kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа ''Мир перед угрозами XXI века'

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ныне, на рубеже двух столетий человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин “глобальный” ведет свое название от латинского “глобус”, то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

К глобальным проблемам в первую очередь относятся экологическая, энергетическая, продовольственная, демографическая и другие проблемы. Ключевой среди них выступает проблема войны и мира. Эти проблемы стали на деле глобальными и приобрели вместе с тем опасный характер для будущего существования человеческого рода на вполне определенном, конкретно-историческом этапе развития человечества. Их интенсивное развитие пришлось на 60-80 годы XX века.

Глобальные проблемы носят антропогенный характер, так как порождены активно-преобразующей деятельностью человека, которая по своей мощи и последствиями сопоставима с грозными силами природы, а подчас способна превзойти их как по своим творческим, так и по разрушительным результатам.

Глобальные проблемы имеют техногенный характер, так как они возникают как результат развития научно-технического прогресса.

Глобальные проблемы непосредственно влияют на будущее рода человеческого, определяют развитие человеческой общности во всех регионах планеты, то есть всех стран, наций, государств. Эти проблемы для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Поэтому они носят всемирный характер. Наконец, все они находятся в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что решение одной из них предполагает, по крайней мере, учет влияния на нее других, изолированное решение их практически невозможно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ''Мир перед угрозами XXI века' »








ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Мир перед угрозами XXI века»

Глобальные проблемы человечества

и перспективы их решения




Автор работы:

Ученица 11 класса

МБОУ Спасской СОШ

Синягина Ксения

Научный руководитель:

Медведева В.А.











2014

Оглавление

Цель работы 3

Задачи 3

Краткая аннотация работы 4

Вопросы, направляющие проект 5

Проблемные вопросы 5

Основополагающий вопрос 5

Учебные вопросы 5

Введение. 6

Возникновение и сущность глобальных проблем. 6

Глава I. Современные глобальные проблемы. 7

1.1 Проблемы предотвращения термоядерной войны. 7

1.2 Экологическая проблема. 8

1.3 Демографическая и продовольственная проблемы. 9

1.4 Энергетическая проблема. 11

Глава II. Перспективы развития человечества. 12

2.1 Низкая энергетика. 12

2.2 Подлинная человечность. 13

Вывод 15

Заключение 16

Используемая литература 17




Цель работы
  • Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых других проблем человечества;

  • Дать представления о различных точках зрения, о средствах разрешения глобальных проблем.


Задачи
  1. Изучить источники, различный материал для подготовки данного проекта.

  2. Описать возникновение глобальных проблем и в чем заключается их сущность.

  3. Установить причины глобальных проблем.

  4. Выявить способы решения этих проблем.

  5. Сформулировать основную цель проекта.

  6. Привлечь как можно больше людей к решению глобальных проблем.



Краткая аннотация работы

Проект "Глобальные проблемы современности" раскрывает одну из актуальнейших тем курса "Обществознание" и предназначен, прежде всего, для учащихся 10-11 классов. Вместе с тем, специфика темы и структура проекта позволяют эффективно использовать его отдельные элементы в преподавании всеобщей и отечественной истории, на уроках экономики, а также на факультативных занятиях.

Проект предусматривает изучение причин возникновения глобальных проблем современности и поиск возможных путей их преодоления.

В нем дано определение глобальных проблем, перечислены актуальные проблемы человечества, пути их решения. Проект интересен тем, что сейчас особенно актуальны глобальные проблемы, такие как: экологические проблемы (загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов) и др.

Вопросы, направляющие проект Проблемные вопросы

Какие проблемы носят глобальный характер и в чем это проявляется?


Основополагающий вопрос

Каковы возможные пути решения глобальных проблем, какие шаги предпринимает сегодня мировое сообщество по решению глобальных проблем?


Учебные вопросы
  1. Что такое глобальная проблема?

  2. Почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы?

  3. Каковы особенности глобальных проблем? Привести примеры взаимосвязи между различными глобальными проблемами.

  4. Можно ли считать, что глобальные проблемы актуальны только для стран с низким уровнем развития.

  5. Перечислить основные глобальные проблемы современного мира.

  6. Какие проблемы актуальны для современной России?

  7. Почему экологические проблемы стали более актуальны?

  8. Какие из социальных проблем современности можно считать наиболее актуальными?



Введение. Возникновение и сущность глобальных проблем.

Ныне, на рубеже двух столетий человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин “глобальный” ведет свое название от латинского “глобус”, то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

К глобальным проблемам в первую очередь относятся экологическая, энергетическая, продовольственная, демографическая и другие проблемы. Ключевой среди них выступает проблема войны и мира. Эти проблемы стали на деле глобальными и приобрели вместе с тем опасный характер для будущего существования человеческого рода на вполне определенном, конкретно-историческом этапе развития человечества. Их интенсивное развитие пришлось на 60-80 годы XX века.

Глобальные проблемы носят антропогенный характер, так как порождены активно-преобразующей деятельностью человека, которая по своей мощи и последствиями сопоставима с грозными силами природы, а подчас способна превзойти их как по своим творческим, так и по разрушительным результатам.

Глобальные проблемы имеют техногенный характер, так как они возникают как результат развития научно-технического прогресса.

Глобальные проблемы непосредственно влияют на будущее рода человеческого, определяют развитие человеческой общности во всех регионах планеты, то есть всех стран, наций, государств. Эти проблемы для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Поэтому они носят всемирный характер. Наконец, все они находятся в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что решение одной из них предполагает, по крайней мере, учет влияния на нее других, изолированное решение их практически невозможно.

Все эти проблемы, если их вовремя не решить, могут превратиться не только в тормоз развития общества, но и во взрывчатку, способную подорвать основы его существования. И поэтому от решения глобальных проблем зависит судьба всего человечества на Земле и судьба самой Земли.

Глава I. Современные глобальные проблемы.
  1. Проблемы предотвращения термоядерной войны.

К числу наиболее острых глобальных проблем современности относится проблема, порожденная развитием и совершенствованием оружия массового поражения.

“В арсеналах ядерных держав находится более 50 тысяч ядерных и термоядерных боеприпасов общей мощностью более 13 000 Мт, что примерно в миллион раз превышает мощность ядерной бомбы, уничтожившей Хиросиму”.

При глобальном ядерном конфликте цивилизация погибнет не только от непосредственного воздействия радиации, но и из-за ее экологических и климатических последствий.

Разрушение озонного слоя, “ядерная зима” сделают Землю непригодной для существования человека. Нельзя также забывать, что кроме ядерного существуют и другие виды оружия массового уничтожения (химическое, бактериологическое и др.), а совершенствование военной техники позволяет приблизить поражающее воздействие обычного оружия к характеристикам термоядерного.

Помимо того, что гонка вооружений может привести к гибели человечества, она требует очень больших экономических затрат, оттягивая на себя более ценные материалы и человеческие ресурсы. Ежеминутно на совершенствование вооружений тратится 1,8 млн. долларов.

Испокон веков назначение любого действительного оружия было физическое уничтожение людей и материальных ценностей и преград к достижению тех или иных целей, индивидуумами, группами их или государствами.

Ушло в прошлое противостояние двух блоков, заключены крупномасштабные соглашения, осуществление которых ведет к сокращению накопленных арсеналов ядерного и обычного оружия у ряда наиболее крупных в военном отношении стран, но проблемы военного характера не уменьшились. По прогнозам экспертов, к 2000 году примерно 15-20 государств “третьего мира” будут способны создать баллистическую ракету, а некоторые из них будут обладать потенциалом для производства ядерного оружия.

В кругах широкой общественности по сей день существуют две точки зрения. Одна вытекает из вполне понятной обеспокоенности огромными масштабами накопленных вооружений, связанными с этим экономическим и экологическим аспектами. Из простой, в конце концов, человеческой тревоги постчернобыльского происхождения. Суть ее — в требовании скорейшего запрещения и уничтожения ядерного оружия. Однако в некотором смысле ядерный запас, после того, как он произведен “на свет” фактически неуничтожим.

Другая точка зрения сводится к тому, что ядерное оружие следует рассматривать как средство поддержания глобальной стабильности — вне зависимости от того, противостоят ли в какой либо области межгосударственных отношений державы им обладающие. Если исторически ядерное оружие возникло и развивалось как средство обеспечения идеологического противостояния, то на сегодняшний момент смысл последнего кардинально меняется: наличие современного ядерного оружия в современных же условиях обеспечивает нужды не войны, а мира. Поскольку повышает уровень ответственности политиков, государственных деятелей, военных при принятии решений в самых острых и кризисных положениях.

Можно избежать печальных последствий, которые несет гонка вооружений, если взяться за это всем миром. Только путем переговоров, взаимодоверия, совместной разработкой мер по профилактике и недопущению гонки вооружений можно достичь существенных успехов в деле сохранения мира.

  1. Решение проблемы войны и мира приведет к снятию угрозы уничтожения всей земной цивилизации в результате термоядерной войны.

  2. Прекращение наращивания вооружений приведет к высвобождению громадных средств, которые будут направлены на решения других глобальных проблем, имеющих народнохозяйственное значение.


  1. Экологическая проблема.

Проблема взаимоотношения общества и природы — одна из самых острых среди множества проблем, волнующих человечество на пороге XX века.

Под понятием “экологическая проблема” подразумевается не только дефицит основных природных ресурсов, но и возникновение возможных климатических и геологических катаклизм, опасны последствия загрязнения природной среды для здоровья людей и живых организмов планеты.

Из общего объема природного вещества, вовлекаемого в общественное производство, 98.5%—99% превращаются в отходы. Это высокотоксичные отходы нефтехимического производства. В атмосферу Земли ежегодно выбрасывается 250 млн. тонн пыли, около 70 млн. кубометров газа, а также множество других вредных веществ. Итогом уже явилось разрушение озонного слоя, защищающего Землю от губительной части спектра солнечного излучения, которое влияет не столько на климат, сколько непосредственно на клетки растений и животных. Ультрафиолетовое облучение разрушает ДНК, увеличивает частоту мутаций.

Меняется химический состав атмосферы — за последние 30 лет содержание в ней углекислоты возросло на 25%. Растущая концентрация углекислоты в атмосфере может привести к парниковому эффекту.

Другое свидетельство напряженной экологической ситуации: это кислотные дожди, которые “заливают” индустриально развитые страны. Миллионы гектаров лесов в Европе уже погибли в результате этих дождей, около половины всех лесов повреждены и близки к гибели.

Огромное количество различного рода веществ, образующихся как побочные продукты производственной деятельности, попадает в гидросферу — океаны, моря, реки, озера, подземные воды. Гидросфера сильно загрязнена — все меньше остается чистой, пресной воды на Земле.

Результатом хозяйственной деятельности человека стало также загрязнение почвы различными отходами промышленности и сельского хозяйства, а также отходами военной и ядерной промышленностей. Это отрицательно сказывается на условиях жизни, а главное здоровье населения. Поэтому борьба за чистоту гидросферы и почвы имеет огромное значение.

Наряду с загрязнением окружающей среды не менее остро стоит проблема истощения природных ресурсов, которые необходимы человечеству для поддержания его нормальной жизнедеятельности.

Острую тревогу вызывают оценки состояния невозобновимых ресурсов.

Нефть, уголь, медь, железо, уран и золото на протяжении многих лет играли и играют большую роль в жизни людей. Однако в настоящее время преобладающая часть минеральных ресурсов, обнаруженных близ поверхности земного шара, исчерпана. Потому остро встал вопрос, сколько времени человечество сможет продолжать свою традиционную практику потребления невозбновимых ресурсов.

По некоторым расчетам человечество до 2500 года израсходует запасы всех металлов, причем добыча свинца, цинка, олова, золота, серебра, платины, никеля, молибдена, вольфрама, меди рассчитана до 2000—2100 года, марганца, кобальта, алюминия — до 2100 —2200 годов. И это далеко не самый пессимистический прогноз.

Человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Парадокс заключается в том, что главной и единственной разрушающей силой в природе является человек. Ни одно животное, ни один простейший живой организм в природе не уничтожает среду своего обитания так безжалостно, так необдуманно, так последовательно и масштабно, как человек.

В связи с этим возникает вопрос, есть ли пути выхода из сложившегося положения?

В настоящее время однозначного ответа на этот вопрос нет. Мнения разделяются. Одни рисуют перспективы человечества в мрачных тонах, другие считают, что, несмотря на трудности, экологическую проблему решить можно.

После работ Римского клуба широкое хождение получили идеи о необходимости прекращения научно-технического прогресса.

В противовес этим идеям выдвинута следующая точка зрения.

Хотя наступление экологического кризиса во многом обязано развитию науки и техники выход из него немыслим без их развития. Для преодоления экологического кризиса прежде всего необходима переориентация научно-технического прогресса. Наука может подсказать много разных вариантов дальнейшего развития.

Первостепенной задачей, стоящей перед мировым сообществом, является международной стратегией выживания.

Необходимо создать механизм всемирного мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды. Следовало бы подумать об учреждении международного суда или трибунала за экологические преступления.

На основе вышеизложенного можно умозаключить, что только усилиями всего мирового сообщества можно предотвратить экологическую катастрофу, угрожающую всему живому на Земле.


  1. Демографическая и продовольственная проблемы.

К числу важнейших проблем, затрагивающих существование человечества в целом, относится демографическая проблема.

В чем сущность демографической проблемы? Мировое население по мере развития истории нарастает. Так, к 1825 году население Земли составляло 1 млрд. человек, 1930 — 2 млрд. человек, 1961 — 3 млрд. человек, а в настоящий момент численность населения приближается к 6 млрд. человек. По оценкам специалистов ООН, ежегодный прирост населения составляет 80 млн. человек.

Хотя численность населения увеличивается более, чем на миллион человек каждый день, темпы роста медленно снижаются. Однако сокращение наблюдается только в Китае и промышленно развитых странах.

Парадокс сложившейся ситуации состоит в том, что показатели рождаемости сохраняются именно в тех странах, которые меньше всего могут себе позволить иметь большую численность населения.

К 2025 году 83% населения будут жить в Азии, Африке и Латинской Америке.

Таким образом, население, где жизненный и культурный уровни ниже, растет существенно быстрее, чем в экономически и культурно более развитых обществах. Объяснение этому следует искать в том, что в более богатых странах воспитание ребенка чрезвычайно дорогостоящий процесс, поскольку в условиях научно-технического прогресса на это требуется расходовать очень много средств, связанных с затратами на общее и профессиональное обучение. Воспитать же, прокормить и одеть ребенка при крайне низких общесоциальных и культурных требованиях в бедных странах легче, и к тому же уровень сознания и сила традиций, отрицающих регуляцию рождаемости, не позволяет принять обществу меры, ограничивающие быстрый прирост населения.

Кроме того, в настоящее время повсеместно признается, что одной из основных причин, а также одним из следствий чрезмерного роста населения, является бедность. Многочисленные семьи для бедных являются своего рода социально-экономической гарантией.

По расчетам ученых, планета Земля способна выдержать не более 10 млрд. человек, но и они создадут большую нагрузку на окружающую среду.

Быстрый прирост населения планеты порождает и обостряет проблему обеспечения его продовольствием.

И изменения в сфере продовольственной технологии и социальной организации, использование всех достижений современной науки при одновременном подъеме общей и профессиональной культуры населения помогли бы афро-азиатским странам в обозримом будущем решить или, по крайней мере, уменьшит остроту проблемы. Но это не значит, что прирост населения может продолжаться неограниченно. Во-первых, запасы пригодных для сельского хозяйства земель ограниченны и площади их вследствие эрозии почв непрерывно сокращаются. Во-вторых, овладеть сельскохозяйственной технологией, и производственной культурой нелегко, и на это требуется много десятилетий. В-третьих, многие из развивающихся стран продолжают тратить значительную часть своих финансовых и людских ресурсов на региональные войны, внутренние конфликты. В-четвертых, поверхность Земли, пригодная для проживания людей, ограничена, прирост же населения будет вести к созданию новых городов и уменьшению площади сельскохозяйственных угодий. В-пятых, прирост населения упирается в ограниченность ресурсов: атмосферного кислорода, пресной воды, районов, чистых от химического и радиоактивного загрязнения.

Вышеизложенное подтверждает, что проблема регулирования населения и темпов его прироста превратилась в глобальную. Отсутствие контроля в этом вопросе сможет привести к непредсказуемым негативным последствиям, связанным не только с нехваткой продовольствия и жизненных ресурсов, но и с неспособностью образовательной системы подготовить подавляющую часть населения Земли к требованиям научно-технического прогресса, к жизни в техносфере и переходу на стадию информационного общества, где продуктом человеческой деятельности, обеспечивающим свободу и социальный прогресс, будут знания и услуги.

Для упорядочивания роста населения в странах афро-азиатского региона необходимо принять меры по планированию семьи. Однако важно, чтобы такие программы осуществлялись лишь с согласия и при содействии тех, для кого они предназначены. Следует уделить больше внимания вопросам образования и подготовки кадров планирования семьи.

Демографическая политика должна проводиться в неразрывной связи с программами развития, призванными повысить доходы бедных слоев населения, уровень грамотности и улучшить положение женщин.


  1. Энергетическая проблема.

Особое внимание необходимо обратить на состояние энергетических ресурсов. Ведь ни экономическое развитие, ни укрепление обороноспособности любой страны, ни охрана окружающей Среды, ни современное сельскохозяйственное производство невозможно без крупных энергетических затрат. Энергетическая проблема стоит настолько остро, что возникло даже понятие “энергетический кризис”.

До начала 70-х годов доминирующими энергоносителями, дешевыми, эффективными и технологичными, на которых основывается современная экономика, являлись нефть и газ.

Обострение энергетической проблемы наглядно обнажило не только ограниченность традиционных источников энергии, прежде всего нефти, но и расточительный характер потребления.

В последние 15-20 лет создавались преимущественно высокоэнергоемкие технологии и производств, что приводило не только к нерациональному использованию топлива и электроэнергии, но и к увеличению промышленных выбросов загрязняющих окружающую среду.

Среди современных источников энергии ведущее место отводится атомной энергетике. Преимущество ядерных станций перед электростанциями видят многие в том, что они позволяют традиционные энергоресурсы — нефть, уголь, газ, а также они не загрязняют атмосферу и прилегающие территории золой, сернистыми соединениями и другими вредными продуктами сгорания.

Но современные АЭС далеко несовершенны. Путь, который выбрал человек, стремясь добыть энергию из атома путем его расщепления, устаревший и попросту ошибочный, ибо чреват катастрофой, подобной Чернобыльской.

Традиционные энергетические ресурсы почти уже все истощились. К тому же происходит непрерывное удорожание производства сырьевых материалов.

Необходимо разрабатывать и переходить к использованию новых, альтернативных видов энергии, о чем будет сказано ниже.

По мнению геолога Скинера Б. не существует ни энергетического кризиса, ни дефицита энергии, а есть громадные ресурсы, которые значительно превышают количества, используемые в настоящее время. Кризис же, связанный с нехваткой топлива, порожден нами же: мы слишком полагались на два недорогих источника и в результате столкнулись с нефтяным кризисом.

Переход на новые, альтернативные источники энергии порождает проблемы, требует коренной перестройки экономики, больших финансовых затрат. Необходимо будет создать межнациональные системы энергоснабжения.

Несмотря на наличие альтернативных источников энергии нужно рационально использовать дешевые энергоресурсы, не упуская из виду проблему окружающей среды.

Глава II. Перспективы развития человечества.

Наша цивилизация стоит на пороге катастрофы, гибели все жизни на планете. Этого нельзя избежать, какими бы то ни было паллиативами, не меняя кардинально образ жизни людей. Надо признать безоговорочно необходимость перехода к “другой цивилизации”. На эту тему за последние 15-20 лет беспорядочно разбросаны ее кирпичики, их можно объединить в пять отчетливо проступающих “блоков”. Это должна быть цивилизация:

  • низкой энергетики;

  • высокой устойчивости;

  • полностью демилитаризованная;

  • экологически чистая;

  • подлинно человечная.

Эти “блоки” составляют каркас концепции нового образа жизни — “альтернативной человеческой цивилизации”.


2.1 Низкая энергетика.

Этот “блок” — основополагающий. Именно он диктует все остальное. Невозможно на Земле без конца, или хотя бы еще в несколько раз удваивать производство и потребление энергии. Для этого недостаточно нефти, угля, газа (а если бы и достало — природа бы практически была бы уничтожена). Увеличение числа АЭС повышает вероятность нового Чернобыля.

Физика подсказывает единственно возможный выход из положения: постепенный перевод иссекающего горючего в категорию химического сырья (перестать топить ассигнациями) и такое же постепенное свертывание атомной энергетики, с одновременным наращиванием и мировом энергетическом балансе удельного веса так называемых чистых источников энергии. Их насчитывается до десятка: солнечное излучение, ветер, речные потоки, морские приливы, волны, внутреннее тепло Земли в его выходах на земную поверхность и в глубинах Земли (пока не используется), разница температур на поверхности моря и в глубинных слоях (пока только первые эксперименты), а так же гипотетически-экзотические источники, как магнетизм Земли.

Но все источники чистой энергии в совокупности составляют лишь считанные проценты мирового энергетического баланса. Повысить их удельный вес, при современном уровне развития науки и техники, весьма трудно. Даже снизив потребности в несколько раз — мы не сведем концы с концами.

При любых чистых источниках энергии недопустимо их превращение в тепло сверх определенных пределов, диктуемых естественным тепловым балансом Солнце-Земля. Назначение каждой калории в мировом энергобалансе должно быть обоснованно наибольшей отдачей от нее без негативных последствий.

Из сказанного следует основные параметры качественно нового образа жизни.

Во-первых, максимальная теплоизоляция жилища, помещений для работы и развлечений, вообще всех зданий.

Во-вторых, немалая экономия тепла может быть достигнута за счет повышения культуры питания, одежды, жилища.

В-третьих, минимизация моторного транспорта, пожирающего огромную долю производимой и потребляемой энергии. Понятно, совсем упразднить его нельзя: не всякий нужный товар произведешь на месте и не в каждом случае удовлетворишься пусть даже самым идеальными средствами связи.

Человек не может сидеть всю жизнь на пороге своего дома, но мир может быть открыт и с помощью других средств: собственные ноги, велосипед, лошадь, планер и другие — мало ли возможностей для “бескаллорийного” передвижения.

Мы опять возвращаемся к проблеме оптимизации расселения и пешеходной доступности мест работы, покупок и развлечений. “Низкоэнергетическая цивилизация” несовместима с урбанизацией, напрочь исключает крупные и тем более сверх крупные города.

Необходим информационный переворот в науке, производстве, культуре, во много раз, снижает необходимость в выработке энергии, добыче сырья, производстве материалов, строительстве, развитии транспорта и т. д. И если бы вдобавок удалось стабилизировать прирост населения приближением к “нулевому приросту” — есть шанс восстановить рассыпающуюся систему глобальных балансов в качественно новом состоянии.

Так же необходимо все более интенсивнее сокращать загрязнение воздуха, почвы, гидросферу — радиационного, шумового, теплового, химического загрязнений. Цивилизация, основанная на сублимации коммуникативных потребностей, становится экологически чистой. Смыслом жизни в новой альтернативной цивилизации должна стать подлинная человечность.


2.2 Подлинная человечность.

Даже если мы все сегодня за несколько лет перейдем на энерго- и ресурсосберегающие технологии, форсируем и процессы дезиндустриализации и дезурбанизации — все равно на протяжении XXI века будут ощутимо давать знать о себе инерционные процессы, набравшие силу в XX столетии.

Никакими решениями невозможно приостановить рост населения. Всю проблематику “альтернативной цивилизации” надо рассматривать в органической увязке с реальным прогнозным фоном грядущего века, в котором при любых нововведениях, будет немало инерционно-традиционного от века уходящего. “Передний край” мирового научно-технического прогресса (так называемые мировые стандарты), к которому будет постепенно “подтягиваться” остальное человечество, хотя и сам он не может не претерпевать существенные изменения.

Один из определяющих параметров — структура занятости — выглядит следующим образом:

2% — 3% общего числа занятых (фермеры) в условиях комплексной автоматизации и частичной компьютеризации сельского хозяйства полностью обеспечивают свою страну продовольствием и другим сельскохозяйственным сырьем.

15% — 20% трудящихся в условиях комплексной автоматизации, а также частично начинающейся компьютеризации промышленности и строительства, полностью обеспечивают свою страну товарами, жильем и всем необходимым.

При сокращении рабочих мест в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве большая часть высвобожденных мест идет в обслуживание.

Хотя там и накопилось больше половины занятых, но именно там преобладает ручной и частично механизированный труд. До комплексной автоматизации и компьютеризации, довольно далеко даже в самом современном западном супермаркете и универсаме.

Особого разговора требует сферы здравоохранения и образования. Ни лечение, ни воспитание без живого врача и живого учителя (а так же их помощников, лаборантов, сиделок, ассистентов) — невозможно. Хотя бы из чисто психологического мотива.

Еще одна значительная группа работающих занята в государственных, кредитно-финансовых и т. п. учреждениях, в организационном обеспечении производства. Демилитаризация может много изменить, но главное — комплексная автоматизация и компьютеризация конторской работы способна на порядок снизить численность клерков. Более конструктивный путь — сокращение рабочего года и недели. Теоретически, таким образом можно занять троих, четверых, пятерых. Но есть психологический предел. Для полноты жизни человеку — за исключением явно ущербных — обязательно хоть день другой приобщиться к общественно-полезному труду, а не индивидуально-любительскому труду, чувствовать себя частицей творящего человечества. Обратим внимание на сферу семьи и образования. Увеличивать во много раз педагогический корпус неразумно и даже гибельно для дела. (Конечно, по тридцать человек в группе детсадовской и до полусотни в школьном классе — вынужденная убогость.) Педагогика и психология подсказывают оптимальное среднее число воспитуемых и обучаемых, приходящихся на одного воспитателя, учителя. Это — знаменитая формула 7+2. Так что резерв “увеличения штатов” педагогических кадров огромный в несколько раз. Далее — чтобы педагог работал высокоэффективно, с полной отдачей, с индивидуальным подходом к ребенку, ему необходимо несколько (до десяти — пятнадцати, а то и больше) помощников — ассистентов. Важность такой социальной организации педагогической работы огромна, она намного выходит за рамки одного только облегчения непомерного труда педагога. Одна из смертельных болезней нынешней цивилизации — разрыв поколений, заставляющий детей и подростков, сбиваться в дикие стаи, формировать свою “субкультуру”, сливающуюся затем многообразными потоками в единую “контркультуру”, грозящую погрести под собой культуру истинную, не создав ничего взамен, погрести человеческую цивилизацию вообще. В надежде совладать с этим недугом нашими “послами” (а не всем взрослым — у многих нет соответствующих склонностей и способностей), надо “идти в народ”, какую-то часть времени жить вместе с детьми, как жили деды — прадеды.

Массовый “переток”, взрослых в сферу воспитания и образования и должна стать наиболее яркой, заметной чертой “альтернативной цивилизации”, резко отличающейся от существующей.

Аналогичное положение складывается и в сфере здравоохранения. Здесь резерв рабочих мест за счет увеличения младшего обслуживающего персонала.

В сфере досуга — аналогичное положение. Дело в том, что досуг, как и труд, был в течении тысячелетий принудительно-ритуальным. В этой сфере должны работать также профессионалы, со специальным образованием. Наиболее перспективным здесь являются клубы по интересам.

Еще одна из самых важных проблем — это спасение земной флоры и фауны, которые за последние десятилетия “пошли в разнос”. Даже если в перспективе ближайших десятилетий человечеству удастся более или менее безболезненно перейти к “альтернативной цивилизации” (что очень сомнительно), то все равно мы успеем довести Землю до катастрофического во многих отношениях состояния. Очень многие явления разгромленного нами мира животных и растений бездушной технике не поддаются. Здесь нужны сердечное участие и умелые, заботливые руки.

Выражение “альтернативной цивилизации” вообще и “подлинной человечности” в особенности представляются в виде такого баланса суммарного рабочего времени всего общества, в котором основными станут воспитание и образование, здравоохранение и досуг, восстановление и поддержание природной среды своей планеты Земля.

Вывод
  • Изучили источники, различный материал для подготовки данного проекта. На основании этого описали возникновение глобальных проблем, в чем заключается их сущность.

  • Установили причины глобальных проблем:

  • резкое и не всегда оправданное увеличение расходования природных ресурсов;

  • отрицательное воздействие производства на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей;

  • усиление неравномерности в уровне социально-экономического развития между промышленно развитыми и развивающимися странами;

  • создание оружия массового уничтожения, угрожающего существованию человеческой цивилизации.


  • Обобщили знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых других проблем человечества;

  • Дали представления о различных точках зрения, о средствах разрешения глобальных проблем.


Заключение

Наша планета серьезно больна, в двери и окна общего дома цивилизации стучатся невиданные беды грядущих катастроф. Если на Земле все будет идти “само собой”, то следующий век станет по всей вероятности, последним для всей цивилизации. Люди, поглощенные погоней за сверхприбылью, поисками пропитания, создают различные виды оружия, уничтожают лес, жгут уголь, газ и мазут, травят ядохимикатами воду, пестицидами — плодородную почву, не задумываясь о том, что за все придется платить не только будущим, но и живущим сегодня молодым поколениям.

Причины такого поведения кроются прежде всего в его низких нравственных, духовных качествах, которые серьезно отстают от требования современного уровня технологического развития цивилизации.

Человек поставил себя в центр природы в качестве хозяина, направил усилия на ее изменение, приспособление и подчинение своим потребностям. Особое внимание человек сосредоточил не на самом себе, не на цели своего эволюционного развития, а на изобретении машин и приспособлений, призванных заменить человека, выполняя за него физическую и умственную работу.

В результате человечество сталкивается с группой проблем, нерешенность которых может привести к его гибели.

Разработка программы действий постепенного перехода к “альтернативной цивилизации” — это следующий этап. Возможность такой программы действий зависит от всех нас, но в первую очередь — от политиков.

Можно отметить шесть “стартовых” целей человечества: оптимизация развития во “внешних” (биофизических) и внутренних (психинтеллектуальных) пределах, спасение культуры, стабилизация международных отношений, среды обитания и мирового хозяйства.



Используемая литература

http://letopisi.org/index.php/Учебный_проект_Глобальные_проблемы_современности

http://wiki.iteach.ru/index.php/Учебный_проект:Глобальные_проблемы_человечества

http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Учебный_проект_Глобальные_проблемы_современности


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа ''Мир перед угрозами XXI века'

Автор: Медведева Валентина Александровна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "ПРОГРАММА Элективного курса для 10-11 классов  «ИСТОРИЯ  АТОМА» "
    ["seo_title"] => string(63) "programma-eliektivnogho-kursa-dlia-10-11-klassov-istoriia-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "194338"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427758224"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства