Методическая разработка: «Современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов деятельности обучающихся на уроках истории»
Методическая разработка: «Современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов деятельности обучающихся на уроках истории»
Модернизация школьного образования приводитк переходу оразовательных учреждений на инновационныйпуть развития, где предполагается пересмотр целей обучения и способов их реализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов деятельности обучающихся на уроках истории»»
Литература __________________________________________ 38
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация школьного образования приводит нас к переходу образовательных учреждений на инновационный путь развития, где предполагается пересмотр целей обучения и способов их реализации. Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Метапредметные образовательные результаты учеников обязывают учителя обеспечивать, проверять и оценивать работу учеников, начиная с начальной школы. Включение метапредметности в ФГОС, является прогрессивным шагом в современном образовании.
1. Метопредметные результаты и способы их достижения
1.1Метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, оказалась сложны для реализации.
Следует отметить, что существуют разные мнения о том, что такое метапредметность. Ю.В. Громыко считает, что это «допредметность», мыследеятельностная диадактика. По мнению А.В. Хуторского, метапредметность - это фундаментальные образовательные объекты.
В связи с новыми ориентирами школы изменяются и требования к идеальной модели ученика образовательного учреждения. Обучающийся в школе должен быть готов к решению различных организационных, познавательных и коммуникативных проблем. В связи с этим особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте ООО уделено метапредметным результатам или по-другому, под метапредметным результатом можно понимать – универсальные учебные действия, которые дополняют «портрет современного выпускника школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д.1 Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций школьников (регулятивной, познавательной, коммуникативной) и конкретизируют общее понимание метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
1.2Достижению данных метапредметных результатов может помешать современная особенность учащихся образовательного учреждения, где педагог сталкивается с интеллектуальной пассивностью учащихся, нежеланием учиться, неумением самостоятельно получать знания и находить различные способы решения задач, неумение выделять главное, а также с важным для каждого человека умениями чтения и грамотному письму, что является одними из первых аспектов метапредметных результатов.
Метапредметные или надпредметные результаты образования применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных проблем. Они отражают сформированность универсальных учебных действий, которые свидетельствуют об уровне развития личности учащегося. Универсальные учебные действия - это способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение объяснять явления действительности, ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, решать проблемы.
Для выполнения поставленных перед учителем задач по достижению метапредметных результатов необходимо развивать компетентности педагога (ключевые, базовые, специальные). Надо готовиться к работе по метапредметным программам, позволяющим развивать базовые компетентности педагога, необходимые для работы в новых условиях. Для этого надо научиться составлять метапредметные программы и работать по ним, использовать их в образовательном процессе.
Поэтому у школьников в большинстве случаев не складываются представления о надпредметном характере многих понятий и законов, тоесть. не возникает идеи об использовании метапредметных знаний, полученных на одном предмете, при изучении других дисциплин, о полноценном использовании их для познания учебных дисциплин и общества, для решения жизненных вопросов.
Главной задачей образовательного учреждения определить систему формирования актуализации и развития метапредметных результатов, избежать ненужного дублирования, разночтений, отсутствия системного усвоения. Для составления метапредметных программ надо работать в методических объединениях учителей. Создание данных объединений и эффективная совместная работа учителей предметников и будет являться первой ступенью по достижению успеха по достижению метапредметных результатов.
Вышесказанное обусловливает необходимость изменения стратегии обучения в образовательных учреждениях за счет использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве учащихся с учителем и одноклассниками, которые помогут учителю эффективно достигать метапредметных результатов на своих уроках. В полной мере указанными характеристиками обладают интерактивные технологии, педагогический потенциал которых может быть использован для развития метапредметных компетенций у учащихся.
В современной педагогической литературе понимание сущности метапредметных способов и результатов деятельности только формируется. Поэтому спектр мнений по этому вопросу достаточно широк.
Так, Губанов А.Ю. и Губанова Т.М. считают, что результатом метапредметного образования должно стать «формирование у школьника мышления как такового, которое может быть развернуто на любом предметном материале».
Роман Пастушенко, доцент кафедры гуманитарного образования Львовского института последипломного педагогического образования, размышляя о европейском образовании, под метапредметными компетенциями предлагает понимать «комплексы ведомостей, пониманий, умений и отношений, обеспечивающие: способности учиться, сотрудничать, договариваться, преодолевать конфликтные ситуации; сохранять здоровье тела и духа; самостоятельно определяться и действовать независимо; действовать продуктивно, творчески подходя к работе».
Федорова С.Ш., учитель истории и обществознания, в качестве метапредметных компетенций рассматривает, во-первых, способности «защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности, нужды и границы; формировать и реализовывать жизненные планы и личные проекты; действовать в рамках широкой перспективы (широкого контекста)»; во-вторых, способности «интерактивно пользоваться языком, символами и текстом; интерактивно использовать знания и информацию; интерактивно использовать (новые) технологии»; в-третьих, способности «строить отношения с другими; сотрудничать; разрешать конфликты».2
Важное место метапредметным результатам деятельности учащихся в процессе модернизации образования уделяется в «Концепции федеральных образовательных стандартов общего образования». Здесь под метапредметными результатами понимаются «…освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».3
Таким образом, суммируя вышесказанное, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной и прочих сферах.
2. Современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов.
2.1.Формирования ключевых метапредметных компетенций многие авторы (Симонова Ю.В., Родосская Н.Б., Добролюбова Л.Л., Югова Л.Б., Полат Е.С., Бельчусов А.А., Яковлев А.И.) связывают с информационно-коммуникационными технологиями.
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
Информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Но в любых вариантах программного обеспечения основным способом передачи, хранения, получения информации является текст. Печатный текст организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.
Другие средства массовой коммуникации - фотография, видеоизображение, аудиоинформация – имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры текста. Образы и звуки создают модели узнавания, обращены к чувственной стороне субъекта.
В обучающей среде, созданной информационно-коммуникационными технологиями, основными являются процессы организации и интерпретации информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.
Такая среда формирует такие характеристики мышления, как склонность кэкспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем.
Наряду с очевидно необходимыми знаниями, умениями и навыками оперирования с современными информационными технологиями, одним из ключевых навыков является навык информационного поиска. Остановимся на нем более подробно и рассмотрим основные педагогические аспекты изучения данной информационной технологии.
Информационный поиск – это процесс отыскания в некотором множестве документов (текстов) всех тех, которые посвящены указанной в запросе теме (предмету) или содержат нужные потребителю факты, сведения.
Информационно-поисковая система – это совокупность средств для хранения, поиска и выдачи по запросу нужной информации.
Существует много приемов организации информационного поиска, каждый из которых имеет непосредственное отношение к процессу использования средств ИКТ в образовании. В ходе использования средств ИКТ для выполнения процедуры информационного поиска необходимо определить, что искать и с помощью чего искать.
«Использование процедур информационного поиска позволяет сформировать определенные навыки в области структуризации и классификации поступающей информации».
Важным компонентом применения информационно-коммуникационных технологий является использование мультимедийных продуктов (электронные учебники, энциклопедии, тесты, тренажеры и т.п.).
Мультимедийные продукты предоставляют широчайшие возможности для различных аспектов обучения. Одной из ключевых характеристик мультимедиа, значимых с точки зрения использования в системе образования является интерактивность мультимедийных приложений.
В статье «Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация» Кочегарова Л.В. отмечает, что важное место при использовании ИКТ занимает компьютерная система контроля знаний.4 При этом автор различает четыре уровня контроля и оценивания знаний:
1 уровень содержит информационную модель предметной области, соответствующую предметным знаниям организатора тестирования в период проведения контроля;
2 уровень выводит итоговую оценку знаний тестируемого по результатам сопоставления эталонной модели, содержащейся в компьютерной системе контроля знаний, с реконструированной моделью, построенной по ответам тестируемого;
3 уровень обладает возможностью учитывать неполные или не совсем точные ответы;
4 уровень содержит адаптивную и управляемую преподавателем процедуру выявления знаний, анализа их глубины и качества с последующей реконструкцией на этой основе информационной модели тестируемого.5
Особую роль приобретают ИКТ при их интегрировании с другими перспективными образовательными технологиями. В частности, с технологией проектирования. «Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой».
Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
«В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции М. П. применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) М. П. был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов».
Таким образом, применение ИКТ и метода проектов в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие: способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем; навыки структуризации и классификации поступающей информации; приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.
Особую проблему в рамках модернизации образования составляет диагностика результативности освоения содержания образования выпускниками. В «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» указываются параметры, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускника. Среди них называются следующие: «система научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, проектной деятельности; коммуникационные и информационные умения».
Из опыта работы.
Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках.
Как показывает практика и результаты исследования, в старших классах недостаточный уровень познавательной активности для развития собственной личности, самоизменения, которое требует современное общество. Это проявляется в снижении интереса к предмету. Недостаточный уровень познавательной активности проявляется в снижении успеваемости. Итак, мы видим несоответствие требованиям времени от современного человека и результатами, которые мы имеем.
Поэтому возникает проблема: успешность личности во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию, но на протяжении ряда лет в старших классах наблюдалось снижение познавательной активности, мотивации к изучению предмета, что не способствовало развитию внутренних резервов личности учащихся.
Поэтому я веду свою работу в двух направлениях:
модернизация традиционного обучения.
использование современных образовательных приёмов и технологий.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство,мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют различные разночтения. У В.П.Беспалько - педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на студентов. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является: - цели обучения; - содержание обучения; - средства педагогического взаимодействия; - организация учебного процесса; - ученик, учитель; - результат деятельности. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, и в качестве системы способов, принципов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества. Выдающийся педагог Г.К. Селевко провел анализ педагогических технологий. Описал более 50 из них и сгруппировал их следующим образом: 1. Технологии, основанные на гуманизации учебного процесса (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.). 2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе опорных конспектов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.). 3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, индивидуализации учебного процесса, опережающего обучения, компьютерные (информационные) технологии. 4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева (известное как блочная система планирования), технология «Диалог культур» В.Е. Библера и С.Ю. Куртанова, технология теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича.
На уроках я использую Интернет и интернет-технологии, электронные учебные модули Разработаны мною уроки с применением Интернет: 8 класс по теме «Внутренняя политика Александра I». В начале урока с помощью презентации рассказываю об Александре I, начале правления, реформаторах. Затем ученики заполняют таблицу «Реформы Александра I» на основе сайтов http:// www. hronos/ km. ru./180.ru.html ,http:// www. naexamen. ru./ otwett/ 11/ history. В 10 классе при изучении темы «Российское государство в первой половине XIX в.» (базовый уровень) использована работа в группах с материалами учебника и ресурсами Интернет.
Мною разработаны презентации – заочные путешествия, экскурсии в прошлое. Например, «Быт XIX века», состоящая из 48 слайдов, сопровождающаяся музыкой («Лунная соната» Бетховена). Это дополнительный наглядный материал к уроку, который включает фотографии и рисунки, отражающие жизнь, быт людей различных сословий. Презентация помогает почувствовать атмосферу XIX века.
В 5-7 классах комбинированный урок я усовершенствовала работой по составлению и пополнению Банка исторических фактов. Система работы заключается в заполнении таблицы учащимися.
Новые имена
Новые даты
Новые понятия, географические названия
и работы с данными: составление кроссвордов, викторин, тестов. Несколько лет работы по данной системе показывают, что она эффективна в 5-7 класс и в том случае, когда проводится регулярно, занимая на уроках очень мало времени. В 8-9 классах усложняю работу с Банком исторических фактов, ученики сами составляют кроссворды в Excel, викторины в Power Point.
Для модернизации традиционного урока я использую презентации различных типов:
1. Для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов. Для 5 класса я разработала серию уроков по теме «Передняя Азия в древности» с использованием презентации (карта Передней Азии с гиперссылками), а также игрового урока на повторение этой темы. Для проверки домашнего задания и для уроков повторения использую презентацию (с гиперссылками на задания) – путешествие в страну Знаний по маршруту: о. Рассказкин, г. Картово, мыс Задачкин, о. Терминов, г. Загадкин, горы Кроссвордовы. В 6 классе разработала итоговый урок-соревнование также в игровой форме. Командам предлагаю принять участие в конкурсах: «Хронологическая головоломка», «Юный картограф», «Личность в истории», «Юный литератор», «Картинная галерея: Что? Где? Когда?», «Объясни учителю». Вопросы и задания иллюстрирует презентация. Таким образом, используя ИКТ, я модернизировала урок.
2. Презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока. С 8 класса в моей практике использую уроки-лекции, с использованием таких презентаций. К настоящему времени мною разработан комплект презентаций и система уроков в 8 классе по теме: «Россия в XIX в.».
3. Ученические презентации, иллюстрирующие сообщение учащегося по какой-либо теме. На уроках использую учебный проект, одной из форм которой является создание презентаций. Используя Интернет, учащиеся создали проекты по теме «Золотой век русской культуры» (8 класс), в 9 классе по теме «Отечественная война 1941-1945гг» - «Военная техника», «Блокада Ленинграда» в программах Power Point, Microsoft Office Publisher.
В своей работе я использую задания, которые созданы на основе дидактического материала журнала «Преподавание истории в школе», разработанного лабораторией «МЕТАР» под руководством д.и.н. Э.Н. Абдулаева. Задание можно выполнить в программе Power Point на персональных компьютерах, учащиеся сохраняют презентацию с изменениями, а учитель позже проверяет правильность выполненных заданий
Также я создаю тесты в программе Power Point. Тестирование стало внедряться в практику контроля знаний учащихся с 90-х гг., а с 2001г. в Российской Федерации происходит эксперимент по введению единого государственного экзамена в форме стандартной процедуры - тестирования. При аттестации школ проверка знаний осуществляется с помощью тестов. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Для этого учителям надо овладеть определёнными приёмами использования тестов в текущем, рубежном и итоговом контроле знаний и умений учащихся. Глубокое понимание особенностей тестов как формы контроля знаний и умений учащихся позволит преподавателям сформировать психологическую устойчивость к выполнению заданий и у школьников. Им надо помочь преодолеть чувство неизвестности, привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность к себе. Известно, что страх новизны сковывает не только внешнее поведение, но и интеллектуальные функции.
Использование ИКТ-технологий позволяет применить на практике широкий спектр контрольного материала. Наибольшей популярностью среди учащихся на уроках и во внеурочной деятельности пользуются интерактивные тесты. Я составляю их сама (на основе имеющихся электронных ресурсов), что соответствует первому уровню контроля и оценивания знаний. (Приложение 1) Используя в своей работе уже готовые контрольно-измерительные материалы (они есть почти во всех мультимедийных пособиях по предмету в разделах по контролю знаний), я реализую на практике второй уровень контроля и оценивания знаний.
Каждый раз стараюсь предлагать ученику набор заданий разных типов. Тест с выбором одного или нескольких вариантов ответа из предлагаемого набора позволяет подготовить учащегося к выполнению заданий ЕГЭ. (Приложение 2).Другой тип тестов - приведение в соответствие статистических, хронологических и др. таблиц (ячейки правой колонки в таблице нужно привести в соответствие с ячейками в левой).(Приложение 3).
Третий тип предлагаемых тестов - выбор термина, соответствующего определению или описанию; кроссворд.
Подобные формы контроля знаний позволяют более эффективно подготовить учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Кроме того, ИКТ позволяют осуществлять личностный подход при контроле ЗУНов учащихся, снимают психологический дискомфорт, который часто встречается при устных ответах или традиционных письменных работах. Каждый учащийся на уроке самостоятельно за индивидуальным компьютером изучает новую тему, проходя ее в собственном темпе и получая итоговую оценку работы. Специфической целью проведения такого урока является формирование исторических знаний, воспитание гражданской позиции и развитие исторического мышления учащихся на основе индивидуального подхода к каждому ученику. Данный вариант идеально подходит для работы в классе с разным уровнем обученности и обучаемости учеников, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика.
Но все-таки хотелось бы заметить, что:
1.Основу современного учебно-методического комплекта составляет бумажный учебник. Важно, чтобы дидактические материалы (электронные образовательные ресурсы) были связаны с учебно-методическими комплектами и дополняли материал учебника (видео-, слайд - лекции). Учитель режиссирует урок, определяет все его этапы, на которых будет использоваться ресурс: проверка знаний, изучение нового материала, контроль, самостоятельная работа, тренинг и т.п.
2.Необходимо помнить о нормативах сохранения здоровья, как у учеников, так и у педагога при использовании компьютера.
3.Соблюдать принцип педагогической целесообразности в применении ИКТ.
Кроме информационных технологий, я использую учебный проект. Учащиеся к уроку готовят поделки, схемы, рисунки. В 5 классе один ученик из пластилина вылепил гладиаторские доспехи и рассказал о них. Другой ученик по схеме «Гладиаторы» познакомил одноклассников с различными видами гладиаторского оружия, рассказал о видах гладиаторов.
В 5 классе изучая олимпийские игры, подготовили журнал «Олимпийские игры: история и современность».
Культура древнего мира представлена в «Дневнике путешествий».
К уроку «Рыцарство: на войне и дома» (6 класс) разработано театрализованное представление «В рыцарском замке». Учащиеся в роли феодала рассказывают о «своих» замках, «дамы» о нарядах, причёсках, происходит посвящение в рыцари.
На уроке повторения в 8 классе «Россия в первой четверти XIX века», ученикам было предложено выполнить мини – проекты. Организация творческого задания: учащиеся делятся на 4 группы, получают рабочие листы, алгоритм выполнения задания, бумагу и иллюстративный материал. Иллюстративный материал готовит учитель. Я его подготовила, используя электронный диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории XIX – XX вв. » Каждая группа выполняет своё задание, а затем представляет результат отчёта по рабочему листу, оформленный на листе ватмана. Итоги политики Александра I по вопросам: 1. Внутренняя политика; 2. Внешняя политика; 3. Отечественная война 1812г.;4. Движение декабристов. Ученикам надо ознакомиться с инструкцией и выполнить задания. На выполнение задания отводиться-7-10 мин. и на представление- 8-10 мин.
Творческая работа помогает вовлечь в работу всех учащихся, самореализоваться, раскрыть свои способности: анализировать, обобщать изученный материал, делать выводы, работать в группах, оформительские способности. Использование иллюстративного материала решило проблему использования на уроке подвижной наглядности (портреты исторических деятелей, таблицы, карты, схемы). Новые технологии создают учащемуся прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. Развитие умственной и творческой активности школьников в процессе усвоения знаний становится важным условием их психологической подготовки к труду как умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свой труд, умение его организовать, критически осмыслить и оценить.
В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки истории с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы». Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности.
Здоровье – это одно из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Сегодня перед образованием остро стоят задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, использование здоровьесберегающих технологий обучений и воспитания, формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему». В своей практике работы широко использую здоровьесберегающие технологии. Таким образом, без учителя, который применяет новейшие технологии (в т.ч. ИКТ), невозможна реализация приоритетных задач современного образования, ориентированных на качественное образование и формирование у выпускников метапредметных умений и навыков.
Результативность
Использование в педагогической практике современных образовательных технологий позволяет достигать более высоких метапредметных результатов деятельности учащихся.
Одними из основных возможностей и преимуществ ИКТ-средств в случае их применения в образовании являются:
одновременное использование нескольких каналов восприятия учащимися в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
возможность симулировать сложные реальные эксперименты;
визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов.
Поэтому применение мультимедиа позитивно сказывается сразу на нескольких аспектах учебного процесса:
стимулирует когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информации;
повышает мотивацию учащихся;
помогает в развитии навыков совместной работы и коллективного познания учащихся;
развивает у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, помогает в формировании более глубокого понимания учебного материала.
Метапредметные умения и навыки, сформированные средствами ИКТ и перспективных образовательных технологий, позволяют учащимся успешно реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал. Высокую оценку получает деятельность ребят по выполнению различных учебных проектов, при выполнении которых необходимо продемонстрировать не только исторические и обществоведческие знания, но и универсальные умения и навыки. Выпускники, владеющие метапредметными умениями и навыками, показывают высокую результативность при прохождении итоговой аттестации, а также быстро адаптируются в информационном пространстве высшей школы. Это говорит о том, что выпускник школы умеет быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет ему социализироваться в современном обществе.
В специальной литературе предлагаются различные способы диагностики метапредметных навыков, большинство из которых предполагает проведение специальных мероприятий (контрольные работы по отдельным учебным предметам, выполнение различных тестов, диагностических упражнений и т.п.). Все это требует от учащихся времени.
В своей работе я использую диагностику, которая не требует от детей дополнительных усилий. Она достаточно проста в проведении и обработке данных. Конечно, данную диагностику лучше всего проводить, начиная с 5 класса. Но даже за год-два можно с достаточной достоверностью проследить динамику формирования умений и навыков.
Для диагностики предлагаются три вида универсальных (метапредметных) умений и навыков: интеллектуальные (восприятие и интеллектуальная обработка информации, результативность интеллектуальной деятельности), организационные, коммуникативные (изложение собственных мыслей, ведение дискуссии, взаимодействие в группе). (Приложение 4).
Метапредметные умения и навыки, сформированные средствами ИКТ и перспективных образовательных технологий, позволяют учащимся успешно реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал. Высокую оценку получает деятельность ребят по выполнению различных учебных проектов, при выполнении которых необходимо продемонстрировать не только исторические и обществоведческие знания, но и универсальные умения и навыки. Выпускники, владеющие метапредметными умениями и навыками показывают высокую результативность при прохождении итоговой аттестации, а также быстро адаптируются в информационном пространстве высшей школы. Это говорит о том, что выпускник школы умеет быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет ему социализироваться в современном обществе.
Приложение.
Приложение 1.
Вопрос 1. Родовую общину у славян сменила
1. Соседская
2. Территориальная
3. Односемейная
4. Личная
Вопрос 2. В ХI веке построен собор
1. Дмитриевский во Владимире
2. Успенский во Владимире
3. Софийский в Киеве
4. Рождества Богородицы в Суздале
Вопрос 3. Земельное владение на правах полной наследственной собственности в ХI-XVI вв. - это
1. Поместье
2. Вотчина
3. Усадьба
4. Надел
Вопрос 4. Период феодальной раздробленности на Руси -
1. Конец X - 90-е гг. XII в.
2. 30-е гг. XII - конец XV в.
3. Конец XI - середина XIII в.
4. Начало XIII - 40-е гг. XVI в.
Вопрос 5. Батый разорил культурные центры Руси
1.Северо-восточной
2.Юго-восточной
3.Северо-западной
4.Южной
Приложение 2.
Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.
а) лицо, занимающее одну из высших должностей в христианской церкви;
2. Епископ
б) религия многих народов Востока, связанная с верой в Аллаха и его пророка Мухаммеда;
3. Ислам
в) вещественные, устные или письменные свидетельства, или памятники эпохи
4. Графство
г) северные германцы - норвежцы, шведы, датчане;
5. Норманны
д) изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых;
6. Икона
е) область, провинция в империи Карла I Великого, во главе с графом, назначенным императором
Тест III
Соотнесите даты и события
1. 630 г.
а) падение Западной Римской империи;
2. 863 г.
б) образование арабского государства;
3. 800 г.
в) создание Кириллом и Мефодием славянской письменности;
4. 476 г.
г) провозглашение Карла I императором.
Ответы: 1—6; 2-е; 3-г; 4-а.
Тест IV
Соотнесите понятия и их значения
1. Феодализм
а) глава мужского монастыря;
2. Аббат
б) римляне;
3. Ромеи
в) общественный строй народов в средние века;
4. Мусульманин
г) сподвижники короля Артура, рыцари;
5. «Круглый стол»
д) эпоха в истории человечества между древним миром и новым временем;
6. Средневековье
е) человек, принявший ислам.
Ответы: 1-е; 2-а; 3-6; 4-е; 5-г; 6-д.
Приложение 4.
ОПРОСНЫЕ ЛИСТЫ
Инструкция. В средней колонке («Виды работы на уроке») приводятся некоторые характеристики учебной работы детей, которые вы постоянно наблюдаете на своих уроках. Выберите наиболее подходящую характеристику и поставьте галочку на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося.
Интеллектуальные умения и навыки
Баллы
Виды работы на уроке
Фамилии учащихся
1. Восприятие информации 1.1. Устную инструкцию воспринимает:
4
с первого предъявления
3
нуждается в дополнительных разъяснениях
2
нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения
1
не воспринимает устную инструкцию
1.2. Письменную инструкцию (в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает:
4
самостоятельно
3
нуждается в разъяснениях
2
нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения
1
не воспринимает письменную инструкцию
2. Интеллектуальная обработка информации 2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации:
3
способен выделить самостоятельно
2
нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах
1
испытывает значительные затруднения
2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале:
3
способен выделить самостоятельно
2
нуждается в помощи
1
испытывает значительные затруднения
2.3. Темп интеллектуальной деятельности:
3
выше, чем у других учащихся класса
2
такой же, как у других учащихся класса
1
значительно снижен
3. Результативность интеллектуальной деятельности 3.1. Результат получает:
4
успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм
3
оригинальным творческим способом
2
нерациональным («длинным») путем
1
путем подгонки под ответ («методом тыка»)
3.2. Предъявление результата:
4
способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение
3
способен дать правильный ответ, но не может его обосновать
2
приходится «вытягивать» ответы
1
необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения
4. Самооценка результата работы:
3
способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок
2
не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки
1
не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки
5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения:
3
способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки
2
для освоения программы требуется система дополнительных занятий
1
освоение программы по различным причинам затруднено
Общий балл:
ОБРАБОТКА ДАННЫХ ОПРОСА (ключ)
Каждой позиции, выбранной учителем для каждого ученика, соответствует определенный балл (см. крайнюю левую колонку). Необходимо сложить все баллы каждого ученика и записать их в строку «Общий балл». Далее все «общие баллы» каждого ученика, присвоенные ему учителями — участниками опроса по данной шкале («Интеллектуальные ОУНы»), складываются и делятся на число, соответствующее количеству участников опроса. Так мы получаем среднеарифметический балл каждого ученика по шкале «Интеллектуальные ОУНы». Эти баллы — условны, они нужны для того, чтобы отнести учащихся класса к определенной группе.
В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 9 до 15 баллов), средняя группа (от 16 до 23 баллов), сильная группа (от 24 до 31 баллов).
Группа, баллы
Статус
Рекомендации учителям
Слабая группа (9–15 баллов)
Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.
Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.
Средняя группа (16–23 балла)
Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.
Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.
Сильная группа (24–31 балл)
Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок.
Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.
Организационные умения и навыки*
Баллы
Виды работы на уроке
Фамилии учащихся
1. Получив задание:
3
планирует работу до ее начала
2
планирует действия в ходе работы
1
вообще не составляет плана
2. Вопросы, уточняющие задание:
4
не нуждается в дополнительных пояснениях
3
задает до начала работы
2
в ходе работы
1
не задает, хотя и нуждается в пояснениях
3. Выполняя задание:
4
точно придерживается плана
3
отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий
2
начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий
1
работает хаотично, без плана
4. Завершая задание:
3
обязательно добивается запланированного результата
2
не доводит работу до окончательного результата
1
довольствуется ошибочным результатом
5. Закончив работу:
4
проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки
3
результат не проверяет, так как довольствуется любым результатом
2
результат не проверяет, так как всегда убежден в его правильности
1
результат проверяет, но ошибок «не видит»
6. Помощь в работе:
4
не нуждается
3
нуждается и принимает
2
нуждается, но не умеет пользоваться
1
нуждается, но не обращается
Общий балл:
Процедура обработки данных опроса такая же, как по интеллектуальным ОУНам.
В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 6 до 10 баллов), средняя группа (от 11 до 16 баллов), сильная группа (от 17 до 22 балла).
Группа, баллы
Статус
Рекомендации учителям
Слабая группа (6–10 баллов)
Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.
Необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно получить помощь и как ею воспользоваться.
Средняя группа (11–16 балла)
В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.
Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.
Сильная группа (17–22 балл)
Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.
Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.
Коммуникативные умения и навыки
Баллы
Виды работы на уроке
Фамилии учащихся
1. Изложение собственных мыслей:
3
может самостоятельно донести свою мысль до других
2
может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов
1
не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов
2. Ведение дискуссии 2.1. Способность отвечать на вопросы:
4
обычно отвечает, давая развернутый ответ
3
обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ
2
как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения
2
как правило, при ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря
1
практически не может самостоятельно отвечать на вопросы
2.2. Способность задавать вопросы:
3
обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы
2
формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений
1
практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику
2.3. Способность корректно возражать оппоненту:
3
обычно возражает своему оппоненту корректно
2
не всегда корректно возражает своему оппоненту
1
как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту
3. Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников) 3.1. Способность аргументированно отстаивать собственную позицию:
3
обычно отстаивает свою позицию аргументированно
2
не всегда аргументированно отстаивает свою позицию
1
как правило, не может аргументированно отстоять свою позицию
3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию:
4
обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости
3
не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию
2
как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага
1
не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимость этого шага
3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела:
3
обычно может подчиниться решению группы
2
не всегда может подчиниться решению группы
1
как правило, не подчиняется решению группы
4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения):
3
обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения
2
не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения
1
как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения
Общий балл:
Процедура обработки данных опроса такая же, как по интеллектуальным ОУНам.
В результате подсчета можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 8 до 13 баллов), средняя группа (от 14 до 20 баллов), сильная группа (от 21 до 26 балла).
Группа, баллы
Статус
Рекомендации учителям
Слабая группа (8–13 баллов)
Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументированно отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.
Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
Средняя группа (14–20 балла)
Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.
Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.
Сильная группа (21–26 балл)
Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.
Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.
Разумеется, описание статуса учащихся и рекомендаций по работе с ними носят обобщенный характер. В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
Литература:
Кондаков А.М. Образовательные стандарты нового поколения – это конституция школьной жизни. // Педагогический вестник. 2008. № 10.
Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования.
Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. – http://www.standart.edu.ru/
Губанов А.Ю. и Губанова Т.М. Начальный модуль метапредметной подготовки для старшей школы "Способы учебной работы". - http://www.glybrary.ru
Пастушенко Роман. Проектирование общеобразовательных компетенций образовательной области «Человек и общество» для украинского куррикулума. - http://www.eidos.ru
Федорова С.Ш. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности"для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы). – www.1september.ru
Концепция федеральных государственных стандартов общего образования. – М., «Просвещение», с.23.
Масленникова А.Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация.//Директор школы. 2004. № 7.
Кочегарова Л.В. Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация. – http://www/eidos/ru/
Кочегарова Л.В. Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация. – http://www/eidos/ru/
Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществоведению//Преподавание истории и обществознания в школе. М., 2007. № 2,3.
Полат Е.С. Метод проектов. М., 2005.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М., «Просвещение». 2008. С.25-26.
Круглова Н.Ф. Регуляторная составляющая учебной деятельности. М., 2001.
.Метапредметный результат [Электронный ресурс] // Федеральный Государственнный Образовательный Стандарт - Режим доступа на 6.05.2014: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824, свободный. - Загл.с экрана