kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по теме "Великая революция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал посвящен 100-летию Великой Октябрьской Социалистической революции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Великая революция"»

16


ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

К 100-летию Великой Октябрьской

Социалистической Революции

О факторе историческом.

Мы должны запастись, пускаясь в этот путь исторических странствий, знаниями. Историческая наука – это чистая наука, точная, как проверенный компас, безошибочно указывающая, где Истина и где Заблуждение. Раздолье русской равнины, сбалансированность благого сочетания тепла и холода, воды и суши, степи и леса дали привычку русскому человеку быть самодостаточным, научили никому и ничему не завидовать. Да, жизни скорее натуральной, с картошкой со своего огорода, с самолично квашенной капустой, с безыскусными простонародными гулянками. Но вся эта жизнь была пронизана комплексом традиций, наполнена очевидным пониманием того, что хорошо и что плохо, чего можно и чего нельзя. Такой образ жизни развил в нашем народе мечтательность, доверчивость и даже наивность, он привык свято верить в авторитет царя, власти вообще, печатного слова. Культура наша, в том числе и политическая, безусловно, тоже развивались, но без широкого взаимообмена с остальным миром, получалось далеко не всё. Сто лет, целый век Россия живёт, неся в себе матрицы бытия, проистекающие в определяющей степени из событий и свершений Великой Российской революции. 100 лет назад, в России один за другим произошли государственные перевороты. В феврале либералы, демократы и примкнувшая к ним аристократия свергли законную историческую власть – монархию, а в октябре большевики власть у них отобрали. Впоследствии первый переворот назвали Февральской революцией, но отмечали его в марте, а второй – Великой Октябрьской Социалистической Революцией, но праздновали в ноябре. Все эти перевороты – революции объяснялись «борьбой за счастье народное». Непредсказуемый, противоречивый, великий, трагический – все эти определения и эпитеты в полной мере применимы к 20 столетию. Неоспоримо одно из самых значительных событий этого века – Великая Октябрьская Социалистическая революция. Не все и не везде её приняли, разделяя её цели, принципы, методы осуществления: врагов и недоброжелателей у революции всегда было много и воистину нешуточные страсти вокруг продолжают кипеть и сейчас, по прошествии 100 лет со времени её начала. Причём разброс мнений огромен, оценки ей даются самые крайние и противоречивые. Собственно, по-другому и быть не могло - событие это, в самом деле, великое. В той или иной мере оно отразилось в судьбе каждого человека на нашей планете. И влияние это, а значит и жизнь революции, продолжается и поныне. Цели, задачи её настолько значительны и велики, что достичь их оказалось совсем непросто. В России образца 1917 года было, что и кого сокрушать. И это никакая не случайность, что в течение одного года свершились у нас и Февраль и Октябрь. Социальная революция – всегда результат нежелания и неумения властей предержащих смотреть правде в лицо, реально оценивать обстановку, видеть способы совершенствования государственного и общественного устройства и делать в этом направление необходимые шаги. Такие шаги мы видим сегодня. Политика нашего президента В.В. Путина - «Во имя добра и справедливости!»

ВОПРОС №1. Назовите наиболее крупные и известные предпосылки и причины Великой Октябрьской революции.

Основными предпосылками Октябрьской революции были двоевластие после Февральской революции, отсутствие у Временного правительства возможностей для удержания ситуации под контролем и проведения какой-либо внутренней политики. Это привело к усилению крайне левых настроений в обществе и укреплению националистических сил на окраинах страны

Нерешение внутренних проблем, финансовый кризис, тяжелая война с Германией – все это привело стихийным выступлениям, которые переросли в Февральскую Буржуазную Революцию 1917 года. Создание Временной власти, которая так и не смогла решить вышеизложенных проблем с новыми появившимися, положило начало рабочего движения, принявшего характер революционный выступлений против буржуазии. Например: прямо на предприятиях, имелись случаи ареста администрации. Фабрично-заводские комитеты смещали администрацию и брали управление заводами в свои руки, вводили 8-часовой рабочий день. Рабочий контроль был введен на 500 предприятиях. Всё активнее и решительнее становилась борьба крестьянских масс, так и не получивших землю. Всё более нарастал революционный подъём в армии и на флоте. Ротные полковые и солдатские комитеты брали в свои руки руководство политической жизнью частей, смещали реакционных командиров, требовали демократизации. В армии и на флоте росло количество большевистских организаций. Балтфлот в сентябре принял решение о неподчинении Временному правительству.

Временное правительство, лидеры буржуазных партий, меньшевики и эсеры понимали опасность нового революционного переворота в стране. Они пытались отвлечь различными уступками народ от революции, перевести страну на путь буржуазного парламентаризма, общенациональный кризис был слишком велик.

В столицах и 30 городах прошли губернские партконференции большевиков, шло формирование Красной гвардии. В октябре она насчитывала 200 тыс. вооружённых рабочих. Это был решительный поворот тактики большевиков на вооруженное восстание. Ленинский план состоял в том, чтобы сместить правительство на кануне 2 съезда Советов и на нём сформировать новые органы Советской власти. Ленин настаивал на проведении вооружённого восстания, иначе в стране будет установлена военная диктатура. Временное правительство в середине октября заседало почти беспрерывно, чтобы сорвать революцию.

ВОПРОС №2. Все предпосылки и причины 1917 года прорвали обветшалую плотину российской монархии и даже государственности в целом. Нашлись движущие силы, и лидеры, и поддерживавшие их массы. Революция неизбежно свершилась.

Кто из наших земляков сыграл весьма важную роль в совершении этих революций? Расскажите о них.

Александр Фёдорович Керенский. Родился 22 апреля (4 мая) 1881 года в Симбирске, Российская империя — умер 11 июня 1970 года в Нью-Йорке, США. Российский политический и государственный деятель. Министр, затем министр-председатель Временного правительства (1917).

Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов; 10 (22) апреля 1870, Симбирск — 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) — российский и советский политический и государственный деятель, революционер, создатель партии большевиков, один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР и СССР.

Александр Фёдорович Керенский родился 22 апреля (4 мая по новому стилю) 1881 года в Симбирске.



По отцовской линии предки Александра Керенского происходят из среды русского провинциального духовенства. Его дед Михаил Иванович с 1830 года служил священником в селе Керенки Городищенского уезда Пензенской губернии. От названия этого села и происходит фамилия Керенских, хотя сам Александр Фёдорович связывал её с уездным городом Керенском той же Пензенской губернии.



Младший сын Михаила Ивановича — Фёдор, хотя и окончил с отличием Пензенскую духовную семинарию (1859), не стал, как его старшие братья Григорий и Александр, священником. Проработав шесть лет в духовном и уездном училищах, он получил высшее образование на историко-филологическом факультете Казанского университета (1869) и затем преподавал русскую словесность, педагогику и латинский язык в различных учебных заведениях Казани.

В 1877—1879 годах Фёдор Михайлович Керенский был директором Вятской мужской гимназии и в чине коллежского советника получил назначение на должность директора Симбирской мужской гимназии. Самым известным воспитанником Фёдора Керенского стал Владимир Ильич Ульянов (Ленин) — сын его начальника — директора симбирских училищ — Ильи Николаевича Ульянова. Именно Фёдор Михайлович Керенский поставил ему единственную четвёрку (по логике) в аттестате золотого медалиста 1887 года.



Семьи Керенских и Ульяновых в Симбирске связывали дружеские отношения, у них было много общего в образе жизни, положении в обществе, интересах, происхождении. Фёдор Михайлович, после того как умер Илья Николаевич Ульянов, принимал участие в жизни детей Ульяновых. В 1887 году, уже после того как был арестован и казнён Александр Ильич Ульянов, он дал брату революционера Владимиру Ульянову положительную характеристику для поступления в Казанский университет.

К 1917 году он уже был довольно известным политиком, также возглавлявшим фракцию «трудовиков» в Госдуме IV созыва.



В своей думской речи 16 (29) декабря 1916 года он фактически призывал к свержению самодержавия, после чего императрица Александра Фёдоровна заявила, что «Керенского следует повесить» (по другим источникам — «Керенского следует повесить вместе с Гучковым»).



Взлёт Керенского к власти начался уже во время Февральской революции, которую он не только принял восторженно, но и с первых дней был активным её участником. Он эту революцию во многом и спровоцировал.

Во время Февральской революции Керенский вступает в партию эсеров, принимает участие в работе революционного Временного комитета Госдумы. 3 марта в составе думских представителей содействует отказу от власти великого князя Михаила Александровича.



По итогам Февральской революции Керенский оказывается одновременно в двух противостоящих органах власти: в первом составе Временного правительства в качестве министра юстиции, и в первом составе Петросовета в качестве товарища (заместителя) председателя исполкома.

2 марта занял пост министра юстиции во Временном правительстве.

На должности военного министра Керенский приложил большие усилия для организации наступления русской армии в июне 1917.

С 7 (20) июля 1917 А. Ф. Керенский сменил Георгия Львова на посту министра-председателя, сохранив пост военного и морского министра.

Керенский совершил очередной государственный переворот — распустил Государственную Думу, которая, собственно, и привела его к власти, и объявил о провозглашении России демократической республикой, не дожидаясь созыва Учредительного собрания.


Умер 11 июня 1970 года в своём доме в Нью-Йорке от рака. Местные русская и сербская православные церкви отказались отпевать его, сочтя виновником падения России. Тело было переправлено в Лондон, где проживал его сын, и похоронено на кладбище Putney Vale Cemetery, не принадлежащем какой-либо конфессии


Владимир Ильич Ульянов родился в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова (1831—1886), — сына бывшего крепостного крестьянина Нижегородской губернии Николая Ульянова (вариант написания фамилии: Ульянина), женатого на Анне Смирновой — дочери астраханского мещанина (по версии советской писательницы Шагинян М. Э., происходившей из рода крещёных чувашей). Мать — Мария Александровна Ульянова (урождённая Бланк, 1835—1916), шведско-немецкого происхождения по матери, и еврейского — по отцу. И. Н. Ульянов дослужился до чина действительного статского советника.

В 1879—1887 годах Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии, руководимой Ф. М. Керенским, отцом А. Ф. Керенского, будущего главы Временного Правительства (1917). В 1887 году окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Казанского университета. Ф. М. Керенский был очень разочарован выбором Володи Ульянова, так как советовал ему поступать на историко-словесный факультет университета ввиду больших успехов младшего Ульянова в латыни и словесности.

Ленин не ожидал революции в 1917 году. Известно публичное заявление Ленина в январе 1917 года в Швейцарии, что он не рассчитывает дожить до грядущей революции, но что её увидит молодежь. Состоявшуюся вскоре революцию Ленин, знавший слабость подпольных революционных сил в столице, расценил как результат «заговора англо-французских импе­риалистов».

В Апреле 1917 года германские власти при содействии Фрица Платтена позволили Ленину вместе с 35 соратниками по партии выехать из Швейцарии на поезде через Германию. Среди них были Крупская Н. К., Зиновьев Г. Е., Лилина З. И., Арманд И. Ф., Сокольников Г. Я., Радек К. Б. и другие.



Апрель — июль 1917. 3 Апреля 1917 года Ленин приезжает в Россию.

5 Июля, в ходе восстания, Временное правительство предало гласности имевшиеся у него данные о связях большевиков с немцами. 20 (7) Июля Временное правительство отдало приказ об аресте Ленина и ряда видных большевиков по обвинению в государственной измене и организации вооруженного восстания. Ленин вновь уходит в подполье. В Петрограде ему пришлось сменить 17 конспиративных квартир, после чего, до 21 (8) августа 1917 он вместе с Зиновьевым скрывался недалеко от Петрограда — в шалаше на озере Разлив. В августе на паровозе Н-293 он переезжает в Великое княжество Финляндское, где живёт до начала октября в Ялкале, Гельсингфорсе и Выборге.



Октябрьская революция 1917 года



Ленин прибыл в Смольный и приступил к руководству восстанием, непосредственным организатором которого был председатель Петроградского Совета Л. Д. Троцкий. Для свержения правительства А. Ф. Керенского понадобилось 2 дня. 7 ноября (25 октября) Ленин написал обращение о низложении Временного правительства. В тот же день на открывшемся II Всероссийском съезде Советов были приняты ленинские декреты о мире и о земле и образовано правительство — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным. 5 января 1918 года открылось Учредительное собрание, большинство в котором получили эсеры, представлявшие интересы крестьян, составлявших на тот момент 90 % населения страны. Ленин при поддержке левых эсеров поставил Учредительное собрание перед выбором: ратифицировать власть Советов и декреты большевистского правительства или разойтись. Не согласившееся с такой постановкой вопроса Учредительное собрание было принудительно распущено.



Последствия ранения и перегруженность, по мнению хирурга Ю. М. Лопухина, привели Ленина к тяжёлой болезни. В марте 1922 года Ленин руководил работой 11-го съезда РКП(б) — последнего партийного съезда, на котором он выступал. В мае 1922 года он тяжело заболел, но в начале октября вернулся к работе. Для лечения были вызваны ведущие немецкие специалисты по нервным болезням. Главным лечащим врачом Ленина с декабря 1922 года и вплоть до его смерти в 1924 году был Отфрид Фёрстер. Последнее публичное выступление Ленина состоялось 20 ноября 1922 года на пленуме Моссовета. 16 декабря 1922 года состояние его здоровья вновь резко ухудшилось, а в мае 1923 года из-за болезни он переехал в подмосковное имение Горки. В Москве последний раз Ленин был 18—19 октября 1923 года.

В январе 1924 года в состоянии здоровья Ленина внезапно наступило резкое ухудшение; 21 января 1924 года в 18 ч 50 мин он скончался.



Самым любимым персонажем, в каком-то смысле даже символом революции, стал уроженец Симбирска А.Ф. Керенский – лидер русского политического масонства и яркий оратор.

ВОПРОС №3 Искренность намерений большинства тех, кто эту революцию совершал, сомнений не вызывает. Их сверхзадачей было стремление возвеличить человека, обеспечить его права на свободную, мирную, созидательную, трудовую и честную жизнь. И кто бы и как ни пытался доказать, что наша российская революция не вписывается по каким-то причинам в ряд благородных и великих событий – заведомо необъективен, конъюнктурен и нечестен. Великий Октябрь был одним из вариантов и способов движения по пути развития и совершенствования человека, общества, всего материального мира, поэтому и оценивать, и относиться к нему можно и должно только отталкиваясь от сказанного выше. Другое дело, что из задуманного и провозглашённого воплотить в жизни удалось не всё. Далеко не всё. Хотя многое и удалось.

= К чему каждый Гражданин России любого возраста получил доступ, тем более бесплатный?

Демократические преобразования были проведены в социальной сфере. В стране было установлено общее наименование — «граждане Российской Республики», были введены бесплатное образование и медицинское обслуживание.

С 1917 г. в нашей стране вопросы охраны здоровья стали государственной задачей, что обеспечивалось государственным руководством и финансированием служб здравоохранения и медицинской науки.

Тяготы революции, гражданская война, разруха, голод, несовершенная организация медико-санитарной помощи, недостаток врачей обусловили перечень неотложных задач этого периода: строительство новой системы организации медико-санитарной службы в Красной Армии; борьба с эпидемиями; привлечение медицинских работников к активной работе и создание необходимых учреждений для оказания медицинской помощи населению; охрана материнства и младенчества.

26 октября (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов был образован медико-санитарный отдел во главе с М.И.Барсуковым. Этому отделу поручалось начать реорганизацию медико-санитарного дела в стране, а также организовать медицинскую помощь восставшим.

Среди создаваемых в эти годы Комиссариатов не было специального Комиссариата здравоохранения, но в различных Комиссариатах организовывались медицинские коллегии. 24 января 1918 г. декретом СНК РСФСР медицинские коллегии всех Комиссариатов были объединены в Совет врачебных коллегий, который стал высшим медицинским органом в стране. Председателем Совета врачебных коллегий был назначен А.Н.Винокуров, его членами стали Е.А.Артеменко, М.И.Барсуков, В.М.Бонч-Бруевич (Величкина), С.Ю.Багоцкий. И.С.Вегер, М.Г.Вечеслов. М.В.Головинский, С.И.Мицкевич, Е.П.Первухин. После переезда Советского правительства в Москву в марте 1918 г. в Совет вошли Н.А.Семашко, З.П.Соловьев, В.И.Русаков, А.П.Голубков, А.П.Кост, В.С.Вейсброд.

Состоявшийся 16—19 июня 1918 г. Всероссийский съезд Медико-санитарных отделов Советов по докладу З.

П.Соловьева и В.М.Бонч-Бруевич принял решение о создании Народного Комиссариата здравоохранения, кроме того на съезде обсуждались насущные проблемы здравоохранения этого периода: «Об организации и задачах советской медицины на местах» (доклад Н.А.Семашко), «Об организации борьбы с эпидемиями в условиях Советской республики» (доклад А.Н.Сысина), «О страховой медицине» (И.В.Русаков и Г.В.Линдов).

11 июля СНК принял декрет «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения». Народным комиссаром здравоохранения был назначен Н.А.Семашко, его заместителем — З.П.Соловьев, в состав коллегии НКЗ вошли: В.М.Бонч-Бруевич (Величкина), А.П.Голубков, П.Г.Дауге, Е.П.Первухин.

На местах создавались медико-санитарные отделы Советов, которые проводили решения центральных органов в области здравоохранения на своих территориях.

Для организации медицинского обслуживания бойцов Красной Армии постановлением ВЦИК в октябре 1919г. был создан специальный комитет помощи раненым и больным красноармейцам. Большая роль в координировании всех вопросов принадлежит З.П.Соловьеву, в январе 1920 г. он возглавил Главное Военно-санитарное управление Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1919г. он избран председателем Исполкома Российского общества Красного Креста. Госпитальная база была приближена к местам боевых действий, была осуществлена мобилизация медицинских работников. Проводились специальные меры по борьбе с эпидемиями, особенно сыпного тифа, как в войсках, так и среди гражданского населения. Часто устраивались «недели чистоты», «банные недели». На железнодорожных и водных станциях организовывались санпропускники. Для больных сыпным тифом развертывались дополнительные койки. Массовая профилактическая помощь сочеталась с санитарным просвещением, для которого были найдены действенные формы.



Необходимо было налаживать оказание медицинской помощи рабочим. Основополагающее значение имел декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни», который обязывал больничные кассы оказывать застрахованным — рабочим, служащим и членам их семей — бесплатную помощь, что положило начало осуществлению принципа бесплатной, общедоступной и квалифицированной медицинской помощи трудящимся. Больничные кассы, располагавшие определенными средствами, создали ряд крупных амбулаторий, больниц и поликлиник. Таким образом, в первые месяцы Советской власти страховая медицина стала превращаться в «грандиозную организацию, о которой вряд ли мечтали страховые деятели прежней эпохи». Но просуществовала она недолго — до февраля 1919 г., так как вскоре после образования Наркомздрава руководители здравоохранения пришли к выводу, что все медицинские учреждения в стране должны быть только государственными.

В декабре 1918 г. была национализирована вся аптечная сеть, в Наркомздраве был организован фармацевтический отдел.

Несмотря не тяжелейшие условия рассматриваемого периода, именно в эти годы был провозглашен приоритет профилактической медицины, начат комплекс мероприятий по борьбе с социальными болезнями — туберкулезом, венерическими заболеваниями. В Наркомздраве была организована секция по борьбе с туберкулезом и подсекция по борьбе с венерическими заболеваниями. Начали создаваться лечебно-профилактические учреждения нового типа — диспансеры (противотуберкулезный и венерологический). В 1919 г. в Москве состоялся I Всероссийский съезд по борьбе - с социальными болезнями.



= Вставьте пропущенные слова.

«В стране на волне созидания и социального оптимизма возник культ …(чего?), общественной …(чего?),истинных человеческих … (чего?), среди которых главные места занимали творческий …(что?), взаимопомощь, самоотдача во имя безостановочного … (чего?) общества, а вместе с ним, и себя самого. Такого в то историческое время не было нигде в мире. Это были воистину великие и реальные завоевания Октября. И … (кто?)российский их понял, принял и поддержал».

ВОПРОС №4. Здесь в Симбирске, начал Владимир Ульянов постигать науку вставать на защиту несправедливо обиженных, исполняться личного мужества, энергией и волей будущего не кабинетного, а практического политика и гуманиста. Да-да, именно гуманиста. Сколько не пытаются весьма заинтересованные «писатели и политики» представить В.И. Ленина кровожадным монстром, до циничности необъективно оценить его деятельность на вершинных постах в партии и государстве, но занятие это безнадёжное. Никогда он не посылал людей на смерть и страдания во имя прихоти, ради снятия с себя ответственности. «Секрет» весь в том, что в условиях ожесточённой борьбы политик часто не может не принимать жёстких, а порой и жестоких решений. И, надо заметить, время, в том числе и нынешнее, со всей убедительностью и наглядностью показало и доказало справедливость его суждений о том, что политика это не асфальт Невского проспекта, и не занятие для слабонервных. Это – всегда борьба, часто напряжённейшая и непредсказуемая, с неисчислимыми препятствиями и ловушками, тяжелейшими испытаниями и необходимостью принятия самых суровых и даже трагических по своей сути решений. Политика – это сплав искусства, науки, духовных качеств и воли тех, кого призвало время вести людей, ориентируясь на Сциллу возможностей и Харибду общественной и государственной необходимости.

Как по-вашему, есть ли вина Ленина в том, что борьба за интересы угнетённых классов и слоёв российского общества зашла так далеко и привела в итоге к страшной гражданской войне? Был ли иной путь к лучшей жизни?

Подумайте, а потом напишите!

ВОПРОС №5

Переждавший войну в нейтральной Швейцарии В.И. Ульянов (Ленин), узнав об отречении Николая II и приходе к власти Временного правительства обратился к идее перехода буржуазно-демократического этапа революции к социалистическому, который должны возглавить большевики. После возвращения в Россию 3 апреля 1917 года через Германию с разрешения её правительства в специальном вагоне вместе с другими политическими эмигрантами наш земляк выдвинул лозунг «Вся власть Советам!» и обещал «превратить империалистическую войну в гражданскую». Как мы знаем, это ему вполне удалось.

= Объясните смысл этого лозунга?

Вся власть Советам!», главный политический лозунг большевистской партии в период подготовки и проведения Великой проведения Великой

Октябрьской социалистической революции. Выдвинут в Апрельских тезисах В. И. Ленина и закреплён в решениях Всероссийской Апрельской конференции РСДРП (б). Содержание лозунга менялось в процессе борьбы за социалистическую революцию. В период мирного развития революции (апрель - июнь 1917) он предполагал ликвидацию двоевластия путём перехода всей власти к Советам, создания советского правительства из эсеров и меньшевиков, поскольку они составляли большинство в Советах. В этот период большевики должны были, не входя в правительство, выступать в качестве оппозиционной партии перед широкими массами, критикуя непоследовательность и колебания мелкобуржуазных партий, используя право отзыва депутатов, добиваться изменения партийного состава Советов и в конечном счёте создать большевистское Советское правительство. В этот период вопрос о свержении буржуазного Временного правительства путём вооружённого восстания не ставился, ибо правительство поддерживалось эсеро-меньшевистскими Советами. Временное правительство, не имевшее в своём распоряжении реальной силы и державшееся у власти соглашением с Советами, не смогло бы тогда оказать сколько-нибудь серьёзного сопротивления.


В ходе развития революции массы убеждались на собственном опыте, что Временное правительство и поддерживающее его эсеро-меньшевистское руководство Советов не осуществляют их требований. Начался процесс изживания соглашательских иллюзий. Ярким показателем этого явились массовые демонстрации в Петрограде (апрельская, июньская и июльская) и других городах. В июльские дни 1917 установилось единовластие буржуазии. Эсеро-меньшевистские Советы превратились в бессильные придатки буржуазного правительства. В этих условиях Ленин обосновал необходимость временного снятия лозунга о передаче власти Советам, 6-й съезд РСДРП (б) снял лозунг ««Вся власть Советам!»!». После большевизации Советов как центральных, так и многих местных, содержание лозунга ««Вся власть Советам!»!» изменилось: теперь он призывал к борьбе за превращение революционных, большевистских Советов в органы восстания против буржуазного правительства, за установление диктатуры пролетариата. Лозунг ««Вся власть Советам!»!» был реализован в результате победы Октябрьской революции. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25 октября (7 ноября) 1917 взял всю власть в свои руки и образовал Советское правительство (СНК).



ВОПРОС №6

К началу 1917 года, несомненно, одним из важнейших вопросов, волновавших большую часть населения аграрной Российской империи, являлся земельный вопрос. Неудачная, по мнению крестьян, Столыпинская реформа влекла за собой возникновения новых вариантов разрешения проблем в этой сфере социально- экономической политики. В Симбирской губернии в 1917 году типографией Симбирского Совета рабочих и солдатских депутатов была издана брошюра Петра Павловича Маслова «Политические партии и земельный вопрос», освещающая взгляд существующих на тот момент политических сил на дальнейшую аграрную политику. В преддверии 100-летия революции Государственный архив новейшей истории Ульяновской области предложил журналу «Мономах» опубликовать фрагменты текста брошюры, позволяющие судить о «земельных» программах различных партий.

Прочитайте выдержки из брошюры П. Маслова и выпишите некоторые наиболее актуальные проблемы о земле.

= Сделайте свой вывод.

ВОПРОС №7

Формирование новой системы государственного устройства в России началось 25 октября 1917 года, когда в Петрограде открылся II Всероссийский съезд Советов.

6 октября 1917 года Временное правительство распустило IV Государственную думу, срок полномочий который истёк, и объявило о начале избирательной кампании по выборам Учредительного собрания, которое должно было окончательно определить форму государственного правления в России. Выборы в этот орган проходили уже после Октябрьской революции.

= Кто вошёл в новый состав учредительного собрания от Симбирской губернии?

Выборы в этот орган общенародного представительства проходили уже после Октябрьской революции. От Симбирской губернии в него, в частности, вошел Я.М. Свердлов

= При участии СВЕРДЛОВА 6 января 1918 года Учредительное собрание было распущено и что это означало? 7 января ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания. Прекращение функционирования Думы и Учредительного собрания означало свертывание демократии в стране, установление тоталитарных начал в управлении обществом. Так закончился первый период парламентской деятельности в России.

ВОПРОС №8

Создание патронного завода в Симбирске происходило в тяжелейших условиях Первой мировой войны и революционных событий 1917 года. В аграрной Симбирской губернии завод стал самым крупным промышленным производством, а для Симбирска–Ульяновска его строительство дало начало образованию нового Заволжского района. Особенностью Симбирского патронного завода было наличие контингента из нескольких сотен рабочих-петроградцев, проявлявших живой интерес к событиям в революционной столице.

= Под руководством заводчан-петроградцев П.Г. Самарина и П.Ф. Лоханина после Октябрьской революции был создан отряд Красной гвардии.

Расскажите о деятельности этого отряда в период 1917- 1918 года?

Рабочий-петроградец Вавилов во время Корниловского выступления в конце августа 1917 года организовал первый в Симбирске отряд Красной гвардии. Отряд состоял из 30 рабочих патронного завода. После Октябрьской революции здесь был создан красногвардейский отряд под руководством заводчан-петроградцев П.Г. Самарина и П.Ф. Лоханина, а также небольшой отряд из строителей завода под началом техника Е.Я. Малаховского. Красногвардейцы патронного завода установили связь с Сестрорецким оружейным заводом, получили от него 500 винтовок. Отряд Красной гвардии патронного завода с 10 по 11 декабря 1917 года участвовал в охране здания Симбирской уездной земской управы, где была принята резолюция о переходе власти в Симбирске и губернии к Советам. Рабочие патронного завода в составе красногвардейских отрядов принимали участие в роспуске Симбирской городской думы, арестах депутатов, конфискации типографии Токарева, взятии Волжско-Камского коммерческого банка, роспуске Симбирского кадетского корпуса, ликвидации мятежа в селе Ключищи.

ВОПРОС № 9

На знамёнах Великого Октября были начертаны самые заветные смыслы человеческого бытия: народовластие, социальная справедливость, правда, коллективизм, дружба народов, личностный рост каждого человека. И они, укоренившись в сознании большинства людей и будучи органично внедрёнными в механизмы власти и управления. В Симбирске к власти пришли думающие люди. Не растерявшись в этой ситуации, с опорой на пролетариат, власть взяли в крепкие руки большевики. На карте города есть улицы, которые носят имена партийцев-большевиков: Гимов Михаил Андреевич  (1886 — 1922 гг.) – первый секретарь Симбирского губкома РКП(б); Варейкис Иосиф (Иозеф) Михайлович (1894-1937 гг.); Крымов Михаил Дмитриевич (1881- 1955 гг.).

Расскажите об этих людях!

ВОПРОС №10

КРОССВОРД

«СТО ЛЕТ РЕВОЛЮЦИИ».




1






С













2






Т













3






О





































4

Л













5






Е

















6


Т



































7



Р















8




Е













9






В















10




О













11






Л













12






Ю










13









Ц













14






И

















15


И










1.​ В каком-то смысле, даже символом февральской революции стал уроженец Симбирска. Его фамилия. КЕРЕНСКИЙ

2.​ Не растерявшись в ситуации, когда в рядах Временного правительства шла грызня и царило неумение использовать завоёванную власть даже для стабилизации обстановки в стране; власть взяли в крепкие руки большевики, с опорой на (Кого?) ПРОЛЕТАРИАТ

3.​ Какую фамилию носил вождь Октябрьской революции от рождения? УЛЬЯНОВ

4.​  Какой псевдоним был у вождя народа? ЛЕНИН

5.​ Вождь полагался в первую очередь на «живое творчество масс», верил в созидательную сущность ЧЕЛОВЕКА

6.​ Не было кисельных берегов, и паранойи тоже не было: разрушали в ходе революции донельзя прогнивший и неконкурентоспособный самодержавный (что?) СТРОЙ

7.​ Великая Российская революция – это событие МИРОВОГО значения (родительный падеж)

8.​ (1894 01937 гг.) советский партийный и государственный деятель. С 1918 по 1920 год работал председателем Симбирского губкома партии. ВАРЕЙКИС Ио́сиф (Юозас) Миха́йлович

9.​  (1881 -1955 гг.) – один из руководителей борьбы за установление власти Советов в Симбирске. С 1 января 1918 г. назначается комиссаром внутренних дел Симбирской губернии. КРЫМОВ

10.​ Первый секретарь Симбирского Губкома. КИРОВ

11.​ Выборы в Учредительное собрание, которые проходили после Октябрьской революции, от Симбирска вошёл известный соратник Ленина СВЕРДЛОВ

12.​ Отряд Красной гвардии патронного завода с 10 по 11 декабря 1917 года участвовал в охране здания Симбирской уездной земской управы, где была принята РЕЗОЛЮЦИЯ о переходе власти в Симбирске и губернии к Советам.

13.​ Чтобы получить 500 винтовок, красногвардейцы патронного завода установили связь с СЕСТРОРЕЦКИЙ оружейным заводом? (именительный падеж)

14.​ После Октябрьской революции на патронном заводе был создан красногвардейский отряд под руководством заводчанина- петроградца. САМАРИН (Фамилия).

15.​ Американский писатель Джон РИД сказал: «Ленин – локомотив истории…»

Литература.

1.​ Журналы «Мономах» №1 (97) февраль 2017 г.,

№3 (99) июнь 2017 г.,

№2 (92) 2016 г.,

№ 2 (98) апрель 2017 г.,

№4 (43) 2005 г. (стр. 13),

№3 (93) 2016 г.

2.​  Иная литература о Симбирске и революции в библиотеках.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа по теме "Великая революция"

Автор: Щемилкина Людмила Александровна

Дата: 31.08.2018

Номер свидетельства: 476817

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Исследовательская работа "Приближая час Победы!" "
    ["seo_title"] => string(52) "issliedovatiel-skaia-rabota-priblizhaia-chas-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "202308"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429206957"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Исследовательская работа «Тайна русского имени» "
    ["seo_title"] => string(50) "issliedovatiel-skaia-rabota-taina-russkogho-imieni"
    ["file_id"] => string(6) "134449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416749880"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Исследовательская работа учащихся 8 класса "С чего начинается Родина..." "
    ["seo_title"] => string(82) "issliedovatiel-skaia-rabota-uchashchikhsia-8-klassa-s-chiegho-nachinaietsia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "137382"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417345339"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "научно-исследовательская работа посвященная к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова"
    ["seo_title"] => string(91) "nauchnoissliedovatielskaiarabotaposviashchiennaiak200lietiiusodniarozhdieniiamiuliermontova"
    ["file_id"] => string(6) "269729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450893297"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "научно-исследовательская работа посвященная А.С.Пушкину и  М.Ю.Лермонтову"
    ["seo_title"] => string(74) "nauchnoissliedovatielskaiarabotaposviashchiennaiaaspushkinuimiuliermontovu"
    ["file_id"] => string(6) "269731"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450893504"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства