kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по проведению внеурочного занятия, посвященного 75-летию Победы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендайии по проведению внеурочного занятия посвященного  75-летию Победы

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению внеурочного занятия, посвященного 75-летию Победы.»

Методические рекомендации по проведению внеурочного занятия, посвященного 75-летию Победы, со студентами, обучающимися по специальности «Поварское кондитерское дело» по теме:

«Великая Отечественная война. История одной профессии».


Цели занятия.

Обучающие:

1. Способствовать формированию предоставления о жизни населения в годы Вели кой Отечественной войны.

2. Способствовать формированию представления о вкладе людей разных профессий (конкретно поваров) в победу в Великой Отечественной войне.

3. Содействовать формированию понимания значения победы в Великой Отечественной войне.

Развивающие:

1. Формирование умения выступатьс устным докладом перед аудиторией.

2. Формирование умения высказывать собственную точку зрения.

Воспитательные:

1. Формирование ценностного отношения в Отечеству (эмоциональный компонент).

2. Формирование ценностного отношения к Человеку (эмоциональный, личностно-смысловой и деятельностный компоненты).

Методы проведения мероприятия: проблемно-описательный; поисковое собирательный.

Оборудование:

1) видеопроектор мультимедийный;

2) персональный компьютер;

3) компьютерная акустика;

4) экран для видеопроектора;

5) интерактивная доска.

Ход мероприятия:

Этап 1. Мотивация обучающихся к работе на занятии (формирование ценностного отношения к Отечеству, эмоциональный компонент).

Вступительное слово учителя (под фоновую музыку военных лет): 75 лет назад наступление военной машины вермахта, на- водящей ужас и страх, уничтожающей все живое на своем пути было остановлено. Мы должны гордиться тем, что это значительное событие произошло здесь, на нашей земле. Подвиг нашей страны вызывает восхищение народов планеты и является символом мужества.

Вступительное слово обучающегося (предварительное задание):

Там, где 200 дней и ночей

Бушевала великая битва,

Там, где кровью тысяч людей

Каждый метр земли был пропитан.

Там, где сила советских солдат

Сокрушала фашистскую силу,

Там давно уже пушки молчат

И поля от пожарищ остыли.

Этап 2. Актуализация ранее полученных знаний (мотивация обучающихся к работе на занятии, формирование понимания важности вклада людей разных профессий в победу).

Прием «Мозговой штурм»: обучающиеся должны назвать известные им военные профессии.

Примерные ответы обучающихся: летчик, танкист, разведчик, сапер врач, водитель, переводчик, связист, инженер и др.

Деятельность преподавателя:

Главная профессия на фронте - разумеется, боец, военный, солдат. Однако, чтобы армия нормально функционировала, "чтобы все организационные и прочие сопутствующие вопросы решались максимально незаметно и вовремя, силами одних только военных не обойтись мало кто вспоминает того чело века, которого, между прочим, солдаты звали «вторым человеком» после командира. Действительно, поговорку «Война войной, а обед по расписанию слышали все работать и уж тем более воевать на голодный желудок вряд ли получится. Поэтому але на фронте повара очень берегли. В начале войны более половины поваров были женщины. Готовить порой приходилось буквально под вражеским обстрелом. Да и не только готовить, но и доставить саду солдатам на передовую, Как отмечают военные историки, самыми излюбленными блюда ми в войну были каша с мясом, борщ и щи, тушеный картофель и гречка с мясом.

Выступление студента со стихотворением (предварительное задание):

В городах испепеленных

Брел народ, едва живой…

Толпы, толпы истомлённых

К русской кухне полевой.

Нам, что люто голодали,

Этот суп из черпака,

Но не милостыню дали

Немцам красные войска.

Людям - доброе участие,

Палачам - суровый суд.

Веру в дружбу, свет и счастье!

Этап 3. Усвоение новых знаний «Повар на войне» (формирование представления о роли военного повара и о жизни населения города в дни битвы, формирование ценностного отношения к человеку).

Деятельность преподавателя: многие вечера на Великой Отечественной войны с благодарностью вспоминали своих кормильцев на передовой - незаметных тружеников войны - поваров.

Выступление студента в военной форме в роли военного повара (предварительное задание):

- повар (называет ФИО);

- вид или род войск - сухопутные войска;

- штатная должность - повар;

- штатное воинское звание - рядовой.

Деятельность преподавателя: от качественного, разнообразного и своевременного наличия личного состава зависит боевая готовность воинских частей. Неоценима в этом важном деле солдат поваров, которые являются не только специалистами питания, но и воинами, уме ми применять личное оружие в бою, с заменить выбывших из строя пулеметчиков, стрелков, гранатометчиков.

Повар как специалист войскового звания обязан…

Далее продолжает ученик в роли повара:

- знать технику кулинарной обработки и приготовления блюд, основы товароведения пищевых продуктов, санитарно-гигиенические требования при приготовлен хранении и раздаче пищи, а также вопрос личной гигиены повара, правила эксплуатации кухонного оборудования;

- уметь готовить вкусную доброкачественную пишу, составлять раскладку продуктов.

Повар работает посменно в жестком режиме жиме распорядка дня (приступает к работе в 4-5 ч утра и заканчивает ее в 21-22 ч). Деятельность проходит в закрытых помещениях влажности, в условиях повышенной влажности (до 98 %) и повышенной температуры, загазованности продуктами сгорания топлива, масел и пищевых продуктов. При обслуживании полевой кухни - в открытого воздуха или в палатке.

Деятельность осуществляется созвучен и повышенными физическими и эмоциональными нагрузками. Деловы контакты - частые, осуществляются непосредственно с большим количеством лиц.

Повар несет материальную ответственность за продукты, инвентарь, оборудование, а также отвечает за жизнь и здоровье людей. Деятельность учителя: Говоря о еде солдат, нельзя не упомянуть, что прием пищи для солдат (и уж точно во время войны это не просто утоление голода.

Это редкие минуты солдатского быта когда он испытывает удовольствие от вкусного борща, гуляша, каши, общается с другими, думает о своем. В этот момент наступает психологическая и физическая релаксация - солдат отдыхает.

Полевые кухни войны были не просто выездными столовыми, а своеобразными «клубами». Солдаты не просто отдыхали и наслаждались едой, а в первую очередь окунались в атмосферу мирной жизни. Полевые кухни были средоточием жизни вообще, т. к. подкармливали не только солдат, но и мирных жителей.

СПРАВКА Полевая кухня история.

Военно-походная кухня — специальное транспортное средство либо прицеп, предназначенный для приготовления пищи и организации горячего питания личного состава формирований, в полевых (походных) условиях, на удаленных объектах, в подразделениях и воинских частях, где отсутствуют стационарные объекты для приготовления пищи. Создатель полевой кухни - Антон Фёдорович Турчанович (1854 - 1943 гг)

На полевых кухнях даже варили кофе, натуральный или суррогат. Существует и другая статистика: в самом начале Великой Отечественной войны было потеряно и захвачено более семи тысяч полевых кухонь, что привело к увеличению нагрузки на оставшиеся - кухня на сто девяносто человек теперь кормила двести семьдесят.

В действующую армию передали почти все кухни из военно-учебных заведений и из тыловых военных округов. В тылу и на фронте умельцы-жестянщики клепали походные кухни из любых металлических баков, котлов и бидонов. Но кухонь все равно не хватало, тем более что они обеспечивали питанием не только действующую армию, но и бригады, рывшие окопы и противотанковые рвы, эвакуированных и рабочих оборонных предприятий. В первые же дни войны выяснилось, что кухни-автоприцепы слишком тяжелы и не могут поспевать за частями. Поэтому в 1941-1942 годах в войсках широкое распространение получили самодельные очажные кухни. Эти сооружения снова возили на повозках или на санях.

Как Вы думаете, чем и как питались солдаты? Сколько необходимо было еды, чтобы выдержать испытания военных лет? Студенты высказывают свои предположения.

Деятельность преподавателя (сопровождается презентацией): представьте себе пример рациона солдат во время Великой Отечественной войны.

Приложение к постановлению ГКО № 662 от 12.9.1941. Норма № 1 суточного довольствия красноармейцев и начальствующего состава боевых частей действующей армии:

Хлеб: октябрь-март - 900 г.; апрель-сентябрь - 800 г.

Мука пшеничная 2-й сорт - 20 г.

Крупа разная - 140 г.

Макароны - 30 г.

Мясо - 150 г.

Рыба - 100 г.

Комбижир и сало - 30 г.

Масло растительное - 20 г.

Сахар - 35 г.

Чай - 1 г.

Соль - 30 г.

Овощи:

- картофель - 500 г.

- капуста - 170 г.

- морковь – 45 г.

-свекла - 40 г.

- лук репчатый - 30 г.

- зелень - 35 г.

Махорка – 20 г.

Спички - 3 коробки (в месяц)

Мыло - 200 г. (в месяц)

Выступление студента в роли повара (можно обыграть с продуктами и военной посудой):

А вот любимый всеми фронтовиками кулеш! Рецепт 1943 г. Взять полкило грудинки на костях или тушенки. Срезать мясо, а кости варить 15 мин в кипящей воде (1,5-2 литра). Добавить 250-300 грамм пшена и варить до готовности. 3-4 очищенные картошки, нарезать крупными кубиками и отправить туда же. Срезанное с костей мясо обжарить с луком (2-3 луковицы)на сковороде и добавить в кастрюлю.Варить блюдо до готовности, минут 10. Получается вкусное и сытное блюдо (то ли жидкая каша, то ли густой суп).

Деятельность преподавателя:

О тяжком ратном труде военных поваров, хлебопеков дают представление воспоминания самих ветеранов. Вашему вниманию представляем фрагменты книги лауреата Нобелевской премии по литературе С.Алексиевич "У войны не женское лицо". Александра Семеновна Масаковская, в войну рядовая, повар вспоминала: "Мы не стреляли. Я не стреляла. Кашу солдатам варила. За это дали медаль. Я о ней не вспоминаю: разве я воевала? Кашу варила, солдатский суп. Тягала котлы, баки. Тяжелые -тяжелые..."Мария Семеновна Кулакова вспоминала о работе женщин фронтовых хлебопекарен"...Труд очень тяжелый .У нас было восемь железных печей. Приезжаем в разрушенный поселок или город, ставим их. Поставили печи, надо дрова, 20-30 ведер воды, пять мешков муки. Восемнадцатилетние девчонки мы таскали мешки с мукой по семьдесят килограммов. Ухватимся вдвоем и несем Или сорок булок хлеба на носилки положат. Я, например ,не могла поднять. День и ночь. Одни корыта замесим, другие уже надо .Бомбят, а мы хлеб печем..." (стр.120). В следующем выступлении мы услышим воспоминания Лорейды Карловны Локаловой, ветерана войны и труда, награжденной знаком «Отличный пекарь» и медалью «За боевые заслуги» о своей фронтовой работе…

Далее продолжает студент:

Тогда мне было всего 18 лет. Служила в 182-й полевой армейской хлебопекарне 11-й армии 3-го Белорусского фронта. Служба, конечно, была тяжелой. А кому в те годы легко было? Приходилось и хлеб печь, и заниматься стиркой, и санитаркой быть. На сон оставалось не более пяти-шести часов, а все остальное время - работа: и дрова пилить, и под бомбежкой, и под обстрелом: сначала копали в земле канавки, возле них ставили наши старые подовые печи, топили их дровами. появились у нас другие печи. И мы стали выпекать до 25 тонн хлеба в сутки.Замес теста да и весь процесс подготовки и выпечки хлеба вручную, «на ходу», было обычным явлением.

Но никакая передислокация не могла повлиять на качество хлеба. Контроль был очень жестким. Запаса хлеба не сделаешь. И ничем его не заменишь. В обороне ли, в наступлении - каждое утро бойцы были получить свой паек. И ничто не могло помешать этому.

Очевидцы знают и помнят: в самую что ни на есть распутицу, когда никакими видами транспорта уже невозможно было подвезти продовольствие на передовую, начинал действовать "живой конвейер" - солдаты на плечах обходными тропами несли хлеб окопы. «Хлеб в человеке воин!" - эта пословица  на фронте обрела второе рождение.

СПРАВКА по истории знака «Отличный повар»

В 1943 году были учреждены нагрудные знаки для поощрения воинов тыла, в том числе и знаки «Отличный повар» с изображением походной кухни Турчановича и «Отличный пекарь» с изображением хлебопекарной печи и колосьев пшеницы.

Знаком «Отличный повар» награждали за «отличное приготовление вкусной, разнообразной пищи в боевой обстановке, быстрой доставки горячей пищи и чая бойцам, использования местных источников витаминов и зелени». За время Великой Отечественной войны знаками отличных поваров и пекарей было отмечено тридцать три тысячи бойцов.


Деятельность преподавателя:

Но даже и это еще не все, что повар на войне - очень важная персона, понимали все. Он первым передвигался по линии фронта, т. к. полевая кухня должна приготовить обед до обихода всего полка, а соответственно, по мимо обязанностей повара, они и стреляли и лагеря ставили. А еще перерыв на обед на войне, буквально праздник, и при любых обстоятельствах повара создавали настроение солдатам, хотя проблем было много. Надо готовить "из топора», продовольствия мало, летом еще что-то мать можно, но что зимой? В итоге повар это и солдат, и охотник, и рыбак, и друг весельчак День Победы - праздник по настоящему народный, теплый и грустный в тоже время, ибо за победой всегда стоит подвиг множества людей, которые пожертвовали собой во имя мира.

Я ркий пример такого подвига Кютинен Даниил Иванович, который пек хлеб в блокадном Ленинграде - умер, не съел ни грамма выпекаемого хлеба, похоронен на Шуваловском кладбище, внесен в Книгу Памяти блокады Ленинграда. Я не знаю, откуда эти люди черпали свои силы. Это даже не героизм, это что то сверхчеловеческое, Наш долг с вами - помнить, благодаря кому мы не просто победили в этой великой войне, но и просто живем сегодня.


Этап 4. Рефлексия (Формирование ценностного отношения к Человеку, понимание значения победы и Великой Отечественной).

Деятельность преподавателя:

Нужно быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы, отважного бойца будь то танкист, летчик, разведчик, шофер, пехотинец, его мужества, смекалки зависит многое, но на войне без повара не обойтись и это признают все - от рядового солдата до маршала, Голодный болен не сможет совершать подвиги. Нередко военный повар вынужден был вступить в бой. Мы вам расскажем о подвиге Середы Ивана Павловича.

Выступление  студента (предварительное задание - презентация о Герое Советского Союза Середе Иване Павловиче, см. приложение):

Мне досталось испытание

Быть ни мертвым,

Ни живым

Мы не погибли,

Мы просто ушли,

Просто убили в небеса

Не живые и не павшие,

Не пришедшие с войны,

Просто без вести пропавшие

Сыновья своей страны

Деятельность преподавателя: показывает видео «Журавли» под песню в исполнении Марка Бернеса

Студенты: слушают преподавателя и обучающих, высказывают свое мнение и отвечают на вопросы друг друга.

Приложение

Презентация о Герое Советского Союза Середе Иване Павловиче

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Курилов Виктор Иосифович

Дата: 01.11.2020

Номер свидетельства: 562060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства