Двадцать семь улиц Хабаровска носят имена Героев Великой Отечественной войны. Некоторые из них названы в честь наших земляков – хабаровчан: Дикопольцева, Яшина, Дончука, Кочнева, Калараш.
Цель моего исследования заключается в том, чтобы на основе анализа документальных и архивных источников, поисковых материалов, изучить жизнь и подвиг наших земляков – героев Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы нашего города: Дончука Василия Ивановича, Кочнева Владимира Георгиевича, Калараш Дмитрия Леонтьевича.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Имена героев в названии улиц"»
МКВ(С) ОУ вечерняя(сменная)ОШ с.Тополево Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Князе-Волконское УКП
Реферат (исследовательская работа)
Тема: «Имена героев в названии улиц»
Выполнил: ученица 11 класса
Коршак Юлия
Проверил: учитель истории
Клычева Е.Г.
Хабаровск 2015г.
Содержание
Введение………………………………………..3-4
Глава 1 «Дончук Василий Иванович»………….5-7
Глава 2 «Кочнев Владимир Георгивич»………..8-10
Глава 3 «Калараш Дмитрий Леонтьевич»………11-14
Заключение……………………………………. 15
Список литературы…………………………... 16
Список источников………………………… ...16
Приложение……………………………………17-28
2
Введение
Все дальше уходят в прошлое суровые годы Великой Отечественной войны, но память о защитниках нашей Родины, погибших на полях сражений, останется навсегда.
Память о погибших в годы Великой Отечественной войны защитниках Отечества увековечена в мемориальных комплексах и на памятных досках, установленных на зданиях, где проживали, учились и работали Герои, отдавшие свои жизни за свободу и независимость Родины. Именами героев названы улицы сел и городов.
Двадцать семь улиц Хабаровска носят имена Героев Великой Отечественной войны. Некоторые из них названы в честь наших земляков – хабаровчан: Дикопольцева, Яшина, Дончука, Кочнева, Калараш.
Цель моего исследования заключается в том, чтобы на основе анализа документальных и архивных источников, поисковых материалов, изучить жизнь и подвиг наших земляков – героев Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы нашего города: Дончука Василия Ивановича, Кочнева Владимира Георгиевича, Калараш Дмитрия Леонтьевича. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- поиск сведений о местах сражений и подвига, наградах этих людей;
- проанализировать литературу и документальные источники по данному вопросу;
- изучение материалов электронного архива Министерства Обороны «Мемориал».
Гипотеза – в жизни каждого человека находит отражение история его
3
Родины. Человек, который вместе со своей страной с честью переживает испытания, пользуется заслуженным уважением, является примером для потомков.
4
Глава 1
«Дончук Василий Иванович»
Дончук Василий Иванович, родился 10 декабря 1910 в Киеве в семье рабочего. Рано потерял отца, беспризорничал. Воспитывался в детдоме. Получил там среднее образование. С 1931 г. жил в Хабаровске. Окончил хабаровский аэроклуб и лётное училище в Ейске - ЕГВФ (Гражданский воздушный флот). В 1932 году вступил в ряды коммунистической партии. Лётчик гражданской авиации Дончук Василий Иванович летал на трассах Дальнего Востока, Камчатки, Чукотки, Восточной Сибири и Заполярья.
В 1937 году Дончук Василия Ивановича призвали в армию. В 1938 году воевал с японцами в районе озера Хасан, за что был награжден медалью.
Накануне Великой Отечественной войны работал в Воркуте, перевозил геологов и колхозников. Командовал Югорским авиаподразделением в Заполярье Республики Коми.
В начале войны в Архангельске на базе гражданской авиации был сформирован Северный особый авиационный отряд, преобразованный затем в Карело-финскую особую авиагруппу Гражданского воздушного флота. В ноябре 1941 г. на одном из самолетов, выделенных для фронта, Василий Дончук добровольцем вылетел на Карельский фронт. В ноябре 1942 года авиагруппа была преобразована в 5-й отдельный авиационный полк ГВФ, находившийся в оперативном подчинении 7-ой воздушной армии Карельского флота.
Василий Дончук был командиром транспортной авиационной эскадрильи. Сначала летал на самолете Р-5. Это был испытанный временем тихоходный двухместный биплан конструктора Н.Н.Поликарпова, на котором полярные летчики, проявляя изобретательность, в челюскинскую
5
эпопею вывозили до 6 пассажиров. Летал Дончук и на двухмоторном транспортном самолете ПС – 84 (Ли-2) выпускавшемся у нас по американской лицензии. 200 раз он поднимался в небо на разведку аэродромов, инженерных сооружений, оказания помощи карельским партизанам. Забрасывал боеприпасы, вывозил раненых, над финской территорией разбрасывал листовки.
В 1943 – 1944 годах Василий Дончук воевал в составе 114-го гвардейского бомбардировочного Краснознаменного авиаполка, базирующегося в Мончегорске. Здесь Василий Иванович был награжден первым орденом Красного Знамени. 3 мая 1944 года, гвардии капитан Дончук назначен командиром 108-й Краснознаменной разведывательной эскадрильи 7-ой воздушной армии. Летал днем и ночью на дальнюю разведку на самолете Пе-2. Доставил командованию немало ценных сведений о противнике. Он был одним из лучших воздушных разведчиков Карельского фронта.
Летом и осенью 1944 года участвовал в Свирско-Петрозаводской и Петсамо–Киркенесской наступательных операциях. Вел разведку на Свирском, Ухтинском, Кестеньгском, Кандалакшском и Мурманском направлениях. 21 октября 1944 года Василий Иванович Дончук не вернулся из боевого задания района норвежского г.Киркенеса.
За годы Великой Отечественной войны Василий Иванович Дончук совершил 265 боевых вылетов. Из них: 89 – на дальнюю разведку,47 – на ближнюю разведку, 64 – на выброску парашютистов, боеприпасов за линию фронта, 65 – на бомбардировку промышленных объектов, аэродромов и баз противника.
За недолгую жизнь Василий Иванович Дончук освоил 14 типов самолетов. За образцовое выполнение заданий командования, личное мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1944
6
года гвардии майор Василий Иванович Дончук удостоен звания Героя Советского Союза.
За период Великой отечественной войны Дончук Василий Иванович награжден также: орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественно войны 2 степени, Красной Звезды, медалью.
Именем Героя названы улицы в Киеве, Хабаровске, Воркуте. Его имя присвоено средним школам в Воркуте и Хабаровске. В Ленинграде, Архангельске, Воркуте установлены мемориальные доски.
7
Глава 2
«Кочнев Владимир Георгивич»
Владимир Георгиевич Кочнев родился 31 мая 1914 года на разъезде Толстый (ныне — Слюдянский район Иркутской области) в семье железнодорожного рабочего. Детство и юность провел на станции Могзон, ныне поселок Хилок Могзогского района Читинской области. После окончания семи классов школы и школы фабрично-заводского ученичества работал слесарем на Читинском вагоноремонтном заводе, одновременно учился в аэроклубе. В 1939 году Кочнев окончил Тамбовскую школу Гражданского воздушного флота.
В 1935 году Владимир Георгиевич Кочнев был направлен в Хабаровск, в Дальневосточное управление Гражданского воздушного флота. Работал лётчиком Хабаровского аэропорта. Первоначально служил в санитарной авиации, некоторое время был начальником учебно-тренировочного отряда.
С первых дней войны его направили к геологам. «Фронту нужен металл», — говорили ему. И молодой лётчик, рвущийся на фронт, забрасывал геологов в самые отдаленные и глухие таежные места Приамурья.
Лишь в сентябре 1942 г., после обучения на курсах лётчиков авиации дальнего действия, Владимир Георгиевич был отправлен на фронт. Он получил направление в 112-й гвардейский полк.
В 1942 году участвовал в полетах на бомбежку военных объектов Кенигсберга и Данцига. Во время Курской битвы бомбил узлы железных дорог Брянска, Жлобин, Полоцка.
Осенью авиаполки второй авиадивизии Авиации дальнего действия перебазировались под Ленинград. Здесь Владимир Георгиевич стал членом 8
ВКП(б).
10 октября 1943 года экипаж Кочнева во время бомбового удара по аэродрому г.Рогачева сбил вражеский самолет.
В ночь с 6 на 7 февраля 1944 года группа наших бомбардировщиков, в которую входил и экипаж гвардии капитана Кочнева, произвела массированный налет на военно-промышленные объекты в г.Хельсинки. В результате бомбардировния возникло более 30 пожаров, сопровождавшихся сильными взрывами.
Заместитель командира эскадрильи 26-го гвардейского авиационного полка 2-й гвардейской авиационной дивизии гвардии капитан В. Г. Кочнев к апрелю 1944 г. совершил 197 боевых вылетов, в т. ч. 186 вылетов ночью на бомбардировку важных военных объектов на фронте и в глубоком тылу противника.
15 апреля1944 года соединение наносило массированный удар по железнодорожной станции и порту Севастополь. Экипажу Кочнева была поставлена задача – с наступлением темноты, блокировать аэродром на мысе Херсонес, а затем с малой высоты обстрелять ракетами и пушечным огнем фашистские суда на рейде Северной бухты. Задание было выполнено блестяще. Экипаж Кочнева успешно произвёл бомбардировку, однако при посадке на своём аэродроме из-за сплошной низкой облачности самолёт не попал на взлётно-посадочную полосу и рухнул на землю. Весь экипаж погиб при взрыве. Кочнев и его товарищи были похоронены в селе Великая Александровка Бориспольского района Киевской области Украины.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с
9
немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство»гвардии капитан Владимир Кочнев посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
За годы войны Владимир Георгиевич Кочнев также был награждён: орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени.
В честь Кочнева названы улица в Хабаровске и ПТУ в городе Хилок, установлен обелиск на станции Загарино.
10
Глава 3
«Калараш Дмитрий Леонтьевич»
Дмитрий Леонтьевич Каларашродился 12 декабря 1911 г. в Киеве в семье рабочего. В 1913 году его родители переехали на Дальний Восток и поселились в деревне Светлоруссовке Амурской области. В 1916 Дмитрию Каларашу не было и пяти лет, когда умерла его мать. В 1919 году в бою под Благовещенском погиб отец - партизан. Поэтому родным для Дмитрия стал детский дом в деревне Суражевке, в котором он воспитывался до 15 лет. Окончив 7 классов в 1927 году, стал студентом Хабаровского педагогического техникума. Но, проучившись чуть более двух лет, в декабре 1929-го восемнадцатилетний юноша по путевке хабаровского комсомола отправился на учебу в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков.
В июне 1932 года летчик-истребитель Калараш был направлен на службу в авиачасть Московского военного округа. Дмитрий неоднократно участвовал в воздушных парадах на Тушинском аэродроме в Москве, а в мае 1936 года за успехи в овладении боевой авиационной техникой, за умелое руководство подготовкой подчиненных командир звена старший лейтенант Дмитрий Калараш был награжден орденом «Знак Почета».
Готовясь к первомайскому параду в 1941 году, майор Калараш вместе с командиром истребительной авиадивизии ПВО полковником И. Д. Климовым первым освоил новый истребитель МиГ-3.
А вскоре началась война... Услышав о формировании в первые дни войны авиационных истребительных частей из испытателей-добровольцев, всеми правдами и неправдами упросил своего начальника И.Д.Климова, в недавнем прошлом тоже летчика-испытателя, отпустить его в НИИ и примчался туда на своем МиГ-3. Его тут же назначили заместителем командира 402 истребительного авиационного полка. Уже в начале июля
11
1941 г. полк начал боевой путь по защите Москвы.
Командир 402 истребительного авиационного полка П.М. Стефановский характеризовал Калараша как интересного человека. Ему буквально ни минуты не сиделось на земле. Штурмовка вражеских войск на переправах, свободная охота, патрулирование над перегруженными коммуникациями, разведка, прикрытие своего аэродрома — чем только не занимался Калараш. Получив боевой приказ, он бежал к своему самолету с радостной улыбкой на смуглом, восточного типа лице, запускал мотор и быстро уносился в небо. Поистине неутомимый, прирожденный воздушный боец! Вскоре он уже открыл счет сбитым самолетам.
В 1942 г. Каралаш воевал в Крыму и на Северном Кавказе. В кубанском небе во всей полноте раскрылся талант мастера воздушного боя, штурмана 236 истребительной авиационной дивизии (5 ВА) майора Д.Л.Калараша. Когда в часть прибыли летчики, не обстрелянные в воздушных боях, Калараш стал первым наставником молодых пилотов. Он рассказывал им о том, что каждый бой имеет свои особенности, что летчик должен быть изобретательным, трезво оценивать обстановку, разгадывать намерения противника и противопоставлять ему свою тактику, маневр, боевой порядок. "Воздушный бой скоротечен, — говорил он, — важно первым заметить противника в воздухе. Если он атакует, необходимо найти такой выход, чтобы оказаться в выгодном положении". Сам Дмитрий Леонтьевич показывал всегда пример в бою.
В один из июльских дней 1942 г. с прибрежного аэродрома стартовали три советских истребителя, в том числе Калараш и один из молодых летчиков — П.М. Камозин. Не доходя до цели, Калараш заметил шесть "Мессершмиттов", приказал сомкнуть строй, идти в сторону солнца с набором высоты и приготовиться к атаке. Сблизившись с противником на 100 м, летчики открыли прицельный огонь. За несколько минут ими было сбито два вражеских самолета.
12
По мнению дважды Героя Советского Союза П.М. Камозина Калараш –
человек неизмеримой энергии, неудержимой смелости, изобретатель тактических маневров, виртуоз воздушного боя, у него было чему поучиться. Товарищеская выручка в самой сложной обстановке была для Калараша священным долгом.
19 июля 1942 г. в районе Ростова-на-Дону был подбит самолет командира 236 истребительной авиационной дивизии генерал-майора авиации И.Д.Климова. Генералу удалось покинуть самолет на парашюте. Калараш до самого приземления прикрывал его от атак немецких истребителей, а затем сел прямо в поле, втащил раненного командира в кабину и вместе с ним поднялся в воздух.
16 октября 1942 года Дмитрий Калараш получил звание подполковника.
29 октября 1942 года вылетел во главе группы истребителей на прикрытие с воздуха позиций 9-й гвардейской стрелковой бригады. В районе поселка Лазаревское (ныне район города Сочи Краснодарского края) советские летчики вступили в бой с превосходящими силами противника. В ходе боя Калараш был сбит. Раненый летчик прыгнул с парашютом, но ударился о киль. Все надеялись, что Калараш жив, что он вернется. Но через два дня из Туапсинского госпиталя сообщили, что Дмитрия Калараша доставили туда с места приземления, однако во время прыжка он получил сильный ушиб грудной клетки, и спасти его не удалось.
13 декабря 1942 года Дмитрию Леонтьевич Калараш присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Похоронен в Лазаревском
Калараш Д.Л. награжден также орденами Ленина, Красного Знамени, "Знак Почета".
Навечно зачислен в списки воинской части. На здании педагогического
13
училища в Хабаровске установлена мемориальная доска. Именем Героя
названы улицы в городе Люберцы Московской области и Хабаровске, интернат No.17 в городе Свободный Амурской области.
14
Заключение
Работа дала мне многое: она научила меня работать с различными источниками, в том числе и электронными архивными документами, обобщать ранее известные и новые сведения. Это и помогло создать мне истории ратного подвига моих земляков: Дмитрия Леонтьевича Калараша, Василия Ивановича Дончука, Владимира Георгиевича Кочнева.
Работая над данной темой, я пришла к мнению, что молодое поколение должно знать героев Великой Отечественной войны, боевые подвиги наших земляков.
Я считаю, что в этой работе я постаралась обобщить материал о судьбах и военных подвигах Дмитрия Леонтьевича Калараша, Василия Ивановича Дончука, Владимира Георгиевича Кочнева - участниках Великой Отечественной войны.
Данная работа заставляет задуматься мое поколение не только о своей личной жизни, но и о судьбе России, Родины.
Данная работа, на мой взгляд, будет интересна и школьникам и взрослым.
15
Список литературы
1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь в 2-х томах М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.
2. Феоктистов С.И. В небе Туапсе. — Туапсе, 1995.
3. Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941—1945 гг.: Справочник. — М.: Яуза, Эксмо, 2007.
4. Стефановский П. М. Триста неизвестных. М., Воениздат, 1968.
5. Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1990.
7. Белоконь К.Ф. В пылающем небе. — X.: Прапор, 1983.
8. Подвиги их бессмертны. Хабаровск, 1985. С. 59–62.
9. Сергиенко А. М. Амурцы – Герои Великой Отечественной. Благовещенск, 1970. С. 109–120.