kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационный проект «Школьный музей: создаем историю вместе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Школьный музей: создаем историю вместе" имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, в первую очередь, на муниципальном уровне. Проект  посвящен созданию центра патриотического и гражданского воспитания в  школьном музее, проект направлен  на создание эффективных моделей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в целостном муниципальном воспитательном пространстве; создание в школах творческой среды самореализации одарённых и талантливых детей; на воспитание патриотизма и формирование гражданственности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект «Школьный музей: создаем историю вместе»»


Карта инновационного проекта

«Школьный музей: создаем историю вместе»


  1. Организация: МБОУ Зоргольская СОШ

  2. Населенный пункт: село Зоргол

  3. Название проекта: «Школьный музей: создаем историю вместе"

  4. Автор проекта: Бондарь Мария Павловна

  5. Контакт. тел., e-mail: 89148063078 , 83024338143 mary2508@mail.ru

6. Аннотация проекта: Проект «Школьный музей: создаем историю вместе" имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, в первую очередь, на муниципальном уровне. Проект посвящен созданию центра патриотического и гражданского воспитания в школьном музее, проект направлен на создание эффективных моделей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в целостном муниципальном воспитательном пространстве; создание в школах творческой среды самореализации одарённых и талантливых детей; на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Конечная цель проекта- создание виртуального музея и проведение нетрадиционных уроков и мероприятий на базе школьного музея.

  1. Целевая аудитория проекта: обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, руководитель музея, заместитель директора по воспитательной работе, родители

  2. Обоснование актуальности проекта: Дети -  будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому в основных политико-правовых документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. 

В нашей школе реализуется программа по патриотическому воспитанию молодёжи «Патриот».  Она определяет основные пути развития сис­темы патриотического воспитания учащихся, её основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству. Одним из направлений Программы  является музейная педагогика, так как она способствует  воспитанию патриотического сознания школьников, живущих в Приаргунском районе.

В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, села, школы, независимо от того, какую тему они изучают.

Работа предполагает не только создание музейных экспозиций или выставок в стенах школы, но и кропотливую работу с использованием  многообразных форм деятельности школьников, включающую в себя поиск и сбор материалов в походах и экспедициях, проведение экскурсий, разработку туристических маршрутов, встречи с интересными людьми, запись их воспоминаний, организацию праздников, конкурсов, краеведческих конференций. Однако проблема восстановления и организации школьных музеев, музейных комнат в Приаргунском районе остается на сегодняшний день актуальной.

Проблемы

Организовывая поисковую и проектно-исследовательскую деятельность обучающихся через организацию работы школьного музея, мы столкнулись с рядом проблем.

Во-первых, в результате политических и социальных преобразований, произошедших за последние десятилетия в нашей стране, изменились ориентиры патриотизма, поэтому одним из ключевых механизмов воспитательной работы в современной школе является проблема патриотического воспитания. Патриотическое воспитание должно стать одним из главных, ведущих звеньев в работе с детьми и молодёжью. Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому страны, её истории, истокам, праздникам, обрядам, обычаям, то связь времён может прерваться. Ознакомление подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые высокими достижениями в спорте, науке, культуре, трудовыми и боевыми подвигами прославили имя родной страны, будет содействовать формированию и развитию у молодёжи чувства гордости за соотечественников и государство в целом.

Во-вторых, как сделать краеведческую, исследовательско - поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении. Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе школьного музея и разработки мультимедийной продукции.

9. Цели проекта:

Формирование у учащихся основ гражданственности и патриотизма, гордости за своё Отечество и убеждённой позиции гражданина через модернизацию традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий и привлечения социума.

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитать чувство гражданственности, любви к Родине, к родному селу, своему району;

  • Воспитать творческое отношение к учению, труду, жизни;

  • Воспитать познавательные интересов и способности, социальную активность учащихся;

Развивающие задачи:

  • Формировать патриотические качества личности в соответствии с моделью “Гражданина-патриота России”;

  • Развить умение думать и умение исследовать;

  • Развить умения общать­ся, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца.

Обучающие задачи:

  • Повышение информированности и формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к прошлому Родины, родного края через использование фондов музея и активизацию учебно-методической работы;

  • приобретение начальных представлений об общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

  • формирование начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

10.Ожидаемые результаты реализации проекта: Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков.

В результате реализации проекта ожидается:

-Появление интереса у детей и их родителей к музейной культуре.

- Систематизация работы по данной теме.

- Повышение уровня компетентности педагогов в музейной деятельности.

- Улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса.

- Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.

-Появление творчески мыслящего, ответственного, интересующегося историей своего края и Родины Гражданина-Патриота

Для педагогов создаётся банк методических разработок и рекомендаций.

11. Содержание и технологическое обеспечение проекта:

Основные стратегии:

        1. Ежегодное обновление поисковой группы музея,

        2. Изучение краеведческой литературы,

        3. Сбор материалов и реставрация экспонатов,

        4. Создание экспозиций, разделов музея,

        5. Введение операции «Поиск», «Ветеран»,

        6. Проведение ритуальных линеек, «Вахты Памяти», вечера Памяти Героев, погибших в «Горячих точках», встречи с интересными людьми,

        7. Создание кинолетописи проекта,

        8. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.

Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Актив и Совет музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.

Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учёт найденного. Экспонатов в музее насчитывается более 800. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Руководитель музея вместе с учителями и классными руководителями отслеживает работу учащихся, помогает советами, направляет деятельность детей в нужное русло.

12.Социальные эффекты от реализации проекта:

Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло, необходим для развития творческих начал личности, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

13. Перспективы развития проекта: В связи с тем, что краеведческий музей существует уже более 40 лет, школа уже приобрела опыт в данном направлении. На базе школы проводятся экскурсии для учащихся школ не только нашего района, но и Калганского, Алек- Заводского, экскурсоводы нашего музея ежегодно выезжают на районные и краевые научно –практические конференции с докладами и исследовательскими работами, где занимают призовые места, 4 года назад с краеведческими работами мы вышли на межрегиональный уровень.

Нашему музею предстоит многое еще сделать: активизировать деятельность учащихся, продолжить поисковую деятельность по участникам Великой Отечественной, уход за местами захоронения и могилами солдат на территории нашего села, расширить и обновить экспозиции, пополнить фонда музея, заниматься исследовательской деятельностью, обучить учащихся школы проектной деятельности, провести школьный конкурс ученических проектов по краеведению, посвящённый 110- летию школы.

Все вышеприведенные факты указывают на положительный опыт работы школы и возможности проекта, направленного на сохранение исторического наследия и формирования и воспитания нравственной личности –Патриота и Гражданина.

Проект будет развиваться и охватывать все большее количество учащихся. Дальнесрочные планы и мероприятия по развитию проекта:

  1. Организация и проведения конференции на базе нашей школы «Память сохраним вместе»

  2. Вовлечение начальных классов в историко-краеведческое движение в соответствии с возрастом.

  3. Расширение территории школьного музея, путем перемещения его в новое помещение (кабинет)

  4. Создание Internet-версии школьного музея.

14. Описание источников необходимых ресурсов (собственные и привлеченные ресурсы): дальнейшее развитие проекта. Для проведения виртуальных экскурсий нужно приобрести микрофон, колонки, наушники.

Для создания школьной газеты (публикации статей о деятельности музея), проведение конкурсов, открытых мероприятий нужно приобрести определенное количество канцелярии, ценные призы для награждения участников школьных конференций, районных смотров на базе музея.

Многие экспонаты (останки шерстистого носорога и мамонта) в связи с отсутствием специальных экспозиционных стендов со временем теряют свою культурно-историческую ценность (некоторые уже разрушились в связи с тем, что хранятся они ненадлежащим образом). Поэтому нужно приобрести специальный экспозиционный выставочный стенд и витрины.

Смета проекта и её обоснование


Недостающее оборудование, техника

Обоснование приобретения

Имеется средств

Недостающие средства

1

Ноутбук, колонки, микрофон

Недостающее аппаратное обеспечение, необходимое для сбора и переноса информации, материалов в сеть 

3000

35000

2

Приобретение расходных материалов к компьютерной технике.

Необходимо оформление экспозиций и печати изданий, буклетов.


1000

2000

3


Приобретение ценных призов для награждения победителей школьного конкурса ученических проектов по краеведению, конференций


Стимулирование участников проекта.

1000

3000

4

Приобретение выставочных стендов и витрин.

Оформление этнографических материалов

1000

30000


Итого

6000

70000


Новизна разработки

Новизна разработки заключается в том, что данный проект способствует повышению качества воспитательной и образовательной системы, которая строится на использовании как традиционных методов с использованием инновационных технологий, что способствует новой модели образования и воспитания, так и новых (проведение уроков в музее, открытых мероприятий, классных часов)

Возможные риски проекта и пути их преодоления:


1.Недостаточное оснащение материально-технической базы музеев экспонатами

1. Работа со спонсорами

2. Совместное оснащение с семьями воспитанников.


2.Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов.

1. Направление педагогов и специалистов на повышение квалификации.

2. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.


3. Дефицит времени для постоянного

обновления информации, ее пополнения;


    1. Возможность заниматься музейным делом на уроках истории, МХК, обществознания, географии, биологии, внеурочной деятельностью после уроков.


4. Недостаточный уровень сформированности

умений исследовательской деятельности у школьников.


  1. Введение курса «Информационные технологии» в 8 классе, где ребят учатся писать и оформлять исследовательские работы




15. Поэтапный план реализации проекта

1 этап -

Организационный этап

Март- апрель 2016- октябрь2016

Создание проекта «Школьный музей: создаем историю вместе»

Создание или обновление поисковой группы музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета и актива музея.

Работа кружка «Юный экскурсовод»

Введение операции «Поиск»,

2 этап -Деятельностный этап

В течение 2016-2017 учебного года

Оформление интерьера музея. Обновление экспозиций:

1.История становления колхоза Зоргола

2.Из истории школы

3.Выпускники о родной школе

3.Они ковали Победу

4.Герой Назар Петрович Губин

6.Святое дело- Родине служить

7.Выпускники-офицеры

8.История родного села и края

9.Воины-контрактники

10.Пионерская организация

11.Достойная смена

16.Уголок природы

17.Этнографический уголок

18. Сельская изба (уголок)

В течение года

Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация группы экскурсоводов. Работа волонтерского отряда

Декабрь 2016,

май 2017

«Вахта памяти», «Свеча памяти», Ритуальная линейка в школе.

С декабря 2016

Создание электронного банка данных.

Создание электронной картотеки музея.

Теоретические и практические занятия по созданию Web-страниц.

Определение модели электронного музея.

Создание виртуальных экспозиций.

Разработка виртуальных экскурсий.

Размещение Web-страницы школьного музея на сайте школы.


Май 2017

Операция «Звезда Ветерану», проведение Митинга к Дню Победы, участие в концерте (защита поисковых работ)

Февраль, март 2017

Конкурс сочинений «Мои корни», рисунков «Они ковали Победу».

Участие в краевых и районных патриотических акциях

Апрель- июнь 2017

Участие в региональной экологической акции «Охранять природу- значит любить Родину»

В течение года

Создание фото, кинолетописи проекта. Создание школьной газеты

3 этап-

Завершающий этап

Сентябрь –

октябрь

2017 года


Анализ результатов и корректировка проекта.

Обобщение опыта   работы.

Проведение семинара для общественности «Память храним вместе»

Сотрудничество с общественностью, СМИ


Список источников и литературы:

    1. Краеведческий материал Зоргольского краеведческого музея

    2. Литвинова М. А., Столяров Б. А. «Детское творчество и музей : собирание, хранение и экспонирование: методические рекомендации для музейных педагогов, учителей изобразительного искусства и руководителей школьных музеев», ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – СПб.: ГРМ, 2010.- 244 с.

    3. Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.

    4. Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – 42 с.

    5. Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.– 184 с.

    6. Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.

    7. http://festival.1september.ru/articles/634674/

    8. http://www.myshared.ru/slide/484201/

    9. http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

    10. http://минобрнауки.рф/documents/1450















































Портфолио реализации проекта

Данный проект начал реализовываться с апреля 2016 года

Этапы реализации и полученные результаты представлены в следующей таблице:

Этапы


Полученные результаты

1 этап -

Организационный этап

Март- Апрель 2016- октябрь2016

Создание проекта «Школьный музей: создаем историю вместе»

Работа актива музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета музея. Работа кружка «Юный экскурсовод»

Введение операции «Поиск» ( поиск информации о Ветеранах ВОВ, создание и защита исследовательских работ, выступления краеведами на районном и краевом уровнях в научно- практических конференциях)


Поисковая работа по классам (подготовка к юбилею школы)

Май 2016

Участие в митинге Победы, конкурс живых картин к Дню Победы

2 этап -Деятельностный этап

Август, сентябрь, октябрь 2016 г

Восстановление и обновление экспозиций после аварийного прорыва трубы отопления в музее.

Обновление экспозиций:

1.Пионерская организация

2.Достойная смена

3.Уголок природы

4.Этнографический уголок

5. Сельская изба (уголок)

Воссоздание экспозиций:

1.Из истории школы

2.Выпускники о родной школе

3.Они ковали Победу


Работа актива музея

Октябрь 2016 г

Ведение поисковой, экскурсионной, пропагандистской работы.


Обновление экспозиций в музее

Начало работы над школьным сайтом, создание школьной газеты














Фотоотчёт о реализации проекта:































Конкурс «Живых картин 9 мая»



Встречи с интересными людьми













Работа актива музея



Воссоздание музейных экспозиций после аварии



Участие в районных и краевых конференциях







Организация Концерта 9 мая, Митинга 22 июня













Участие в «Вахте Памяти»







Организация работы прокадетской группы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Инновационный проект «Школьный музей: создаем историю вместе»

Автор: Бондарь Мария Павловна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 376941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Гражданско - патриотическое воспитание в сельской школе" "
    ["seo_title"] => string(68) "doklad-grazhdansko-patriotichieskoie-vospitaniie-v-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "247305"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446542269"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Статья "Использование ИКТ на уроках краеведения""
    ["seo_title"] => string(46) "statiaispolzovaniieiktnaurokakhkraieviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "268840"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450704672"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства