Использование метода синквейн на уроках истории в основной школе
Использование метода синквейн на уроках истории в основной школе
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать
На своих уроках я использую как средство для проверки понятийного аппарата, на стадии рефлексии на любом уроке и как заключительное задание по пройденному материалу на повторительно – обобщающих уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование метода синквейн на уроках истории в основной школе»
Использование метода синквейн на уроках истории в основной школе
Кабдуллина Асем Кенжехановна
учитель истории
КГУ "Средняя школа № 26" отдела образования по городу Усть - Каменогорску
управления образования ВКО
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать
На своих уроках я использую как средство для проверки понятийного аппарата, на стадии рефлексии на любом уроке и как заключительное задание по пройденному материалу на повторительно – обобщающих уроках.
Алгоритм работы с синквейнами на первых уроках.
При знакомстве обучающихся с синквейнами, сначала дайте определение синквейну, объясните им, как пишутся такие стихотворения.
Дайте несколько примеров.
Разделите класс на группы, наиболее эффективным средством введения синквейнов является разделение на пары.
Назовите тему для синквейна. Каждому ученику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн.
По окончанию времени пара составляет из двух синквейнов один, с которым оба будут согласны, не более 5 минут. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими.
Затем весь класс сможет ознакомиться с парными синквейнами.
Фрагмент урока в 5 классе «Государство на берегах Нила».
Составление синквейна на первых порах: класс разделен на пары. После изложения нового материала происходит закрепление темы с использованием синквейна. Учитель заранее продумывает ряд вопросов для составления синквейна «Неравенство». Например:
р. Нил
Какая была река Нил в Древнем Египте? (большая, полноводная, опасная, спокойная, илистая, мутно-зеленая, красная, широкая и т.д.)
Главное назначение реки (протекала, давала, разделяла, разливалась, оживляла, кормила и т.д.)
Ваше отношение к реке Нил (река давала хороший урожай, крупное царство на берегах Нила и т.д.)
Как называли еще реку Нил жители древних цивилизаций? («Дар реки», «Нейлос», «Благодать Нила»)
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Нужно быть готовым к тому, что не всем ученикам может понравиться составление синквейна, потому что работа над ними требует определённого осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление учеников составить синквейн или отвечать на вопросы.
Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для синтеза, обобщения и анализу понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.
Метод «Синквейн» является средством межпредметной интеграции, так как синквейн можно использовать на уроках любой дисциплины.
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны следующие варианты:
составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна):
К примеру, в 5-х класс я часто использую данный вариант, т.к. умение работать с учебной информацией - составлять рассказ по предложенным тезисам, одно из требований ФГОС в изучении истории.
А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если ученики легко могут составить синквейн, то я уверена: тема усвоена хорошо. Кроме того, при обобщении и повторении можно использовать ранее составленные синквейны, которые помогут вспомнить ученикам ранее изученный материал, т.к. в синквейне содержится квинтэссенция материала – его эмоциональное восприятие. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Очень часто я использую метод синквейна на повторительно-обобщающих уроках, т.к. синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Таким образом, практика показала, что использование метода синквейна на уроках истории в классах, имеющих учеников со слабыми способностями, свидетельствует об эффективности в формировании исторических знаний. У учеников возникает интерес и побуждает их к активной деятельности, способствуя личностному росту, развитию творческого мышления и расширению кругозора.
Кроме того, обучение на основе данного метода способствует развитию познавательной и самостоятельной деятельности учащихся и формированию научно-теоретических знаний и творческой деятельности. Обучение на основе данной технологии оказывает положительное воздействие на весь учебно-познавательный процесс в целом: на организацию самостоятельной познавательной творческой деятельности учащихся, на формирование у них более глубоких, осознанных знаний с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, на развитие таких качеств самостоятельной деятельности, как мотивация, организованность, ответственность.