «Победа СССР над фашистской Германией была неизбежна» (окружной семинар 2013 г.); «Холодная война завершилась в начале 1990-х гг.» и др.

  • В форме дебатов могут быть организованы повторительно-обобщающие уроки. Такие дебаты провожу на основе содержания учебного материала. В качестве примера можно привести следующие дебаты: «Самодержавие в 18 в. играло положительную роль в развитии России» ( мастер-класс в 2013 г.) , «Гражданская война в России в 1917 г. была неизбежна» (Диплом 1 степени во Всероссийском конкурсе «Элита российского образования» за лучшее учебное занятие – 2014 г.); Однако эту форму дебатов следует использовать с большой осторожностью, так как: слишком большой объём материала для подготовки; игра редко идёт в соответствии с задачами, намечаемыми учителем – как правило, внимание игроков концентрируется не на узловых моментах, а на достаточно узких проблемах – где обнаружились пробелы в знаниях у оппонентов.



  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕБАТОВ НА УРОКАХ

Выполнение данных заданий не требует дополнительной подготовки и оборудования, доступно для учащихся с разным уровнем подготовленности. Большая часть представленных заданий выполняется письменно, что предоставляет учителю дополнительные возможности для диагностики усвоения материала и овладения отрабатываемыми навыками:

  • Работа с понятиями. Дать определения понятий какой-либо темы. Обосновать введение понятий.

  • Составить рассказ (выступление), связав в единое целое аспекты и аргументы. Время выступления ограничено.

  • Придумать или записать вопросы к прочитанному тексту или выступлению товарища.

  • Составить речь первого спикера на заданную тему (можно провести конкурс спикеров).

  • Найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого-либо тезиса. Этот тип задания может быть использован в процессе работы с источниками, в которых надо найти аргументы.

  • Найти поддержку (доказательства) к аргументу. Этот тип задания может быть ориентирован на самостоятельную работу с источниками или текстом учебника. Аргументы могут быть даны учащимся. Количество поддержек к каждому аргументу может быть различным: от одной и более.

  • Выстроить систему аргументации по заданной теме.

  • Дать оценку различным точкам зрения, аргументировав свою позицию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические советы по организации дебатов. Из опыта работы.

Автор: Карташова Наталья Ивановна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378309

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Методическая папка учителя (портфолио учителя) "
    ["seo_title"] => string(54) "mietodichieskaia-papka-uchitielia-portfolio-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "169124"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423371829"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства