Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Основные требования к составлению конспекта и развёрнутого плана к уроку истории».»
Методическая разработка: «Основные требования к составлению конспекта и развёрнутого плана к уроку истории».
План урока это его краткое содержание, с выделением всех этапов и указанием основных видов деятельности.
Конспект урока - систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки. Это более развернутое описание урока. Как составлять простой план?
Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. Запишите план.
требования к плану:
а) план должен полностью охватывать содержание текста (темы);
б) в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Как составлять сложный план? Внимательно прочитайте изучаемый материал. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Общие правила составления плана при работе с текстом. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Правила конспектирования:
Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Опорный конспект – схема, которая сжимает большой объём информации, которая в дальнейшем воспринимается учеником: это конструкция опорных сигналов, наглядно представляющих систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный сигнал – это ассоциативный символ (знак, слово, рисунок), заменяющий смысл понятия и позволяющий мгновенно восстановить в памяти ранее усвоенную информацию.
Опорный конспект целесообразно применять в истории, так как она оперирует большим объёмом материала. Чтобы не возникло путаницы надо постепенно подавать материал. Опорные сигналы помогут это сделать.
Функции опорного конспекта:
1. функция основания (Опорного конспекта – основание для привлечения более широкой информации);
2. функция наглядности;
3. проверки;
4. шпаргалки;
5. понимания;
6. экономии;
7. развития;
8. дисциплинирования;
9. самостоятельности;
10. структурирования.
Классификация Опорных конспектов:
Классификация опорных конспектов: по содержанию: поурочно-тематический (в нём конспектируется основной вопрос – на контрольных и повторительно-обобщающих уроках); проблемно-тематический (объединяет несколько уроков или весь курс), страноведческие (большие периоды в истории отдельной страны); 2. по способу передачи информации: образно-символические; условно-графические, словесно-логические; 3. по результатам воздействия: «компакт» (отражает самую суть темы), «репродукция» (также отражает самую суть темы), «консультант» (достаточно развёрнутый, для помощи ученику в самостоятельном овладении темой), «репетитор» (охватывает блок-тему или курс); «контролёр» - (освещены узловые моменты, используется для контроля и оценки знаний).
Требования к опорным конспектам: должна быть связь между опорными сигналами, раскрываются лишь ключевые моменты, опорные сигналы располагаются блоками: каждый блок – факт, отдельный вопрос темы. Должно быть не более 5 блоков в опорном конспекте; блоки должны быть независимы друг от друга; переход от одного блока к другому строится на принципе втягивания новых знаний в старые. Письменное воспроизведение опорного конспекта должно занимать 12 минут, на листе должна быть легенда основного конспекта. В конспекте нужно со смыслом использовать цвет: красный – основной, зелёный - вспомогательная информация, чёрный и синий – для рисунка, графика, стрелок. Опорные конспекты должны быть доступны, мобильны – крепиться на доске и раздаваться ученикам.
Этапы подготовки опорного конспекта: 1. учебный материал анализируется и разбивается на части, части – на блоки опорных сигналов; 2. моделируется общая схема опорного конспекта, определяется логическая последовательность; 3. кодирование информации в основном конспекте; 4. оформление основных конспектов.
Работа с опорным конспектом на уроке: объяснение материала без конспекта; затем – повторение этого материала по опорному конспекту. Дети могут дома подготовить опорный конспект, а на уроке заданием будет воспроизвести опорный конспект письменно.
должно занимать 12 минут, на листе должна быть легенда основного конспекта. В конспекте нужно со смыслом использовать цвет: красный – основной, зелёный - вспомогательная информация, чёрный и синий – для рисунка, графика, стрелок. Опорные конспекты должны быть доступны, мобильны – крепиться на доске и раздаваться ученикам.
Этапы подготовки опорного конспекта:
1. учебный материал анализируется и разбивается на части, части – на блоки опорных сигналов;
2. моделируется общая схема опорного конспекта, определяется логическая последовательность;
3. кодирование информации в основном конспекте;
4. оформление основных конспектов.
Работа с опорным конспектом на уроке: объяснение материала без конспекта; затем – повторение этого материала по опорному конспекту. Дети могут дома подготовить опорный конспект, а на уроке заданием будет воспроизвести опорный конспект письменно.