Инновационный проект «Школьный музей: создаем историю вместе»
Инновационный проект «Школьный музей: создаем историю вместе»
Проект «Школьный музей: создаем историю вместе" имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, в первую очередь, на муниципальном уровне. Проект посвящен созданию центра патриотического и гражданского воспитания в школьном музее, проект направлен на создание эффективных моделей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в целостном муниципальном воспитательном пространстве; создание в школах творческой среды самореализации одарённых и талантливых детей; на воспитание патриотизма и формирование гражданственности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
6. Аннотация проекта: Проект «Школьный музей: создаем историю вместе" имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем, в первую очередь, на муниципальном уровне. Проект посвящен созданию центра патриотического и гражданского воспитания в школьном музее, проект направлен на создание эффективных моделей духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в целостном муниципальном воспитательном пространстве; создание в школах творческой среды самореализации одарённых и талантливых детей; на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Конечная цель проекта- создание виртуального музея и проведение нетрадиционных уроков и мероприятий на базе школьного музея.
Целевая аудитория проекта: обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, руководитель музея, заместитель директора по воспитательной работе, родители
Обоснование актуальности проекта: Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Поэтому в основных политико-правовых документах образовательной политики России – в Национальной доктрине образования до 2025 года и в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой.
В нашей школе реализуется программа по патриотическому воспитанию молодёжи «Патриот». Она определяет основные пути развития системы патриотического воспитания учащихся, её основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству. Одним из направлений Программы является музейная педагогика, так как она способствует воспитанию патриотического сознания школьников, живущих в Приаргунском районе.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, села, школы, независимо от того, какую тему они изучают.
Работа предполагает не только создание музейных экспозиций или выставок в стенах школы, но и кропотливую работу с использованием многообразных форм деятельности школьников, включающую в себя поиск и сбор материалов в походах и экспедициях, проведение экскурсий, разработку туристических маршрутов, встречи с интересными людьми, запись их воспоминаний, организацию праздников, конкурсов, краеведческих конференций. Однако проблема восстановления и организации школьных музеев, музейных комнат в Приаргунском районе остается на сегодняшний день актуальной.
Проблемы
Организовывая поисковую и проектно-исследовательскую деятельность обучающихся через организацию работы школьного музея, мы столкнулись с рядом проблем.
Во-первых, в результате политических и социальных преобразований, произошедших за последние десятилетия в нашей стране, изменились ориентиры патриотизма, поэтому одним из ключевых механизмов воспитательной работы в современной школе является проблема патриотического воспитания. Патриотическое воспитание должно стать одним из главных, ведущих звеньев в работе с детьми и молодёжью. Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому страны, её истории, истокам, праздникам, обрядам, обычаям, то связь времён может прерваться. Ознакомление подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые высокими достижениями в спорте, науке, культуре, трудовыми и боевыми подвигами прославили имя родной страны, будет содействовать формированию и развитию у молодёжи чувства гордости за соотечественников и государство в целом.
Во-вторых, как сделать краеведческую, исследовательско - поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении. Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе школьного музея и разработки мультимедийной продукции.
9. Цели проекта:
Формирование у учащихся основ гражданственности и патриотизма, гордости за своё Отечество и убеждённой позиции гражданина через модернизацию традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий и привлечения социума.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитать чувство гражданственности, любви к Родине, к родному селу, своему району;
Воспитать творческое отношение к учению, труду, жизни;
Воспитать познавательные интересов и способности, социальную активность учащихся;
Развивающие задачи:
Формировать патриотические качества личности в соответствии с моделью “Гражданина-патриота России”;
Развить умение думать и умение исследовать;
Развить умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца.
Обучающие задачи:
Повышение информированности и формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к прошлому Родины, родного края через использование фондов музея и активизацию учебно-методической работы;
приобретение начальных представлений об общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
формирование начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
10.Ожидаемые результаты реализации проекта: Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков.
В результате реализации проекта ожидается:
-Появление интереса у детей и их родителей к музейной культуре.
- Систематизация работы по данной теме.
- Повышение уровня компетентности педагогов в музейной деятельности.
- Улучшение качества проведения воспитательно-образовательного процесса.
- Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.
-Появление творчески мыслящего, ответственного, интересующегося историей своего края и Родины Гражданина-Патриота
Для педагогов создаётся банк методических разработок и рекомендаций.
11. Содержание и технологическое обеспечениепроекта:
Основные стратегии:
Ежегодное обновление поисковой группы музея,
Изучение краеведческой литературы,
Сбор материалов и реставрация экспонатов,
Создание экспозиций, разделов музея,
Введение операции «Поиск», «Ветеран»,
Проведение ритуальных линеек, «Вахты Памяти», вечера Памяти Героев, погибших в «Горячих точках», встречи с интересными людьми,
Создание кинолетописи проекта,
Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.
Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Актив и Совет музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.
Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учёт найденного. Экспонатов в музее насчитывается более 800. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Руководитель музея вместе с учителями и классными руководителями отслеживает работу учащихся, помогает советами, направляет деятельность детей в нужное русло.
12.Социальные эффекты от реализации проекта:
Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло, необходим для развития творческих начал личности, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.
13. Перспективы развития проекта: В связи с тем, что краеведческий музей существует уже более 40 лет, школа уже приобрела опыт в данном направлении. На базе школы проводятся экскурсии для учащихся школ не только нашего района, но и Калганского, Алек- Заводского, экскурсоводы нашего музея ежегодно выезжают на районные и краевые научно –практические конференции с докладами и исследовательскими работами, где занимают призовые места, 4 года назад с краеведческими работами мы вышли на межрегиональный уровень.
Нашему музею предстоит многое еще сделать: активизировать деятельность учащихся, продолжить поисковую деятельность по участникам Великой Отечественной, уход за местами захоронения и могилами солдат на территории нашего села, расширить и обновить экспозиции, пополнить фонда музея, заниматься исследовательской деятельностью, обучить учащихся школы проектной деятельности, провести школьный конкурс ученических проектов по краеведению, посвящённый 110- летию школы.
Все вышеприведенные факты указывают на положительный опыт работы школы и возможности проекта, направленного на сохранение исторического наследия и формирования и воспитания нравственной личности –Патриота и Гражданина.
Проект будет развиваться и охватывать все большее количество учащихся. Дальнесрочные планы и мероприятия по развитию проекта:
Организация и проведения конференции на базе нашей школы «Память сохраним вместе»
Вовлечение начальных классов в историко-краеведческое движение в соответствии с возрастом.
Расширение территории школьного музея, путем перемещения его в новое помещение (кабинет)
Создание Internet-версии школьного музея.
14. Описание источников необходимых ресурсов (собственные и привлеченные ресурсы): дальнейшее развитие проекта. Для проведения виртуальных экскурсий нужно приобрести микрофон, колонки, наушники.
Для создания школьной газеты (публикации статей о деятельности музея), проведение конкурсов, открытых мероприятий нужно приобрести определенное количество канцелярии, ценные призы для награждения участников школьных конференций, районных смотров на базе музея.
Многие экспонаты (останки шерстистого носорога и мамонта) в связи с отсутствием специальных экспозиционных стендов со временем теряют свою культурно-историческую ценность (некоторые уже разрушились в связи с тем, что хранятся они ненадлежащим образом). Поэтому нужно приобрести специальный экспозиционный выставочный стенд и витрины.
Смета проекта и её обоснование
№
Недостающее оборудование, техника
Обоснование приобретения
Имеется средств
Недостающие средства
1
Ноутбук, колонки, микрофон
Недостающее аппаратное обеспечение, необходимое для сбора и переноса информации, материалов в сеть
3000
35000
2
Приобретение расходных материалов к компьютерной технике.
Необходимо оформление экспозиций и печати изданий, буклетов.
1000
2000
3
Приобретение ценных призов для награждения победителей школьного конкурса ученических проектов по краеведению, конференций
Стимулирование участников проекта.
1000
3000
4
Приобретение выставочных стендов и витрин.
Оформление этнографических материалов
1000
30000
Итого
6000
70000
Новизна разработки
Новизна разработки заключается в том, что данный проект способствует повышению качества воспитательной и образовательной системы, которая строится на использовании как традиционных методов с использованием инновационных технологий, что способствует новой модели образования и воспитания, так и новых (проведение уроков в музее, открытых мероприятий, классных часов)
Возможные риски проекта и пути их преодоления:
1.Недостаточное оснащение материально-технической базы музеев экспонатами
1. Направление педагогов и специалистов на повышение квалификации.
2. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.
3. Дефицит времени для постоянного
обновления информации, ее пополнения;
Возможность заниматься музейным делом на уроках истории, МХК, обществознания, географии, биологии, внеурочной деятельностью после уроков.
4. Недостаточный уровень сформированности
умений исследовательской деятельности у школьников.
Введение курса «Информационные технологии» в 8 классе, где ребят учатся писать и оформлять исследовательские работы
15.Поэтапный план реализации проекта
1 этап -
Организационный этап
Март- апрель 2016- октябрь2016
Создание проекта «Школьныймузей: создаем историю вместе»
Создание или обновление поисковой группы музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета и актива музея.
Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация группы экскурсоводов. Работа волонтерского отряда
Декабрь 2016,
май 2017
«Вахта памяти», «Свеча памяти», Ритуальная линейка в школе.
С декабря 2016
Создание электронного банка данных.
Создание электронной картотеки музея.
Теоретические и практические занятия по созданию Web-страниц.
Определение модели электронного музея.
Создание виртуальных экспозиций.
Разработка виртуальных экскурсий.
Размещение Web-страницы школьного музея на сайте школы.
Май 2017
Операция «Звезда Ветерану», проведение Митинга к Дню Победы, участие в концерте (защита поисковых работ)
Февраль, март 2017
Конкурс сочинений «Мои корни», рисунков «Они ковали Победу».
Участие в краевых и районных патриотических акциях
Апрель- июнь 2017
Участие в региональной экологической акции «Охранять природу- значит любить Родину»
В течение года
Создание фото, кинолетописи проекта. Создание школьной газеты
3 этап-
Завершающий этап
Сентябрь –
октябрь
2017 года
Анализ результатов и корректировка проекта.
Обобщение опыта работы.
Проведение семинара для общественности «Память храним вместе»
Сотрудничество с общественностью, СМИ
Список источников и литературы:
Краеведческий материал Зоргольского краеведческого музея
Литвинова М. А., Столяров Б. А. «Детское творчество и музей : собирание, хранение и экспонирование: методические рекомендации для музейных педагогов, учителей изобразительного искусства и руководителей школьных музеев», ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – СПб.: ГРМ, 2010.- 244 с.
Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Дом “Карапуз”, 2000. – 253 с.
Трунова М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – 42 с.
Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.– М.: Омега-Л,2005.– 184 с.
Юренева Т.Ю. Музееведение. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.
Данный проект начал реализовываться с апреля 2016 года
Этапы реализации и полученные результаты представлены в следующей таблице:
Этапы
Полученные результаты
1 этап -
Организационный этап
Март- Апрель 2016- октябрь2016
Создание проекта «Школьныймузей: создаем историю вместе»
Работа актива музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета музея. Работа кружка «Юный экскурсовод»
Введение операции «Поиск» ( поиск информации о Ветеранах ВОВ, создание и защита исследовательских работ, выступления краеведами на районном и краевом уровнях в научно- практических конференциях)
Поисковая работа по классам (подготовка к юбилею школы)
Май 2016
Участие в митинге Победы, конкурс живых картин к Дню Победы
2 этап -Деятельностный этап
Август, сентябрь, октябрь 2016 г
Восстановление и обновление экспозиций после аварийного прорыва трубы отопления в музее.
Обновление экспозиций:
1.Пионерская организация
2.Достойная смена
3.Уголок природы
4.Этнографический уголок
5. Сельская изба (уголок)
Воссоздание экспозиций:
1.Из истории школы
2.Выпускники о родной школе
3.Они ковали Победу
Работа актива музея
Октябрь 2016 г
Ведение поисковой, экскурсионной, пропагандистской работы.
Обновление экспозиций в музее
Начало работы над школьным сайтом, создание школьной газеты