kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контроль знаний на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые стандарты школьного образования и введения ЕГЭ изменили приоритеты в оценивании достижений учащихся. Теперь оценка ориентируется на выявление не просто некоей суммы знаний, а в первую очередь, умений решать различного рода проблемы с использованием определенных знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контроль знаний на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Контроль знаний на уроках истории и

обществознания в условиях реализации ФГОС


Овсянникова С.Н.


Новые стандарты школьного образования и введение ЕГЭ изменили приоритеты в оценивании достижений учащихся. Теперь оценка ориентируется на выявление не просто некоей суммы знаний, а, в первую очередь, умений решать различного рода проблемы с использованием определенных знаний. Начало формы

Конец формы

При оценивании результатов обучения изменился контекст расшифровки понятий «знать» и «уметь». На первое место вышли умения применять знания в нестандартных или практических ситуациях.  Цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.

Оценка, как результат контроля имеет немного другие цели:

  • создание обратной связи между учеником и учителем;

  • возможность мотивировать ученика;

  • развитие стремления учиться, самосовершенствоваться;

  • объективно анализировать и оценивать свою деятельность;

  • стимулировать познание;

  • вместо воспроизведения знаний оценивать разные направления деятельности учеников.  

Система контроля и  оценки многогранна. Безусловно, она включает в себя знание теории. Различные виды опросов, терминологические и хронологические диктанты признаны проверить текущие знания учащегося по предмету. Современный учитель должен готовить учащихся применять знания на практике.

Сейчас набирает оборот новые методы и формы контроля:

  • Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания, а продуктивные задания по применению знаний и умений. (составлять описательный рассказ с опорой на наглядный образ; писать сообщения по заданной теме; составлять кроссворд по теме; применять задания на анализ и синтез материала, его сравнение, обобщение)

  • Проведение метапредметных диагностических работ, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

  • Вводится диагностика результатов личностного развития

Это входит в реализацию ФГОС по истории и обществознанию по формированию УУД.

Среди принципов применения новой системы оценки можно выделить основные: Постепенное внедрение всех нововведений, обучение самих учеников способам оценивания, Ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика и др.

Новая система контроля ставит ряд конкретных вопросов:

  • что оценивать?

  • По какой шкале оценивать?

  • Где накапливать и фиксировать результаты?

  • Кто осуществляет оценивание?

Отвечая на 1 вопрос «Что оцениваем?» , необходимо в первую очередь проанализировать программные требования к оценке качества знаний ученика и сформированности его УУД. Остановимся подробнее на этом:

Программные требования это наши предметные результаты, прописанные в программах каждого учителя. Они соответствуют содержанию программы. Эти программные требования можно свести к таблицам (разработаны для 5 класса).

Метапредметные результаты делятся на: регулятивные, коммуникативные и познавательные, а так же личностные. Они также содержатся в образовательных программах разных ступеней. В представленных таблицах обозначены метапредметные результаты среднего звена. (таблицы разработаны

Шкала критериев стандартная, она может меняться, как удобно педагогу.

Отвечая на вопрос «Кто осуществляет оценивание?», хочется сделать акцент, что Привычная форма оценки теперь дополняется такой новой формой контроля результатов, как: самооценка ученика. Алгоритм самооценки может выглядеть следующим образом:

1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).

2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).

3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).

4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс).

5. Какую себе поставишь отметку? и т.д.

На уроках в средней школе в рамках реализации ФГОС  осуществлять контроль знаний необходимо, используя современные образовательные технологии, вот некоторые

бортовой журнал (графической фиксации учеником учебной информации)., взаимообучение,

трехчастный дневник (Трехчастные дневники" имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.),

зигзаг (позволяет усвоить в короткое время большой объем информации)

инсерт,

шляпы мышления (перекрестная дискуссия)

синквейн.,

Толстые и тонкие вопросы (тонкие: Что, где, когда, почему; толстые: Дайте три объяснения, почему… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Согласны ли вы… ?)

Творческие работы (рисунки, Исторические сказки, Мини-плакаты, Схемы, Кроссворды

тесты.

Тест, как инструмент педагогического мониторинга успешно используется для контроля качества обучения, осуществляется плавный переход от тестовых заданий с единичным выбором ответа, к более сложным:

  • заданиям с несколькими вариантами ответа;

  • альтернативным заданиям, содержащим некие утверждения, которые ученик должен оценить, как истинные или ложные, используя слова «да», «нет»;

  • заданиям на восстановление соответствия;

  • заданиям на группировку информации;

  • заданиям на определение последовательности;

  • заданиям на исключение лишнего.

Важное значение на уроках имеет работа с картой: выполнение заданий по ней позволяет учащимся локализовать действие во времени и пространстве, контурная карта воспитывает аккуратность и четкость выполнения заданий, позволяет составить повествование о событии. Иногда проработать карту на занятии не хватает времени, поэтому чаще всего она дается в качестве домашнего задания и помогает разнообразить его.

Одним из самых сложных заданий  для учащихся является написание эссе. В основном оно применяется в старшей школе. Но подготовка к нему идет со средней школы в виде написания творческих сочинений. Примеры тем эссе:

  • «На рыцарском турнире», 6 класс;

  • «участник Народного ополчения Минина и Пожарского», 7 класс;

  • «Я — участник Бородинской битвы», 8 класс;

Система оценивания  по истории и обществознанию несовершенна, требует индивидуального подхода к ученику. Одни ученики отлично решают тесты, используя интуицию, другие обладают хорошей устной речью, но не могут реализовать ее письменно и в тестах.

В последнее время по истории и обществознанию  вводится и активно используется мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио. Эти методы позволяют учащемуся самостоятельно оценить свои способности повысить самооценку.

Задача современного учителя — развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценочная деятельность учителя проходит через всю его работу. Следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Самооценка детей складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Если усилия и результаты труда признаются и одобряются взрослыми, то у детей возникает ощущение собственной значимости.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Контроль знаний на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Автор: Овсянникова Светлана Николаевна

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) ""Анализ урока с позиций системно-деятельностного подхода на уроках ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ по ФГОС ООО ""
    ["seo_title"] => string(100) "analizurokaspozitsiisistiemnodieiatielnostnoghopodkhodanaurokakhistoriiiobshchiestvoznaniiapofgosooo"
    ["file_id"] => string(6) "277994"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453028687"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Анализ деятельности  ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-dieiatiel-nosti-shmo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "338472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470131602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства